Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат по психологии человекаТЕМА ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • СОДЕРЖАНИЕ Введение

  • Заключение 92 Введение

  • Основные научные представления о творческом мышлении

  • О соотношении сознания и бессознательного в психике человека. О соотношении сознания и бессознательного в психике человека


    Скачать 51.01 Kb.
    НазваниеО соотношении сознания и бессознательного в психике человека
    Дата10.06.2022
    Размер51.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаО соотношении сознания и бессознательного в психике человека.docx
    ТипДокументы
    #584214

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»


    Эссе

    по психологии человека


    ТЕМА

    О СООТНОШЕНИИ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

    Выполнил:

    Проверил:

    Говоря о сознании и бессознательном, прежде всего, необходимо упомянуть З. Фрейда, который первым среди психологов усомнился в разумной природе человека. З. Фрейд создал свою теорию бессознательного, согласно которой в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. Человеческую психику З. Фрейд образно представлял в виде айсберга, который на девять десятых погружен под водой и лишь малая, надводная часть видна на поверхности. Нам кажется, что существует только то, что находится на поверхности, но на самом деле, это лишь незначительная частица айсберга. Именно она и является сознанием.

    Сознание является маленьким кусочком психики индивида, созданным с целью контроля и проверки отдельных элементов его неосознаваемой психической жизни. Для того, чтобы осознать реальный процесс, протекающий в данный момент времени, необходимо как бы отстраниться, выйти из потока переживаний, посмотреть со стороны. Это позволяет выявить ошибки, закономерности, спланировать действия на будущее. Все это вместе называется самоконтролем. Говоря о человеке как о сознательном, мы имеем в виду, что он действует не импульсивно, а обдуманно, на основе ясных и четких представлений, что он понимает последствия своих действий и несет за них ответственность, что он отдает самому себе отчет о своих чувствах, намерениях и поступках.

    Сознание выполняет определенные функции: 1) познание (обобщенное отражение мира); 2) построение отношений к миру, людям; 3) переживание; 4) регулирование поведения, деятельности.

    Бессознательное в человеке – совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных-предков, вытесненные желания, влечения, переживания. Именно бессознательное и определяет человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Не в сознании или в разуме следует искать главную причину деятельности человека, а в области бессознательного. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). По мнению З. Фрейда бессознательное проявляется в виде сновидений, ошибочных действий (забывание вещей, намерений, идей; описки, оговорки и т.п.) и невротических симптомов. Невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильный очаг и оттуда производят разрушительную работу.

    А.Г. Асмолов предложил следующую классификацию бессознательных (неосознаваемых) процессов по их месту в структуре деятельности. (А.Г. Асмолов стр.403-417)

    1. В первую группу попадают надындивидуальные подсознательные явления, которые описывались разными авторами как «врожденные идеи», «коллективные представления» др.

    2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности). Данные бессознательные явления побуждают человека к деятельности, придают ей смысл, при отсутствии условий для немедленного осуществления деятельности обеспечивают постоянную готовность к совершению соответствующих действий, придают личностный смысл важным событиям в жизни человека.

    3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы). Это – технические исполнители, или «чернорабочие» сознания. Возникают, развиваются и стабилизируются в процессе решения различных задач и выполняют функции обеспечения успешного достижения целей при повторяющихся условиях действия, аккумулируют прошлый опыт поведения субъекта в подобных ситуациях, переработку информации на разных уровнях и одновременное выполнение множества мелких действий и движений без обязательного контроля сознания.

    4. Неосознаваемые резервы органов чувств. Речь идет о восприятии человеком не осознаваемых им в обычных условиях слабых раздражителей, которые тем не менее влияют на его ориентировочную деятельность в мире, обеспечивая «преднастройку» на лучшее восприятие ситуации.

    Бессознательное всегда здесь и теперь, и реагирует на события не анализируя, но доверяя тем, скрытым от нас ресурсам, которые обеспечивают правильное решение. Оно оперирует огромным объемом информации. Переход из бессознательного в сознание, как говорил еще З. Фрейд, - это и есть инсайт! Инсайт или озарение – это момент постижения истины, которая зрела и создавалась в бессознательном. Но если работает только сознание, то инсайта не происходит, сознание может только методично проверять уже известные варианты.

    Итак:

    1. Сознание размышляет, анализирует, бессознательное переживает и действует.

    2. Сознание работает пошагово, совершая ряд последовательных операций. Бессознательное работает непрерывно и бесконтрольно.

    3. Сознание медлительно. Бессознательное – быстродействующая активная работающая система.

    4. Бессознательное – это мощный системный блок, в то время как сознание это монитор, на который выводится некоторая информация.

    5. Сознание построено по диалоговому принципу, оно как бы разговаривает само с собой. Бессознательное не рефлектирует, а просто выражает себя с помощью чувств и эмоций.

    6. Сознание использует знаки, бессознательное образы.

    7. Сознание содержит в себе идеализированные нормы и стандарты, бессознательное - это то, каким человек является на самом деле. Оно действует искренне и непосредственно.

    8. Если сознание целиком подавляет или вытесняет бессознательное, то последнее может «восстать», и проявлять себя в виде психосоматических заболеваний или психических отклонений.

    9. Бессознательное функционирует только в настоящем времени, здесь и теперь. Прошлое, будущее и само время создано самим сознанием, сначала сознание постигает заторможенное прошлое, а потом фантазирует по поводу несуществующего будущего. Сознание никогда не функционирует в настоящем времени!

    10. Бессознательное нечувствительно к противоречиям: в бес­сознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмо­циональное вчувствование, идентификация, эмоциональ­ное заражение, объединение в одну группу порой совершенно различных явлений через «сопричастие», сознание познает действительность через выявления логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.


    Литература.


    1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2002. – 459 с.

    2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2014. – 352 с.

    3. Линде, Н.Д. Психологические Сутры. Психология для реальной жизни / Н.Д. Линде. – М. : Беловодье, 2013. – 256 с.



    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»


    Реферат

    по психологии человека


    ТЕМА

    ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


    Выполнил:

    Проверил:

    Иркутск – 2018

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    2

      1. Основные научные представления о творческом мышлении

    3

      1. Научные подходы к развитию творческого мышления







      1. Методы диагностики творческого мышления







    Заключение

    92

    Введение

    Современный этап развития научного знания характеризуется возросшим интересом к проблеме развития творческого мышления, обусловленным его ролью в развитии личности, общества и государства. Исследование творческого мышления – достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остается недостаточно исследованным.

    Изучением природы творческого мышления занимались такие отечественные ученые как Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, А.А. Мелик -Пашаев ,  Н.Н. Нечаева,  Я.А. Пономарева, Б.М. Теплов, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков.

    В настоящее время наблюдается высокий темп развития науки и техники, создания думающих машин, на которые перекладываются все более сложные функции. Это освобождает человека для творческой деятельности. В соответствии с этим резко возрастают требования к творческому мышлению, которое позволяет человеку ставить перед собой новые проблемы, принимать новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний. Эта сторона мыслительной деятельности имеет свои специфические особенности, без знания которых нельзя повысить ее эффективность.


    1. Основные научные представления о творческом мышлении


    Интерес к творчеству характеризует научную мысль на всем протяжении ее развития, что обусловлено важностью его роли в развитии личности, общества и государства.

    Еще древними философами творчество рассматривалось как качество, приближающее человека к богам. Пифагор считал, что наряду с бессмертными богами и смертными людьми есть также особые существа, цель жизни которых – уподобление богу в смысле выхода за пределы объективной опытной данности (к ним Пифагор относил себя). А Платон утверждал, что творчество является условием достижения человеком бессмертия и блаженства как божественного существования [6, с. 6].

    Само мышление является творчеством, такое представление о мышлении характерно для многих ученых. В.С. Библер указывал на то, что любой акт мышления обладает свойствами принципиальной новизны и неповторимости: «Мысль создает предметы, невозможные для бытия… Смысл мышления в том, чтобы создавать идеальное как «не-могущее-быть», как уникальное, единственное». [2, с.77].

    Л.С. Выготского понимал саму жизнь как творчество, он указывал на то, что человек реализует смысл жизни, изменяя обстоятельства и самого себя. Творчество проявляется в каждом самостоятельном действии, и «даже отказ от творчества, приспособление… требует пусть тупой, но энергии отказа от борьбы. Даже в отказе – проявление свободной воли, реализация человеком только одной из множества данных ему возможностей» [8, с. 43].

    М.К. Мамардашвили подчеркивал, что ситуация мышления, всегда связанная с творческим выбором, «есть прежде всего ситуация выбора самого себя» [7, с. 228]. В.Н. Дружинин в одной из последних своих работ выражал представление о творчестве как способе организации собственной жизни [4, с. 27]. Таким образом, в актах творчества рождается личность.

    Мышление любого человека является в той или иной степени творческим: «Деление мышления на репродуктивное и творческое безосновательно, поскольку оно всегда «искание и открытие» [5, с. 41]

    Мышление – процесс сознательного отражения действительности, в таких ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.

    Мышление рассматривается как трехуровневая иерархическая структура:

    - интуиция как познание абстрактных объектов безотносительно их связи с другими абстрактными объектами;

    - рассудок – познание конкретных систем без учета их взаимосвязи с другими системами абстрактных объектов;

    - разум – познание конкретных систем абстрактных объектов с учетом их взаимосвязей с другими системами абстрактных объектов и универсумом абстрактных систем в целом.

    Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступившей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.

    В мышлении как в процессе обобщенного и опосредованного познания действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Для его оценки равно важны объективные и субъектиные критерии новизны: значимость творческого продукта для отдельного человека и для всего человечества.

    В психологии получил широкое распространение и иной подход – дифференцирующий мышление на творческое - продуктивное (дивергентное) и репродуктивное (конвергентное). Наиболее известна теория дивергентного мышления Дж. Гилфорда. Она основана на представлениях Л. Терстоуна о семи основных умственных способностях: вербальное понимание, вербальная беглость, счет, пространственное представление, память, быстрота восприятия, умение рассуждать.

    Особенности протекания мышления взаимосвязаны с особенностями его развития: наглядно-действенным характером; непосредственным оперированием с предметами; обобщением предметов и их свойств; предметным характером; перестройкой процессов; целенаправленной мыследеятельностью; способностью к абстрактно-логическому мышлению.

    В научной и учебной литературе принято выделять операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, обобщение, конкретизация. Наряду с этим в литературе различают конкретные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогия. Выделяют также определенные виды мышления: наглядно-образное (непосредственное включенное в деятельность), образное (осуществляющееся на основе образов, представление того, что человек воспринимал раньше), отвлеченное (совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются).

    Идеи о творческом мышлении, его специфике, взаимоотношениях с другими процессами, с памятью, интеллектом, вниманием, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих российских психологов (Ананьев Б.Г., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Костюк Г.С., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М. и др.). Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было осуществлено Рубинштейном С.Л. Он характеризовал творческое мышление как особый этап мышления при котором «объект вступает в новые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах т качествах, из него как бы «вычерпывается» все новое содержание» [9].

    Творческое мышление – есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, ее интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Это психологическое звено творческой деятельности (процесса творчества), результаты которого отличаются оригинальностью и социальной значимостью.

    Понимание творческого акта как озарения, инсайта является одним из самых устойчивых в обыденном и научном сознании. Основным эмпирическим методом исследования в данном случае служит метод интроспекции – анализ свидетельств людей, достигших высот в науке и искусстве, о внезапности нахождения решения трудных задач, о неожиданных порывах творческого вдохновения.

    Я.А. Пономарев также связывал творчество с инсайтом, а в основу его механизма полагал интуицию. В ходе деятельности человека складывается не только сознательный, но и бессознательный – интуитивный опыт. Этот опыт, фиксирующий те свойства предметов, которые не попадают в поле внимания человека, не доступны сознательному контролю, может при определенных обстоятельствах проявиться в действии. Рациональное начало в жизни человека противопоставлено интуитивному. Интуиция связана со способностью передавать целостность: «смысл», «дух» - произведением творчества [12]. Механизм творчества понимается как соединение логических и интуитивных процессов при приоритетности последних.

    В.Д. Шадриков связывает «секрет творчества» с «духовным состоянием» - состоянием «расширения сознания», «активного включения в процесс постижения истины подсознания», «энергетической активизации», «сосредоточения на познаваемой проблеме», «гармонизации личности», «перехода к образному мышлению», «целостного осмысления проблемы», «высокой продуктивности воображения» [14, с.191-192], «проницательности». Такое состояние может возникать как в научной деятельности, в искусстве, так и в обыденной жизни. К духовным состояниям приводит долгий путь развития человека, подвижничества, «теоретических и нравственных размышлений» [там же, с. 194]. Творчество рассматривается как категория, соотносимая с бытийным (противоположным бытовому) уровнем существования человека: «Подлинное творчество обращено не к старому и не к новому, а к вечному» [1, с.177].

    С.Л. Франк связывал творчество с трансцендентным постижением сущности бытия и объективацией постигнутого. Качество объективации обусловливает уровень творчества, которое имеет надындивидуальное значение, не зависимое от личности творца.

    Реализация творческой свободы, согласно В. Франклу, является необходимым условием аутентичности личности, которая есть предпосылка полноценной жизни. Невроз, считает автор логотерапии, - следствие экзистенциальной вины за нереализованность потенциального [13].

    И.М. Кыштымова определяет творческое мышление как свойство личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры. Личность, обретающая смыслы высшего – духовного уровня, испытывает потребность их адекватного выражения обусловливающего возникновения акта понимания, что обеспечивает его связь с другими людьми в поле культуры. Культура как система, задающая «рамки» творческой самореализации, направлена на такое ценностное воспроизводство, которое обусловливает существование и развитие национальной общности. Она обеспечивает возможность понимания людей друг другом, их диалог и совместную деятельность. Следовательно, творчество как явление культуры направлено на ее развитие, на выражение единичного, уникального смысла эмпатийно - обусловливая понимание [6].

    Определение творческого мышления как реализации личностного смысла посредством сигнификационных умений, данное И.М. Кыштымовой, позволяет определить методы диагностики и развития уровня творческого мышления.


    1. Научные подходы к развитию творческого мышления


    Для многих ученых характерно суждение об изменяемости уровня творческого мышления, при разности понимания причин, обусловливающих ее положительную или отрицательную динамику. Потенциально творческое мышление есть у каждого человека. И за реализацию своего творческого потенциала человек несет ответственность. Можно раскрыть его в полную силу, а можно «зарыть талант в землю». Потенциальность преобразуется в актуальность при определенных внешних и внутренних условиях.

    Все люди изначально «одарены» одинаковым потенциалом, а неодинаковый уровень их творчества обусловлен тем, как каждый распорядился своим богатством, различие заключается скорее в степени развития, а также в способе организации общечеловеческих в принципе компонентов.

    Фактором, обусловливающим динамику творческого мышления, является изменение отношения человека к миру, основой которого является «диалог» человека с глобальными, объясняющими мир структурами. Творчество порождается потребностью выразить свое неповторимое отношение к миру. Ведущие мотивы творческой деятельности, по мнению, человек приобретает извне – из самых разнообразных продуктов творчества предшествующих поколений, из культурного опыта человечества. Развитие творческого мышления обусловлено активностью личности, системой ее отношений с миром и культурой. Уникальность и творческая индивидуальность личности проявляется в продуктах ее деятельности

    Психологи гуманистического направления, исследуя условия творческой самореализации, утверждают, что природа человека позитивна, а, следовательно, актуализация креативности происходит в том случае, если человеку ничто извне не мешает. Представления гуманистических психологов о развитии творческой личности легли в основу многих российских программ организации психолого-педагогического процесса в школе. Личностно-центрированный подход предполагает, что образовательная среда должна быть максимально адекватна потребностям ребенка, их постепенное удовлетворение будет приводить к позитивному творческому развитию человека. Приняв положение о том, что потенциальная креативность присуща каждому человеку, гуманисты наделяют природу человека самораскрывающейся созидательной силой. По их мнению, снятие зависимостей человека от ограничений, накладываемых средой, - путь к творческой самореализации и здоровью.

    Православное понимание сущности процесса творческого развития человека принципиально иное. Утверждая, что каждый человек свободен, православные мыслители подчеркивают, что эта свобода есть свобода нравственного, по сути, выбора. Свобода, которую проявляет креативная личность в процессе акта творчества, дана от рождения каждому человеку, «это самое ценное и основное в нас», но «она не имеет самого ценного, что есть в свободе,- внутренней связи ее с добром, с правдой – наша свобода есть свобода и к добру, и к злу».

    Оптимистический гуманистический взгляд на природу человека и развитие человеческого общества не разделяют православные мыслители, считающие, что оскверненный первородным грехом человек находится в ситуации необходимости преодоления этой естественной (присущей естеству) греховности ежеминутно. Преодоление это не происходит само собой, оно требует от человека нравственного и волевого усилия. Развитие нравственной воли – основная задача педагога: «… роль воспитания заключается в том, чтобы подвести дитя к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы» [цит. по 6].

    Реализуя свободу при совершении выбора, человек тратит неодинаковые усилия: «когда «идеальный» мотив «побеждает» мотив низшего порядка, само переживание имеет … качественный оттенок усилия, соучастия центральной волевой инстанции: пьяница, лентяй, трус никогда не говорит (и не переживает), что он преодолевает в себе стремление к трезвости, энергию, самообладание, как это имеет место в обратных случаях победы высших мотивов; он говорит, наоборот, о своей порабощенности страстям и привычкам». Таким образом, простое, без усилий, «естественное» (а согласно православному представлению, противоестественное, ибо – проявление падшего естества) самовыражение в искусственно созданных условиях благоприятной, организованной по гуманистическим принципам среды, есть самовыражение вопреки культуре, поэтому оно не может приводить к гармонизации психосемиотической структуры человека [6].

    Обретению творческой свободы как высшей и нравственной должна быть подчинена, согласно православной традиции, вся жизнь человека. В представлениях П.А.Флоренского, С.А.Франка, В.В.Зеньковского, Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского и других – маркируется мысль о том, что творчество, не оплодотворенное высотой нравственного – Божественного – духа, губительно как для самого художника, так и общества в целом.

    В отечественной философско-психологической мысли принято объяснять влияние культуры на личностное и творческое развитие тем обстоятельством, что она задает систему духовных ценностей. Эта духовная вертикаль оказывает влияние на смысловые установки, личностные смыслы,

    Методы гуманистической психологии, при их ориентации на самопринятие и самореализацию, не всегда отвечают смысловым установкам отечественной культуры (на самопреодоление при осознании своего несовершенства).

    Творческое мышление предполагает не только наличие выражаемого (смысла), но и умение его выразить. Несмотря на то, что каждый человек с первых дней жизни включается в мир знаков, усвоение приемов знакового выражения происходит у разных людей неодинаково. Но от качества владения знаковой системой зависит уровень выражения творческого мышления, поэтому программы его развития должны включать обучение способам адекватного выражения смысла средствами знаковых систем.

    Особое значение для осмысления форм развития творческого мышления имеет представление о роли социокультурного контекста. Понимание творчества как выражения уникальности, непохожести связывается, с одной стороны, с социальной изоляцией, непонятостью, иррациональностью, одиночеством, противопоставлением обыденности. С другой стороны, подчеркивается значение умения «вписать» индивидуальное во всеобщее, «согласовать» его с требованиями культуры, умение вести диалог, в процессе которого и обретаются личностные смыслы как основа индивидуального отношения к миру. Культурно-исторический подход к развитию личности маркирует роль культуры как системы ограничений, которая определяется культурными установками. Вне этой системы развитие творческой личности невозможно [6].

    Таким образом, актуализация творческого мышления зависит от уровня развития личностного смысла, качества владения средствами культуры как средствами выражения, понимания законов знаковой системы, используемой при выражении смысла; чувства гармонии (умения соотнести форму и содержание, средства выражения и выражаемый смысл).


    1. Методы диагностики творческого мышления


    Большинство известных тестов творческого мышления основаны на теории Дж.Гилфорда. К ним относятся методика самого Дж.Гилфорда, тест Е.Торренса, тест Микера, опросник Джонсона, тест Ф. Вильямса, методики Е.Е. Туник и др. Все они направлены на измерение креативности как дивергентного мышления. В качестве основных факторов творческого мышления рассматриваются беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

    Наиболее распространенным диагностическим инструментом измерения творческого мышления является проективный тест Е. Торренса, состоящий из вербальной, образной и звуковой частей. Вербальная и образная батареи теста адаптированы на российской выборке Е.Е. Туник и, согласно ее данным, обладают хорошими психометрическими свойствами [10]. Тест Е.Торренса широко применим как в полном, так и в редуцированном (отдельные субтесты) варианте. С его помощью изучается выраженность общей креативности, а также динамика структурных показателей креативности во время творческого процесса.

    Е.Е. Туник разработала батарею тестов по изучению творческого мышления [11] у детей 5-15 лет, состоящую из семи субтестов, четыре из которых направлены на изучение вербальной креативности, три – образной. Критерии оценки уровня креативности: беглость, гибкость, оригинальность и точность. Автор предлагает детям придумать разные способы использования газеты; перечислить возможные последствия гипотетической ситуации; придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом (для детей 5-8 лет) или придумать предложения, в которых каждое слово начинается с указанной буквы (для 9-15 лет); придумать как можно больше определений к слову «книга»; нарисовать объекты, пользуясь заданным набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг; дорисовать картинки – на основе множества одинаковых кругов создать различные изображения; найти фигуры, скрытые в мало структурированном изображении. Автор предлагает проводить тест в игровой обстановке, поощряя проявления творческой активности испытуемых.

    Методика «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской основана на представлении о креативности как нестимулированной интеллектуальной активности и направлена «на прослеживание хода мысли за пределами решения исходной задачи» [3, с. 95]. Задания, предлагаемые испытуемым, доступны для решения при любом уровне умственных способностей. Принципы метода: 1) отсутствие оценочной стимуляции, 2) отсутствие «потолка» в исследовании, 3) отсутствие ограничений во времени и многократность. Анализируется процесс нахождения испытуемым алгоритма решения задачи. Таким образом, «первым слоем» диагностики является заданная деятельность. Вторым - «глубинным… неочевидным для испытуемого – деятельность по выявлению скрытых закономерностей, которые содержит вся система задач, но открытие которых не требуется для их решения» [там же, с. 99]. Переход к анализу материала не задается условием выполнения задачи, он может производиться исключительно по инициативе самого испытуемого (т.е. внешне не стимулирован). В выходе за пределы заданной ситуации, т.е. «в искусственно не стимулированной продуктивной деятельности, и кроется тайна высших форм творчества» [там же, с. 102].

    Д.Б. Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности: 1) стимульно-продуктивный (пассивный или уровень действия социального индивида), 2) «эвристический» (эмпирический), 3) креативный (теоретический). На креативном уровне «мысль достигает всеобщего характера», т.е. интеллектуальная активность выходит за пределы заданного, опытно данного как трансцендирующая мысль. Автором выявлен высокий уровень корреляций между интеллектуальной активностью и профессиональной успешностью. С другой стороны, невысокие корреляции показателей «креативного поля» и теста креативности Е. Торренса объясняются принципиальными различиями в теоретических представлениях об исследуемом феномене. Достоинством методики Д.Б. Богоявленской является диагностика креативности на основе анализа реального, мотивированного «изнутри» творческого процесса, недостатком – сложность проведения и обработки данных.

    В.Н. Дружинин классифицировал методы диагностики способностей по уровню регламентации процедуры тестирования на 1) тесты креативности Гилфорда с регламентацией задачи, ограничением времени, однозначностью оценки; 2) высокоскоростные групповые тесты интеллекта, в которых регламентированы задача, время, способы действия, дается однозначная оценка результата (тест Р. Амтхауэра, тесты Г. Айзенка и др.); 3) индивидуальные тесты интеллекта с регламентированными задачами, менее жесткой регламентацией времени, вариативностью ответов, однозначной оценкой результатов; 4) методику «креативное поле» Д.Б. Богоявленской с опредленностью задания, которое может быть переформулировано, многовариантностью решений, неограниченностью времени, однозначностью оценки; 5) проблемные ситуации К. Левина: испытуемый может делать со стимульным материалом, что хочет [5, с. 40].

    Метод диагностического анализа авторского текста предложен И.М. Кыштымовой [6]. Он разработан на основе семиотического подхода к анализу вербальных авторских текстов, исходя из представления о том, что личностный смысл, являясь системообразующим свойством личности (А.Н. Леонтьев) актуализируется в процессе творческой деятельности и выражается в особенностях использования знаков, например, языковых – посредством речи. Метод психосемиотического анализа позволяет выявить как воплощенный в тексте уровень личностного смысла его автора, так и степень владения адекватными культуре средствами самовыражения. При анализе сочинений использовались следующие диагностические категории: «объем», «лексическое богатство», «время», «смысл 1» (уровневая дифференциация основана на представлениях о «слоях бытия»: бытовом, социальном, национально-культурном, духовном); «смысл 2» (использована уровневая дифференциация смыслов Б.С. Братуся, осуществленная на основании отношения к другому: эгоцентризм, группоцентризм, гуманизм и духовность), «ответственность» (выраженность брать ответственность за негативно изображаемые явления на себя или перекладывать на других), «субъектоцентризм» (отношение числа личных местоимений в тексте к корню квадратному от всех слов) и «объектоцентризм» (отношение числа слов, обозначающих объект повествования, к корню квадратному от общего числа слов в тексте), «цельность», «образность», «интертекстуальность», «композиция», «гармонический центр» (смысловая фраза, находящаяся в месте «золотого сечения» текста)

    Таким образом, анализ современного состояния психодиагностики творческого мышления показал, что большинство методик диагностики креативности основано на теории Д.Гилфорда (тесты Д.Гилфорда, Е. Торренса, Микера, Ф. Вильямса, Джонсона, Е.Е. Туник и пр.); тип диагностических заданий, разработанных Д.Гилфордом и Е. Торренсом (придумать способ употребления вещи, объяснить невероятную ситуацию, закончить предложение или рисунок и пр.) и принципы их обработки используются во вновь создаваемых и основанных на иных теориях методиках (В.Н. Дружинин, В.Г. Ожиганова, А.И. Серавин, Р. Стернберг). При этом как теоретические представления о креативности Д. Гилфорда, так и созданный им диагностический метод подвергаются справедливой критике (Д.Б. Богоявленская, Е.Л. Григоренко, В.Н. Дружинин, Д.В. Лубовский, Р. Стернберг, М.А. Холодная).

    В современной психологии обосновываются и реализуются попытки использовать анализ вербальных текстов для психодиагностики. Представляет интерес разработанная И.М. Кыштымовой методика психосемиотического анализа сочинений.
    Заключение
    Таким образом, творческое мышление - свойство личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры. Личность, обретающая смыслы высшего – духовного уровня, испытывает потребность их адекватного выражения обусловливающего возникновения акта понимания, что обеспечивает его связь с другими людьми в поле культуры. Культура как система, задающая «рамки» творческой самореализации, направлена на такое ценностное воспроизводство, которое обусловливает существование и развитие национальной общности. Она обеспечивает возможность понимания людей друг другом, их диалог и совместную деятельность

    Актуализация творческого мышления зависит от уровня развития личностного смысла, качества владения средствами культуры как средствами выражения, понимания законов знаковой системы, используемой при выражении смысла; чувства гармонии (умения соотнести форму и содержание, средства выражения и выражаемый смысл).

    Для диагностики уровня развития творческого мышления представляется продуктивным использования метода психлсемиотического анализа авторского текста предложенного И.М. Кыштымовой.
    Литература

    1. Бердяев Н. А. О назначении человека: опыт парадоксальной этики // Творчество и объективация / Н.А. Бердяев ; сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская.– Минск, 2000. – С. 139–217.

    2. Библер В. С. Самостоянье человека : «Предметная деятельность» в концепции Маркса и самодетерминация индивида. – Кемерово : АЛЕФ Гуманитарный центр, 1993. – 96 с.

    3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002 – 320 с.

    4. Дружинин В. Н. Варианты жизни : очерки экзистенциальной психологии / Н. В. Дружинин.– М. : ПЕР СЭ ; Спб. : ИМАТОН-М, 2000. – 135 с.

    5. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / Н. В. Дружинин.– М. : ПЕР СЭ, Спб. : ИМАТОН-М, 2001. – 224 с.

    6. Кыштымова, И.М. Психология творчества

    7. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили. – М. : Моск. школа политич. исследований, 2000.– 416 с.

    8. Михайлов Ф. Т. Проблемы метода культурно–исторической психологии / Ф. Т. Михайлов // Культурно – ист. психология. – 2005. – № 2. – С. 30–45.

    9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн.– Спб. : Питер, 2003. – 512 с.

    10. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса / Е. Е. Туник.– Спб : Иматон, 1998. – 170 с.

    11. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления : креативные тесты / Е. Е. Туник. – Спб. : Дидактика Плюс, 2002. – 48с.

    12. Ушаков Д. М. Одаренность, творчество, интуиция / Д. М. Ушаков // Основные современные концепции творчества и одаренности : cб. ст. / под ред. Д. Б. Богоявленской . – М., 1997. – С. 78–89

    13. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.

    14. Шадриков В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков.– М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1999.– 288 с. – (Психологи Отечества : избр. психол. тр.).


    написать администратору сайта