социология зачет. Объект и предмет социологии
Скачать 63.7 Kb.
|
1 2 Объект и предмет социологии Объект – то, на что направлен исследовательский интерес ученого (общество или любые явления, происходящие в нем) Предмет – совокупность социальных связей и отношений, процессы, тенденции, закономерности общества и его сфер. Структура социологии В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования делятся на: 1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований) – задачей является рассмотрение общества как целостного организма, определение места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений. На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни. 2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов. 3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Виды социологии: Макросоциология – изучает структуру общества, характер его изменений. Мезосоциология – исследуются имеющиеся в обществе группы людей, а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами (институт брака, семьи, гос-ва и др) Микросоциология – ставится цель познания деят-и отдельного ч-ка, его мотивы, характер действий и т.д. 4. Эмпирическая социология - носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни. В отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности. Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания. Общенаучные методы познания, используемые в социологии Метод социологии – совокупность приемов и способов, используемых для получения научных знаний об обществе. Диалектический– когда явление берётся в развитии, во взаимосвязи с другими явлениями. Метафизический– когда явление берётся как оно есть, в статике и вне взаимосвязи с другими явлениями. В диалектическом методе можно выделить: Исторический (логический) метод исследования – изучение объекта в его развитии, т.е. исторически. Логическое – спрямленное историческое, очищенное от случайностей и взятое в его сущности. Системный метод – подразумевает изучение объекта в единстве его взаимосвязей с другими объектами, в единстве всех его структурных образований и зависимостей. Метод сравнительного анализа – установление различий и сходства изучаемых объектов. Метод количественного анализа (формализация) – изучение явления по его форме, отвлекаясь от содержания. Частнонаучные методы познания, используемые в социологии Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения инновационной теорией научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук (статистические, психологические, прогностические, эмпирические, педагогические) Социологическое наблюдение - метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. Экспертный метод – может обеспечить объективность, многосторонность, комплексность и компетентность принимаемых практических решений. Метод экспертных оценок – ряд процедур, направленных на получение необходимого и достаточного набора суждений специалистов, их интеграции в общий практический вывод. Метод опроса – метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос (анкетирование и интервьюирование). Контент-анализ - метод анализа содержания текста документов (используется для: изучения общественного мнения читателей; описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе; интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей; анализ программ TV, радио и тд) В качестве анализируемых документов используются: документальная официальная информация (правительственные материалы, заявления, данные статистики, текущие документы различных организаций, протоколы, финансовая отчетность и т.п.); данные из архива, публикации в СМИ, протоколы собраний и др. Социологическое исследование: понятие, виды. Социологическое исследование – представляет собой систему последовательных методологических и организационно-технических процедур, направленных на изучение процессов, происходящих в обществе, которые воплощаются в конкретных отношениях, поведении и поступках граждан. Объект исследования – это соц.процессы и явления, содержащие в себе противоречие и порождающие проблемную ситуацию в обществе. Виды исследований: Разведывательное исследование – небольшое, простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий. Описательное исследование – более глубокое и широкое исследование с большим количеством людей, применяется машинная обработка. Аналитическое исследование – самое сложное и глубокое. Носит описательный характер, охватывает большое количество респондентов, обычно рассматривает динамику явления. Этапы социологического исследования Этапы соц. исследования: Подготовительный: разработка программы исследования Основной: проведение самого исследования Завершающий: обработка, анализ данных, формирование выводов Социологическое исследование состоит в систематизированном ряде шагов, направленных на максимализацию объективности в изучении проблемы. Первый этап – это выбор исследуемой проблемы, то есть достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов. Второй этап – обзор литературы, существующих теорий и исследований по теме. Третий этап – построение гипотезы: выработка формулировки, предполагающей закономерность связей явлений. Четвертый этап – выбор программы исследований, то есть определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдения за поведением людей в определенных ситуациях, изучение существующих результатов и исторических свидетельств. Пятый этап – сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта. Шестой этап – анализ результатов, поиск значимых данных между фактами. Седьмой этап – выводы: определение результатов исследования, выявление более широкого смысла работы и наметка направлений будущих исследований. Общая характеристика программы социологического исследования: понятие, структура, функции Программа исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. Функции программы исследования: Методологическая (определение проблемы, целей, задач и принципов исследования) Методическая (разработка общего плана и инструментария исследования) Организационная (определение характера и структуры, разделение труда при проведении работ, контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования) Проблема – это вопрос, ответ на который пока неизвестен с учетом запаса имеющихся знаний. Объект исследования – это соц. процессы, содержащие в себе противоречие и порождающие проблемную ситуацию. Предмет – это наиболее значимые с практической или научной точки зрения стороны, свойства, особенности, характеристики объекта, которые подлежат исследованию. Гипотеза – это предположение о возможном решении исследовательской проблемы, предположения, которое представляет собой новое знание, не содержащееся в системе ранее известных научных представлений. Структура: Методологический раздел: Определение проблемы, объекта и предмета исследования Характеристика целей и задач исследования Интерпретация основных понятий Предварительный системный анализ объекта изучения Формулирование основных гипотез Процедурный раздел: План исследования Описание методов и техники сбора данных Совокупность методов и приемов анализа данных Анализ документов как метод социологического исследования Документом является носитель любой информации, зафиксированный в печатных или рукописных текстах, на фото-, кинопленке, магнитной ленте и т.д. Классификация документов: По способу фиксации: Печатные Рукописные Кино- и фотопленки Видеозаписи По типу авторства: Личные (библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью, письма, дневники и др) Безличные (архивы, данные прессы, протоколы собраний и др) По статусу: Официальные (правительственные материалы, постановления, заявления, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность, др) Неофициальные (личные материалы и тд) По источнику информации Первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации событий) Вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников) Традиционный (классический) анализ документов – это метод исследования, которое предполагает выдвижение определенных гипотез, изучение анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности сведений. Этот анализ стремится проникнуть вглубь документа, исчерпать его содержание. Контент-анализ – метод анализа документов, с помощью которого текстовая информация переводится в количественные показания. Производится путем выделения в тексте документального источника некоторых ключевых позиций смысловых единиц. Включает в себя статистическую обработку или определение частоты употребления смысловых единиц. Наблюдение как метод социологического исследования Наблюдение в социологии – целенаправленное восприятие конкретных явлений событий, результаты которого фиксируются в определенной форме. Ключевая особенность: происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей события. В зависимости от положения наблюдателя выделяют: Включенное – наблюдатель включается в действия группы полностью (имитирует вхождение в соц. среду, адаптируется в ней, анализирует изнутри); может быть открытым и инкогнито. Невключенное (простое) - наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны; наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. В зависимости от положения исследователя различают: Открытое – объект знает о наблюдении. Скрытное – не знает. В зависимости от степени формализации процедуры выделяются: Нестандартизированное наблюдение – это способ сбора социологической информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, чаще всего используется на старте исследовательских работ с целью уяснения проблемной ситуации. Стандартизированное наблюдение (контролируемое) - способ познания, при котором исследователь, заранее определив, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследования, сосредоточивает на них свое внимание. Интервьюирование как метод социологического исследования Интервью – непосредственная, целенаправленная беседа интервьюера с респондентом. Используется на начальных этапах для общего знакомства и предварительного изучения темы. Свободное интервью – опрашивается только тема, процесс интервью протекает в свободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответов на вопросы. Фокусированное интервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному вопросу или событию. Формализованное интервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгой последовательности. Частично формализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов, дополняющихся в процессе и изменяющихся. Опрос – метод сбора первичной информации, основанный на устном или письменном обращении исследователя к опрашиваемым. Сплошной – (нет четкого принципа опроса) используется при необходимости исследовать всю совокупность людей, но на практике это не всегда возможно. Выборочный - опрашивается отобранная на основе статистических методов часть изучаемой совокупности. Выборочная совокупность – это часть объектов, выступающая в качестве непосредственного предмета наблюдения. Если выборочная совокупность статистически воспроизводит характеристики генеральной совокупности, ее называют репрезентативной. Построение выборки: Вероятностный подход – случайный отбор объектов наблюдения Квотный – отбор единиц наблюдения по принципу квот. Анкетирование – это способ общения исследователя с респондентом опосредовано с помощью анкеты, которая предполагает определенный порядок, содержание и форму вопросов. Правила составления социологической анкеты Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты. Учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Помнить, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема, т.к. доминирование какого-либо блока скажется на качестве ответа на другой блок. Распределение вопросов по их трудности. Эпиграф к анкете (задает определенное направление мыслям читателя) Обращение к респондентам (предназначено для восприятия кем-то помимо автора и побуждения к каким-либо действиям) Объективка (блок вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов) Обычная последовательность: Введение (кто и для чего проводит опрос, гарантия анонимности, если нужно, инструкция по заполнению и т.д.) Вступительные вопросы (контактные вопросы) Основные вопросы Заключительные вопросы Благодарность за сотрудничество в проведении опроса Виды вопросов: Открытые вопросы – вопросы без вариантов ответа Закрытые вопросы – вопросы с выбором вариантов Опрос экспертов как метод социологического исследования Метод экспертных оценок – ряд процедур, направленных на получение необходимого и достаточного набора суждений специалистов, их интеграции в общий практический вывод. Данный метод сбора информации важен потому, что на основе авторитетного мнения он позволяет привлечь более целенаправленную аргументацию для обоснования теоретических положений и практических рекомендаций исследования. Таким образом, экспертный опрос - это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений. Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов. Область применения экспертного опроса - при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании, проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений. Разновидности экспертного опроса также достаточно эффективно применяются на всех этапах прикладных социологических исследований в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в сборе и анализе информации, в выработке практических рекомендаций. Ограничения в применении: данные экспертного опроса нуждаются в сопоставлении с объективной информацией, полученной другими методами. Эксперимент как метод социологического исследования Эксперимент – позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого соц. объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Социологический эксперимент основывается на разработке гипотетической модели изучаемого явления или процесса. В социологи выделяют: 1. Естественный эксперимент, который проводится в обычных, жизненных условиях. 2. Искусственный эксперимент, который проводится в специально созданных экспериментальных группах. Основные требования к проведению эксперимента: 1. Определение экспериментальной группы. 2. Точная формулировка факторов и способов воздействия на людей в процессе проведения эксперимента. 3. описание условий существующих экспериментальных групп. Эксперименты бывают в социологии: 1. Последовательными (которые проводятся в одной группе, и изменения, происходящие в этой группе, фиксируются через установленные временные интервалы). 2. Параллельные проводятся в нескольких группах, которые подразделяются на: · Экспериментальные - проводится специально организованная работа. · Контрольные - работают в обычном режиме, то есть в них эксперимент не проводится. Экспериментальная и контрольная группы используются для итогового сравнения изменений, происходящих в этих группах и определения эффективности способов воздействия на группы. Социологические идеи О. Конта Огюст Конт – основоположник позитивной философии и основатель социологии как самостоятельной науки. Ему принадлежит термин «социология» (от лат. общество и учение). Долгое время работал на Сен-Симона и находился под влиянием его идей. Главное сочинение Конта об основах философии и науки социологии – «Курс позитивной философии». Концепция развития общества, согласно которой основной вектор общественного развития идет по линии прогресса человеческого разума, прогресс в познании человеком окружающего его мира. Сформулировал закон трех стадий духовной (интеллектуальной) эволюции человечества: Теологическая стадия (природные явления объясняются действием сверхъестественных божественных сил) Метафизическая (на этой стадии господствует метафизика (философия). Здесь уже присутствует попытка описать не сверхъестественные сущности, а реальную природу и человека) Позитивное, или научное (мир объясняется через реальные причины. Прошлые подходы сменяются исследованием законов. Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука сочетает наблюдение и предвидение). Этой позитивной наукой Конт считал социологию, которая призвана рационализировать организацию и функционирование соц. жизни на основе сочетания начал прогресса и порядка. Рассматривал социологию как «социальную физику». В структуре различал: Соц. статику – это теория общественного порядка и организации общества. Главный вопрос соц. статики – это вопрос о природе соц.связи. Соц. связь – носит внешний характер, т.к. главную роль в ее образовании играет материальная необходимость. Соц. динамика – это идея соц.динамики, эволюция человечества. При этом соц.перемены происходят в соответствии с постоянным и естественным законом. Соц. изменения – обусловлены многими факторами, однако главным из них является развитие разума, т.е.интеллектуальная эволюция. Утверждал наличие объективных закономерностей в развитии общества. Обосновывал мысль о том, что политика и политические деятели не в состоянии изменить естественный ход истории (в этом смысле его теория была направлена против общественных реформаторов, утопистов, революционеров) Пытался опровергнуть идеи и положения рационалистической философии 18в., которая рассматривала общество, государство, право как продукты сознательного творчества людей. Отвергал дух индивидуализма и индивидуальные права людей. Право личности – это безнравственное и анархическое понятие; в обществе, построенном на началах позитивной философии, будут существовать только обязанности. Отрицал право вообще. Утверждал, что должно исчезнуть само его понятие из политики. Все члены общества должны выполнять свои общественные функции (частных функций не должно существовать), у них должно быть только одно право – право выполнять свой долг. Исключение возможности признания социологии права. Идеологии индивидуализма противопоставлял идеологию солидарности людей. Его концепция не получила признания. Умер с репутацией сумасшедшего. Но потом получила распространения в Англии. Вклад в развитие социологии Э. Дюркгейма Считал, общество является результатом взаимодействия индивидов. Общество уже существует как самостоятельная реальность, воздействует на индивидов и обладает специфическими свойствами. Соц.действительность так же «реальна», как и природная реальность, поэтому подчиняется определенным законам. Дает следующее определение социологии: «Социологию… можно определить как науку «об институтах, их генезисе и функционировании». Другой элемент социальной теории Дюркгейма – учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй: Социальная солидарность: Механическая солидарность – это солидарность вследствие сходства: индивиды подобны друг другу и взаимозаменяемы. Она основана на полном растворении индивидуального сознания в коллективном сознании. Органическая солидарность – это такая сплоченность коллектива, которая вырастает из общественного разделения труда, дифференциации членов сообщества. Его работа «Самоубийство»: Аномия – это такое состояние общества, когда часть членов общества, зная о существовании обяз. норм, нарушают их или относятся к ним равнодушно. Социология должна изучать социальные факты. Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов: Морфологические социальные факты (плотность населения, частота и интенсивность контактов, наличие путей сообщения и т.д.) Духовные соц. факты – «коллективные представления» (религия, мораль, право и тд) *Основным способом существования соц.фактов являются соц. институты. Социологические идеи К. Маркса Согласно материалистическому пониманию истории, определяющую роль в жизни общества играет способ производства материальных благ. В основе общества лежат материальные производительные силы и соответствующие или производственные отношения. Системообразующим элементом соц. системы является способ производства. Объективные закономерности развития общества проявляются в классовой борьбе как главном источнике перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Общественно-экономические формации: Первобытнообщинная Рабовладельческая Феодальная Буржуазная Коммунистическая Социология М. Вебера Определяет социологию как науку, которая занимается изучением соц. действия. Два главных признака соц. действия: Рациональность, осознанность Ориентация на поведение других Выделяет четыре вида соц. действия: Целерациональное действие – «модель» человеческого действия, когда осознаны как цели, так и средства. Ценностно-рациональное действие – основано на вере в безусловную ценность самого действия, безотносительно к его результатам. Традиционное действие – основано на привычке к определенным действиям. Аффективное действие – здесь доминантой действия является эмоциональное состояние субъекта (страсть, страх, гнев). Отмечал возрастание роли целерациональных действий в экономике, политике, науке и культуре. Наука проникает во все сферы человеческой деят-и, что приводит к универсальности цивилизации современного общества. Происходит рационализация общественной жизни – понимающая социология. Учение Вебера об идеальном типе: Идеальный тип – некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку и отвечает его интересам, сущность оптимальных общественных состояний (власти, межличностного общения и др). Некий «культурный смысл» того или иного соц. явления. Разграничивает два интеллектуальных акта – отнесение к ценности и оценку. Наука об обществе должна быть свободна от оценочных суждений. Социологическая теория Т. Парсонса Считал себя последователем Дюркгейма, Вебера и Фрейда. Он создал особый стиль мышления, для которого характерно убеждение в главной роли научного познания, сводимого к построению систем и систематизации данных. Основная черта этого социального мыслителя заключается в умении проводить дифференциацию понятийного аппарата, а также в выявлении оттенков смыслов в утверждениях, сумевших занять свою прочную нишу в научном мире, и в способности изобретать все более новые и усовершенствованные аналитические схемы. Теория Парсонса стала альтернативой марксистскому пониманию главенствующего значения революции в глобальном преобразовании мира. Работы этого ученого чаще всего оценивают, как «трудные для понимания». Идея теории заключается в том, что социальная реальность, несмотря на ее противоречивость, сложность и необъятность, обладает системным характером. Т. Парсонс являлся убежденным сторонником того, что начало научной социологии было положено в тот момент, когда все имеющие место связи между людьми начали рассматриваться учеными в качестве единой системы. Основоположником подобного подхода к построению общества был К. Маркс. Вклад в развитие социологии П. Сорокина Сорокин формулирует основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурирует теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией». Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным. Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. Культура как социологическая категория Культура – это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Состоит из: Понятия – это знаки, символы и знания, сформулированные в определенных терминах и представлениях, зафиксированные в языке. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Правила и нормы – это регуляторы поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Отношения – каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деят-и, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Обряд – совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями, традициями и воплощающих в себе нормы и ценности культуры. Убеждения – это твердая уверенность в чем-либо, основанная на определенной идее, мировоззрении, менталитете. Функции культуры: Гуманистическая – развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности. Познавательная (гносеологическая) – культура является средством познания и самопознания человека, группы, общества. Образовательная – индивид становится личностью, членом общества по мере социализации – освоения знаний, символов, ценностей, норм своего народа. Ценностно-ориентационная – культура задает систему ценностей, в которых существует и на которые ориентируется человек. Регулирующая – культура выступает средством соц. контроля за поведением человека в обществе. Коммуникативная – функция соц. общения, обеспечивающая взаимопонимание в обществе. Интегративная – освоение культуры обеспечивает целостность общества, чувство общности, сознание принадлежности к нации, религии, соц. группе. Характеристика культуры: Надорганичность культуры Внешняя и внутренняя культура Культурная эволюция Этик и эмик Формы культуры: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА – это культура, которую творит сам народ. Адресована широкому кругу лиц, включает мифы, легенды, сказки, народные песни, танцы и др. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (высокая) – создается привилегированной частью общества (или по ее заказу) профессиональными творцами. Характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны, в основном, узкому кругу лиц, т.к. для понимания необходимы определенные знания. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – это культура современного индустриального общества, характеризуется производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации. Она понятна и доступна всем возрастам, слоям и т.д. Может быть национальной, интернациональной. Обладает большой аудиторией и всегда авторская. Имеет невысокую художественную ценность произведений и кратковременность их существования. Разновидности культуры: ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов определенного общества. СУБКУЛЬТУРА – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, присущих определенной соц. группе. КОНТРКУЛЬТУРА – это тип субкультуры, отвергающий ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающий свою альтернативную культуру. Культурное многообразие Культурное разнообразие — это многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо отличия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Разнообразие культур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т.е. черты культуры, приобретают разное, иногда противоположное значение. В одной культуре браки между родственниками запрещаются, в других, напротив, разрешаются. Культурное разнообразие народа, его отличие от других проявляются во всем — в приготовлении пищи, приветствиях, гостеприимстве, манере общения, жилище, отношении к работе и многом другом. В отличие от него культурная дифференциация предполагает, что живые носители культуры принадлежат к разным социальным группам, занимают неодинаковое общественное положение, т.е. имеют неравные социальные статусы и поэтому создают разные виды культуры. В таком случае она отражает социальную либо половозрастную дифференциацию. Можно выделять мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп конкретного общества. Массовые социальные общности: понятие, виды Массовая общность – это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся рядом существенных признаков: ситуативный способ существования, т.к. общность оказывается неустойчивой вследствие ее возникновения «по случаю» (толпа на митинге). такая общность отличается разнородным составом, в нее входят люди, принадлежащие к самым разным группам. массовая общность не является замкнутой и имеет открытые границы, к ней может примкнуть любой желающий. характеризуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и не способна выступать в качестве их структурных образований. Типичными образцами массовых общностей являются широкие социальные движения, ассоциации и объединения по культурным, спортивным и иным интересам, аудитории средств массовой информации и т. д. Виды массовых общностей 1 2 |