Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальное движение

  • Критерии социальной стратификации

  • Доход

  • Образование .

  • Гендерное неравенство .

  • Доступ к ресурсам .

  • Экономические и политические привилегии

  • Вертикальная

  • Индивидуальная

  • Межпоколенная

  • социология зачет. Объект и предмет социологии


    Скачать 63.7 Kb.
    НазваниеОбъект и предмет социологии
    Анкорсоциология зачет
    Дата13.02.2022
    Размер63.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология зачет.docx
    ТипЗакон
    #360165
    страница2 из 2
    1   2

    Толпа — это относительно кратковременное скопление большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт, объединенных одним и тем же внешним стимулом, и эмоциональной общностью.

    Публика – это формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте, именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию.

    Аудитория – совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом. 

    Масса - это аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации.

    Г.Блумер выделяет четыре отличительные черты массы:

    1. члены массы могут занимать разное общественное положение и происходить из различных слоев общества.

    2. представляет собой анонимную группу.

    3. члены массы не имеют возможности общаться друг с другом и взаимодействовать, разве только что ограниченно и несовершенно, потому что чаще всего физически отделены друг от друга, в связи с этим они вынуждены действовать обособленно, как отдельные индивиды;

    4. масса имеет очень рыхлую организацию, поэтому не способна действовать так же согласованно, как толпа.

    Социальное движение – массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей

    1. Групповые социальные общности: понятие, виды

    Групповая общность – совокупность индивидов, которой свойственны внутренняя связанность, органичность, устойчивость, способность осуществлять многообразные виды деятельности; однородность состава; вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования.

    Иначе называются социальными группами. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают эти люди.

    Группы различаются по ряду оснований. Одним из них является величина группы. Первоначально именно по данному критерию социальные группы были подразделены на большие и малые.

    В большие социальные группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом. К ним относятся:

    1) этнические общности (расы, нации, народности, племена);

    2) социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни);

    3) социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);

    4) социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Данный тип больших социальных групп в социологической литературе называется социально-классовым или социально-стратификационным.

    1. Социальная стратификация: понятие, виды

    Социальная стратификация – деление общества на так называемые страты – общности людей, объединенных определенным признаком.

    Особенности:

    1. Верхние слои имеют определенные преимущества перед нижними;

    2. Численность верхних слоев значительно меньше, чем нижних;

    Формы социальной стратификации

    Рабство. Данный социальный институт существовал на протяжении всей истории человечества и продолжает существовать в разных формах даже сегодня, несмотря на то, что в большинстве современных стран данное явление запрещено.

    Кастовая система. Деление на касты подразумевает значительное ограничение свобод людей, принадлежащих к определенным кастам. Как правило, существуют ограничения на доступность образования, профессию и возможность заключать браки.

    Сословная система. Сословная принадлежность, как и кастовая, обычно наследуется от родителей, но при этом существует возможность перейти в другое сословие. Принадлежность к определенному сословию фактически определяет право заниматься определенными видами деятельности, получать образование.

    Классовая система. В отличие от каст и сословий, социальный класс формально не ограничивает права и возможности человека. По сути, классовая принадлежность определяется материальными возможностями. Поэтому любой член общества имеет возможность перемещаться между классами без каких-либо ограничений.

    Критерии социальной стратификации:

    Состояние. Наличие материального имущества и денежных накоплений всегда было одним из основных факторов, приводящих к расслоению общества.

    Доход. Личный доход человека и доход его семьи могут быть не связаны напрямую с уже накопленным богатством, но определяют актуальный уровень жизни.

    Власть. Определяется формальными (наличие полномочий) и неформальными (авторитет, репутация) возможностями осуществлять свою волю и оказывать влияние на окружающих.

    Престиж. Это общественная оценка образования, профессии и прочих достижений человека. Престиж – это субъективный показатель отношения общества к определенному роду занятий или другим факторам.

    Образование. От образования напрямую зависит возможность выбирать высокооплачиваемые профессии, следовательно, зависит и доход.

    Причины стратификации

    Гендерное неравенство. Общество всегда было патриархальным или матриархальным, поэтому один из полов доминировал и имел определенные привилегии.

    Физическое превосходство. В первобытном обществе наибольшими правами обладали самые сильные представители племени. Подобное разделение сохранялось и в более продвинутых цивилизациях. Вплоть до средних веков воины были наиболее знатными и привилегированными членами общества.

    Доступ к ресурсам. Если кто-то изначально имеет больше ресурсов, его шансы занять более высокое положение в обществе существенно выше.

    Экономические и политические привилегии. В эпоху национальных государств доминирующий этнос, как правило, имел больше возможностей для ведения бизнеса и участия в политике.

    1. Социальная мобильность: понятие, виды

    Социальная мобильность(от лат. mobilis — подвижный) — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

    Вертикальная

    Горизонтальная

    Движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

    Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

    Индивидуальная

    Групповая

    Перемещения вниз, вверх или по горизонтали, происходящие у каждого человека независимо от других. 

    Перемещения, происходящие коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

    Межпоколенная

    Внутрипоколенная

    Сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

    Изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

    Каналы социальной мобильности (соц. лифты):

    1) социальный статус семьи;

    2) физические и умственные способности;

    3) получение образования;

    4) военная служба;

    5) вступление в брак;

    6) смена места жительства;

    7) гражданская война;

    8) иностранная интервенция;

    9) военный переворот.

    Маргиналы — индивиды и группы, исключённые из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.


    1. Социальное действие: понятие, виды

    Социальное действие – любое проявление соц. активности (поведение, реакция, позиция и др), ориентированное на других людей. Это единица деятельности.

    По мнению Дюркгейма: деятельность человека определена и зависит от внешних объективных факторов (соц.структура, соц.отношения, культура и тд).

    Вебер считал, что соц.действие имеет субъективный смысл.

    Виды соц.действия по Веберу:

    1. Целерациональное действие – «модель» человеческого действия, когда осознаны как цели, так и средства.

    2. Ценностно-рациональное действие – основано на вере в безусловную ценность самого действия, безотносительно к его результатам.

    3. Традиционное действие – основано на привычке к определенным действиям.

    4. Аффективное действие – здесь доминантой действия является эмоциональное состояние субъекта (страсть, страх, гнев).



    1. Социальное взаимодействие

    Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия соц. субъектов друг на друга. Это процесс обмена действия между двумя и более субъектами.

    Взаимодействие складывается из отдельных направленных друг на друга соц.действий и предполагает взаимные действия как минимум двух субъектов.

    Признаки соц. взаимодействия:

    1. Оно предметно, т.е. всегда имеет цель или причину, которые будут внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям.

    2. Оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения.

    3. Оно ситуативно, т.е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации.

    4. Оно выражает субъективные намерения участников.

    Основные виды взаимодействия:

    1. Физическое

    2. Вербальное/словесное

    3. Невербальное (мимика, жесты)

    4. Мысленное, которое выражается только во внутренней речи



    1. Социальная девиация

    Девиантное поведение – это поведенческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой – как норма.

    Девиантное и нормативное поведение – две равноценные составляющие социально-ролевого поведения.

    Девиантное поведение представляет собой результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

    Необходимо проводить различие между двумя видами девиантного поведения – СОЗИДАТЕЛЬНЫМ и РАЗРУШИТЕЛЬНЫМ.

    Бывает, как негативным (алкоголизм), так и позитивным (коллекционирование). Девиантное поведение приводит к применению обществом определенных негативных и позитивных, формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, наказание нарушителя, похвала, аплодисменты и др).

    Виды социальных отклонений:

    1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

    2. Индивидуальные и групповые отклонения (индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре)

    3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

    4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе (сверхмотивация, сверхинтеллектуальность, большие достижения, др).

    5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.



    1. Многообразие девиантного поведения. Классификация форм социальной адаптации по Р. Мертону

    Понятия не имею

    1. Теория аномии

    Дюркгейм утверждал, что девиантное поведение играет функциональную роль в обществе, поскольку наказание девианта способствует осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняет роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества.

    В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Прежние нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, еще слишком туманны и нечетко сформулированы.

    1. Культурологические теории девиации, теория подражания

    Культурологическая теория сосредоточена на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, побуждающих людей к девиантному поведению. Основоположники данной теории Т. Селлин 1938), В. Миллер 1958) полагали, что девиация возникает в результате противоречий и конфликтов между нормами культуры отдельных групп и общества. Т. Селлин занимался исследованием поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества. Он утверждал,что конфликтные нормы возникают потому, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. В соответствии с ценностями субкультур уличных банд или групп, заключенных полиция ассоциируется скорее с карательной деятельностью или продажностью, чем с охраной покоя граждан и защитой личной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится неконформной личностью с точки зрения широкого общества. В. Миллер расширил идею Селлина о взаимосвязи между культурой и девиантным поведением. Он утверждал, что существует ярко выраженная культура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповое правонарушение. Эта субкультура придает огромное значение таким ценностям, как готовность рисковать, выносливость, стремление к острым ощущениям. Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев общества, начинают относиться к ним, как к девиантам. Культурологические теории девиации по сути похожи на предыдущую, но делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другимисловами, сил, побуждающих людей к девиантному поведению.
    1   2


    написать администратору сайта