Литература. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. О предназначений поэта
Скачать 16 Kb.
|
Пророк Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Источник: А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 т. М., 1956—1962. Жанр:Ода Тема: о предназначений поэта Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. «Шестикрылый серафим»- посланник Бога. Он превратил человека в пророка. (Образ «шестикрылого серафима» символизирует вдохновение, которое придает сил для дальнейшей борьбы.) Начинает он с глаз. Через прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что скрыто от простых глаз. После прикосновения к ушам, рождающийся пророк услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык его был заменён на змеиное жало. Оно традиционно символизирует мудрость. Потом прикоснулся к сердцу. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь. После перевоплощения герой был как труп, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: «Глаголом жги сердца людей». Таким образом , по мнению Пушкина, настоящий поэт должен слышать и видеть всё, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и этого для него недостаточно – нужно уметь пропускать всё через свое сердце и доносить людям. Выразительные средства: Метафоры– «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Эпитеты – «шестикрылый серафим», «горний ангелов полёт», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый». Сравнения– «персты, лёгкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал». |