Вальс. О времена! О нравы! Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса
Скачать 64.5 Kb.
|
1 О времена! О нравы! Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса. Аристократы и церковные деятели посчитали его неприличным и постыдным. Особенно возмущались чопорные англичане. Как это можно, обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому практически весь XIX век вальс на европейских балах был под запретом. Даже Екатерина II не признавала его. Мнение высших чинов мало волновало простой народ, среди которого и возник вальс. Ауэрбах Лев Давыдович, советский музыковед, относит его рождение к 70-м годам XVIII века. При этом назвать единственную страну, повинную в «развращении» общества, невозможно. Истоки вальса прослеживаются как минимум в трех национальных танцах: - чешский фуриант — настоящее представление, где молодой гордец притягивает к себе девушку за талию и начинает танцевать с ней под веселые песни; - французская вольта — это парный танец, для которого характерны различные повороты; - австрийский лендлер изначально представлял собой обряд сватовства, но позже превратился в быстрый танец, где юноша вращал понравившуюся девушку вокруг себя. Получается, своим появлением вальс обязан многим танцам. Однако, его столицей принято считать Австрию из-за большего сходства танцевальных па с лендлером. Примечательно, что и фуриант, и вольта, и лендлер — народные танцы. То есть их танцевали в деревушках и селах на различных праздниках. 2 Как они попали на императорский двор? Его распространению в высших слоях общества помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Ей настолько понравился лендлер, что она решила перенести его в роскошные залы своего дворца. Так родоначальник вальса оказался в центре внимания европейских вельмож. Великосветские нравы стали вытесняться простотой движений и свободой выражения чувств. Постепенно танец менялся, превращаясь в тот вариант, о котором не перестают говорить до сих пор. Ограничения по времени, полный запрет, всевозможные гонения — все это было в истории вальса. Пока светское общество критиковало вальс, им наслаждалась французская буржуазия и другие слои населения Европы, которые были далеки от причуд аристократов. Его успели перенять даже американцы. Одновременно танец оказывал сильное влияние на развитие различных музыкальных жанров: оперу, балет, сюиту. Специально для вальсирующих пар сочинялись красивые и великолепные мелодии, ставшие мировой классикой. Полную свободу вальс приобрел в 1888 году благодаря Вильгельму II, последнему германскому императору. Теперь влюбленные могли без тени смущения наслаждаться любимым танцем и бесконечно кружиться по великолепным залам. В настоящее время интерес к вальсу не столь ярок как в былые времена. Это танец больше интересует профессиональных танцоров и настоящих эстетов. Создаются школы, отдельные студии, где каждый желающий может научиться выполнять вальсирующие движения. Используются па в концертной и конкурсной деятельности танцевальных групп. При этом многие преподаватели танцев любят вальс за его сочетаемость с другими жанрами — в результате получается красивое выступление, где история переплетается с современностью. 3 Поначалу исполнение вальса не требовала специальных навыков. Танец считался простым и легким в освоении. Каждый желающий мог освоить его движения, не раздумывая. Названием вальс объединили танец в разных областях — народный, социальный, бальный. История создания вальса восходит к тем временам, когда танец был не только великим искусством, но еще входил в обязательную программу обучения улицы дворянского сословия. Уважающий себя джентльмен или девушка на выданье не могли пренебречь его изучением. Не зря во все века вальсировать учили и дам и кавалеров — умение исполнять этот красивейший танец, входящий в европейскую программу бальных танцев, особенно почиталось в высших слоях общества. Уметь, подхватив ритм, элегантно и легко передвигать ногами по паркету под волшебную музыку было настоящим удовольствием для всего высшего общества. Уроки вальса для начинающих и по сей день дают по всему миру, ведь умение танцевать вальс обязательно выделит вас из толпы. Люди, эффектно танцующие вальс, во все времена обладают чувством стиля, имеют музыкальные способности, развитый музыкальный слух, принадлежат к искусству, образованные, интеллигентные, начитанные, интересные в общении. После Первой мировой войны вальс и вовсе поменялся. Основное движение с его шагами и приставками стало уже не таким, как раньше. Несмотря на то что появилось больше возможностей для развития танцевальных фигур, вальс, по мнению старого поколения, стал уже не тем. Но от этого он не изменил себе, не потерял былого шарма и красоты и продолжает оставаться одним из самых любимых танцев программы бальных танцев. 4 Чтобы понять, какой дресс-код для вальса считается классическим, достаточно хотя бы один раз оказаться на венском Оперном балу. Здесь царит идиллия ушедших эпох, воссозданная настоящими ценителями любимого многими танца. Черный фрак с удлиненными фалдами сзади, белая сорочка и такого же цвета галстук-бабочка — обязательные элементы одежды для мужчин. На ногах исключительно классические модели обуви — оксфорды или лоферы с удлиненным мысом. Из аксессуаров позволительны золотые запонки, белый носовой платок, карманные часы на цепочке и белые перчатки. Раньше дама могла отказать кавалеру в танце, если тот стоял перед ней без перчаток. Для женщин обязательно платье в пол с пышной юбкой для удобства передвижения по залу. При этом желательно, чтобы плечи были оголены, а декольте отличалось глубоким вырезом. Цвета самые разные, кроме белого. Белоснежный наряд — привилегия тех, кто впервые оказался на балу. Дополняют образ туфли на каблуке, сверкающие украшения, перчатки и миниатюрная сумочка. Волосы должны быть собраны и открывать шею. Виды вальса Венский вальс. 17 ноября 1786 года в венском театре «Бургтеатр», который считался одним из самых престижных в Австрии, прошла премьера оперы «Редкая вещь». На новое произведение возлагали большие надежды, поскольку театр переживал кризис. Выступление артистов произвело впечатление на публику. Но больше всего театральным знатокам запомнился финал второго акта, в котором девушки танцевали под музыку с названием «Вальс». Это было начало венского вальса, завоевавшего весь мир своей красотой. Подтянутый корпус, никакого намека на манерность, легкость и изящество в движениях — все это характерно для этой разновидности вальса. Создается впечатление, что пара словно парит в воздухе, едва касаясь пола. Партнеры мягко и одновременно быстро передвигаются по залу, очаровывая окружающих своей грациозностью. Интересно, что до сих пор каждый год жители Вены возвращаются в прошлое, чтобы насладиться вальсом и отдать дань традициям. Танцевальный сезон открывает Императорский бал, на котором гости в роскошных нарядах начинают кружиться по залу. Особое внимание уделяется соблюдению бальных манер: от выбора аксессуаров к костюму до приглашения партнерши к танцу. Хотя встречаются места, где классика уступает место неформальной обстановке. 5 Вальс-Бостон. В один из дней 1834 года в бостонском особняке миссис Отис собралось много знатных особ. Поводом для встречи стало знакомство с новым танцевальным направлением, вальсом. Идея привести частицу венской культуры в США принадлежит Лоренцо Папанти, бостонскому учителю танцев. Но в отличие от оригинала, он представил публике более медленные вальсирующие движения. Как отреагировала американская общественность на европейские традиции? Изначально негативно. Высшие чины назвали вальс непристойным занятием. Но к середине XIX Новый Свет был покорен, а танец получил свое название — вальс-бостон. У этого направления существует и другое название — английский вальс. Дело в том, что американская версия не раз пыталась завоевать расположение европейцев, которые снисходительно относились к «чужаку». И только в начале XX века вальс-бостон полюбился жителям Старого Света. Особой популярностью он пользовался в Лондоне, где возникло невероятное количество разновидностей этого танца на медленный манер. Каждый танцор пытался создать свой вариант, самый красивый и прекрасный. Вальсу-бостон присущи сдержанность и элегантность в движениях. Партнеры движутся в медленном ритме, совершая длинные, скользящие шаги. Это и отличает его от других разновидностей. Фигурный вальс. Середина XX века для СССР была временем бурного индустриального развития. Страна восстанавливалась после страшной войны. Не забывало руководство и о культурной стороне жизни советского народа. По мнению Верховного Совета, граждане должны были научиться танцевать по-советски. Для этой цели была разработана программа бальных танцев, которая включила и фигурный вальс. Фигурный вальс — это упрощенный вариант Венского. Он лишен сложных по исполнению движений. Основа танца строится на кружении. При этом партнеру разрешается вставать на одно колено и вращать свою спутницу вокруг себя. Благодаря своей простоте и романтичности, эта разновидность вальса стала первым танцем молодоженов на свадьбе. 6 Основу вальса составляет плавное, скользящее, как бы раскачивающееся, вращающееся движение в трехдольном размере. Мелодии и ритмы этого нового танца стали проникать и в театральную и в инструментальную музыку. По свидетельству академика Б.В.Асафьева, «чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса быстро охватил всю музыку Европы, внедряясь во все жанры». Впервые на сцене вальс появился в 1786 году в опере Мартини-а-Солера «Редкая вещь». Мелодия женского квартета из этой оперы, выдержанная в скором вальсообразном движении, стала вскоре широко популярной. Решающий шаг в закреплении характера музыки вальса был сделан немецким композитором К.М. фон Вебером в его концертной пьесе «Приглашение к танцу», написанной в 1819 г. для фортепиано и впоследствии переложенной Г.Л.Берлиозом для оркестра. Вальс в своем развитии неразрывно связан с Веной, вторым (после Парижа) танцевальным центром Европы. Это была не сегодняшняя Вена, где вместо музыки часто слышится раздирающий душу визг и вой джазов – результат влияния американской и английской «культуры». Это была Вена, где работали В.А.Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Ф.Шуберт, где родился «король вальсов» Иоганн Штраус (сын). Нельзя представить себе Вену XIX столетия без множества ресторанов с садом и без сада, но обязательно с оркестрами для танцев. Здесь венцы пели и танцевали венгерский чардаш, тирольские танцы, чешскую польку и, конечно, вальс. Руководитель оркестра каждого крупного ресторана считал долгом чести создавать для своих музыкантов новую, собственного изобретения музыку. 7 В 30-х годах XIX века в Вене начинает звучать имя сочинителя вальсов Иосифа Ланнера, благодаря которому вальс приобретает мировое распространение. Сын перчаточного мастера, скрипач-самоучка, И.Ланнер организовал любительский квартет, в котором на альте играл 16-летний Иоганн Штраус – отец, сын владельца ресторана. Ланнеровский квартет вскоре превратился в большой оркестр, популярность которого была очень велика. Так как И.Ланнер не мог поспевать во все места, куда его приглашали с оркестром, то он разделил его и во главе одной половины поставил Иоганна Штрауса-отца. И.Штраус-отец начинает писать музыку, и друзья становятся в положение конкурентов. Каждый из них изощряется в создании нового репертуара для своего оркестра. Вся интересующаяся танцами Вена разделилась на «ланнериаицев» и «штраусианцев». Конкуренты выступали в танцевальных залах, парках и садах. Посещавший эти вечера, Г.Берлиоз писал: «Здесь молодежь предается страсти к танцу, очаровательной страсти, которая помогла венцам превратить салонный танец в предельно-художественное явление. Я проводил целые ночи напролет, наблюдал тысячи танцоров». Пусть вас не удивляет эта цифра–именно тысячи людей каждый вечер танцевали в Вене. На одной только масляничной неделе 1832 г. состоялось 772 бала, на которых перебывало 200.000 человек – ровно половина тогдашнего населения Вены. После смерти И.Ланнера в 1842 г. слава И.Штрауса отца еще более упрочилась. Он написал свыше 250 вальсов, галопов и кадрилей, пользовавшихся в свое время популярностью. Но «вальсовое» владычество И.Штрауса-отца было недолгим. Вскоре появляется новый конкурент, еще более талантливый и сильный. Это был его сын – Иоганн Штраус младший. 19-летним юношей, вопреки воле отца, он создал свой оркестр и выступил перед венской публикой. На следующий же день, «Венская газета» писала: «Доброй ночи, Ланнер. Добрый вечер, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!». 8 15 октября 1844 года, набрав 15 человек музыкантов, И.Штраус-сын организовал свой первый танцевальный вечер! Штраус против Штрауса! Сенсация была огромной, и в танцевальном зале, где играл оркестр молодого И.Штрауса, как замечает современник, – «получить место за столиком было труднее, чем депутатское место в английском парламенте» Отныне между отцом и сыном начинается борьба за первенство в Вене. И.Штраус младший постепенно отвоевал все те районы, в которых до того властвовал оркестр его отца. Поединок продолжался с перерывами около пяти лет и прервался в 1849 году из-за смерти И.Штрауса-старшего. Молодой И.Штраус уверенными шагами пробивает себе до рогу к мировой славе. Он объехал со своим оркестром все крупнейшие страны Европы, был в Америке – везде его выступления сопровождались подлинным триумфом. Молодой И.Штраус с необычайной легкостью и быстротой сочинял музыку. Мелодии возникали подчас самым неожиданным образом и в самой неподходящей обстановке – записные книжки, ресторанное меню и даже собственные манжеты он часто превращал в нотную бумагу. Один за другим создавал Штраус свои замечательные вальсы, подкупающие поэтичностью, благородством и тонкостью художественного вкуса, яркой мелодической и ритмической изобретательностью, блестящим мастерством инструментовки, а, главное, исключительно ясным, полнокровным, жизнерадостным мироощущением. Лучшие из них словно рождены дыханием веселых улиц венских предместий того времени, навеяны поэзией огромного, как лес, венского парка. Недаром же одному из своих любимых вальсов И.Штраус дал название «Сказки венского леса». Мелодия другого вальса «Голубой Дунай», принесшего И.Штраусу мировую славу, стала настолько популярной, что считалась австрийской народной мелодией. И.Штрауса младшего не случайно называли «королем вальса». Его музыка уже более 100 лет звучит и на танцевальных площадках и в концертах легкого жанра, и в опереточных театрах, и в серьезных симфонических концертах. И.Штраус написал 479 произведений, в числе которых 447 вальсов и 16 оперетт. 9 В своем творчестве И.Штраус объединил понятия «серьезной» и «легкой» музыки. Он был «сочинителем танцев», но, сколько души, поэтичности, благородства, тонкости и вкуса вложил он в музыку этих танцев! Его мелодии свободно льются из души, в них, как говорил сам композитор, ему хотелось, и ликовать и все выплакать», в них слышится и шелест леса, и пение птиц, и плеск волн. Именно поэтому вальсы И.Штрауса и вся его музыка не потеряли своей прелести до настоящего времени. Параллельно с широчайшим распространением вальса в быту, с появлением огромного количества чисто танцевальных пьес, вальс проникает и в камерную музыку многих западноевропейских композиторов и в оперную. Очень много (около 250) вальсов для фортепиано написал крупнейший австрийский композитор Франц Шуберт. Его вальсы – это подлинные камерные миниатюры. Многие из них родились на так называемых «шубертиадах», т. е. на вечеринках в кампании друзей, где Ф.Шуберт всегда сидел за роялем и импровизировал для танцующих все новые и новые вальсы. Некоторые вальсы Ф.Шуберта появились во время его летних путешествий по Верхней Австрии, некоторые были специально сочинены для карнавального бала, для загородной прогулки и т. п. В вальсах Ф.Шуберта еще нет ни большого развития, ни обобщенности, которые впоследствии будут отличать «Вальс-фантазию» М.И.Глинки. В них еще очень много от быта. И все же, несмотря на их явное происхождение из бытового танца, они неизмеримо возвышаются над собственно танцевальной музыкой. Восприятие вальса русскими слушателями было многообразно и далеко от пустой развлекательности. В этом плане очень характерны обработки и простые подтекстовки вальса в русской вокальной музыке. 10 Умение танцевать вальс сегодня кажется признаком аристократизма, а ведь еще каких-то два века назад этот танец считался совершенно неприличным. В России вальс находился под строгим запретом, что закрепил приказ Павла I военному губернатору Санкт-Петербурга Алексею Аракчееву 1 декабря 1797 года. Вместе с вальсом император запрещал и другие «неприличные явления»: ношение бакенбард, фраков и «сапог, ботинками именуемых». В чопорной Британии до середины XIX века танец, в котором партнеры приближались друг к другу очень близко, осуждали и официальная пресса, и священнослужители. Так что даже правившая в то время королева Виктория не афишировала, что на самом деле любила вальсировать. В 1834 году вальс впервые публично станцевали в США, в Бостоне, и возмущенные общественные деятели назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия». Вальс упоминался во многих литературных произведениях XIX века: в «Евгении Онегине» Александра Пушкина, в «Маскараде» Михаила Лермонтова. В «Войне и мире» Льва Толстого «отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса» звучали во время первого бала Наташи Ростовой — в присутствии государя императора! К 1869 году, когда Толстой закончил роман, аристократы уже немного привыкли к вальсу и стали относиться к нему более терпимо. Большой вклад в популяризацию этого танца внес Иоганн Штраус — младший, который пять сезонов — с 1856 по 1861 год — дирижировал по Высочайшему приглашению концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы. Интересно, что блестящие и беззаботные вальсы Штрауса, несмотря на то, что многие из них были написаны в России, по духу не имеют никакого отношения к истинно русским вальсам. История русского вальса началась с Александра Грибоедова — блестящего дипломата и автора классической комедии «Горе от ума». Писал Грибоедов и музыку, и одним из его самых знаменитых произведений стал как раз Вальс №2 ми минор, сочиненный писателем в 1824 году, — незамысловатый, однако душевный и проникновенный. Первым «настоящим» русским вальсом был Вальс-фантазия Михаила Глинки (фортепианная версия 1839 года). Именно он стал образцом для большинства отечественных «литературных» вальсов. Удивительно похожи на Вальс-фантазию своим ностальгическим характером и минорным настроением и вальс Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», и вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель», и вальс Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир» — и многие другие вальсы из экранизаций и постановок русской классики. Особняком стоит в этом ряду разве что Вальс Петра Чайковского из оперы «Евгений Онегин» — роскошный, радостный, блестящий. Но для Чайковского вальс был куда большим, чем просто танцевальной формой, — одним из любимых жанров, в котором композитор чаще всего выражал сокровенные чувства. |