НПК, Зацепилова А.. Образ ЖарПтицы в поэзии 21 века
Скачать 36.96 Kb.
|
Управление образования города Таганрога Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» Наименование секции: Литература и литературоведение Исследовательская работа тема: «Образ Жар-Птицы в поэзии 21 века» Автор работы: Голийная Дарья Сергеевна 11-«Б»класс, МОБУ СОШ № 3, им. Ю.А.Гагарина Научный руководитель: учитель русского языка и литературы г. Таганрог 2022 Оглавление Введение… 3 Глава 1. Мифология образа Жар-птицы в мировой культуре 4 Глава 2. Поэтика образа Жар- Птицы в русских сказках 5 Глава 3.Откуда прилетела Жар-Птица? 6 Глава 4. Образ Жар-Птицы в современной поэзии 7 Заключение 12 Введение Жар-птица - это мифологическое существо, упоминаемое в восточнославянских сказках. Большинство исследователей рассматриваю жар-птицу как древнейший реликтовый образ, сохранившийся со времени бытования индоевропейского фольклора. У жар-птицы огненные перья и длинный сверкающий хвост. Необычный огненный цвет отражает её принадлежность к иному нечеловеческому миру. Мифологи олицетворяли Жар-птицу в виде огня, света, солнца. Русские учёные, такие как А. Аливердиев, академик Б.А. Рыбаков, литературовед В.А. Иванов на протяжении многих десятилетий пытаются понять этот образ. Владимир Дёмин в книге «Загадки русского севера» рассказывает о девушке с одной золотой ступнёй, другой - серебряной, которая стала царицей, обращённой ведьмой в птицу с одним крылом, золотым, другим-серебряным. О таких же превращениях людей в птицу записал И.А. Худяков в Нижегородской губернии. Здесь девушку превратили не в Жар-птицу, а в Золотую Утку. В сборнике А.Н. Афанасьева есть разные сказки: о Жар-птице, О Золотой Утке, несущей золотые яйца. Там же есть сказка "О Цареве, Серой Утке". Эта Царевна сродни Жар-птице: "Всё царство собой осияла: крыльями машет, а с них словно жар сыпется." В русской поэзии образ Жар-птицы встречается довольно часто. Нередко этот сказочный образ появился в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмота, В. Хлебникова, М. Цветаевой. Образ Жар-птицы у Константина Бальмота является воплощением божественного вдохновения, который поэт сумел обрести. Для Марины Цветаевой очень близок образ Феникса - служения и сгорания. Нас заинтересовал вопрос: есть ли образ Жар-птицы в лирике молодых поэтов? И оказалось: многие молодые поэты обращаются к этому образу. Объект исследования: современная поэзия Предмет исследования: Жар-птица - образ современной поэзии Гипотеза: образ сказочной Жар-птицы продолжает волновать, интересовать современных поэтов, но наполняется новыми оттенками и смыслами. Цель: исследовать поэтику образа Жар-птицы в стихотворениях поэтов 21 в. (Анастасии Малиновской, Милы Тим, Ларисы Прохоренко, Петра Кольцова, Фриды Полак, ХеленыФисои, Евгения Маркина) Задачи: рассмотреть мифологию образа Жар-птицы в мировой культуре; изучить смысловую наполненность образа Жар-птицы в русской народной сказке; найти соответствие сказочному образу Жар-птицы в реальном мире; проанализировать поэтику образа Жар-птицы в стихотворениях поэтов 21 века. Практическая значимость: пополнение запаса литературных знаний, использование материалов на уроках литературы при изучении современной поэзии, устного народного творчества, уроках МХК, на внеклассных мероприятиях. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, описательный метод, изучение текстов современной поэзии, метод сравнения, анализ и систематизация собранного материла. Глава 1. Мифология образа Жар-птицы в мировой культуре В восточнославянская мифологии Жар-птица – чудесная птица. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как быв том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Жар-птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого «тридесятого царства», откуда происходит всё то, что окрашено в золотой цвет. Жар-птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель». Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности, с огненным конём-птицей. В славянских сказках эта птица прилетает из тридесятого царства. Это царство-сказочно богатые земли, о которых мечтали в древние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по назначению своему совершенно тождественными с живою водою. Когда поёт Жар-птица, из её раскрытого клюва сыплются перлы, то есть вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Иногда в сказках Жар-птица выступает в роли похитительницы. Об этом можно прочитать в сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»: Вот полночною порой Свет разлился над горой Будто полдни наступают: Жар-птицы налетают Жар-птица не просто волшебное сказочное существо, но и олицетворение огненно-световой стихии и, следовательно, закодированного в ней космотворящего начала Вселенной. Жар-птица не водится где попало и не сидит в кустах за забором. Изредка прилетает она из-за синя моря и, как правило, быстро возвращается назад. В чудесную страну, где жизнь течёт по отличным от земных законам. Местонахождение той страны тоже закодировано в устойчивых образах и понятиях. Случается, что в сказках её роль низводится до похитительницы чудесных яблок, но прилетает она из «тридесятого царства» и, в конечном счёте, восходит к тем птицам, которым, по представлению древних, были обязаны своим сотворением и вода, и суша, и люди, и звери. Образ Жар-птицы восходит к «индоарийским» и «доарийским» представлениям о космотворящей роли птицы и «огненной» первосущности Вселенной. Слово «жар» в имени чудесной птицы выступает в своем первоначальном смысле -«сияние», «горение» (от древнеиндийского «гарас»-«огонь», «пламя»: путём чередования согласных «г» и «ж» оно и образовано). Отсюда: Жар-птица-такой же древний огненно-сияющий образ, как и вся группа солнечных и световых существ всемирно мифологии, уходящей корнями в космические представления древнего народа, говорившего на общем праязыке и имевшего устойчивую систему знаний об устройстве и эволюции мироздания. С учётом чередования согласных «ж» и «г» понятия «жар» и «гарь» имеют общую генетическую и смысловую основу. Ту же корневую основу имеет и имя царя птиц индуистской мифологии Гаруды, ездового животного Бога Вишну. Гаруда имеет солнечно-световую природу, его сияние ослепительно даже для Богов. Гаруда изображается в виде существа с человеческим туловищем, крыльями и орлиной головой с клювом. Из птиц сказочных персонажей Жар-прица имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Феникс-мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что Феникс имеет внешний вид орла с ярко-красными опереньями. Предвиясрть. Сжигает сея в собственном гнезде, а и пепла появляется птенец. По другим версиям мифа- возрождается из пепла. Согласно Геродоту, эта птица живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс- единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже- символ вечного обновления. Глава 2. Поэтика образа Жар- Птицы в русских сказках Жар-Птица – сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья Жар-Птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча Жар-Птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задаёт в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть Жар-Птицу удаётся только доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) представляли Жар-Птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-Птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поёт, из её клюва сыплются жемчуга. Пение Жар-Птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить Жар-Птицу со средневековыми, очень популярными в русской и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-Птица является также прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов. Жар-Птица в русских сказках – чудесная птица, воплощение бога грозы, которая прилетает из другого царства. Это царство – сказочно богатые земли, о которых мечтали в древние времена, ибо окраска Жар-Птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по назначению своему совершенно тождественными с живою водою. Перья светятся и дают тепло. А когда потухает перо, то оно превращается в золото. Жар-птица стережёт цветок. Когда поёт Жар-Птица, из её раскрытого клюва сыплются перлы, то есть вместе с тождественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Славяне связывали Жар-Птицу с золотом и кладами, считая, что именно эта птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что Купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и именно её сияние принимают за цветок папоротника. Обычно сюжет сказки начинается с рассказа о том, как Жар-Птица прилетает в царский сад из «тридесятого царства» за золотыми яблоками. Герой пытается поймать её, но птице удаётся вырваться. Улетая, она роняет одно из своих перьев, которое находит Иван-царевич и отправляется на её поиски. В другом сюжете Жар-Птица выступает как похитительница матери главного героя. Разыскав свою мать, Иван-царевич добывает и Жар-Птицу. Образ Жар-Птицы вошёл в сказочный сюжет и как «заколдованная жена». В нём огненная птица оказывается заколдованной девушкой. После того как герой прячет волшебное оперение, она не может вновь превратиться в птицу и становится невестой Ивана –царевича. Сюжет о Жар-Птице использован и в сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Таким образом, в сказках: 1) Жар-Птица восходит к тем птицам, которым, по представлению древних, обязаны своим сотворением и вода, и суша, и люди, и звери. Это олицетворение огня, символ солнца. 2) поймать Жар-Птицу - поймать за хвост удачу, стать счастливым. Глава 3.Откуда прилетела Жар-Птица? Считается, что прототипом Жар-Птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов. Однако кажется привлекательной ещё одна версия, п которой прототипом сказочной птицы стал розовый, красный фламиного, а необычный цвет перьев и создал миф о птице с «горящим оперением». Фламинго – птицы утренней зари. Их имя происходит от латинского слова «Flamma»- пламя. На испанском языке этих удивительных птиц называют Flamenco, как и прекрасный огненный танец женщин в ярких оборчатых платьях. Индийцы ведической эпохи олицетворяли солнце в образе сокола и гуся фламинго. Следы подобных олицетворений находим и у германцев, и у славян. Фламинго живут на Земле миллионы лет, и происхождение их остаётся неясным. Они обитают в озёрах с высоким содержанием соли, непригодных для жизни других животных, поэтому главные хищники для фламинго. Срок жизни этих моногамных птиц около 50 лет. Самка фламинго откладывает по одному яйцу в год и вскармливает своих птенцов из горла ярко-красным «молоком» из рачков и водорослей, смешанными с собственной кровью. Правильность нашей догадки подтверждает и среда обитания: фламинго распространены в Африке, на Кавказе (Азербайджан), Юго-Восточной и Центральной Азии, а также в Южной и Центральной Америке. Колонии розового или обыкновенного фламинго существуют и на юге Испании, Франции и на Сардинии. Множество легенд сложили люди о загадочных фламинго. Почему бы не появиться ещё одной сказочной истории?.. Глава 4. Образ Жар-Птицы в современной поэзии В русской литературе образ Жар-Птицы встречается довольно часто. Например, в поэзии Серебряного века. Константин Бальмонт в книге «Жар-птица» попытался воссоздать мир славянской мифологии и былинного эпоса путём стилизации. Книга состоит из четырёх частей: «Ворожба», «Зыби глубинные», «Живая вода», «Тени богов светлоглазых». В каждой части поэт берёт за основу те или иные образные моменты из славянской мифологии. Например, в первой части народный заговор, во второй-старинные предания, в третьей –героический эпос, в четвертой- на первый план выступают боги и духи. В стихотворении «Жар-птица» (самом первом стихотворении сборника) воссоздан образ мифологического существа Жар-птицы. Образ Жар-птицы у Бальмонта является воплощением божественного вдохновения, которое поэт сумел обрести: Эту чудную Жар-птицу я в руках своих держу. Как поймать её я знаю, но другим не расскажу. К. Бальмонт использует образ Жар-птицы также как некий символ, метафору тайны. Колибри, малая Жар-птица, Рожденье Воздуха и грёз, Крылато-быстрая зарница, Цветная лакомка мимоз. Колибри, малая Жар-птица, Ты фея в царстве орхидей, Ты Мексиканская царица, И ты сильнее всех царей. Поэт серебряного века Марина Цветаева, думая о бытии поэта, о единственном его способе жить и дышать, обозначала одним состояние- чистота сгорания. Это определение для неё на всю жизнь. Она писала: Птица Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю и горю дотла, И да будет вам ночь светла. «Высота» в этих стихах дана в том самом значении служения и сгорания, самопожертвования-во имя Света духа человеческого…. В своей работе мы рассматриваем образ Жар-птицы в стихотворениях поэтов 21 вв. Выбранные стихи написаны молодыми поэтами. Мы искали стихотворения, чтобы уже в самом названии были слова «Жар-птица». Эти стихи написаны в последнее десятилетие. Очень красиво коротенькое стихотворение Анастасии Малиновской «След Жар-птицы», которое написано осенью 2012 года: Жар-птицы След на утренней траве Листом каштана. Разноцветная осень Пышет всполохом счастья. Какие точные образы! Вспоминается осень. Собираешь «золотые листья» как хвост «Жар-Птицы». А у Петра Кольцова «Жар–Птица»- это осень. Щедрая, многоцветная, золотая пора: Жар-птица Осень Роняет перья на асфальт. Сквозь неба просинь Они кружатся и горят. И, словно в сказке, Власть над природой обрели Пожара краски И землю всю зажгли. И здесь не только «золото листьев», но и «золото ранней зари», «золотые слова», «златопёрый полёт». И вполне понятно, что для поэта единственным символом осени, этого дивного времени года, могла стать только сказочная птица с огненным , переливающимся оперением. Быстро проходит юность. Также быстро проходит и время: Жар-птица Осень Роняет перья на асфальт, И, стыд отбросив, Деревья голые стоят. Жар-птица тает Под золотым своим ковром, И засыпает зима их серебром Как в сказках Жар-Птица вновь и вновь возрождается из пепла, так и автор стихов верит в то, что осень- Жар-птица вернётся: Но знаем мы, что, как Зима ни холодна, На смену ей придёт красавица Весна, А там и Лето быстрокрылое промчится, И снова прилетит волшебная жар-птица. ….И словно в сказке, Власть над природой обретут Пожара краски И нашу землю всю зажгут. Сквозь неба просинь. Вновь в наши прилетит края Жар-птица Осень - Любовь моя. Стихотворение Фриды Полак «Он похож на пёрышко Жар-птицы» заняло 5-е место в конкурсе, посвящённом пятилетию журнала «Мавочки и дельчики» (журнал для детей). Произведение понятно каждому маленькому читателю: Бегал жёлтый листик по дорожке, Прятался, качался на ветру. Подниму, согрею на ладошке, И под плащик нежно уберу. Каждый ребёнок верит в сказку. Взрослея, всё равно продолжаем верить, в тайне надеясь, что чудо случится. Видя осенью «золотой» лист, похожий на перо Жар-птицы, вспоминаем сказку, птицу Феникса, Жар-птицу, которые приносят героям счастье, успех: Он похож на пёрышко Жар-птицы, Золотистый, радующий всех. Может быть, как в сказке говорится, Он приносит счастье и успех? Стихотворение Фриды Полак не только об осени, осеннем листочке, похожем на оперение сказочной птицы, но и об отношении человека к самому родному человеку- к матери. Ведь ясно, что самое интересное мы хотим показать маме, самым вкусным угостить маму, самым сокровенным поделиться с мамой, самое лучшее подарить маме: Ярко-жёлтый листик на дорожке Мне напомнил летнюю зарю. «Пёрышко жар-птицы» на ладошке- Всё…решила- маме подарю! Пёрышко олицетворяет тайну, загадку, волшебство. В стихотворении Фриды Полак переданы чувства каждого ребёнка, также как и у взрослого человека- это трепетное отношение к маме. Людмила Тимонова, пишущая под псевдонимом Мила Тим, в скобках о своём стихотворении «Душа как большая цветная Жар-птица» написала: «Конечно о творчестве…». Такое пояснение автора заставляет вспомнить пушкинского пророка, предназначение которого «глаголом жечь сердца людей». У Милы Тим Жар-птица-ещё и спасение героини, её полёт – полёт вдохновения, символ жизни: «и на встречу жар-птице проснётся дыханье моё» . Душа как большая цветная Жар-птица.. И сердце её так трепещет, стучится! Оно раскрывает огромные крылья На зов чей-то страстный, на зов чей-то сильный! И краски её в переливах играют, Когда её любят, её понимают! Она отвечает порывом счастливым Таким как она- сильным, светлым, красивым! Поэт открывает душу читателю, и если читатель её понимает, – это самая большая награда и удача для поэта. Но если Жар-птицу поместить в клетку, заставлять распевать похвальбу, обманывать её, обижать, то искусства не будет- муза покинет поэта. Тут есть перекличка со стихотворением Г.Р. Державина на «Птичку»: Поймали птичку голосисту И ну сжимать её рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, А ей твердят: Пой, птичка. Пой! Вот как пишет далее Мила Тим о таком творчестве: Но если связать её яркие крылья, Поставить решётки, как в склепе могильном, И если ей врать, распевать дифирамбы, При этом злословя актёром у рампы, И если её обижать постоянно, Клевать и кусать…изощрённо и рьяно….. Душа замирает в проклятости чувства… Потухли все краски, погибло искусство… Но если ту птицу ты вырвешь из плена- Утонешь ты в свете и станешь безмерной! Сверкая она будет вновь золотиться… На то она счастье, на то и Жар-птица! Это стихотворение о смысле жизни, о базовых ценностях человека, о том, на чём стоит мир. О творчестве, об искусстве, о тайне поэзии стихотворение Ларисы Прохоренко «Жар-птица».Написано оно в сентябре 2012 года. Что-то ночью мне не спится. Прилетела вдруг жар-птица. Свои крылья распустила. Светом Землю всю покрыла. Заискрилась Земля И моя, и не моя. Может мне всё снится. Ты скорей скажи, жар-птица. Жар-птица не просто волшебное сказочное существо, но и олицетворение вдохновения, счастья поэзии. По Прохоренко, жизнь в том, чтобы жить в ладу с людьми, близкими, родными, жить в ладу с собой…Изжить вражду. Тогда Жар-птица вернётся к человеку. В 2011 году появилось стихотворение ХеленыХисои «Жар-птица», похожее на сказку: В здешних краях появилась Жар-птица. Кто-то шептал: «То не птица- девица!» И до рассвета кружилась и пела. Среди действующих героев есть и царь, желающий поймать Жар-птицу, и охотники, которые ноченьку «бдели, а на рассвете/ все как один, приходили ни с чем…», и ветер, который приносил Жар-птицу(девицу) в сад. Но в конце концов автор заявляет: Сказку я ту не хочу продолжать: Душу поющую в руки предать Даже на миг!-никуда не годится! Пусть она в танце Жар-птицей кружится! Многие стихотворцы, обращаясь к поэзии, сравнивают её с жар-птицей. У Е. Маркина видим: Прощай, поэзия, капризная жар-птица! Как же возникло такое сравнение? Жар-птица- сказочное существо. Вспомним русскую сказку, сюжет корой построен на том, что главный герой должен поймать эту дивную птицу, однако сделать это очень и очень сложно. Постичь тайны поэзии, понять все её тонкости и особенности- задача тоже практически невыполнимая. Может быть поэт имел ввиду и что-то другое. Как известно пение Жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Поэзия тоже способна исцелить души людей и помочь им увидеть мир в новых красках. Кроме того, наши мысли так быстро сменяют друг друга, что кажутся нам неуловимыми, как птицы в небе. Юность - необычайная пора. Она безмятежна, легка, беззаботна. Это время любви и грандиозных планов на будущее. В это время человеку кажется, что он может сделать всё, что только захочет, него будтобы вырастают крылья. Поэт обращается не просто к юности, они взывают к «святой крылатости юности беспокойной». Создаётся многослойный образ- символ, построенный на использовании развёрнутой метафоры и эпитетов, а по форме представляющий собой риторическое обращение. Для нас особенно важно то, что этот образ возник в результате сравнения юности с птицей. Сравнение славы с неуловимой птицей находим в стихотворении «Элегия»: Слава-слава! Где ты, моя слава? Эту птицу изловить хитро! Видимо, хватал её я слабо- Только и досталось, что перо. Действительно, славы и признания добиться также сложно, как поймать руками птицу. Образ славы- ещё один «крылатый» образ- символ в лирике Евгения Маркина. Как и образ поэзии, он связан с образом Жар-птицы. Заключение В одном стихотворении Роберт Рождественский с грустью заметил, что люди перестали удивляться, перестали верить в сказки, и к волшебной птице относятся весьма прозаически: ловят «для жаркого с кашей», «Золотую рыбку-для ухи». В рассмотренных стихотворениях молодые поэты верят в сказку, в чудеса. Но чтобы чудо случилось, чтобы Жар-птица не улетела, нужно многое делать самому. Человеку нужно меняться в хорошую сторону, учиться жить в ладу с людьми, с собой, любить жизнь и окружающих, сохранять мир не только у себя дома, но и во всём мире. Только тогда с человеком будет Жар-птица. Таким образом, мы видим, что образ Жар-птицы продолжает быть интересным для современных поэтов, но в рассмотренных нами стихотворениях он приобретает новые смысловые оттенки по сравнению со сказкой: 1. Жар-птица- золотая осень, золотые листья. 2. Жар-птица- стихи, вдохновение, жизнь, символ жизни, исцеление души. 3. Жар-птица- признание, слава. 4. Жар-птица- само творчество, искусство, тайна творчества. 5. Жар-птица –первооснова, базовые ценности человека, то, на чём стоит мир. Прекрасная птица с ослепительным оперением существовала с самого начала мира, погибая и возрождаясь в очищающем пламени на рубеже эпох. Сама она приносила себя в жертву, и каждый раз, вновь восставая из пепла, обращала свой взгляд за земные пределы, сквозь звёзды, к миру чистого света, туда, где рождены были некогда бессмертные боги, и куда она отправлялась в те три дня, пока тело её превращалось в прах, а душа становилась свободной. Птица знала, что было, что есть и что будет, и всё же она хранила мир, в котором свила себе гнездо. Люди же, слышавшие о Птице, верили, что подобно ей и они обладают бессмертной душой, лишь меняющей оболочки. Чтобы добраться до Птицы, надо было преодолеть Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления, Пустыню уничтожения и смерти. И этот долгий путь можно было попытаться пройти по дорогам, «стирая железные сапоги и сгрызая железные караваи», а можно было - в своём сердце, преодолевая трудности и изменяя себя. Именно по этому пути идут поэты - «через тернии к звёздам», преодолевая себя, «восставая из пепла», обретая свободу, и зовут нас к миру света, добра, любви и красоты. |