Судьба и свобода. Судьба и Свобода. Проблема судьбы имеет ярко выраженный антропологический аспект и является одной из важных тем философской антропологии
Скачать 23.19 Kb.
|
Проблема судьбы имеет ярко выраженный антропологический аспект и является одной из важных тем философской антропологии. Люди всегда сталкивались с этим вопросом, с этими двумя подходами к жизни: все ли предопределено, или мы можем каким-то образом изменить ход событий - силой нашей воли, наших желаний и исправленных ошибок? Рассмотрение дилеммы: свобода - необходимость позволяет выделить три основных позиции по отношению к проблеме судьбы: фатализм (мифологический, теологический, рационалистический), волюнтаризм (анархистский и философский) и диалектический подход. Свобода связана с ответственностью и возможностью выбора. Отношение к выбору имеет две версии: позитивную и негативную. В истолковании свободы воли выявились две философские позиции: детерминизм («геометрический», или механический, и менее строгий — детерминизм психологический) и индетерминизм. Понятие судьбы осмысливалось неоднократно: начиная с античности и заканчивая нашим временем. И сегодня ее нельзя считать закрытой. Если в истории философии представления о судьбе складывались на разных основаниях - мифологических, религиозных, научных, философских, художественно-образных и т.д., то сегодня о судьбе пишут при обсуждении наиболее острых социальных и мировоззренческих проблем, таких, как добро и зло, любовь и ненависть, их происхождение, анализе различных философских категорий. Бессилие человека перед Неизвестным в природе и общественной жизни порождало религиозно-мистическое сознание, в котором немалое место занимала слепая вера в судьбу. Именно эти два вида народного миросозерцания -практический и мистический - и проявились во взглядах на судьбу в мифах. Как строить судьбу, какими нитями она связана с судьбами страны, народа, все ли предопределено или мы можем каким-то способом изменить ход событий: силой нашей воли, наших желаний, преодоленных нами опасностей и исправленных ошибок - круг этих и других вопросов волновал человечество во все времена. Реальные жизненные обстоятельства, отчасти верно, а отчасти превратно, искаженно отраженные в сознании, заставляли людей мучительно искать ответ на вопрос: где кончаются границы свободы и начинается неумолимая власть судьбы? «Судьбы людей бесконечно сложны и многообразны. Двух одинаковых человеческих судеб нет и, очевидно, быть не может. Самый сложный вид творчества - созидание собственной жизни, - отмечает Л.Н.Коган. - Судьба с позиций научного мировоззрения представляет собой неразрывное диалектическое единство социальной детерминации жизненного пути и свободного выбора человека, естественно, в границах исторической необходимости и в соответствии с общественными интересами. Судьба человека - реальная мера свободы его жизнетворчества, которая зависит и от обстоятельств его жизни, и от его активной позиции в формировании собственного жизненного пути» [2]. Уже в древнейших литературных памятниках, относящихся к III тысячелетию до н.э, находим и первые афоризмы о судьбе человека, попытки анализа понятия судьбы. Исследователи А. Трофимов и В. Станьял справедливо отмечают, что «В классическом повествовании были затронуты главные вопросы человечества - жизнь и судьба людей, поэтому народные сказания сохранились на многие века, волновали умы и сердца грядущих поколений. Народные сказания рождались и жили как в отдельно взятом племени, так и в целом народе» [5]. Далее они пишут: «”Книга судьбы” племени чуваш идентична “Книге коровы” или “Книге умерших” Древнего Египта, поэмам “Теогония” Гесиода из Греции, “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Метаморфоза” Овидия. Во времена первого Великого переселения “Книга судьбы” чуваш была уничтожена в жерновах войны и бедствий» [6]. Так, по мнению французского философа-этнолога, представителя структурализма Леви-Строса, который уделил наибольшее внимание исследованиям мифологического мышления, у различных племен и народностей одни и те же мифы воспроизводятся с буквальной точностью и имеют общую структуру в разных регионах мира. Причем, с его точки зрения, как он это описывает в своей книге «Структурная антропология» [3], и мифологическое, и научное мышление подчинены одной и той же логике. А по мнению С.С. Аверинцева: «Судьба - в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании - неразумная предопределенность событий и поступков человека. Идею судьбы, абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект - аспект несвободы, следует четко отличать не только от научного представления о каузальной детерминации (причинности), но и от религиозного представления о телеологической детерминации («провидении», предопределении). Обусловленность следствия причиной может быть познана умом человека, и даже цели «провидения» предполагаются ясными, по крайней мере, для ума «самого бога». Напротив, в понятие судьбы обычно входит не только непознаваемость для человеческого интеллекта - она «слепа» и «темна» сама по себе» [1]. Не случайно то, что отдельные аспекты рассмотрения понятия судьбы выявляются в фрагментах древних мыслителей в виде определенных божеств. Все известные нам культуры и народы задавались вопросом идеи судьбы. Например, в древнем индийском пантеоне есть божество, находящееся за пределами рационального, интеллектуального понимания. То же самое в пантеонах Древней Америки и Древнего Китая упоминается как высшее божество без имени и атрибутов, представляющее неумолимую Судьбу. Античная философия поставила конкретные проблемы, которые впоследствии обсуждались на протяжении всей истории философской мысли: существует ли предназначенная богами судьба человека или она является следствием естественных законов природы и как совместить судьбу и свободную волю человека? Выдающиеся мыслители того времени Платон, Эпикур, Сенека, Аристотель и другие давали свои ответы на эти вопросы. Древние греки почитали божество, стоящее выше самого Зевса, владыки Олимпа; его называли Зевс-Зен. Эсхил говорит о нем как о божестве, управляющем Судьбой. В греческой драме часто упоминается загадочный принцип Судьбы, управляющий всем сущим. В знаменитом произведении Эсхила «Прометей прикованный» Прометей крадет Огонь - Свет и Разум - ради блага всех людей. Зевс карает его: титана приковывают к скале на горе Кавказ, и орел, прилетая каждый день, выклевывает его печень. Печень вырастает после этого вновь и вновь, и через боль и страдания, каждодневно совершается великое жертвоприношение любви. И когда распятое божество вопросило: «Почему вы делаете это со мною?» - таинственный голос с далеких высот, над Олимпом и над самим Зевсом, дошедший до Прометея через Гермеса - вестника, бога Мудрости, - ответил: «Потому что так хочет Судьба, потому что это Судьба...» [9]. В языки некоторых народов в жизнь глубоко вошло слово «мойра». В греческой мифологии, например, описывается: «“Мойры”, в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить» [4]. Кстати, заметим, что мойры соответствуют римским парки. Итак, слово «мойра», обозначавшее и судьбу, и ее вершительниц - трех мойр: прошлое, настоящее, будущее, означает долю, которая досталась, видимо, участнику пиршества за трапезой или же при распределении мяса пойманного животного. Любопытно, что и в Скандинавии три норны плетут судьбы людей и всего сущего, а в древней Аравии божество судьбы изображалось с ножницами и путами. В Древнем Риме также верили в бога (он упоминается в мифах), стоящего выше Юпитера, божество без имени, которого называли просто - Неизвестный. С торжеством Римской империи судьба осмысливается как всеохватывающая и непреложная детерминация, отчужденная от конкретного бытия человека, - «фатум». Христианство противопоставило идее судьбы веру в осмысление действия провидения. Все народы, возможно, интуитивно чувствовали, что далеко за пределами проявленного, даже выше любого персонифицированного божества, существует загадочный принцип Судьбы. В древнееврейской Каббале его называли Эйн-Соф. Это тот, кто находится на вершине Короны, кто управляет всеми невидимыми существами. Его импульс нисходит с высот, для того, чтобы дойти до нашего дуального мира, в котором все явленное принимает форму благодаря «столкновению», сплетению сил, энергии и материи. Первоначально в древнерусском языке слово «судьба» употреблялось в значении «судилище, правосудие, приговор». А значит, судьба - это то, что «суждено». Идея суда, который вершится в момент рождения человека, отражена также в ритуалах и обрядах славян. Так, наши предки верили, что судьбой человека управляет божество Усуд. Если он рассыпает в своем дворце золото, рождаются богатые. Если черепки - рождаются бедняки. У Усуда есть три сестры, суденицы. В полночь, обычно на третий, реже на первый или седьмой день после рождения ребенка, они приходят, чтобы наделить его судьбой. Судьбу человеку могли дать божества Род и Рожаницы, отсюда и появилось выражение «на роду написано». Любопытно, что и женитьба, и смерть как важнейшие этапы жизни назывались «судом» или «судом божьим», а жениха и невесту до сих пор именуют сужеными. Таким образом, в жизни общества, как и конкретного человека, понятие судьбы занимает одно из самых ключевых значений. Оно имеет место не только в мифологических, религиозных и этических системах, но и является ядром национального и индивидуального сознания, входит в число активных и беспрерывно действующих, таинственных и неизбежных, начал жизни и трансформируется со временем. В социально-философском аспекте судьба выражает совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, общества, народа, сохраняя при этом свободу их выбора. Литература 1. Аверинцев С.С. Судьба // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.3. М.: Мысль, 2001. С. 663-664. 2. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. С. 263. 3. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 396 с. 4. Мойры // Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 830. 5. Трофимов А., Станьял В. Чувашские мифы // Чувашское народное творчество. Мифы. Легенды. Предания. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. С. 11. 6. Там же. С. 11. 7. Там же. С. 71. 8. Там же. 9. Эсхил. Трагедии. М.: Искусство, 1978. С. 135-178. В главе первой «Феномен судьбы определения и концепции, свобода и необходимость в судьбе, генезис представлений о судьбе» описываются и анализируются различные определения и концепции судьбы, рассматривается дилемма свободы - необходимости применительно к судьбе и связанные с этой дилеммой категории и понятия, выполнена их классификация, рассматривается и анализируется генезис представлений о судьбе. Существует четыре версии интерпретации судьбы. 1 Судьба как непостижимая предопределенность событий и поступков человека (мифологический, теологический, рационалистический фатализм). 2 Автором судьбы выступает сам человек (волюнтаризм) 3. Судьба как диалектическая категория, зависимая от объективных условий, и в то же время содержащая возможность корректировки в соответствии со свободой воли человека 4 Судьба как обозначение жизненного пути человека. Приводятся различные высказывания о судьбе и научные концепции, представляющие различные версии судьбы А В Матецкая выделяет два вида судьбы судьбу как внутреннюю необходимость, являющуюся элементом единого мира, и судьбу как внешнюю необходимость, что характерно для мира, утратившего целостность и внутреннюю целесообразность За внешней необходимостью нельзя признать никакого смысла и цели Обе эти позиции присутствовали в жизни человечества, окрашивая собой отношение к судьбе первая - на ранней стадии развития, вторая - с развитием индивидуального самосознания и обособлением человека от окружающего мира Исследования Н А Агеевой, В П Горана и многих других исследователей обосновывают то, что сам факт возникновения идеи судьбы и изменения мировоззрения исторически знаменовали собой зарождение личностного самосознания и его развитие Историческое развитие индивидуального самосознания вызвало две противоположные тенденции с одной стороны, отчуждение человека от окружающего мира, потерю ощущения его целостности, что повлекло за собой принижение роли судьбы или ее отрицание, с другой стороны, акцент переместился с целого на человека, и он, ощутив себя ответственным за придание смысла жизни, почувствовал себя творцом своей судьбы Широкий диапазон представлений о судьбе показывает, что они меняются с развитием самого человека и его познаний о мире Во втором параграфе «Свобода и необходимость в судьбе» рассматривается тесная связь философского осмысления категории судьбы с такими философскими категориями, как свобода и необходимость, а они, в свою очередь, с такими понятиями, как свобода воли, выбор, ответственность, детерминизм и индетерминизм, фатализм, волюнтаризм, а также с проблемой смерти Даются дефиниции этих понятий, а также различных философских подходов Соотнесение свободы и необходимости выражается через три основных подхода фатализм, субъективно-анархистский или волюнтаристский, и диалектический подходы Существует три основных типа фатализма мифологический, теологический, рационалистический. Субъективно-анархистский или волюнтаристский подход выражен в позиции, что человек не ограничен в своём поведении никакими запретами Философский волюнтаризм - это направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия Диалектический подход рассматривается в третьей главе данного исследования Большое значение имеет соотношение свободы с ответственностью Ответственность связана с бременем выбора среди многих таящихся в мире возможностей человек выбирает те, которые он считает заслуживающими реализации Человек чувствует ответственность перед своей совестью, за которой у религиозных людей стоит Бог, а у нерелигиозных - некая конечная моральная инстанция Свобода без ответственности вырождается в произвол Отношение к выбору имеет две версии позитивную и негативную Большое значение в постановке проблемы судьбы играет свобода воли, проблема которой имеет особую жизненную значимость, так как если каждое действие строго предопределено и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу Анализируется феномен детерминизма и индетерминизма Среди философских детерминистических концепций принято различать «геометрический», или механический детерминизм (Спиноза, Гоббс) и детерминизм психический, или психологический (3 Фрейд, Т Липпс) Рассматриваются философские концепции таких известных мыслителей, как Достоевский, Бердяев, Сартр, Фромм и др, а также связь проблемы судьбы с проблемой смерти, составляющей основу экзистенциального мира человека В третьем параграфе «Генезис представлений о судьбе» рассматриваются и анализируются возникновение и развитие представлений о судьбе Они появляются уже на стадии предфилософии, которой, по мнению многих исследователей, является мифология, на достаточно поздней стадии ее развития, по мере распада родовых отношений Это связано с развитием индивидуальной сущности человека, которая до этого была неотделима от родового бытия Мифологема судьбы знаменует новый, более высокий этап формирования понятий закона и объективной необходимости Стремление снять обезличенность и непознаваемость судьбы воплощается в различных типах ее персонификаций Первоначальные представления о судьбе восходят к тотемизму и культу предков, как представления о добрых и злых духах-спутниках человека, рождающихся и живущих вместе с ним С эволюцией мифологических представлений и социальных отношений у различных народов появляются персонификации судьбы, как случая Тема судьбы часто сопрягается с темой души Представления о судьбе нередко связываются с верой в предсуществование и переселение души, когда судьба оказывает- 14 ся в зависимости от прежних поступков человека, включая те, которые были совершены в его прежних воплощениях. У большинства народов идея судьбы связана с астральной символикой Также широко распространено соотнесение судьбы со временем, как сферой ее развертывания и реализации Судьба соединяет прошлое и будущее Судьба тесно связана с оппозицией сакрального и профанного, вечного и временного, жизни и смерти В некоторых культурах происходит отождествление судьбы с предопределённой смертью (древнеарийская мифология, шумеро-аккадская традиция и др ) С развитием мифологии и появлением ранних философских конструкций получает разработку мифологема судьбы как универсального космического начала, отождествляемого с мировой необходимостью или справедливостью Впечатляющим проявлением индивидуализирующей тенденции в представлениях о судьбе является то, что судьба мыслится как особый, сугубо индивидуальный жизненный путь человека Для более поздних версий мифологических сюжетов характерно, наряду с готовностью человека встретить уготованную ему судьбу, появление мотива выбора Во второй |