история медицины. О сохранении и размножении российского народа
Скачать 21.74 Kb.
|
Письмо Михаила Васильевича Ломоносова графу И. И. Шувалову "О сохранении и размножении российского народа" было написано 1 ноября 1761 г и опубликовано несколько раз, но не при жизни ученого. Ива́н Ива́нович Шува́лов — русский гос. деятель, генерал-адъютант (1760), фаворит императрицы Елизаветы I Петровны Проблема неравных браков, особенно в деревнях. По словам Ломоносова, неспособные к женитьбе юноши были вынуждены жениться на женщинах, которые были гораздо их старше и годились в матеря. Такой брак, как утверждает автор письма, и вовсе не брак, так как первые годы обычно бездетны, хотя эта женщина и может родить обществу детей. Проблема насилия, особенно в неравных браках. Ломоносов отмечал пагубное действие ссор и драк на репродукцию и на здоровье плода, если женщина беременна, это рождение недоношенных детей, детей с пороками развития, мертворождение… В данном случае Михаил Васильевич предлагал возложить обязанность спрашивать предварительное согласие на священников, которые проводят обряд венчания. Как известно, согласие спрашивали уже во время процесса, но никак не до, о чём и писал Ломоносов. Проблема запрета четвертого брака. Ломоносов утверждал, что не для «плотских смешений», а для размножения населения церковь должна позволить овдовевшим и четвёртый, и пятый, и шестой брак. А у кого же в предыдущих браках были «знаки свирепости и неверности» - не позволять. Проблема репродукции среди «постриженных священников». Ломоносов говорил о том, что здоровые мужи, которые способны дать не менее здоровое потомство, не должны пропадать зря. Речь шла о вдовцах, и Ломоносов говорит так: «молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти или, сняв чин священства, позволить быть мирскими чинами». Сюда же он относил молодых людей, постриженных прямо в монахи или монахини. Это явление он красноречиво описывал «черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство». Также в этом вопросе он поднял тему детоубийства во благо сохранения чести и достоинства, что является и грехом, и вредом здоровью, и вредом демографии. Проблема детоубийства – аборта и незаконнорождённых детей. Ломоносов кратко упомянул о проблеме небрачных детей, которых очень часто ждала одна участь – смерть, то л ив утробе матери, то ли после рождения. Здесь он предложил организовать специальные дома – что-то вроде аналогов современных детских домов, он называл их «богаделенные домы», где предложил задействовать женское население преклонного возраста, которые заменили бы матерей и бабушек детям. Проблема рождения детей. Ломоносов отдельным пунктом выделил проблему рождения здорового ребенка, в результате процесса родов который становится уже не здоровым. Особое внимание уделали деформации детского черепа при родах. Здесь он предложил вариант предотвращения последствий путём улучшения навыков так называемых повивальных бабок и осторожности самой роженицы. То есть внимание акцентируется на медицинском аспекте протекания беременности и родах, которые часто проходили с осложнениями или летальным исходом. Проблема первых лет жизни детей. Это, пожалуй, самая обширная проблема. Здесь Ломоносов говорит и о первых детских зубах, и о болезнях типа оспы, различных видов грыжи, также о паразитах, поражающих тело ребёнка, что влияет на его развитие и здоровье в целом. Здесь автор письма предложил следующие меры борьбы с проблемой: 1- осторожный подход к лечению детей, 2 – выбрать книги о повивальном искусстве и самую лучшую положить в основу и разработать комплекс методов диагностики и лечения детских заболеваний, 3- собрать у знающих людей информацию в данной области и дополнить книгу сведениями о лечении болезней на коллективном собрании, 4 – предложил в книге обозначать не только современные на тот момент методы и лекарства, но и общедоступные народные средства для деревень и сельского населения, 5 – распространять эту книгу как знания, которые должны быть всеобщеизвестными среди священников, повитух и грамотных людей. Проблема влияния традиций и суеверий на здоровье ребенка. Здесь Ломоносов говорил о зверском, по его мнению, обычаю крестить младенцев в ледяной воде. Само собой, что данный обряд вызывал большой процент заболеваний у детей и приводил к повышению детской смертности. Попов, которые крестили в холодной воде он называл палачами, так как их упрямство насчёт крещения в воде без примесей – зимой – холодной, летом – теплой было на грани глупости. Проблема гиперболизации праздников русских. Ломоносов говорит о пагубном влиянии нездорового образа жизни людей, которое особенно выражается в деятельности людей в праздничные дни: переедание, чрезмерное употребление алкоголя, что ведёт к определённым заболеваниям сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Также затронул тему отсутствия нравственности у отдельных людей ДО наступления праздников, что забывается уже на самих гуляниях. Предлагает упразднить гуляния и смягчить пост, ибо резкий переход с постной пищи на жирную также пагубно влияет на здоровье. Проблема медицины и медицинского образования на Руси. Ломоносов здесь говорит о «безграмотных мужах и бабах», которые не знают как и от чего лечить. Предлагает «лечить по правилам», то есть иметь представления о алгоритме лечения, определенных диагностических признаках и т.д. Предлагал продвигать медицинское образование по всем направлениям. Проблема нехватки врачей и медикаментозного обеспечения. Особо острая в деревнях, где лечение происходило с помощью народных средств и подручных трав малосведущими в медицине людьми. Если врачи и имелись, то в большом недостатке. Предлагал дать университетам привилегии, посылать студентов за границу. Проблема влияния природных катаклизм и климатических условий на смертность населения. Здесь Ломоносов выделял пожары, холодные зимы, утопления, особенно среди пьяниц и ленивых людей. Проблема драк и разбоев среди населения. Предложил меры по защите городов путём укрепления стен, усиления караула, а крестьянам, которые поймали разбойника, давать по 10 рублей за голову, а тех, кто держит воровские прибежища – 30 рублей. Соорудить ратуши и воеводства для предотвращения разбойных нападений. Стоит отметить, что кроме вышеперечисленных проблем Ломоносов затрагивал также нравственные, социально-экономические и политические проблемы. В письме Ломоносов активно использовал собственные наблюдения и примерные статистические данные, что делало все его аргументы более убедительными. Нельзя сказать, что предложенные Ломоносовым идеи были очень затратными или трудновыполнимыми, поэтому данное письмо хоть и не оказало тотального сиюминутного влияния, но было взято за основу долгосрочного плана, который постепенно был выполнен. |