Образ матери. Маркин. Образ матери в лирике Евгения Маркина
Скачать 21.97 Kb.
|
Исследовательская работа Образ матери в лирике Евгения Маркина Неоспоримо гражданское звучание и значение русской литературы. Мы любим книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров. Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведенияо матери. С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку… В творчестве поэтов земли Рязанской образ матери нашёл своё неповторимое выражение. С.Есенин , Я.Полонский, А Бакланов, Б.Шишаев – вот неполный перечень имён, в литературном наследии которых мы обязательно найдём строчки о матери. Изучая поэзию Евгения Фёдоровича Маркина, мы обратили внимание на то, что в его стихах очень много литературных образов, за которыми стоят конкретные люди. Это поэтические образы отца, сестры, няни, соседей. И, конечно, мамы. Мать поэта Дарья Михайловна Маркина – сельская учительница. Долгое время работала заведующей Касимовским РОНО. Она всегда говорила: “Женя - моя гордость и моя боль.” И самые нежные стихи были посвящены маме… Мне б теперь целовать на щеках твоих ямочки, Мне б прижаться нежно к морщинкам твоим. Ты за всё – за всё прости меня, мамочка! Ты же видишь – я стал совершенно другим! Любовь поэта к матери – это часть его большой любви к Родине. В стихотворении «Лесной ручей» Е.Маркин говорит о своей любви к родному краю, вспоминает лесной ручей с серебристой чистой водой и утверждает: Для меня начинается Россия От лесного студёного ручья… Для Маркина родина начинается с малого, поэтому он так сильно и бескорыстно любил в ней всё до мелочей, как родную мать. В стихотворении «Маме моей» поэт ведёт рассказ от первого лица, повествуя о трудной взрослой жизни вдали от матери. Трепетность чувств можем заметить в строчках: Я запомнил тебя молодой и красивой с удивительными ямочками на щеках. Он замечает и «сеть морщинок у глаз, седину на висках». Автор знает, какая это непростая работа – учить детей. Дома – постоянные школьные тетради, заботы о школьных делах: Я запомнил, как падают сумерки синие, как в окошке тугие снежинки рябят, как сидишь ты при фитильке керосиновом, проверяешь тетради своих ребят. Мы ощущаем тоску лирического героя по матери, он тяжело переживает разлуку с мамой. Теперь он понимает, что многое делал не так, повзрослев, понимает свои ошибки, просит простить за них: Я не грубый теперь и почти не упрямый И поэтому хочется крикнуть мне: - Ты не балуй сестрёнку, пожалуйста, мама, Чтобы в жизни ей было легче Вдвойне. Читая эти строки, невольно вспоминаешь стихотворение Сергея Есенина «Письмо матери». В нём тоже возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Память часто возвращала Евгения Маркина в военное лихолетье, и оно тоже ассоциировалось с обликом матери: И беспомощно падает в снег мамкин синенький скромный платочек, чтобы песней воскреснуть навек. Памяти Маркиной Д.М. посвящён поэтический сборник Евгения Маркина «Моя провинция». Образ матери запечатлён и в повести Е.Маркина «Старый фотограф». Мать главного героя тоже работает в школе. «Она у нас заочница педагогического института, ей скоро ехать в Рязань на экзаменационную сессию,» - пишет автор. Перед нами образ молодой сельской учительницы, у которой на руках двухгодовалая дочка, сын-подросток, выпивающий муж, отчим первого ребёнка, да ещё и учёба в институте. Главный герой рассказывает, что год назад, уезжая на сессию, она «проделала фокус: купила тридцать конвертов и велела ему (мужу) каждый день отправлять ей по письму с обстоятельным отчётом о наших домашних делах, о каждом случае моего озорства, а главное – о том, как чувствует себя наша двухгодовалая Танька». Наказ жены отчим выполнил: он каждый вечер садился к столу и сочинял подробный отчёт за день. С нескрываемым добрым юмором автор рассказывает, как мама узнаёт о том, в каком состоянии находился её супруг в день написания письма: если обращение к ней в письме было обычное ( «Здравствуй, дорогая моя жена Даша,…»), значит, муж писал письмо в трезвом состоянии, а если же обращение было на «вы» ( «Здравствуйте, глубокоуважаемая супруга Дарья Михайловна!…»), значит, муж не был трезвым. Перед читателем возникает образ женщины, которая живёт нелегко, но это её судьба, и она стойко выносит все житейские трудности. Старший ребёнок требует от неё особого внимания и в силу возраста, и потому, что у него не родной отец – отчим. Мать понимает это. В день своего отъезда в Рязань она делает мальчику замечательный подарок – дарит старый отцовский «Фотокор». Пользоваться им непросто, нужна опытная рука наставника. Так в повести появляется образ старого фотографа, который живёт в деревне уже два года, но так и остаётся здесь чужаком. Главный герой повести - гордый, требующий уважения к своей личности человек. Мальчик помнит отца, погибшего на войне, боготворит его и свято хранит память о нём. Мать бережёт многие домашние вещи, оставшиеся со времён мужа, и сын благодарен ей за это. Когда старый фотограф в разговоре упрекает местных жителей в безвкусице («В деревне очень примитивные вкусы»), главный герой горячо сопротивляется: »Неправда! Врубель нарисовал картину «Демон»! И ещё «Царевну-лебедь»! У нас это многие знают!» Он вспоминает рассказ матери о том, как они с отцом ездили в Москву, были в Третьяковской галерее, покупали там альбом, в котором «картины Врубеля есть». А потом бережно несёт домой портрет отца, увеличенный старым фотографом. Мы видим слёзы матери, которая «немного поплакала, разглядывая фотографию», и повесила её над кроватью сына. Мать воспитывает сына в душевном согласии с самим собой, прививает ему такое важное качество, как добросердечие, внимание к людям. Не забыла она о старом фотографе, когда в их доме появилось свежее мясо. Не раздумывая, отправляет к старику сына с куском свинины, попутно защищая старого фотографа от житейских пересудов и сплетен. Мы узнаём, как тяжело было матери после войны. В сорок шестом году она лежала с малокровием в больнице, только что родив дочку. Это было голодное засушливое лето, которое тоже надо было пережить. Мальчик вспоминает, что постоянно был голодный: «Нету такого дня, нету такого часа, когда бы не хотелось есть». Они вместе с отчимом собирают метёлки конского щавеля и тростниковые коренья, чтобы истолочь их и испечь лепёшки. Мать помогает сыну в трудную для него минуту взросления, когда старика прогоняют из деревни местные власти, а мальчик не успевает проститься с ним. В эти минуты мама рядом с ним, она мало говорит, но её присутствие и молчаливое понимание дорогого стоит. Мы видим: герой повзрослел, стал старше и сдержаннее. Так мать помогает сыну стать настоящим человеком, мы верим, что он станет «добрым и очень сильным». Е.Ф.Маркин создал на страницах своих произведений удивительно тонкий, мудрый, незаметный образ женщины-матери. Читая его строчки о сыновней любви, понимаешь, что нужно не бояться говорить слова любви своим матерям и произносить их часто. А матерей беречь, заботиться о них, успеть сказать им слова любви и благодарности. Использованная литература Маркин Е.Ф. Дорога: поэма, повести и рассказы, очерки, переводы, дневники, письма - Рязань: пресса, 2007. – 512с.: ил. Маркин Е.Ф. Нянька «Приокская правда» 9 июля 1989г. Маркин Е.Ф. Мещерские сосны: стихи . – М; Современник, 1981. – 96с. Маркин Е.Ф. Лесной ручей. Стихи. – М; 2Московский рабочий»,1985 Маркин Е.Ф. Стремнина, М., «Советский писатель», 1967г. Маркин Е.Ф. Самородок, М., «Московский рабочий», 1970г. Маркин Е.Ф. «Старый фотограф» повесть «Литературная Рязань»: Альманах. – вып.5,составительит: Швецов В.И. – М.: Московский рабочий, Рязанское отделение,1998г. Маркин Е.Ф. «Серебряный вальс» стихотворение и проза. – Рязань; издательство «пресса», 2000 – 6240 Маркин Е.Ф. Личное дело: стихи – Рязань,1961г. Маркин Е.Ф. Звездный камень: стихи – Рязань, 1963г. Маркин Е.Ф. Лесной ручей – М., «Московский рабочий», 1965г. Маркин Е.Ф. Моя провинция – М., «Советский писатель»,1977г. Маркин Е.Ф. «Разница во времени – М., «Молодая гвардия»,1984г. |