ИПЗ. Михайлова А.А.. Объекты авторского права
Скачать 45.63 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности» Реферат на тему: «Объекты авторского права» _____________________________________________________
Москва 2023 Содержание Введение………………………………………………………………………3 Понятие и источники авторского права…………………………………….4 Объекты авторского права………………………………………………......8 Заключение………………………………………………………………….14 Использованная литература………………………………………………..15 Введение В последние время в правовой жизни российского общества в авторском праве произошли многие изменения. Закончилось установление авторского права как системы определенных норм, которые предусматривают высокий уровень охраны прав авторов. Именно этим объясняется актуальность данной темы. Двойственность авторского права (налицо тесная связь с личностью автора, в то же время произведение - это имущественная ценность) привела к тому, что разделение авторских прав на две группы у нас и в большинстве зарубежных стран стало традиционным. Это характерно, например, для континентальной системы права. Блок прав на произведение как на имущество особого рода, и называемых поэтому "имущественными, занимает центральное место в любой правовой системе Запада в силу того, что лицо в обществе выступает прежде всего как собственник, а собственность признается основой существования общества. Этот блок прав в целом не связан с личностью и может свободно отчуждаться. Наряду с этим блоком прав в континентальной системе выделяется еще один блок - личные неимущественные права. К таким личным правам относятся все те правомочия автора, которыми обеспечивается защита его авторского имени, его литературной и художественной репутации, его духовной личности. Понятие и источники авторского права Термин "авторское право понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.; б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм: а) принцип свободы творчества; б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества; в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора; г) принцип свободы авторского договора. Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры. Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования. В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников. Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемых договоров. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое использование будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определенным способом использования и определенным сроком использования. По истечении этого срока все права возвращаются к автору. Знание основополагающих положений авторского права как совокупности правовых норм важно не только для непосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и для значительной части лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В первую очередь это касается предпринимателей, занимающихся использованием произведений литературы, науки и искусства, а также экспортных, импортных материальных носителей этих произведений (издательские, концертные, звукозаписывающие фирмы, организации, осуществляющие посреднические функции при экспорте-импорте прав). Немаловажным представляется знание авторского права для организаций, занимающихся созданием и распространением программного обеспечения для компьютеров. В настоящее время повсеместно программное обеспечение, которое включает в себя не только алгоритмы и программы, но также и интегральные микросхемы, охраняется авторским правом. И наконец, знание общих положений авторского права имеет значение для тех предприятий, которые занимаются производством наукоемкой продукции. Нередки случаи, когда работники таких организаций используют результаты совместного научного труда, в том числе итоговые работы научных учреждений для создания как новых самостоятельных работ, так и всякого рода компиляций. В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, членом которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами. Однако, кроме норм авторского права, при заключении конкретных договоров на использование произведений большое значение имеют, как уже отмечалось, общие нормы обязательственного (гражданского) права. Так, все отношения сторон, которые прямо не предусмотрены договором, регулируются нормами того обязательственного права, которое будет применяться к договору (то есть либо право России, либо страны проживания контрагента). Вопрос об этом стороны могут решить путем определенной записи в договоре. Если такой записи нет, то могут применяться так называемые коллизионные нормы, то есть нормы, позволяющие определить, право какой страны должно применяться в подобных случаях. Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия. Основными источниками авторского права Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, ст.44 которой гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (Российская газета. 1993 г.25 октября); Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. (Российская газета. 1994г.8 декабря); Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Принят Государственной Думой 24 октября 2006 г. ("Российская газета", N 289, 22.12. 2006), Нормативные акты исполнительной власти, из которых важно назвать постановление правительства Российской Федерации от 21 марта 1994г. №218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" с изм. от 12.09. 2007 г. (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994г. №3). Объекты авторского права Согласно ст.1225 ГК РФ: "Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами". Авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. В юридической литературе, в том числе учебной, объект авторского права (произведение) определяют как нематериальный продукт духовного творчества человека, имеющий объективную форму. В определение объекта авторского права, которое давалось в ст.475 ГК РФ, не содержалось прямого указания на творческий характер труда авторов произведений, что давало некоторым авторам основания утверждать, что "новые, творчески самостоятельные произведения – это лишь часть охраняемых авторским правом произведений". Понятия науки, литературы и искусства имеют разное смысловое значение. Однако четкая классификация произведений на научные, литературные и произведения искусства и не требуется. Отнесение произведения к категории исключительно научных, литературных или произведений искусства для признания его объектом авторского права не имеет значения. Важен лишь творческий характер труда, в результате которого создано произведение. Если нет творчества, нет и объекта авторского права. Например, не может быть объектом авторского права простой список телефонов, простая компиляция и т.д. В случае спора о наличии или отсутствии творчества назначается экспертиза, с помощью которой суд может решить этот вопрос. Творчество может быть выражено и в систематизации, и в объединении уже известного материала (сборники, справочники, словари и т.д.). Охране в этих случаях подлежит форма изложения материала. Продукт творческой деятельности автора может быть объектом авторского права, если он выражен в какой-либо объективной форме, так как авторским правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые определяют его форму. Наличие элементов новизны в произведении не является обязательным для предоставления ему авторско-правовой охраны. Произведение считается имеющим объективную форму, если оно выражено в одной из следующих форм: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.); устной (публичное произведение, публичное исполнение и т.д.); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео - или фотокадр и т.д.); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.); в других формах. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной форме. Под обнародованием произведения понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Из этого определения следует, что для признания произведения обнародованным достаточно наличия самой возможности для неопределенного круга лиц ознакомиться с произведением. Фактическое ознакомление публики с выпущенным в свет произведением необязательно. Практические и правовые последствия признания произведения обнародованным значительны. Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования никто не может давать оценку произведению, цитировать его и осуществлять иные действия, которые допускаются законом в отношении правомерно обнародованных произведений. Если произведение не подпадает под категорию обнародованных, оно считается необнародованным. Не считается обнародованием информация о произведении с изложением его содержания. Появление за последние годы новых технических средств, с помощью которых стало возможным достижение новых творческих результатов, значительно расширило список объектов авторского права. Наиболее полный их перечень приведен в ст.1259 ГК РФ. Согласно этой статье к объектам авторского права относятся: - литературные произведения; - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; - хореографические произведения и пантомимы; - музыкальные произведения с текстом или без текста; - аудиовизуальные произведения; - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам и др. Часть произведения (включая его название), которая обладает перечисленными в законе признаками и может использоваться самостоятельно, также признается объектом авторского права. К объектам авторского права также относятся: производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Охрана предоставляется производным и составным произведениям независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Переход права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сам по себе не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Исключения составляют лишь произведения изобразительного искусства, исключительное право на которые переходит от авторов к другим лицам одновременно с переходом права собственности на материальные объекты, в котором выражены эти произведения. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (ст.1259 ГК РФ). Не являются объектами авторского права, а значит и не подлежат охране произведения, которые не обладают какими-либо признаками произведения, например, объекты, не выраженные в материальной форме, или не являющиеся результатом творческой деятельности. К числу неохраняемых относятся и такие объекты, которые хотя и удовлетворяют понятию произведения, однако в силу прямого указания закона охране не подлежат. К ним относятся произведения, срок охраны которых истек, а также: - официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; - государственные символы и знаки (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); - произведения народного творчества; - сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. К неохраняемым можно отнести и произведения иностранных авторов. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Заключение Характеристика авторских прав как имущественных или неимущественных не в полной мере отражает их сущность. Так, представляется возможной своеобразная компенсация автору за то, что тот несколько сокращает произведение, или "джентльменское соглашение" с автором о том, что за некоторое вознаграждение он раскроет при опубликовании Произведения свой псевдоним. Конечно, получение имущественных выгод от использования своих личных неимущественных прав является исключением, так как эти права направлены на защиту личности автора (хотя успешность осуществления имущественных прав зависит от соблюдения личных неимущественных прав автора). Промежуточное положение между личными Неимущественными и имущественными правами занимает право следования, которое, являясь личным правом, тесно связано с имущественными интересами автора. Список использованной литературы Борохович Л., Монастрыская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. – СПб.: Издательство «Питер», 2001.-С.17 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г. №5351 – (ред.19.07.1995 г.) //Российская газета. №147.3.08.1993. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. – М.: Издательство «Прогресс», 1978. – С.74 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. – М.: Издательство «Юридическая литература», 1981. – С.452. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. – М.: Издательство «Юридическая литература», С.61. Мартынов Б.С. Права авторства в СССР. – М.: Издательство «Просвещение», 1974. – С.168. Никитина М.И. Издательский договор на литературное произведение в авторском праве. – М.: Издательство «Высшая школа», 1975. – С.54. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. – С.59. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. – М.: Издательство «Просвещение», 1986.-С.70. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.09.1999 №47 //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. №4. – С.11. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993 г.25 октября. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. // Российская газета. 1994г.8 декабря. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Принят Государственной Думой 24 октября 2006 г. // "Российская газета", N 289, 22.12. 2006 г. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденция развития. –М.: "Наука", 1984. – 382 с. Кайль А.Н. Комментарий к части IV ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. – 452 с. |