Главная страница

тутмос. Обелиск сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении


Скачать 17.02 Kb.
НазваниеОбелиск сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении
Дата18.12.2020
Размер17.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатутмос.docx
ТипДокументы
#161909

Обели́ск — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении.

В египтологии широко распространено мнение о том, что культ обелисков происходит из древнейших верований египтян о первозданном холме bnbn, на котором, согласно гелиопольской космогонии, явился Атум из первородного океана (либо сам Атум был холмом, ожившим при попадании солнечного света Ра).

Исследователями XIX – начала XX в. были высказаны следующие предположения относительно назначения и символического значения древнеегипетских обелисков:

• обелиски XVIII и XIX династий являлись элементами солярного культа (культа Атума-Ра, Амона, Амона-Ра, Ра-Хорахти);

• форма обелиска синкретична: она сочетает в себе элементы погребального культа (культа родового предка) и солярного культа (культа АтумаРа, культа камня bnbn);

• обелиски устанавливались царями в честь бога – предка царской династии (некоторые из них – в честь предыдущего царя, обожествленного);

• обелиски сами по себе являлись элементом культа, им совершались подношения;

• обелиски, имевшие в большинстве своем золотые навершия, выражали идею освещения;

• обелиски обеспечивали вечную жизнь царю, их установившему

Представляет собой четырёхгранный монолит из розового асуанского гранита (сиенский карьер), в основании которого лежит квадрат, а суживающаяся к вершине часть заканчивается правильной четырёхгранной пирамидой. Все четыре грани обелиска покрыты письменами из египетских иероглифов, на верхнем фрагменте проглядывается фигура фараона Тутмоса, держащегося за руки с египетским богом Амон-Ра.

Изначально находился в южной части Великого Храма Атума-Ра-Амона, Фивы, у седьмого пилона, где был установлен в 1460 году до н. э. предположительно посвящался юбилею в честь тридцатилетия правления фараона Тутмоса III (архитектор Пуемра). Имел первоначальную высоту 37,77 метра и вес около 542,94 тонны. Посвятительная надпись упоминает победоносный поход фараона в Месопотамию. По приказу императора Феодосия Великого обелиск был доставлен в Константинополь: вначале его опрокинули на насыпь и, дотащив до берега Нила, погрузили на барку; затем, сплавив до Александрии, перегрузили на специальный корабль (navis lapidariae). Либо при выгрузке, либо при транспортировке, либо при монтаже, но монолит лопнул на две части (гранит, как минерал, очень хрупок на изгиб). Верхняя, высотой 19,59 метра и массой около 281,6 тонны, была установлена на спину ипподрома. Не владея древнеегипетской технологией подъема и установки обелисков в "пятку", римские архитекторы вынуждены были его поднять и на весу установить на бронзовые "крабы"-опоры, находящиеся на очень сложном мраморном пьедестале. Установка обломка обелиска происходила с помощью крана, который напоминал современные козловые.

Гравюра позапрошлого века, изображающая установление обелиска (площадь Согласия?).

Примерно аналогичным образом, в связи с утерей древнеегипетской технологии установки в "пяту", установливались обелиски в Риме, Константинополе, а в Новейшее время - в Европе и США.

После 395 года н. э. обелиск был переоборудован в фонтан. Водопроводная труба врезалась в правый фасад пьедестала, а выводы выходили в 4 сосуда на бронзовых опорах.

Все четыре стороны пьедестала покрыты рельефами и двумя посвятительными надписями одного содержания на латинском и греческом языках: "Феодосий I, с помощью префекта претория Прокла, воздвиг эту четерехугольную колонну, лежавшую на земле". На главном фасаде, в верхней части, в кафизме, изображен Феодосий Великий с венком в руках для победителя заезда. Его окружают члены семьи, сановники и стража. Ниже - выступление актеров в паузе между заездами. В нижней части - посвятительная надпись на латыни. На правом фасаде, в верхней части, в кафизме и около нее - те же персонажи. В нижней - барельеф, показывающий процесс транспортировки обелиска. На заднем фасаде, в его верхней части - знакомый вид кафизмы и персонажей ее занимающих. Ниже - изъявление покорности императору вождями варваров. На нижней части - текст надписи на греческом языке. На левом фасаде, в верхней части, опять кафизма. Императорская семья, сановники и стража наблюдают ристания (барельеф в нижней части).

Император и его двор (северная сторона).

К 5: Хорошо видна арка и ступени ведущие к кафизме для прохода к ней победителя. На ступенях перед кафизмой - возможно, два мандатора - особые чиновники, через которых император общался с народом. У нескольких зрителей в поднятых руках шарфы цветов их партий.

К 7:

вожди варварских племен изъявляют покорность императору, находящемуся в кафизме с семьей. Ниже видна посвятительная надпись на греческом языке.

К 9:

Перевозка обелиска. Хорошо видны вороты, система канатов и волокуша на которой покоится памятник. На монолите находятся руковоители работ, синхронизирующие движения воротов. Увлажненный тростник, по которому тянут волокушу с монолитом, под его тяжестью и возникающей температуре при трении как бы спекается и в виде огромной стружки заворачивается позади.


написать администратору сайта