Обобщение опыта Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления и гармонизации личности Введение. Глава 1
Скачать 52.02 Kb.
|
1 2 Заключение Уроки ритмики развивают у детей с нарушением зрения музыкальные способности. В развитии музыкальных способностей у школьников решающее значение имеют следующие проявления творческого начала: воображение, фантазирование, изобретение нового, сочинительство, конструирование, а также психические познавательные процессы, внимание и эмоциональная сфера. Специалист в области музыкальной психологии Б.М.Теплов рассматривает проблему музыкальности разносторонне: в ней выделены общие и специальные моменты. Комплекс музыкальных способностей он определяет как понятие музыкальности. Им же обосновывалась возможность изолированного развития отдельных способностей, связанных с конкретным видом музыкальной деятельности. За последние годы в нашей стране наблюдается тенденция к росту частоты нарушения зрения у детей школьного возраста. Доказано, что нарушение зрения чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Исследования Г.Г. Демирчогляна (1998), Л.Н. Ростомашвили (1997) и др. показали, что изменения здоровья детей тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с близорукостью, нарушениями аккомодации. Ритмика должна занять важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения, поскольку музыкально-ритмические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза. Специальные упражнения благоприятно влияют на формирование рефракции глаза у школьников. Снижение общей двигательной активности детей при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию патологии зрения. Физические упражнения обще-развивающего характера в сочетание с ритмичными движениями, применяемые в сочетании со специальными упражнениями, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. Занятия ритмикой являются мощным средством коррекции и компенсации недостатков в физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения. Двигательная активность является необходимым условием нормального функционирования внутренних органов. Это источник здоровья, работоспособности и подготовки к трудовой деятельности детей. При дефектах органа зрения организм детей находится в неблагоприятном состоянии не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимого ежедневного объёма движений. Последнее ухудшает состояние их организма и часто способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия не только усугубляет любое нарушение развития и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на общем развитии слабовидящего ребенка, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно психического тонуса. Исходя из этого, становится ясным, что для обеспечения нормального функционирования различных систем организма данного контингента детей, необходима активизация их моторики, в этом помогают уроки ритмики. Трудно переоценить значение регулярных занятий ритмикой для укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции двигательных нарушений и недостатков, возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. ЛИТЕРАТУРА 1.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961 2. Башкикова А.А. Ветчинскина К.Т. Нормативная физиология человека. М., 1982. 3. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984; 4. Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография. Кемерово, 2000. 5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение,1981; 6. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990; 7. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980; 8. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие - М.: 1978; 9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993; 10. Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции – М.:1922; 11. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977; 12. Кислова А.И. К вопросу о развитии творческих способностей на уроках ритмики. Искусство и образование. – М., 2007. 13. Кислова А.И. Методические рекомендации по предмету ритмика для системы дополнительного образования. Набережные челны., ИД «Стержень», 2007. 14. Кручинин В.А. Обучение слепых детей ориентировке в пространстве. М.,1992. 15. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. М., 1986. 16. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону., Феникс, 2002. 17. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985; 18.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., 1985. 19. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996; 20. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997 Приложение ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА ПАЛКАХ Двое игроков садятся на землю один против другого, упершись друг в друга ступнями. Взявшись руками за палку, каждый из игроков старается по сигналу поднять своего противника с земли. Сгибать ноги в коленях и отпускать палку не разрешается. СБОР "ГРИБОВ" В этом аттракционе участвуют два человека. У обоих завязаны глаза, а в руках - мешочки или корзины. На полу в разных местах расставляются игрушечные грибы. По сигналу ведущего начинается сбор "грибов". Тот, кто наберет "грибов" больше и при этом быстро, получает приз. ГЛАВНОЕ - НЕ РАССМЕЯТЬСЯ! Одного из играющих объявляют "скульптором", а остальные становятся вокруг и по его сигналу превращаются в "статуи": каждый принимает какую-нибудь выразительную позу и замирает в ней. "Скульптор" прохаживается между играющими и с глубокомысленным видом рассматривает их, всячески стараясь рассмешить. Но "статуя" должна быть бесстрастной - ни шевелиться, ни улыбаться ей нельзя. Нужна выдержка, чтобы не рассмеяться, а у кого ее не хватает, того "скульптор" "бракует" - удаляет из круга. Кто дольше всех продержится - тот и победитель в игре. СЛЕПОЙ УДАР Играющий стоит с закрытыми глазами на расстоянии одного шага от нитки, протянутой между двумя палками (деревьями). Повернувшись спиной к нитке, он должен сделать, пять шагов вперед, повернуться направо, потом - еще раз направо, потом сделать полный оборот на 360 градусов. Если играющий проделал все эти повороты точно, то, следовательно, он находится в данный момент как раз напротив натянутой между палками (деревьями) нитки. Играющему остается только сделать пять обратных шагов на прежнее место, откуда он начал свой путь. После этого играющему дается палка и он должен, размахнувшись, как следует, разорвать натянутую нитку. УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ Все играющие садятся на стулья. Водящий сидит отдельно, глаза у него завязаны, он начинает петь какую-нибудь знакомую всем песню. Спев один куплет, водящий замолкает. Второй куплет песни поет кто-нибудь из ребят. Водящий должен сказать, кто пел. Если водящий угадал - игра продолжается, но водящим становится уже тот, кто пел второй куплет. ДОСТАВАЛКИ (ЧЕХИЯ) Эта игра требует ловкости. В ней одновременно могут участвовать 3, 5, 10 человек. У каждого играющего в руках мячик, который он кладет на землю около правой ноги на расстоянии 1-2 см. Играющие стоят, расставив ноги на ширину плеч, и по сигналу судьи должны наклониться и достать положенный на землю мячик из-за правой ноги. Оказывается, это не так-то просто сделать. Надо не один раз потренироваться, чтобы скоординировать работу рук, корпуса и достать быстро мяч. Кто первым это сделал, тот и победил. СЕСТЬ, ВСТАТЬ, СЕСТЬ! Участник игры садится на стул. На глаза ему надевают повязку. Упражнение на первый взгляд несложное: встать, сделать пять шагов вперед, повернуться направо, сделать еще пять шагов, еще раз повернуться направо и отмерить такое же количество шагов, наконец, сделать еще поворот направо, пройти пять шагов и с поворотом направо сесть на стул. Только обладающие хорошим чувством пространства и умением четко выполнять повороты смогут выполнить это упражнение. "КАРУСЕЛЬ" Взявшись за руки в воде, играющие начинают движение по кругу по указанию взрослого, постепенно ускоряя шаг и произнося следующие слова: Еле-еле, еле-еле, Закружилась карусель, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Бегут до тех пор, пока взрослый не произнесет: Тише, тише, не спешите - Карусель остановите. Все постепенно замедляют шаг и останавливаются со словами: Вот и кончилась игра. Остановиться - раз и два. Игру повторяют с движением в другую сторону. ХОРОВОД Ученики, взявшись за руки, медленно идут по кругу и хором произносят: Мы идем, идем, Хоровод ведем. Сосчитаем до пяти, Ну, попробуй нас найти! Хоровод останавливается, играющие считают до пяти, опускают руки и все одновременно погружаются с головой в воду. После этого они выпрямляются, берутся за руки, и хоровод двигается в другую сторону. ЯПОНСКИЕ ИГРЫ. ЦЗЯНЬ-ЧУЙ-БАО Так называется способ, когда победителя определяют по жестам. Жесты: "камень" - пальцы сжаты в кулак; "ножницы" - вытянуть указательный и средний пальцы; "бумага" - вытянуть все пальцы. Жест "камень" побеждает жест "ножницы", а "ножницы" побеждают "бумагу", потому что бумагу можно разрезать ножницами; "бумага" побеждает "камень", потому что камень можно завернуть в бумагу. Когда раздаются слова "цзянь-чуй-бао", каждый из игроков показывает свой жест - так и определится победитель. ЛАБИРИНТ Делать лабиринт на снегу, топтать снег ногами и плющить его ведром. Бегать по снегу кругом, чтобы он стал твердым. Когда все это сделано, создать на двух концах лабиринта базы, например, А и Б. Разделить участников игры на две группы - каждая группа занимает одну базу. После сигнала игроки из каждой группы (А-1 и Б-1) двигаются со своей базы бегом и встречаются где-то в лабиринте. Далее встретившиеся ребята играют в "Цзянь-чуй-бао", и если, например, А-1 выигрывает, то он ведет на свою базу побежденного противника, но если по ходу возвращения А собьется с пути, то Б-1 может возвратиться к себе. Игра повторяется многократно. ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПО ЦВЕТУ Эта игра подходит слабовидящим детям. Сначала избрать одного игрока. Он рассказывает о каком-нибудь цвете, и другие трогают какую-то вещь этого цвета. Игроку, рассказавшему о цвете, нельзя ловить тех, кто тронул вещь этого цвета; можно ловить лишь тех, кто до нее еще не дотронулся. ИГРАТЬ РОЛЬ ЖИВОТНЫХ Все садятся в круг. Один из игроков подражает крикам животных, а другие отгадывают. Например, можно изобразить крики петуха, кошки, вороны и др. ТЯНУТЬ ВЕРЕВКУ Для этой игры нужно десять веревок, длина каждой - один метр. На одну из веревок вешается маленький колокольчик. Веревки связываются вместе с одного конца, узел - на земле, а свободные, то есть не связанные концы веревок раздаются (или кладутся на землю). Каждый игрок тянет одну веревку. Тот, кому досталась веревка с колокольчиком, будет победителем. "ВАМ ЧАЙ?" Все стоят в кругу. Заранее избранный игрок стоит в центре круга и спрашивает: "Вам чай?" - а другие отвечают по очереди, например: ("Мне чаю, пожалуйста", "Спасибо"). Спрашивающий отгадывает по голосу, кто из игроков отвечает. Если отгадал, то вместо него в центр круга встает тот, кого угадали. Игра продолжается. НЕПРИЯТНЫЙ ОТВЕТ Играют пять или шесть детей. Все садятся в круг. Первый избранный игрок А пишет на бумаге. Например: "Какая прекрасная погода, как хорошо нам пойти в поле!". Следующий игрок Б пишет: "Пошел дождь". Участник В продолжает: "Непогода! Сильный ветер", - а игрок Г пишет: "Мне придется купить зонт". То есть каждый последующий игрок должен "разочаровывать" игрока А. ПЕРЕДАТЬ ПЛАТОК Приготовить несколько больших платков. Игроки садятся в круг и начинают передавать платки одновременно, пропуская одного или двух человек. По сигналу все останавливаются. Если кто-то не успел передать платок, а возможно, у него в руках окажется два-три платка, то он должен придумать что-то такое, чтобы развеселить остальных. http://www.zavuch.info/methodlib/85/66162/ 1 2 |