история. Объект исторической науки
Скачать 344.39 Kb.
|
Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество. Предмет исторической науки — это изучение закономерностей развития общества (а также его отдельных сегментов, явлений). Главная цель исторической науки и исторического познания. Дайте характеристику историческим источникам. Что такое исторический источник Можно давать разные определения этого понятия, мне ближе то которое приводит Википедия: «Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события». Виды исторических источников В целом все исторические источники можно разделить на 3 большие группы: письменные и материальные (или вещественные) и фольклорные. Письменные исторические источники Разберем детальнее: письменные исторические источники включают в себя все, что когда-то было написано нашими предками и при этом сохранилось до наших дней (а многое, к сожалению и не сохранилось). Причем сюда входят не только труды историков прошлого, летописи, исторические манускрипты, а вообще все письменные источники прошлого: художественные романы, бухгалтерские и юридические документы, даже долговые расписки. Порой именно из сухих бухгалтерских и финансовых документом можно узнать много интересного именно о жизни и быте простых людей, живших в древнем Шумере или Вавилоне, средневековом Новгороде или Праге. К слову, возможно, что и все написанное мной для этого исторического сайта также станет примером письменного исторического источника начала XXI века – уже для историков будущего. Стоит заметить, что с письменными историческими источниками, написанными на древних забытых языках у историков порой возникают многочисленные трудности и приходится прибегать к помощи талантливых филологов и ученых в смежных областях в попытках дешифровать древний язык, понять и прочитать его. О дешифровке древних письменностей на нашем сайте есть серия интересных статей, переходите по ссылке. Материальные исторические источники Если мы говорим о временах более древних, чем возникновение письменности, в первую очередь о первобытном обществе, но и не только, то единственным источником наших знаний об этом периоде являются материальные исторические источники, полученные в результате археологических поисков, раскопок. Сюда относятся все материальные предметы, оставленные некогда теми, кто жил за много веков до нас: керамические осколки посуды, наконечники копий и стрел, наскальные рисунки на стенах пещер, старинные детские игрушки и монеты, и многое-многое другое. Изучая вещественные исторические источники, археологи и историки могут восстановить быт тех людей, которые некогда пользовались ими. Впрочем, если говорить об эпохах с письменностью, то и при их изучении множество информации мы получаем из вещественных исторических источников, которые дополняют письменные свидетельства. К примеру, о былом величии Римской империи мы знаем не только благодаря многочисленным трудам римских историков и документов античности, доживших до наших дней, мы можем видеть их воочию по многочисленным материальным памятникам культуры, оставленным нам «римским миром» (Pax Romana): сохранившемся колонам, храмам, амфитеатрам, акведукам и многим другим. Фольклорные исторические источники Пожалуй, они представляют собой самый спорный вид исторических источников, так как это, по сути, устная народная память, которая передается из поколения в поколение в виде сказок, легенд, мифов, но как говорится «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Так многие сказки и мифы, как полагают историки, были отголоском реальных исторических событий, разумеется, в сказках и мифах реальные события сильно приукрашены и герои (как впрочем, и злодеи) гиперболизированы. Ярким примером может служить наша сказка о трех богатырях: Илье Муромцы, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и их противостоянии со змеем. На самом деле все 3 героя реальные исторические личности, как и антагонист змей, историкам более известный как половецкий хан Тугоркан. В сказке о богатырях, их приключениях и подвигах можно проследить параллели с реальными историческими событиями, связанными с Киевскою Русью и ее борьбе с половцами. Или другой не менее яркий пример уже из западного фольклора – легенда о короле Артуре. Король Артур, его советник, волшебник Мерлин, отважный рыцарь Ланселот, коварный Мордред и прочие герои эпоса, разумеется, от начала и до конца выдуманные персонажи. Но в самом эпосе, как полагают историки, содержаться отголоски реальных исторических событий, происходивших в Англии в V веке, когда она была завоевана племенами англов (собственно давших название «Англия»). Анализ исторических источников на достоверность К сожалению не всем историческим источникам можно доверять, как минимум доверять безоговорочно. Разумеется, если идет речь о фольклорных источниках, то понятно, что их достоверность будет под вопросом, ну а если мы имеем дело с письменными трудами историков прошлого. Тут тоже не все однозначно, так как часто историки тоже были далеко не всегда объективными. Все мы знаем фразу, что «историю пишут победители», к сожалению, она имеет смысл в отношении многих письменных исторических свидетельств. Те же летописцы, как правило, находились на службе у князя и о событиях современных им писали так, чтобы выставить своего покровителя (князя) в выгодном свете. За примером далеко ходить не надо, посмотрите, как освещают события современные СМИ и в каком свете. А летописцы это были по сути теми же средневековыми СМИ (только без телевидения и интернета)
Дайте характеристику основным концепциям исторического процесса Сложились различии концепции развития общества. Концепция в данном случае представляет собой определенный способ понимания, способ трактовки исторического процесса. Наиболее древней является теологическая концепция (с 5 д 18 в. Согласно этой концепции исторический процесс зависит от божественной воли. Бог – единственный творец истории, человек – лишь исполнитель божественного замысла, смысл которого недоступен человеческому разуму. Смысл истории здесь – поступательное движение человечества к Богу. В ходе этого движения человек должен совершенствоваться, причем это совершенствование должно касаться в первую очередь нравственного облика человека. Крупнейшими представителями этой теории – христианские богословы Августин Блаженный (354—430) и Фома Аквинский (1225-1274) С началом Нового времени религиозная интерпретация истории была подвергнута критическому переосмыслению. Сформировалась рационалистическая концепция исторического процесса (18 в.). Согласно рационализму исторический процесс не зависит от божественной воли. Историю делают люди, которые руководствуются собственными представлениями о правильном и неправильном. В рамках этой концепции оформились подходы двух известных немецких философов (Георг Гегель (1770-1831) и Карл Маркс (1818-1883). Они считали, что история универсальна. Она развивается по общим законам. Гегель считал, что субстанцией истории, те ее первоосновой, является духовное начало. А содержание этого духовного начала заключается в стремлении к свободе. Исторический процесс – процесс в сознании свободы. Двигаясь вперед, общество все лучше и лучше понимает идею свободы. Все больше эта идея находит свое практическое воплощение. Если Гегель придерживался идеализма в объяснении исторического процесса, то Маркс отстаивал позиции материализма. Маркс разработал формационный подход к интерпретации исторического процесса. Согласно этому подходу исторический процесс – смена общественно-экономических формаций. Формации различаются между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. Маркс выделил 5 формаций: Первобытнообщинная (бесклассовое общество) Рабовладельческая (классовое общество) Феодальная (классовое общество) Капиталистическая (классовое общество) Коммунистическая (бесклассовое общество) Маркс утверждал, что смена формаций осуществляется преимущественно путем революций. Слабость формационного подхода – здесь все замыкается на материальном производстве. Материальное производство выступает как основной фактор, определяющий общественное развитие. Другим факторам должного внимания не уделяется. Преодолению этого недостатка призвана служить другая концепция исторического процесса – цивилизационная концепция(20в). Ее представители: российский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), немецкий историк Освальд Шпенглер (1880-1936), британский историк Арнольд Тойнби (1889-1975). В отличие от формационного подхода цивилизационная концепция рассматривает историю как многолинейный процесс развития отдельных цивилизаций. Кроме того, считается что история каждой цивилизации уникальна. Каждая цивилизация проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Сторонники цивилизационного подхода во главу ставят культуру во всем ее многообразии (наука, образование, искусство, политика, право) Что такое модернизация? Опишите этапы и суть этого процесса. Модернизация в экономике Модернизировать экономику, значит, ликвидировать отсталость, вывести ее на современный передовой уровень. Этот процесс включает следующие этапы: выпуск продукции (услуг), соответствующих международным стандартам; замена устаревшего производственного оборудования (модернизация средств производства); внедрение инновационных технологий в сферу производства и управления; переподготовка трудовых кадров (повышение качества человеческого капитала); снятие экономики «с сырьевой иглы». В случае с РФ – это снижение зависимости экономики от добычи и продажи углеводородов (нефти и газа); увеличение притока иностранных инвестиций (финансовых средств). Экономисты рассматривают 2 способа модернизации: Модернизация «сверху», т.е. под государственным давлением. Это означает концентрирование всех (материальных, трудовых, финансовых) ресурсов в руках государства, перераспределение ВВП (валового внутреннего продукта) в пользу государства. Не исключено и применение репрессивных мер. Примеры: реформирование экономики России Петром Первым, экономики СССР – Сталиным. Модернизация «снизу», т.е. частной инициативой, поддерживаемой государством. Поддержка в этом случае осуществляется в создании условий для модернизации. Пример — развитие экономики Западной Европы. Посмотрите, как выглядит история модернизации экономики в разных странах в зависимости от исходных условий экономического и политического уклада:
Модернизация в политике Под политической модернизацией понимают перестройку политической системы общества, основанную на демократических преобразованиях. К таковым относятся: укрепление правовых основ государственности (совершенствование законодательной базы и соблюдение ее реализации). Законы должны не только создаваться, но и исполняться; разделение ветвей власти (законодательной, судебной и исполнительной). Это означает, что один государственный орган не может совмещать функции более одного вида власти. Такое разделение необходимо для недопущения монополизации власти в руках одного органа (одного человека). политическая активизация населения страны: общественное выражение реакции на различные политические события (собрания, митинги и пр.), участие в выборах; создание новых партий (многопартийность) и партийных систем → дифференцированная политическая структура. Социальная и культурная модернизация Социальная модернизация подразумевает изменения в обществе, затрагивающие социальные (касающиеся жизни людей в обществе) аспекты его функционирования. Модернизация экономическая, политическая и социальная неразрывно связаны между собой. Изменение какого-либо аспекта жизни общества неминуемо влечет трансформацию других. Эта концепция получила название «теория модернизации». Так, обновления в экономике способствуют повышению жизненного уровня людей, как следствие – отходит на второй план забота о физическом выживании и актуализируются иные социальные запросы: образование, общение, самосовершенствование и т.д. Социальная модернизация – это совокупность изменений в демографической, психологической сфере. Ее главная цель – создание демократического общества на основе общечеловеческих ценностей. Заключение Как уже говорилось ранее, все виды модернизации взаимосвязаны. Изменения в культуре, подвижка системы ценностей, обретение новых идеалов становятся катализатором подвижек в экономике. Это относится к органическим преобразованиям культуры. Если же имеет место быть вторичная модернизация экономики (по принципу имитирования), то она везет за собой «паровозиком» навязывание новых идей, иного образа жизни. В данном случае налицо неорганическая модернизация культуры. Перечислите и прокомментируйте факторы, оказавшие влияние на развитие восточных славян 1) Географический а) значение почвенных и ботанических полос. Три географических особенности, благоприятных для условий исторической жизни страны - 1) ее деление на почвенные и ботанические полосы с неодинаковым составом почвы и неодинаковой растительностью; 2) сложность ее водной сети с разносторонними направлениями рек и взаимной близостью речных бассейнов; 3) общий ботанический и гидрографический на центральном пространстве. б) влияние речной системы. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшемся, по ним возникали торговые сосредоточения, древнейшие русс кие города; население, от них удаленное, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам (мед, воск, меха) . При таком влиянии на народнохозяйственный обмен реки рано получили еще более важное политическое значение. Речными бассейнами направлялось географическое размещение населения, а этим размещением определялось политическое деление страны. Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX-X вв; по ним же сложились потом политические области, земли, на которые долго делилась страна. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии единообразной формы поверхности не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними. 2) Этнический. Люди, населявшие север и центр Восточно-Европейской равнины в I тыс. до Р. Х., говорили на индоевропейских и финно-угорских языках. И в то время, и в последующие века не было отчетливого соединения и размежевания племен по языковому признаку; племена враждовали или поддерживали добрососедские отношения, не придавая первостепенного значения этническим различиям или сходству. 3) Социальный. Обозначившееся еще в эпоху бронзы, во II тыс. до Р. Х., разделение племен на оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие существенно воздействовало на судьбы этих племен, но не было ни абсолютным, ни окончательным. Более мобильные и вследствие этого более воинственные скотоводческие племена век за веком медленно продвигались по степям Евразии с востока на запад; многие из этих племен подолгу задерживались в прикаспийских и причерноморских областях. Достаточно распространенным явлением был переход кочевников к оседлости; под натиском новых пришельцев оседлые или полуоседлые племена порой бывали вынуждены покидать привычные места обитания и возвращаться к кочевому образу жизни. Земледельческие племена тоже далеко не всегда могли рассчитывать на спокойное и безбедное существование в раз избранной местности. Истощение почв или появление могущественных врагов были наиболее частыми причинами переселения земледельцев. 4) Политический Сложное взаимодействие оседлого севера и кочевого юга Восточной Европы во многом определило своеобразие исторического развития региона. И военные стычки, и набеги, и политические союзы, и торговые отношения степняков и лесных жителей все это воздействовало на жизнь славян. При этом "лес" и "степь" не оставались неизменными; в их постоянном противоборстве и мирном общении складывались и разрушались союзы племен, зачастую вбиравшие в себя иноязычные группы. Какие основные сферы жизни общества затрагивает модернизация Модернизация захватывает все сферы общества – экономику, социальную жизнь, политику, право, культуру. Изменения в этих областях тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. Например, быстрый экономический рост на основе технического прогресса предполагает соответствующее изменение культурных установок, реформы политических структур, законодательства. Перечислите эшелоны модернизации и дайте им характеристику Сообщение Теория модернизации и Макс Вебер Теория модернизации Теории модернизации —это совокупность концепций общественного развития, объясняющих процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Об идее модернизации можно говорить в трёх смыслах. В первом смысле модернизация — синоним всех прогрессивных социальных изменений. Подобное толкование применимее и к выходу из пещер, и строительству первых домов, и к смене лошадиной повозки машиной, замене пишущей машинки компьютером, или подготовке в учебных заведениях конфликтологов-медиаторов. Второй смысл означает процессы индустриализации, урбанизации, демократизации, деления на современные классы, рационализацию поведения и т.п. — всё, что связано со становлением капитализма как типа социальной системы. Классические работы по модернизации принадлежат Конту, Спенсеру, Марксу, Веберу, Дюркгейму и Тённису. Третий смысл в термин «модернизация» вкладывают, когда описывают процессы, происходящие в странах третьего мира, стремящихся догнать развитые страны мира, а в последнее время и реформы в восточно-европейских странах и России. Первичная модернизация.Она охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав. Здесь проблемы модернизации по существу совпадают с классическими проблемами генезиса капитализма. Ранним аналогом базовой для теории модернизации типологии «традиция — современность» является различение у Маркса «первичной» и «вторичной» формаций, где традиционные отношения личной зависимости противопоставляются материально-вещным (рыночным) отношениям, опосредованным товарным обменом. Затем возникают типологии Ф.Тённиса (общность — общество), Э.Дюркгейма (механическая — органическая солидарность), Ч.Кули (первичная — вторичная группа). Более глубоко и оригинально разработал концепцию первичной модернизации М.Вебер, которого многие западные социологи считают родоначальником современной теории модернизации. Главной идеей Вебера стала идея экономической рациональности, нашедшей выражение в капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным правом и рациональным управлением (бюрократией). Первый шаг рационализации по Веберу — замена магии верой в единого бога, затем следует переход к вере — частному делу, определяемому свободой выбора, индивидуальной автономией, экономической рациональной этикой. В своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий» он поставил проблему социокультурных оснований современного западного общества. Восточные религиозно-культурные системы не были способны порождать духовные предпосылки капиталистического развития и демократии. Протестантство как результат религиозной реформации формирует новую хозяйственную культуру, потому что, будучи в оппозиции к официальной религии, религиозные меньшинства вынуждены отказываться от политического влияния и концентрировать свои усилия в сфере предпринимательства. Именно с протестантских сект, по мнению Вебера, начинается подъём капиталистического предпринимательства. Аналогии Вебер искал и в других культурах. Например, джайны в Индии, которым вследствие запрета умерщвлять живые существа были недоступны сельскохозяйственные занятия, оказались успешными коммерсантами и финансистами. Корни японской хозяйственной культуры уходят в религиозно-этические учения буддистских сект эпохи Токугава (1600-1867), которые поощряли повседневный труд и накопление капитала. Хозяйственной этике Русской православной церкви часто противопоставляют старообрядческую субкультуру, для которой характерна предпринимательская традиция. Вебер был явным европоцентристом. Он не дожил до наших дней и был убеждён, что рационализация во всех сферах общественной жизни — это особый западный путь. Ему было не ясно, почему на Востоке не сложился эндогенный капитализм и каковы перспективы заимствованного вторичного капитализма. Теории вторичной модернизации.В 50-60 годы двадцатого века мир разделился на три мира. Первый мир — развитые капиталистические страны. Второй мир — социалистических стран — шёл по пути планово-государственной индустриализации, высоких, но уравнивающих все классы и группы стандартов социальной защиты, отказа от плюралистической демократии. Западные социологи социалистический лагерь в расчёт не брали, хотя и допускали возможность конвергенции двух первых миров. Страны третьего мира, получившие формальную независимость после краха колониальных империй, но задержавшиеся на доиндустриальной стадии, стали предметом пристального внимания и теоретизирования социологов. Т.Парсонс, Ш.Айзенштадт, Д.Аптер, С.Хантингтон снова обращаются к теории М.Вебера. Для третьего мира модернизация, по их мнению, это догоняющее развитие с сознательным копированием западных обществ. Теоретики вторичной модернизации считали, что догоняющему развитию свойственны следующие закономерности. ü Менее развитые страны должны пройти тот же путь, что и развитые, возможно в более короткие исторические сроки; ü Модернизация необратима и ведёт к индустриальному типу общества; ü Изменения имеют необратимый, накопительный характер; ü Стадии изменения последовательны: традиционная — переходная — современная; ü Модернизация контролируется сверху интеллектуальной и политической элитами, а не является спонтанным действием массы. |