Сходное, повторяющееся в различных объектах –
|
| равновесие
|
| безразличие
|
| покой
| V
| тождество
|
| закон
|
Любое несовпадение, неравенство, несходство –
| V
| различие
|
| изменчивость
|
| неравновесность
|
| индивидуальность
|
| уникальность
|
Тождественная бытию определенность , данная через совокупность его свойств –
|
| атрибут
|
| количество
|
| мера
| V
| качество
|
| акциденция
|
Прерывание постепенности и выход за границы меры –
|
| экспликация
|
| эволюция
|
| эманация
| V
| качок
|
| экстенсификация
|
Безразличная к бытию внешняя определенность; степень развития –
| V
| качество
|
| количество
|
| качество
|
| инвариант
|
| субстанция
|
| акциденция
|
Учение о числе как основе бытия и организующем начале мира принадлежит
|
| Анаксимандру
| V
| Пифагору
|
| Гераклиту
|
| Платону
|
| Аристотелю
|
Диалектические противоположности есть
| V
| взаимополагающие и взаимоотрицающие стороны целого
|
| различающиеся моменты целого
|
| внешние противоположности
|
| равновесные противоположности
|
| стороны формально-логического противоречия
|
Диалектическое отрицание –
|
| аннигиляция
|
| дематериализация
|
| бифуркация
| V
| сохранение в снятой форме
|
| реконструкция
|
Восстановление снятого качества в обновленной форме в диалектике называется
|
| реформация
|
| модификация
|
| реставрация
|
| опредмечивание
| V
| отрицание отрицания
|
Процесс направленного самоизменения системой собственных свойств и порождения новых устойчивых связей –
| V
| самоорганизация
|
| взаимодействие
|
| деградация
|
| регресс
|
| интеграция
|
Любые изменения и процессы, происходящие в мире, выражаются в философии категорией
|
| развитие
|
| взаимодействие
| V
| движение
|
| эволюция
|
| прогресс
|
Мера обратимости и устойчивости периодического изменения –
|
| хаос
|
| круговорот
|
| репетиция
| V
| цикличность
|
| стагнация
|
Поступательное развитие от низшего к высшему чаще обозначают понятием
| V
| прогресс
|
| эволюция
|
| регресс
|
| революция
|
| движение
|
Тип развития, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными –
| V
| регресс
|
| эволюция
|
| прогресс
|
| революция
|
| одноплоскостное развитие
|
Целостность, состоящая из устойчиво связанных элементов, есть
|
| группа
|
| множество
|
| конгломерат
|
| класс
| V
| система
|
Принцип исследования объекта путем выделения его элементов и их взаимосвязей – принцип
|
| универсальности
|
| целостности
|
| объективности
| V
| системности
|
| причинности
|
Совокупность внешних, наблюдаемых свойств и признаков предмета –
| V
| явление
|
| сущность
|
| форма
|
| содержание
|
| качество
|
Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть
|
| вид материи
| V
| проявление мирового духа
|
| продукт материи
|
| результат эволюции материи
|
Согласно Платону сущность есть
| V
| внеземной проект (идея) земной вещи
|
| форма (энтелехия), слитая с материалом вещи
|
| атомарный вещественный субстрат вещи
|
| внутренняя энергия самодвижения вещи
|
| совокупность всех внутренних отношений вещи
|
«Существование предшествует сущности», – утверждается в философии
|
| структурализма
|
| прагматизма
|
| позитивизма
| V
| экзистенциализма
|
| марксизма
|
Согласно Гегелю источником всякого развития является саморазвертывание абсолютной идеи
|
| воля Бога-Троицы
| V
| универсальные природные закономерности
|
| совокупность случайных событий
|
| закон всемирного притяжения
|
Ученые-материалисты считают «невозможным»
| V
| событие, противоречащее известным законам природы
|
| событие, причина которого пока не установлена
|
| принципиально ненаблюдаемое в научном эксперименте
|
| событие, вероятность которого близка к нулю
|
| что-либо нематериальное в человеке
|
Согласно философии Демокрита бытие – это
| V
| бытие атомов, движущихся в пустоте
|
| мир неподвижных бестелесных идей
|
| сплошное и неподвижное единое
|
| чувственно воспринимаемый мир вещей
|
| пустота, в которой движутся атомы
|
Высшим началом бытия считал «идею блага»
| V
| Платон
|
| Пифагор
|
| Парменид
|
| Гераклит
|
| Аристотель
| |