Главная страница
Навигация по странице:

  • Обережная одежда русского крестьянина

  • Магический орнамент

  • Защитные бусы и ожерелья

  • Красный пояс от всех бед

  • Шубы на овчине и соболях

  • Обереги в костюме. Обереги в традиционном русском костюме


    Скачать 1.29 Mb.
    НазваниеОбереги в традиционном русском костюме
    АнкорОбереги в костюме
    Дата16.12.2022
    Размер1.29 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбереги в костюме.docx
    ТипДокументы
    #848140

    Обереги в традиционном русском костюме

    Славяне считали, что от опасностей, болезней и злых духов людей защищают обереги. По поверьям мистической силой обладали и украшения, и предметы одежды — обрядовые костюмы, пояса, шубы. Читайте в нашем материале, как крестьяне использовали зубы животных и яркие украшения, зачем носили оберег-ложку и крепили к ожерелью куриную косточку, что сулила хозяину вышивка на рубахе и когда нужно было носить красный пояс-сеточку.

    Обережная одежда русского крестьянина

    Для защиты от нечисти и дурного глаза крестьяне совершали обряды и использовали обереги — одежду и украшения. Русский костюм сложился к XIII веку, до начала XVIII столетия он был распространен во всех сословиях: в царской семье и среди купцов, у крестьян и ремесленников. После того как Петр I ввел в обиход платье европейского образца, традиционную одежду стали носить в основном в сельской местности.

    Основу женского и мужского наряда составляла длинная нижняя рубаха из льняной или конопляной ткани. Женщины в южных регионах Руси одевались в костюм с поневой — украшенной шерстяной юбкой. На Севере носили сарафан с рубахой, душегреей и кокошником. Подолы подшивали холстом и втыкали в них иголки — такой оберег, по поверьям, защищал женщину от нежелательного внимания мужчин. В повседневной жизни крестьяне носили амулеты: считалось, что они охраняют от укусов животных и сглаза.

    Кроме праздничной и повседневной, в сундуках хранилась обрядовая одежда для особых случаев. Такой костюм отличался цветом, богатым орнаментом и украшениями: женщины вышивали на рубахах обережные знаки и узоры. Эту одежду надевали к началу важного дела — севу, жатве, строительству дома.

    Магический орнамент

    Крестьяне верили в магическую силу вышивки на рубахах и юбках, поясах и головных уборах. А рукоделие не требовало сложных приспособлений и дорогих материалов — холст, нитки и иглы хранились в каждой избе. Мастерицы в селениях вышивали праздничные и повседневные рубахи, юбки, платки, полотенца и скатерти. Вещи берегли и передавали по наследству. В вышивке часто использовали геометрические орнаменты. Этот вид узора возник в глубокой древности: простыми фигурами украшали одежду на протяжении многих веков. Этнографы соотносят прямые линии в орнаментах с землей, волнистые с водой, крест с огнем, а ромб, круг или квадрат — с солнцем.

    В орнамент вплетали изображения животных, растений и людей. Одним из главных символов-оберегов считалось пышное дерево с птицами. Его связывали с древом жизни, от которого зависело процветание или гибель земледельцев. Силы природы имели свои изображения: солнце вышивали в форме коня, мать-землю — в виде женской фигуры с птицами-стихиями в руках, «ёлочки» на рукавах и поясах символизировали жизнь и добро.

    Знаки-обереги вышивали как заклинание: орнамент на рубахах и юбках располагался в строго определенных местах. Им украшали кайму на подоле юбки, пояс, ворот, грудь и рукава рубахи — изначально целиком, а потом только оплечье и запястье. Крестьяне верили, что магические символы на руке придают ловкость и силу, а, значит, любая работа будет легкой и успешной.

    Орнаментом-оберегом украшали все швы на свадебных рубахах, чтобы нечистый дух не смог добраться до молодоженов и навредить им. Одеяния шили с длинными рукавами — невеста для приличия брала жениха за руку через ткань. Еще рукава называли «плакательными»: во время свадебного ритуала девушка вытирала ими слезы, оплакивая утраченную свободу.

    Вышивкой украшали и повседневные вещи: это был оберег, который не мешал свободно двигаться во время работы. Украшенные рубахи входили в приданое каждой женщины, на Севере их полагалось иметь не меньше 10, а в зажиточных крестьянских семьях число доходило до 50. Самые нарядные из них готовили на сенокос, жатву и свадьбу.

    Защитные бусы и ожерелья

    Славяне верили в магическую силу украшений из-за их особой формы, цвета и материала. Например, бусы из раковин и янтаря считали оберегами из-за их «потустороннего», подводного происхождения. На одном ожерелье могли соседствовать разные амулеты — рядом с христианскими крестами подвешивали зубы и кости животных.

    Украшения-привески использовали в ритуальных обрядах и в повседневной жизни. Их носили на шее как ожерелье или подвешивали на шнурах к поясу. К оберегам относят зооморфные привески, миниатюрные изображения предметов быта и амулеты, которые изображали небесные светила. Самыми древними и распространенными были круглые украшения в виде колеса или креста в круге, которые олицетворяли поклонение солнцу, и лунницы — изображения луны. Их изготавливали из меди, бронзы, серебра. Существовали миниатюрные амулеты в форме бытовых предметов — ложек и ключей, ковшей и топоров. Обереги-ложки «призывали» богатство и сытую жизнь. А бубенчики (их носили с ожерельями, подвешивали к поясам или использовали как пуговицы) по поверьям отгоняли злых духов.

    Зооморфные обереги собирали из зубов, костей и когтей зверей. В древности верили, что часть тела животного обладает такой же охранительной силой, как его образ. В некоторых российских регионах в XIX веке к поясам или украшениям крепили кость из куриного крыла. Считалось, что она помогала легче просыпаться по утрам, ее так и называли — «вставаранка».

    Украшения стоили дорого, и их часто жертвовали в храмы. Драгоценные кольца и кресты отдавали в церковь после исцеления или решения проблем, преподносили иконам: подвешивали на цепочках к почитаемому образу.

    Со временем мистическую силу украшений стали связывать с их ярким цветом. Пестрые ожерелья и бусы якобы отвлекали нечистую силу и оберегали хозяйку.

    Красный пояс от всех бед

    Мужчины и женщины носили традиционную одежду с поясами: ходить без них считалось так же неприлично, как и без головного убора. Появилось даже слово «распоясаться», что значит утратить сдержанность, вести себя неподобающе. Поясом подвязывали нижнюю рубаху, сарафан, юбку-поневу и штаны. Верхнюю одежду удерживал широкий кушак, его дважды оборачивали вокруг туловища. Крестьяне ткали, плели и вязали пояса из шерсти, конопли или льна. К поясу подвешивали небольшие нужные в быту предметы — ножи, кошельки и сумки.

    Считалось, что пояс создает магический круг и бережет человека от темных сил. Его не снимали даже в бане. В монастырях изготавливали особые пояса с вытканными на них молитвами.

    Цвет аксессуара-оберега соответствовал возрасту хозяина: детские шили светлыми, для молодежи плели яркие опояски, старики носили темные пояса. Особо почитали красные оттенки, в традиционном народном костюме их использовали больше 30: алый, багровый, огневой и множество других. Кушаки этого цвета олицетворяли жизненную силу и здоровье своего хозяина или хозяйки. Пояса украшали бисером, серебряными и золотыми нитями и вышивкой с обережными узорами.

    Мужской пояс-сеточка из красных шерстяных нитей по поверьям защищал от злых духов: им подпоясывали жениха на голое тело во время свадебного обряда. Русский писатель и этнограф Владимир Даль описывал старинный обычай: чтобы защитить себя от колдовства, молодые муж и жена и их гости поверх одежды надевали пояс с множеством узлов. Колдун не мог навредить человеку, пока все их не развяжет.

    Шубы на овчине и соболях

    Традиционный свадебный ритуал включал в себя множество обрядов, в которых фигурировал символ богатства и плодородия — шуба. Изначально верхняя одежда из меха считалась парадной у бояр, купцов, горожан и зажиточных крестьян. Шубы шили из овчины, соболя, горностая, лисицы и песца. Обычно их кроили мехом внутрь, а сверху покрывали дорогой тканью, кружевом, драгоценными камнями и серебром. Шубы передавали по наследству, давали в приданое дочерям.

    Шуба входила в свадебный обряд и в венчальный наряд невесты. Молодых сажали на нее во время свадебного пира, верхнюю одежду клали на порог дома, в котором новобрачные будут жить. Меха символизировали богатство и плодовитость. В лучшей шубе молодая супруга на следующий день после свадьбы шла с мужем за водой к колодцу: так девушка в новом статусе жены знакомилась с жителями деревни.

    В крестьянской среде верили, что шубы, украшения-привески, пояса и вышивка одежды оберегают своего хозяина от сглаза, порчи, опасностей и встречи с нечистой силой. С течением времени вера в магические свойства оберегов угасала, значение узоров и вышивок забывалось. Мастерицы передавали из поколения в поколение лишь декоративный орнамент, утративший мистическое значение древних символов.


    написать администратору сайта