философия и техника. Образ человека в научной и технической рациональности
Скачать 19.53 Kb.
|
Образ человека в научной и технической рациональности 1. Человек как субъект познавательной и преобразующей деятельности. Место исследователя в классической науке. Субъект и объект исследования в неклассическом понимании. Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект – то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та её часть, которая включена в деятельность субъекта. В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношение «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания. Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики. В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Объект в таком случае не меняется. Такая позиция характеризуется созерцательностью. Классическая наука придерживается этого подхода. Но с появлением квантовой механики (неклассическая наука) объект познания стал зависеть от субъекта познания. Это хорошо демонстрирует «двухщелевой» опыт, где электрон в одном случае выступает, как частица, а в другом случае, как волна. 2. Роль личности в развитии науки и техники. Творческий потенциал ученого и инженера. Развитие творческих способностей – основания, приемы, методы. Если все важнейшие открытия и изобретения вызваны объективной необходимостью, то успешная деятельность выдающейся личности определяется тем, насколько она овладела достижениями современной науки и техники, насколько она умеет видеть ростки нового и правильно оценивать старое. Но для этого, как уже отмечалось, необходимо знать историю важнейших открытий и изобретений. Только на конкретных примерах зарождения, развития и совершенствования каких-либо технических устройств можно познать диалектику научно-технического прогресса. Творческой личности нужно знать, что хотя большинство открытий и изобретений было обусловлено требованиями развивающегося производства, история науки и техники сохранила имена гениальных ученых и инженеров, которые своими идеями и изобретениями на все века опередили свое время. Достаточно вспомнить гениального Леонардо да Винчи (1452—1519). Он мечтал, чтобы человек летал подобно птице. Сохранились его рисунки полета птиц, за которыми он мог наблюдать часами. И он создал летательный аппарат с машущими крыльями, приводимый в движение ногами и руками человека. Для его времени это было фантастическим изобретением. Творческий потенциал инженера развивается в процессе гуманитарного и профессионального обучения, в результате развития способности обобщения, роста самосознания, опыта, объема деятельности, инициативы и самостоятельности. Творческий потенциал обогащается способностью к саморегуляции, пластичности в выборе целей и методов их достижения, независимостью, умением управлять чувствами, способностью к сопереживанию. Все эти свойства индивидуальности входят в содержание творческой одаренности. Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач. Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Об этом писал ещё Г.Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления: Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация — временное отвлечение от задачи. Озарение — появление интуитивного решения. Проверка — испытание и/или реализация решений. В настоящее время существуют разные техники для развития творческих способностей. Вот некоторые из них: Ментальные карты; Мозговой штурм; Морфологический анализ; Шесть шляп Эдварда де Боно; Метод ТРИЗ: мысли нестандартно; Метод Уолта Диснея (метод трех стульев): помири логику и фантазию; Синектика и др. |