Главная страница
Навигация по странице:

  • Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский педагогический колледж» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

  • Великая Отечественная Война в русской художественной литературе”

  • Выполнил обучающийся

  • Специальность

  • Руководитель Морохова О.В.

  • Департамент%20образования%20Ивановской%20области-1. Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кинешемский педагогический колледж


    Скачать 42.19 Kb.
    НазваниеОбластное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кинешемский педагогический колледж
    Дата27.11.2022
    Размер42.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДепартамент%20образования%20Ивановской%20области-1.docx
    ТипДокументы
    #814482

    Департамент образования Ивановской области

    Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Кинешемский педагогический колледж»
    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


    на тему

    Великая Отечественная Война в русской художественной литературе”

    (наименование темы)







    по учебной дисциплине

    ОУД. 10Литература

    (код, наименование)


    Выполнил обучающийся




    Усанова Анна Дмитриевна







    (Фамилия, имя, отчество)







    Специальность




    44.02.01 Дошкольное образование










    (код, наименование)







    Группа 1-4

    2021 -2022учебный год










    Руководитель Морохова О.В.., преподаватель


    Дата защиты




    (фамилия, инициалы., должность)



    2021 г.

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

    ГЛАВА 1.Роль и особенности литературы в годы Великой Отечественной войны

    ГЛАВА II. Литература в годы Великой Отечественной Войны……………….6

    ГЛАВА III. Роман Ю. Бондарева «Горячий снег»……………………………..11

    Заключение…………………………………………………………………………15

    Список информационных источников………………………………………….16

    Введение



    фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио.

    Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова. Индивидуальное восприятие окружающей действительности, непосредственные впечатления сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком событий.

    Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Алексей Сурков, Владимир Величко и другие писатели-публицисты создали произведения, несущие огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Их творчество способствовало воспитанию масс в духе любви и преданности своей Отчизне.

    Голос советской публицистики эпохи Великой Отечественной войны достигал особой силы, когда главной темой ее произведений становилась тема Родины. В тяжелых условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставить равнодушной читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений в борьбе с врагом. Так воспринимались миллионами читателей статьи «Родина» А. Толстого, «Сила России» Н. Тихонова, «Размышления у Киева» Л. Леонова, «Украина в огне» А. Довженко, «Душа России» И. Эренбурга и многие другие, в которых с огромной эмоциональной силой раскрывались истинный характер патриотизма, героические традиции прошлого нашей страны.

    Глава 2.Литература в годы Великой Отечественной Войны


    Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

    Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными».

    Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и ...писали.

    Русская литература периода Великой Отечественной Войны стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя «окопными поэтами» (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была «голосом героической души народа». Лозунг «Все силы – на разгром врага!» непосредственно относился и к писателям.

    Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть, например, стихотворение «Жди меня»,«Сын артиллериста» Константина Симонова

    Жди меня, и я вернусь.

    Только очень жди,

    Жди, когда наводят грусть

    Желтые дожди,

    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,

    Жди, когда других не ждут,

    Позабыв вчера.

    Жди, когда из дальних мест

    Писем не придет,

    Жди, когда уж надоест

    Всем, кто вместе ждет.

    Жди меня, и я вернусь,

    Не желай добра

    Всем, кто знает наизусть,

    Что забыть пора.

    Пусть поверят сын и мать

    В то, что нет меня,

    Пусть друзья устанут ждать,

    Сядут у огня,

    Выпьют горькое вино

    На помин души...

    Жди. И с ними заодно

    Выпить не спеши.
    Жди меня, и я вернусь,

    Всем смертям назло.

    Кто не ждал меня, тот пусть

    Скажет: - Повезло.

    Не понять, не ждавшим им,

    Как среди огня

    Ожиданием своим

    Ты спасла меня.

    Как я выжил, будем знать

    Только мы с тобой,-

    Просто ты умела ждать,

    Как никто другой.


    В этом стихотворении многократным образом – 11 раз – повторяется слово «жди», и это не просто просьба, это мольба. 7 раз в тексте употребляются однокоренные слова и словоформы: «ждавшим», «ожиданием», «ждать», «ждал», «ждёт», «ждут». Жди, и я вернусь, только очень жди – такая концентрация слова похожа на заклинание, стихотворение пропитано отчаянной надеждой. Кажется, будто солдат полностью доверил свою жизнь тому, кто остался дома.

    Также, если делать анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь», можно заметить, что оно посвящено женщине. Но не матери или дочери, а возлюбленной жене или невесте. Солдат просит не забывать его ни в коем случае, даже когда у детей и матерей уже не осталось надежды, даже когда они пьют горькое вино за помин его души, он просит не поминать его вместе с ними, а продолжать верить и ждать. Ожидание одинаково важно и для тех, кто остался в тылу, и в первую очередь для самого солдата. Вера в бесконечную преданность вдохновляет его, придаёт уверенность, заставляет цепляться за жизнь и отодвигает на задний план страх смерти: «Не понять, не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня». Солдаты в бою тем и были живы, что осознавали, что дома их ждут, что им нельзя умирать, необходимо вернуться.

    1418 дней, или около 4 лет, длилась Великая Отечественная война, 4 раза сменялись времена года: жёлтые дожди, снега и жара. За это время не потерять веру и дождаться бойца спустя столько времени – настоящий подвиг. Константин Симонов понимал это, именно поэтому стихотворение обращено не только к бойцам, но и ко всем, кто до последнего хранил в душе надежду, верил и ждал, несмотря ни на что, «всем смертям назло».

    Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

    Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

    В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

    Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, , Константин Симонов.

    В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).

    В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

    Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка".

    Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

    Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки.

    Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

    Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

    В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

    В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия.

    Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего пат­рона. А кончатся патроны — кулаками, зубами...».

    Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

    Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

    Глав 3. Роман Ю. Бондарева «Горячий снег».


    Также еще одним из классических примеров произведений о Великой Отечественной войне можно считать роман Ю. Бондарева «Горячий снег». Написан он был спустя 30 лет, однако хорошо иллюстрирует страшные события 1942 года, происходившие под Сталинградом. Несмотря на то, что бойцов остается всего три, а орудие только одно – солдаты продолжают сдерживать наступление немцев и бороться до победного конца.

    События произведения разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса.

    Армия генерала Бессонова отражает атаку танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремится пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или провала этой операции в значительной степени зависит исход битвы на Волге.

    Время действия романа ограничено всего несколькими днями — это два дня и две декабрьские морозные ночи. Объемность и глубина изображения создается в романе за счет пересечения двух взглядов на события: из штаба армии — генерала Бессонова и из окопов — лейтенанта Дроздовского. Солдаты «не знали и не могли знать о том, где начнется бой, не знали, что многие из них совершают перед боями последний марш в своей жизни. Бессонов же ясно и трезво определял меру приближающейся опасности. Ему известно было, что на Котельниковском направлении фронт едва держится, что немецкие танки за трое суток продвинулись на сорок километров в направлении Сталинграда».

    В этом романе писатель проявляет мастерство и баталиста, и психолога. Характеры раскрываются у Бондарева широко и объемно — в человеческих взаимоотношениях, в симпатиях и антипатиях.

    В романе значимо прошлое персонажей. Так, прошлые события, фактически курьезные, определили судьбу Уханова: талантливый, энергичный офицер мог бы командовать батареей, но его сделали сержантом.Прошлое Чибисова (немецкий плен) породило в душе его бесконечный страх и определило тем самым все его поведение. Прошлое лейтенанта Дроздовского, смерть его родителей — все это во многом определило неровный, резкий, беспощадный характер героя.

    В отдельных деталях в романе престает перед читателем и прошлое санинструктора Зои, и ездовых — застенчивого Сергуненкова и грубоватого, нелюдимого Рубина. Очень важным для нас является и прошлое генерала Бессонова. Часто думает он о своем сыне, 18-летнем мальчике, пропавшем на войне. Он мог бы спасти его, оставив при своем штабе, но не сделал этого. Смутное чувство вины живет в душе генерала. В ходе развития событий появляются слухи (немецкие листовки, донесения контрразведки) о том, что Виктор, сын Бессонова, попал в плен. И читатель понимает то, что вся карьера человека находится под угрозой. В ходе управления операцией Бессонов предстает перед нами как талантливый военачальник, умный, но жесткий человек, беспощадный порой к себе и окружающим.

    После битвы же мы видим его совсем иным: на лице его «слезы восторга, скорби и благодарности», он раздает награды оставшимся в живых сол­датам и офицерам. Не менее крупно выписана в романе и фигура лейтенанта Кузнецова. Он является антиподом лейтенанта Дроздовского. Кроме того, здесь пунктиром намечается любовный треугольник: Дроздовский — Кузнецов — Зоя.

    Кузнецов — храбрый, хороший воин и мягкий, добрый человек, страдающий от всего происходящего и мучающийся сознанием собственного бессилия. Писатель раскрывает нам всю душевную жизнь этого героя. Так, перед решающим сражением лейтенант Кузнецов испытывает чувство всеобщей объединённости «десятков, сотен, тысяч людей в ожидании еще неизведанного скорого боя», в бою же он ощущает самозабвение, ненависть к своей возможной смерти, полную слитность с орудием.Именно Кузнецов и Уханов спасают после боя своего раненого разведчика, лежавшего прямо под боком у немцев. Острое чувство вины терзает лейтенанта Кузнецова, когда убивают ездового Сергуненкова.

    Герой становится бессильным свидетелем того, как лейтенант Дроздовский посылает Сергуненкова на верную смерть, и он, Кузнецов, ничего не может сделать в этой ситуации.

    Еще полнее образ этого героя раскрывается в его отношении к Зое, в зарождающейся люб­ви, в том горе, которое испытывает лейтенант после ее гибели. С образом Зои Елагиной связана лирическая линия романа. Эта девушка воплощает собой нежность, женственность, любовь, терпение, самопожертвование. Трогательно отношение бойцов к ней, также ей симпатизирует автор. Авторская позиция в романе однозначна: русские солдаты совершают невозможное, то, что превышает реальные человеческие силы. Война же несет людям смерть и горе, что является нарушением мировой гармонии, высшего закона.

    Вот каким предстает перед Кузнецовым один из убитых бойцов: «…сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, став­шее мертвенно-белым, истонченным жуткой красотой смерти, удивленно смотрело влажно-вишневыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клочья, иссеченную телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к прицелу».

    Особый смысл несет в себе и название романа, являющееся оксюмороном — «горячий снег». Одновременно заглавие это несет в себе метафорический смысл. Горячий снег Бондарева — это не только жаркий, тяжелый, кровавый бой; но это еще и некий рубеж в жизни каждого из персонажей. Одновременно оксюморон «горячий снег» перекликается с идейным смыслом произведения. Солдаты у Бондарева совершают невозможное. С этим образом также связаны в романе и конкретные художественные детали и сюжетные ситуации.

    Так, во время боя снег в романе становится горячим от пороха и раскаленного металла, пленный немец говорит о том, что в России горит снег. Наконец, снег становится горячим для лейтенанта Кузнецова, когда он потерял Зою.

    После прочтения этого произведения, я понял, что война – самое страшное слово на свете. Я испытал глубокое чувство уважения к людям, которые ценой своей жизни, отстояли великую победу, чтобы нынешнее поколение жило счастливо и спокойно.

    Заключение


    По моему мнению,Великая Отечественная война отражена в художественной литературе глубоко и всесторонне: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

    Авторы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне главной темой, является солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.

    Таким образом, мне кажется, поставленные на службу великому делу художественная литература выполнила свой гражданский патриотический долг, стала мощным духовным оружием Великой Отечественной войны. Она воспитывает в людях беззаветный героизм, нравственную чистоту и беспредельную преданность Родине.

    И я думаю, что книги о Великой Отечественной войне необходимы не только потому, что в них отражена история нашей страны, но и потому, что, читая и заново просматривая их, можно превосходным образом воспитать в себе человека.

    Список информационных источников

    1. Роман Ю. Бондарева «Горячий снег».Москва, Просвящение 1985 г

    2. «Юрий Бондарев. Очерк творчества», Е. Горбунова.М.П. 1987 г

    3.  «Художественные открытия Бондарева», Н. Федь Ж «Новь» №5

    4. Стихотворение «Жди меня» Константина Симонова.М.П. 1974г.

    5. Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда».М.П. 1982 г.








    Страница













    написать администратору сайта