Образ людей с отклонениями в развитии в литературе и искусстве. Образ людей с отклонениями в развитии в литературе и искусстве
Скачать 32.6 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина Институт славянской культуры Кафедра общей и славянской филологии РЕФЕРАТ по учебной дисциплине «Основы специальной психологии» на тему: «Образ людей с отклонениями в развитии в литературе и искусстве» Выполнила: студентка 1 курса, группы СКФ-121 Щелканова Екатерина Научный руководитель: Гурова Ольга Анатольевна Москва 2021 ОглавлениеВведение 3 1. Образы людей в литературе с отклонениями в развитии 4 2. Образы людей в искусстве с отклонениями в развитии 7 2.1. Изобразительное искусство 7 2.2. Кинематограф 7 3. Деятели искусства с отклонениями в развитии 8 Заключение 10 Список использованной литературы 11 ВведениеИзучение такой дисциплины как психология даёт возможность рассмотреть закономерности различных видов нарушений в развитии или выявить пути, которые могли бы компенсировать эти нарушения. Однако, ко всему этому можно подойти, на мой взгляд, с особой, творческой точки зрения. Так или иначе, мы встречаем в искусстве людей с отклонениями в развитии, а иногда даже не подозреваем этого. И невозможно не согласиться, что эта тема в современном мире не теряет своей актуальности. Ведь очень важно оказать своеобразную поддержку людям с такими особенностями. Один из возможных путей, например, включение в систему персонажей художественного произведения, героя не похожего на других в понятном нам смысле. Важной целью, как я думаю, является необходимость донести до слушателей актуальность выбранной темы и свою заинтересованность в ней. Верно будет отметить, что сюда можно отнести поиск людей в искусстве с отклонениями в развитии и выявление данных отклонений. В связи с этим рождается ряд задач: необходимость указать этиологию заболевания и того, как оно отразилось в жизни данного человека, если такое возможно проанализировать черты поведения человека и выделить характерные для его заболевания особенности акцентировать внимание на том, с какой целью автор мог создать данный образ. Причина интереса к данном теме достаточно проста. Стезя филолога – это, без сомнений, текст. Важно уметь работать с ним в различных аспектах. Данная работа – некое доказательство взаимосвязи языковедческой науки не только с подобными ей, но и с такой дисциплиной, как психология. 1. Образы людей в литературе с отклонениями в развитииКонечно, образы людей в литературе, страдающих какими-либо отклонениями в развитии – не редкость. Читая то или иное произведение, мы можем не догадываться об этом. Тем не менее, авторы часто вводят в систему персонажей таких героев. Это делается с определенной целью, в зависимости от жанра, рода или направления литературы. Без сомнения каждому известно произведение И.С. Тургенева «Муму», которое читается еще в школе. Здесь важно отметить, что Иван Сергеевич Тургенев одним из первых стал писать о людях с ограниченными возможностями. Главный герой рассказа – глухонемой крепостной крестьянин Герасим. То есть, он – яркий представитель человека с дефицитарным психическим развитием. Причины заболевания персонажа нам неизвестны, однако исходя их текста понятно, что он глухонемой от рождения. Следовательно, если бы мы занимались диагностикой его заболевания, причинами могли бы послужить: инфекции во время беременности (краснуха, гепатит В, токсоплазмоз) интоксикация плода (алкоголизм, применение лекарственных препаратов матерью, наркотическая зависимость) генные мутации (синдром Ваарденбурга, Стиклера, болезнь Рефсума). Существует большое количество мнений касаемо поведения глухонемых людей. Некоторые отмечают частотное проявление агрессии, завышенной самооценки, враждебное отношение к слышащим людям. Однако на примере того же Герасима мы с вами можем сделать вывод, что это не всегда так. Этот персонаж – воплощение степенности и трудолюбия. «Герасим был нрава строгого, серьезного, любил во всем порядок», – отмечает автор, но «с ласковым мычанием кивал головой». Да и в взаимоотношениях собачки Муму и Герасима проявляется его тихий и спокойный нрав. Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как главный герой за Муму. Автор конечно же неспроста вводит в систему персонажей. На примере Герасима И.С. Тургенев показывает как обходятся с такими людьми в обществе. Герой хорошо понимает, когда над ним глумятся или смеются, но избавиться от своей глухонемоты, а вместе с тем и издевательств, он естественно не может. Однако, не только данным нарушением ограничивается литература при формировании образа героя с отклонениями в развитии. Например, роман Виктора Гюго «Человек, который смеется» повествует об истории трагической любви слепой девушки Деи и Гуинплена, в детстве украденного и изуродованного бандитами. Бóльшую часть информации об окружающем мире каждый из нас получает через зрительный анализатор – самый сложный из всех существующих. Нарушения зрения могут быть врожденными (слепорожденные люди) и приобретенными (ослепшие люди). Дея – незрячая, то есть у неё полностью отсутствуют зрительные ощущения (абсолютная, тотальная слепота). Мы можем предположить, что слепота Деи является врожденной. Причиной этого отклонения могли бы послужить: повреждения или заболевания плода во внутриутробном периоде наследственная передача некоторых дефектов зрения. В романе Дея хоть и слепа, но она «видит» человеческие души. Когда Гуинплен рассказывает ей о том, что уродлив, она не оставляет его одного. Девушка была убеждена в том, что он прекрасен и внешне внутренне. В привычной нам реальности полное отсутствие зрения не может подвергаться такой романтизации. Хотя бы потому, как выстраивается эмоционально-личностная сфера начиная с раннего возраста: невозможность восприятия выразительных средств – взгляд, жест, мимика окружающих. зависимость и избегание (установка на общение с себе подобными) пониженный фон настроения уход в фантазии склонность к абстрагированию. Если рассматривать цели автора при создании образа слепой девушки, то с точностью можно сказать, что это делается для формирования любовной линии между двумя несчастными людьми. Здесь акценты расставлены так: незрячая девушка любима совсем не прекрасным мужчиной. Однако, читатель вполне закономерно может задать вопрос: а была бы любовь будь она зрячей или он красивым юношей? Это, так сказать, две стороны одной медали. 2. Образы людей в искусстве с отклонениями в развитии2.1. Изобразительное искусствоВ изобразительном искусстве мы можем встретить изображение людей с отклонениями в развитии. Например, однажды, мне встретилась картина Василия Григорьевича Петрова «Слепой музыкант». На ней изображен незрячий мужчина с музыкальным инструментом в руках. Данная работа является одним из этюдов к картине «Продавец песенников в Париже». Перов долгое время думал, кого именно поставить в центр полотна — поющего или разговаривающего. Художник так и не смог определиться, оставив работу незаконченной. 2.2. КинематографСовременный кинематограф дает зрителю возможность увидеть кинофильм на любую интересующую его тему. Образ человека с отклонениями встречается и довольно часто, учитывая стойкое формирование толерантности в наше время. Цель – естественно сформировать некую «терпимость» к таким людям, осознать тягость их жизни, а иногда предоставить возможность увидеть мир их глазами. Сюда можно включить небезызвестную драму режиссера Джесси Нельсон «Я – Сэм», вышедшую в свет в 2001 году. Кинокартина рассказывает об умственно отсталом сорокалетнем мужчине с интеллектом семилетнего ребенка, борющегося за сохранение прав родителя. У Сэма совершенно точно олигофрения. Большая часть случаев с данным заболеванием ( до 75%) обусловлена поражением развивающегося мозга во внутриутробном периоде. Примечательно то, что в данном фильме приняли участие три человека с задержкой психического развития. При этом, они являются членами организации L.A. GOAL (Лос-анджелесская ЦЕЛЬ), которая работает с задерживающимися в развитии людьми. 3. Деятели искусства с отклонениями в развитииВ искусстве, без сомнений, существуют не только образы людей с отклонениями в развитии, но и сами деятели искусства с такими особенностями. Причем их огромное количество. Иногда их творения удивляют нас, как в хорошем смысле этого слова, так и в плохом. Огромный спектр людей предстает перед нами, это и имена, которые на слуху и совсем неизвестные нам люди. Пол Смит – удивительный человек, создающий картины благодаря печатной машинке. У Пола церебральный паралич. Это заболевание, относящееся к нарушениям опорно-двигательного аппарата, которое является наиболее распространенным заболеванием ЦНС. Клиническая картина выглядит так: двигательные нарушения, характеризующиеся центральными параличами определенных групп мышц расстройства координации насильственные, непроизвольные движения (гиперкинезы). Однако, оно не мешает Полу проявлять целеустремленность. С таким заболеванием невозможно пользоваться кистью или карандашом, но мужчина нашел способ – клавиши печатной машинки. Людвиг ван Бетховен - ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. В возрасте 27 лет он начал глохнуть, а спустя 20 лет полностью потерял слух. Новейшие исследования доказывают, что причиной стало заболевание сыпным тифом - распространенной во времена Бетховена инфекцией, которую часто переносят крысы. Однако, обладая абсолютным внутренним слухом, Бетховен мог сочинять музыку и будучи глухим. На фоне данного заболевания в современном мире нам точно ясно, что человеку необходимо освоить жестовый язык. Жестовый язык — самостоятельный язык, состоящий из жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Овладение жестовым языком необходимо для развития познавательной и личностной сферы, важно для коммуникации среде слышащих людей. На мой взгляд, при глухоте, особенно той, что возникает в зрелом возрасте, появляются затруднения в общении с окружающими. То есть, может проявляться раздражительность, обидчивость, настороженность, недоверчивость, подозрительность. Тугоухие обычно скрывают свой «недостаток», полагая что окружающие будут смеяться над ними из-за этого. Бинод Бихари Мукерджи родился в 1904 году в Индии. С рождения был слепым на один глаз, а другой был близоруким. Так как из-за этого он не мог ходить в обычную школу, Бинод увлекся живописью. В 1919 году он пошел в художественную школу, а в 1925 году стал учителем в ней. На протяжении многих лет его зрение еще больше ухудшалось, и в 1954 году Мукерджи перенес неудачную операцию по удалению катаракты и полностью ослеп. Но он продолжал рисовать, утверждая, что использует «внутреннее зрение». Мукерджи считается легендой в современном искусстве и является одним из самых лучших художников с нарушениями зрения. История этого человека интересна. Рожден слепым на один глаз и при этом потерявший в дальнейшем из-за операции зрение оставшегося глаза. Близорукость или миопия, от которой страдал видящий глаз, является наиболее распространенной формой слабовидения наравне с гиперметропией (дальнозоркостью) и астигматизмом. Что касаемо потери зрения второго глаза – это стационарный дефект зрения – последствие заболевания или операции, а иногда и пороков развития. ЗаключениеСоздание образов людей с отклонениями в развитии играет немаловажную роль в современном мире. Это определенного рода рывок к тенденции интеграции особенного человека с человеком обычным. Чтение подобных книг, просмотр фильмов воспитывает уже с раннего возраста в людях толерантность и уважение к людям с ограниченными возможностями. Самим же им это дает уверенность в себе и в завтрашнем дне. А возможно и способность построения определенных целей, карьеры. Тут есть смысл упомянуть, например, первую модель с синдромом Дауна – Мадлен Стюарт, покорившую мир своей целеустремленностью несмотря на столь серьезный диагноз. Принятие, понимание и уважение – вот градация отношений с такими людьми, и именно так они должны выстраиваться. Искусство не наделено целостной способностью отражения реальности жизни человека с отклонениями, будь они физические или психические. Однако, объекты искусства, как впрочем и субъекты, вносят огромный вклад в устранение дифференциации между определенными группами людей. Список использованной литературы1. Кошелева Е.А. Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14, №2(3). – С. 672-675. 2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих // Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. – С. 271. 3. Шпек Отто. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. Пер. с нем. А.П. Голубева / Под науч. Ред. Н.М. Назаровой. - М., 2003. 4. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учебник для академического бакалавриата / Т. Г. Богданова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. |