О цивилизации. О современной цивилизации
Скачать 22.42 Kb.
|
О современной цивилизации Проблемы демографии, безработица, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких эффективных мер для решения хотя бы одной из этих проблем. А тем временем число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету. Грозное предостережение, что — при всем своем видимом благополучии — человечество на самом деле переживает сейчас период острого кризиса и что надо, пока не поздно, коренным образом изменить наметившийся ход событий, прозвучало в конце 70-х годов прошлого столетия на конференциях, организованных Римским клубом. Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвав тот порочный круг, в котором мы оказались. Не менее мрачно и безнадежно выглядит сейчас панорама международной жизни. Очень многие люди думают, что основные вопросы жизни абсолютно неразрешимы, что человечество никогда не узнает, зачем и к чему оно стремится, для чего страдает, куда идет и вообще, зачем понадобилось Богу его создавать и с какой целью. Поднимать эти вопросы считается даже неприличным. Полагается жить «так», «просто жить». Люди отчаялись найти ответы на эти вопросы и махнули на них рукой. И в тоже время они плохо отдают себе отчет, что собственно создало им ощущение безнадежности и неразрешимости. В действительности эту безнадежность мы ощущаем только тогда, когда начинаем считать человека чем-то «конечным», не видим ничего дальше человека. В таком виде вопрос на самом деле безнадежен. Конечно, пока человечество не освободится от голода и нужды, пока рядом с роскошными дворцами и комфортабельными домами будут вонючие и грязные трущобы, пока рядом с нами люди будут топиться и вешаться от голода и отчаяния, мы не имеем права говорить ни о культуре, ни о цивилизации. Но допустим, что ничего этого больше нет. На земле настоящая, неподдельная цивилизация и культура. Никто больше не душит никого. Все могут жить и дышать. Ну, а дальше? Дальше несколько трескучих фраз о «невероятных горизонтах», открывающихся перед наукой. «Сообщение с планеты Марс», «химическое приготовление протоплазмы», «утилизация вращения Земли вокруг Солнца», «сыворотки от всех болезней», «жизнь до ста лет» и так далее. Вот тут и приходит ощущение неразрешимости и безнадежности. В самом деле - что дальше? Люди почему-то не хотят принять этих вопросов. Им нужно разрешение вопроса о судьбе настоящего, современного человечества в таком виде, как оно есть сейчас. Они не хотят признать того, что самое человечество может и должно измениться, что «человек» в настоящем виде это только куколка, из которой со временем разовьется бабочка, совсем непохожая на куколку. Это собственно и есть ключ к пониманию нашей жизни с общественной стороны. Что нам нужно теперь – это синтез! Во всемирной литературе специализация начинает понемногу уступать место новому широкому синтетическому направлению мысли. Появляются книги, которые приводят к выводам, поднимающимся на уровень высочайших вершин философской мысли. В них говорится о том, что настоящая форма сознания является переходной к другой, высшей форме, которая называется космическим сознанием и которая уже приближается, являясь предвестником новой фазы в истории развития человечества (В. Вернадский, К. Циолковский, Пьер Тейяр де Шарден, Дэйн Радьяр, Р.М. Бекк и др.). Главная характеристика космического сознания, как говорит самое имя, есть сознание Космоса, то есть жизни и порядка Вселенной. Вместе с сознанием Космоса приходит интеллектуальное просветление, которое уже само по себе переносит существо, обладающее им, на новый план бытия – делает из него почти существо нового вида. К этому присоединяется чувство моральной экзальтации, неописуемое чувство возвышения и радостности и усиление морального чувства, которое само по себе настолько же поражающе и настолько же важно, как для индивидуума, так и для всей расы, как и усиление интеллектуальной силы. Вместе с этим приходит то, что может быть названо чувством бессмертия, - сознание вечной жизни, не уверенность в том, что она будет, а сознание того, что она уже есть. Этот шаг в эволюции совершается уже теперь. Люди, обладающие космическим сознанием, появляются все чаще. Мы уже сегодня приближаемся к тому состоянию самосознания, от которого совершится переход к космическому сознанию. При соприкосновении с космическим сознанием в человеческой душе произойдет революция. Очевидность бессмертия будет существовать здесь и в настоящем. Сомнение в Боге и в вечной жизни будет так же невозможно, как невозможно сомнение в своем собственном существовании. Очевидность того и другого будет одинакова. Люди не будут мучиться относительно смерти или относительно будущего, относительно Царства Небесного, относительно того, что может случиться после смерти тела. Каждая душа будет чувствовать и знать себя бессмертной, будет чувствовать и знать, что вся Вселенная, со всеми ее благами и со всей ее красотой, принадлежит ей навсегда. Космическое сознание состоит в осознании того, что Космоссостоит не из мертвой материи, управляемой бессознательным, неизменным и бесцельным законом, а наоборот – духовен и жив. Космическое сознание есть сознание того, что идея смерти нелепа, что всё и все имеют вечную жизнь, что Бог есть Вселенная, и что Вселенная есть Бог, и что никакое зло никогда не входило и не войдет в нее. Одновременно или непосредственно следуя за эмоциональным подъемом в моменты пробуждения космического сознания, у человека наступает интеллектуальное просветление, которое совершенно невозможно описать. В одной вспышке сознанию рисуется ясное понятие в одном общем абрисе значения и цели Вселенной. Человек не просто начинает верить, но он видит и узнает, что Вселенная, которая обыкновенному человеческому уму кажется сделанной из мертвой материи, на деле есть живое присутствие. Он видит, что люди – это не островки жизни, рассеянные в бесприютном море неживого вещества, а что они погружены в бесконечный океан жизни. Он видит, что вся жизнь – вечная, что душа человека так же бессмертна, как Бог… Это расширение интеллекта колоссальным образом увеличивает способности к приобретению и накоплению знаний и равным образом усиливает способность инициативы. Близость нового сознания говорит нам о близости новогочеловечества. Новая раса быстро образуется среди человечества и выделяется своим совершенно особенным пониманием мира и жизни. Признак людей новой расы – это новое сознание и новая совесть. Мы узнаем их потому, что они будут больше сознавать, больше видеть и больше знать, чем обыкновенный человек. Они не будут в состоянии закрывать глаза на то, что видят, и поэтому будут видеть больше; не будут в состоянии не думать о том, что знают, и поэтому будут знать больше; не будут в состоянии оправдывать себя, и поэтому будут сознавать больше. Эти люди будут всегда ясно видеть свою ответственность за то, что они делают. И они не будут в состоянии возлагать эту ответственность на других. Они не будут удовлетворяться простым исполнением «долга», и будут чувствовать себя обязанными знать прежде, чем делать. Они не будут в состоянии отделаться от своей совести ничем, и только совесть будет руководитьих поступками, и ничто другое. В них не будет трусости и не будет уклонения от того, что они считают должным. Они никогда не будут безответственными исполнителями чужой воли, потому что у них будет свояволя. Они будут требовать от себя прежде всего ясного сознания, что и зачем они делают. И они будут чувствовать свою ответственность до конца перед всеми, кого касается их деятельность. Это будет действительно новая раса – и тут не будет возможна никакая фальсификация, никакая подмена, никакая узурпация. Ничего нельзя будет купить, ничего нельзя будет присвоить обманом или силой. И эта раса не только будет, но она уже есть. И, может быть, социальные и политические вопросы, так остро выдвинутые нашим временем, разрешатся совсем на другой плоскости, чем мы это думаем, и совершенно другим образом – разрешатся выступлением на сцену сознающей себя новой расы. Политическая воля — всего лишь первый шаг в новом направлении, а одного шага, конечно же, недостаточно. Стоящая перед цивилизацией задача на самом деле намного сложнее и грандиознее. Ведь поскольку императивом нам служит человеческое развитие, то в этот процесс повсюду должны быть вовлечены самые широкие народные массы. Речь здесь должна идти именно обо всем человечестве как едином целом, которое должно стать более зрелым и более ответственно готовиться к повой грядущей эпохе. И если так оценивать нынешнюю ситуацию, то она сразу же становится не такой уж безнадежной. Сейчас буквально повсюду люди все более и более остро чувствуют настоятельную необходимость существенно улучшить организацию мирового сообщества и усовершенствовать управление делами человечества. Настало время выявить и освободить дремлющую в каждом человеке способность видеть, понимать и созидать, направить моральную энергию людей на то, чтобы они сами создавали достойное их общее будущее. И здесь на первое место выступают вопросы культуры, образованности и осознанности вписанности человечества в космический миропорядок. А.Ю. Савин Генерал-лейтенант в отставке, Заслуженный военный специалист, Доктор технических и философских наук |