Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальные организации (структура, системообразующие качества).

  • 36. Социологическое понимание культуры. Функции культуры в обществе.

  • 37. Структура культуры.

  • 39. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • 40. Феномен массовой культуры и ее социальные основы.

  • 41. Молодежная субкультура и контркультура.

  • Ответы к экзамену2. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе общественных наук. Объектом социологической познания является общество. Термин социология


    Скачать 427 Kb.
    НазваниеОбъект и предмет социологии. Место социологии в системе общественных наук. Объектом социологической познания является общество. Термин социология
    АнкорОтветы к экзамену2.doc
    Дата23.12.2017
    Размер427 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы к экзамену2.doc
    ТипДокументы
    #12642
    КатегорияСоциология. Политология
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Образование как соц. институт.



    Образование – это соц. институт- процесс в определённой системе общественных отношений; по вертикали (дошкольная, школьная, средне профессиональная и высшая школы) и по горизонтали (условия функционирования и взаимодействия с обществом). В дошкольном образовании : социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываемые в раннем детстве. Ну и дальше типа про среднюю и высшее и школьное сами знаете. Образование - социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт ( его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества.


    1. Социальные организации (структура, системообразующие качества).


    Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.

    В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

    Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

    В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

    В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

    По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.
    Цели организации являются ее основополагающим элементом. Цель - это желаемый результат или условия, которых стремятся достичь члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Выделяют три основных вида целей:

    1) цели задания: планы, поручения, задаваемые извне организацией более высокого ранга,

    2) цели ориентации: общие интересы участников, реализуемые через организацию,

    3) цели системы: стремление сохранить равновесие, стабильность, организации как самостоятельного целого.

    Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей заданий и целей ориентаций. Цели системы должны вписываться в цели задания и цели ориентации.

    Каждая организация должна адаптироваться к влиянию окружающей внешней среды. На деятельность социальной организации влияют:

    - государство и политическая система,

    - конкуренты и рынок труда, экономика,

    - социальные и культурные факторы.
    36. Социологическое понимание культуры. Функции культуры в обществе.

    С точки зрения социологии, культура является духовно-материальным фундаментом, на котором возникло и развивается человеческое общество. Не будь культуры, не было бы и социума – того особого человеческого пространства (П. Сорокин), которое изучает социология. Сегодня все большее число исследователей обращаются к изучению культуры и культурных процессов в поисках первопричины социальных изменений в прошлом, настоящем и будущем (14).

    Среди проблем, которые интересуют социологов в сфере культуры, важнейшими являются: 1) влияние культуры на социальные взаимодействия людей (13); 2) процесс формирования и эволюции социокультурных ценностей и норм; 3) влияние конкретного исторического типа культуры на поведение и деятельность человека; 4) роль культуры в процессе социализации (10.3); 5) проблема взаимодействия социума и природы; 6) глобальные и локальные социокультурные процессы (16).

    Культура с точки зрения социологии – это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества) путем 1) выработки социокультурных ценностей и норм; 2) их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению; 3) освоения окружающей среды; 4) формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.

    Культура в широком смысле – это процесс формирования надындивидуального бытия, неподвластного отдельному человеку и проявляющегося в выработке общечеловеческих, общезначимых ценностей, норм, принципов социального общежития (Э. Дюркгейм). Культура в узком смысле – это деятельность социокультурных институтов и конкретных учреждений культуры, в которых происходит процесс накопления, воспроизводства, трансляции и приращения культурных достижений как социума в целом, так и отдельных социальных групп и личностей (образование, наука, искусство; школы, НИИ, музеи и т.п.).

    Уровни культуры. Макроуровень, на котором происходит формирование наиболее значимых, вырабатываемых и признаваемых всем человечеством социокультурных ценностей и норм, позволяющих рассматривать все население планеты в качестве глобального социума или современной цивилизации. Медиауровень, где функционируют субкультуры – целостные культурные системы, характеризующиеся групповыми ценностями, нормами, верованиями, традициями, обычаями, языком, отличающими одну группу от других. В современном обществе сосуществуют и взаимодействуют разнообразные субкультуры: этно-национальные (русская субкультура в России), социально-классовые ("новые русские"), региональные (кавказская), религиозные (исламская), поло-возрастные (молодежная, женская) и т.д. Особой разновидностью субкультур является контркультура – тип субкультуры, ценности и нормы которой противопоставляются общепринятым (например, контркультура преступного сообщества). Микроуровень – культура отдельного человека.

    Одной из сложных методологических проблем является соотношение понятий культура и цивилизация. Некоторые исследователи употребляют их как синонимы. Это неверно Культура – актуальный (современный) процесс, человеческая деятельность; цивилизация – продукт этой деятельности, совокупность культурных достижений, характерных для определенной эпохи (цивилизация средневековья), народа (древнегреческая цивилизация) или всего человечества (современная цивилизация). Граница между актуальной культурой и современной цивилизацией подвижна: достижения культуры (идеи, открытия, механизмы и т.д.) могут опредмечиваться (то есть по разным причинам становиться более невостребованными людьми) и переходить в цивилизацию, и наоборот, распредмечиваться (вновь включаться в сферу деятельности человека) и переходить в лоно культуры. Это явление можно проиллюстрировать известной поговоркой: все новое – давно забытое старое (то есть, все, что вновь создается, есть повторное использование, распредмечивание созданного в прошлые времена).

    Функции культуры: 1) человекотворческая (культура "творит" человека: превращает биологический объект – живое тело – в социального субъекта – личность (10)); 2) информационная (трансляция социального опыта от человека к человеку, от старшего поколения – младшему); 3) познавательная (изучение природной среды, общества, человека); 4) регулятивно-нормативная (социальный контроль за поведением человека в обществе (11.3)); 5) символическая (выработка символов (знаков) для обозначения тех или иных явлений окружающей действительности (язык, жесты, научные понятия и символы и т.д.)); 6) ценностно-ориентационная (выработка системы жизненных ценностей).
    37. Структура культуры.

    Один из наиболее плодотворных подходов к анализу структуры культуры состоит в ее изучении как социальной системы, все элементы которой тесно взаимосвязаны между собой. Мы рассмотрим те из них, взаимодействие которых играет наиболее заметную роль в социальной жизни общества: социокультурные ценности, нормы, верования, обычаи, массовую, материальную и духовную культуру.

    Социокультурная ценность – продукт возвышения человеческих потребностей, интерес, смысл человеческой деятельности. Ценность в широком смысле – значимость предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения социальной практики, соответствия или несоответствия потребностям общества, группы, личности. Ценность в узком смысле – нравственный и эстетический императив (требование), выработанный культурой и являющийся продуктом общественного сознания (дружба, любовь, верность и т.д.). Ценности бывают материальные (деньги, недвижимость, драгоценности) и нематериальные (безопасность, демократия, права человека). Уровни ценностей: общечеловеческий (международная безопасность) – групповой (религия) – индивидуальный (самовыражение в творчестве).

    Социокультурная норма – образец, стандарт деятельности, правило поведения, выполнение которого ожидается от членов группы или общества в целом и поддерживается с помощью санкций (11.3). Особенности социокультурных норм: 1) они регулируют социальное поведение (деятельность) людей; 2) они выражают дoлжное в реализации индивидуальных и общественных интересов; 3) они обладают императивностью (повелительностью) по отношению к личности; 4) они имеют исторический характер (изменяются с течением времени). Норма – это модель поведения человека в данной социокультурной среде. Типология норм: 1) по специфике субъекта-носителя: групповые, классовые, этнические, общечеловеческие и т.д.; 2) по содержанию: нравственные, религиозные, этические и т.п. Существует имманентная (внутренняя, сущностная) связь норм и ценностей, выражаемая социологическим законом: соблюдение социокультурных норм приводит к достижению социокультурных ценностей (ниже мы увидим, что этот закон действует не всегда (11.2)).

    Индивид интернализует ценности и нормы в процессе социализации (10.3).

    Верование – особая форма мировоззрения, основанная на вере – непоколебимой уверенности в том, существование чего невозможно доказать или опровергнуть. Исторические формы верований: миф, религия, идеология. Причины сохранения верований в современном обществе: 1) нечеткость границ между знанием и верой; 2) неспособность науки ответить на все вопросы бытия; 3) углубляющийся кризис современного общества. Именно верования лежат в основе современных нравственных принципов, по которым живет человечество. В лоне религии появились все ныне существующие науки и искусство. Бесспорна роль верований в организации и оптимизации социальной жизни людей. С глубокой древности и до наших дней верования играют важную роль в деле сохранения и развития национальной и мировой культуры.

    Обычай – стиль жизни данного народа. Обычаи включают: 1) способы приготовления пищи; 2) одежду; 3) манеры поведения; 4) обряды и праздники; 5) систему воспитания детей; 6) отношение к старикам; 7) особенности религиозного культа и т.д. В современном обществе происходит девальвация обычаев: им на смену приходит массовая культура. Многие люди воспринимают это крайне негативно.

    Массовая культура обычно рассматривается в двух разных значениях: 1) как вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации; 2) как вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех ("мыльные оперы", песни-однодневки, боевики). В наиболее завершенном виде массовая культура в ее втором значении представлена кичем – низкопробным искусством, рассчитанным на самый невзыскательный вкус.

    Язык – система знаков (звуков, жестов, мимики), выполняющая важные социальные функции: 1) коммуникативную (средство общения); 2) информационную (средство накопления знаний, информации); 3) трансляционную (передача информации); 4) социализации (воспитание); 5) образовательную (обучение); 6) профессиональную (выражение специфики той или иной профессии); 7) индивидуализирующую (самовыражение личности); 8) этнообразующую (язык – важнейший элемент структуры этноса, условие его возникновения и существования, фактор самосознания (6.1)).

    Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им. Духовная культура – совокупность результатов деятельности, связанной со сверхсознанием и духовностью, включает науку, философию, мораль, искусство, религию, политику, право.
    Материальная культура + духовная культура = цивилизация.
    39. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

    Понятие "социальное действие" - одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

    Сущность социального действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"

    Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие - достаточно сложное явление.

    Любое социальное действие должно включать в себя:

    1. действующее лицо;

    2. потребность в активизации поведения;

    3. цель действия;

    4. метод действия;

    5. другое действующее лицо, на которой направлено действие;

    6. результат действия.

    Механизм совершения социального действия. Социальные действия, о которых идет речь, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией.

    Мотивация - это совокупность фак-торов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей
    40. Феномен массовой культуры и ее социальные основы.


    С завершением формирования индустр. общества связывают и становление массовой культуры. Предпосылками этого процесса выступили массовая миграция населения в города. Возникновение многомиллионных армий, развитие различных обществ, движений и объединений, формирование политических партий и электоратов и интесификация процесса управления.

    В целях урбанизации и такого интенсивного движения, происходит резкий разрыв старых связей между людьми и поколениями, а монополия церкви и власти на управление сознанием людей подрывается. В соперничество за сознание человека вступают частные производители информации, товаров и услуг массового потребления. Они занимаются разрешением ставшей актуальной проблемой стандартизации социально-культурных установок, интересов и потребностей населения, управление политическим поведением, идеологическими ориентациями, потребительским спросом человека. Это требовало создания канала трансляции знаний, установок и норм, а также социально-значимостной информации широким массам населения, всей нации.

    Первым шагом стало введение всеобщего обязательного начального и среднего образования, затем развитие средств массовой информации, демократизация политических процедур (выборы). Огромную роль сыграло изобретение кинематографа, фотографии, граммофонной записи, ставших основой массового искусства, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия.

    Современная массовая культура так или иначе связана со средствами массовой информации, опосредована техническими возможностями второй половины 20 века (кассеты, спутник, связь, видеофильм). В такой ситуации мас-… выступают и носителями культуры и средством манипулирования. Функциональность культуры в массовом обществе опред. по разным измерениям, среди них:

    · обеспечение социализации человека в условиях сложной и неустойчивой среды большого города. Через массовую культуру человек учится новым способам регуляции своего поведения, новым ценностям и социальным ролям, необходимым стилям поведения и образу жизни, форме отношений между людьми, возможностям разрешения конфликтной ситуации.

    · массовая культура удовлетворяет потребность в восстановлении сил и отвлекает индивида от интенсивной гонки жизни за успехом. Она складывается не только на основе развлекательно-религиозных форм искусства, спорта, игр, но и постоянно расширяющейся сферы потребления пищи, одежды, бытовой техники, предметов обихода, образования. Все поступает к человеку через механизм массовой культуры.

    Эта культура характеризуется всеобщностью, охватывающей серединную часть современного общества, но при этом затрагивает и состоятельную элиту и маргинальные слои. Предшествующая массовой популярная культура лишь претендовала на всеобщность. Массовая культура приобретает этот характер в силу перестройки общественной структуры, вызванной ростом среднего класса (более 50 %). К… — ным выражением превращения культуры в средство стимуляции потребления и сам продукт потребления является реклама. Информационная нагрузка рекламы все больше сводится к минимуму, в пользу манипулирования индивид. Она нацеливает человека на реализацию первичных ценностей, связанных с материальным потреблением либо социальным престижем, имеющим предметное воплощение. Реклама создает иллюзию независимого выбора, подчиняя себе человека, навязывая ему иллюзорную потребность. Именно деперсонификация и конформизм поведения человека, избавленного от необходимости сложного и долгого приобщения к высокой культуре и является важнейшей чертой массовой культуры. Всеобщность массовой культуры не исключает ее жанрового разнообразия и структурирования в зависимости от социальных, возрастных, субкультурных различий.

    В ситуации массового общества и обслуживающей его культуры структура человеческого бытия задается человеку как набор стандартных ситуаций и известных наперед программ: правильный политический строй, единственно верное учение, мода на имидж, сексуальный символ, звезды спорта и эстрады. Массовая культура является «эрзац»-продуктом в высоких областях культуры, не порождает собств. смыслов, а лишь иммитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, не редко редуцируя их до уровня малокультурного потребления. Но ее нельзя оценивать однозначно негативно. Порожденная процессами социальной модернизации, массовая культура выполняет функцию инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословно-классовыми границами. Она же выполняет своеобразную функцию транслятора смысла от специализиров. смыслом.
    41. Молодежная субкультура и контркультура.

    Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

    Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

    Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которая направлена против отдельных ценностей традиционной культуры.

    Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

    Чёткую границу между контркультурой и субкультурой провести можно не всегда, поэтому иногда к одному явлению применяются оба названия.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта