отчет по эксплуатационной практике на швейном производстве. Практика (1). Образцовая культура народов Урала
Скачать 4.33 Mb.
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт гуманитарного и социально-экономического образования Кафедра стиля и имиджа Отчет по эксплуатационной практике тема: «Образцовая культура народов Урала» Студент гр. ЗТИм-301 Быданцева И.И Руководитель практики от РГППУ: Козырева В. Б Екатеринбург РГППУ 2021 Содержание Введение…………………………………………………………………3 Раздел 1. Ознакомительный……………………………………………4 Краткое описание предприятия………..…………………...…….4 Ассортимент выпускаемой продукции…..………………………4 Перечень оборудования и средств малой механизации предприятия……………………………………………………………………..5 Образцовая культура народов Урала ………………………........8 Раздел 2. Художественно-проектный………………………………..11 2.1 Костюм народов Урала …………………………………………...11 2.2 Анализ источника вдохновения…………………………………..14 2.3 Направление моды в одежде в сезоне осень-зима 22-23………..14 2.4 Выбор эскизной подачи……………………………………………15 2.5 Эскизный проект…………………………………………………...15 Заключение……………………………………………………………..17 Список используемых источником……………………………………18 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Коренной народ Урала – Манси…………………19 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Коренной народ Урала – Коми…………………..20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Коренной народ Урала – Коми-пермяки…….….21 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Одежда Коми-Пермяков…………………………22 ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Одежда Удмуртов………………………………...23 ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Одежда Манси……………………………………24 ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Источник вдохновения…………………………..25 ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Направление моды в……………………………..26 ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Рабочие эскизы…………………………………...30 ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Эскизный проект………………………………..35 Введение Цель данной работы – создать модный и эффектный образ, основываясь на выбранную тему: «Образцовая культура народов Урала» Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: Изучить коренной народ Урала. Изучить их обычаи и традиции. Рассмотреть костюмы народов Урала. Выбрать и описать источник вдохновения. Проанализировать модные тенденции сезона осень-зима 22-23. Разработать эскизы, используя выбранный источник вдохновения. Разработать главный эскизный проект, основываясь на подготовленные рабочие эскизы. Разработка одежды по мотивам народного костюма Урала актуальна на сегодняшний день, поскольку, используя стиль и моду того времени, мы чтим память коренного народа своего края. В данной работе материал поделен на несколько разделов. В первом разделе имеется информация о производстве, на котором проходилась эксплуатационная практика. А также изучены коренные народы Урала. Во втором блоке представлены художественно-технологическая информация. Здесь рассказано про костюмы коренных народов Урала, проанализированы современные тенденции моды, описан выбранный источник вдохновения, разработаны рабочие эскизы, а также представлен готовый итоговый эскиз. В заключении содержатся заключительные выводы, прописаны актуальность и практическое применение созданного образа, рекомендации по его использованию. Раздел 1. Ознакомительный Краткое описание предприятия Данная эксплутационная практика проходила на производстве одежды ООО «Просперити». Данное швейное производство находится в г. Екатеринбурге. Компания была основана в 2015 году как небольшое производство женской одежды. С каждым годом компания развивается, увеличивая размеры своего производства. В начале своего пути на производстве находилось пара промышленных машин. Сейчас же, на данном производстве находится более 10 промышленных прямострочных машин, оборудования специального назначения, петельная, пуговичная, вышивальная машины, специальное оборудование для раскроя изделий настилами, а также мощное оборудование для влажно-тепловой обработки. 1.2 Ассортимент выпускаемой продукции На сегодняшний день, производство предоставляет следующие услуги: 1. Женская, мужская и детская одежда: Трикотаж (футболка, лонгслив, поло, свитшот, худи, джемпер, домашние костюмы, пижамы, термобелье), Костюмно-плательная группа (брюки, жакет, юбка, платье, жилет), Верхняя одежда (тренч, стеговик, ватник, пуховик, анорак, парка, «Аляска», куртка, полукомбинезон), 2. Корпоративная одежда, 3. Домашний текстиль (подушки, одеяла, матрацы), 4. Спортивные костюмы, форма для спортивных соревнований (тренировочные костюмы, костюмы для гимнастики, спортивная форма). 1.3 Перечень оборудования и средств малой механизации предприятия. В таблице 1 представлен полный список оборудования производства. В таблице указаны такие данные как: Полное наименование оборудования Вид ткани, обрабатываемый на данном оборудовании Количество данного оборудование на производстве Год выпуска (год приобретения) оборудования. Таблица 1. Перечень оборудования и средств малой механизации предприятия
1.4 Образцовая культура народов Урала Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие народы. Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района Республики Башкортостан. Манси Одним из коренных народов были Манси, именуемые до революции вогулами [Приложение 1]. Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой. Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля. Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы. Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования. Коми Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье [Приложение 2]. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск. Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия [Приложение 3]. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе. Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве. Выделяется две обособленные группы коми-пермяков – язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская – зюздинская. В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа. Раздел 2. Художественно-проектный 2.1 Костюм народов Урала Одежда Коми-Пермяков [Приложение 4] Традиционная женская одежда — холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон). Традиционные женские головные уборы — самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) — в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком. Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны — из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки. Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя — шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда — пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя — шуба из овчин. Традиционная обувь — лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги — бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим — валяные головки с суконным голенищем. Одежда Удмуртов [Приложение 5] Удмуртская одежда шилась в основном из холста, сукна и овчины, до начала 20 в. почти вся она была домашнего производства. В ней выделяется два варианта – северный и южный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки и др. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба. Одежда Манси [Приложение 6] Согласно наблюдениям путешественников и исследователей XVIII-XIX вв., одежда уральских манси за длительное время приобрела черты северорусского костюма. Но письменные, вещественные и фольклорные материалы позволяют реконструировать и чисто мансийские элементы костюма. Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей - сов. Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних - женские шубы. Камус - шкура с ног оленей - шла на изготовление обуви и рукавиц. Пушнина почти не использовалась. Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы. Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды - рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленьей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы. Дорожной одеждой служила шуба - гусь, по покрою аналогичная парке, но более длинная и сшитая из зимних оленьих шкур. Носили также гусь из разноцветного сукна с пришивными рукавами. Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги - уледи, сшитые из выделанных шкур, и няры из шкур мехом наружу. Уледи и няры носили с длинными чулками из сукна или мягкой кожи - ровдуги. Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни с высокими голенищами из ровдуги. Нижняя часть поршня делалась из куска кожи, со сборками на носке и пятке. Мужчины носили на голове шапки из овечьих или собачьих шкур, но часто обходились только капюшонами. Женский костюм также своеобразен, как и мужской. С конца XVIII в., как отмечают многие авторы воспоминаний о встречах с уральскими манси, женщины носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей. Их шили со сборками у ворота, манжетами на рукавах, по подолу пришивали яркую ленту. Позднее стали носить платье - суп, схожее по покрою с русским: на кокетке, с вшитыми и зауженными рукавами, отложным или стоячим воротником, со складками, заложенными на месте пришивания кокетки к полотнищам, образующим стан. По нагрудному разрезу пришивалась полоска ткани, которую украшали бисером. Бисером украшался и воротник рубахи. Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха - сахи. Самой нарядной считалась шуба белого цвета. Подол и полосы выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки. Такие шубы обязательно украшались мозаичным орнаментом. В каждой местности был свой орнамент. Например, у сосьвинских манси он связывался с изображением лягушки, а у лозьвинских - соболя. Женщины носили также распашные кафтаны - нуй сахи - из синего, зеленого, красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани. Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти. Праздничные чулки обязательно орнаментировали. Кожаная поверхность няр расшивалась бисером. Повседневно носили поршин, которые от мужских отличались только меньшими размерами. Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам. 2.2 Анализ источника вдохновения Для выполнения проектной разработки в качестве источника вдохновения был взят удмурский костюм – костюм коренного народа Урала [Приложение 7]. Для проектирования был выбран нарядный костюм удмурского народа. Нарядный костюм выделяется яркими, насыщенными цветами, количеством отделки верха и низа костюма, разнообразием тканей и форм костюма. Цвета тканей насыщенные, природные, красный цвет ассоциируется с ягодами, цветками растений. Желтый – с природными драгоценными камнями, а также с жарким солнцем. Голубой цвет – цвет неба и воды. Украшали свой костюм удмурты украшениями: бусы, ожерелья, серьги, наконечники головных уборов – все обязательно из драгоценных камней. 2.3 Направление моды в одежде в сезоне осень-зима 22-23 Длина мини. Эстетика нулевых не покидает мудборды дизайнеров. В холодный сезон гламурная эпоха вернется вместе с короткими юбками с низкой посадкой. Это могут быть модели из денима, кожи или тонкого трикотажа и шерсти. Носить такие можно с укороченными жакетами, куртками и дубленками, а также с корсетами, футболками и блузами [Приложение 8]. Фуксия. Фуксию в своих коллекциях использовали такие бренды, как Michael Kors, Richard Quinn и Versace. Но больше всех отличился, конечно, Пьерпаоло Пиччоли — креативный директор итальянского Дома моды посвятил этому оттенку 80 процентов своей новой коллекции. Следующей осенью достаточно будет добавить к образу лишь одну яркую вещь или облачиться в фуксию с ног до головы [Приложение 8]. Вырезы. Сделать образ более выразительным и соблазнительным помогут вырезы на топах, платьях и боди, как в коллекциях Saint Laurent, Valentino и Roberto Cavalli [Приложение 8]. Бахрома. Неисчерпаемая эстетика вестерн и любимый fashion-прием, к которому дизайнеры возвращаются каждый второй сезон, вновь покорили подиумы четырех модных столиц. В тренде снова будет длинная бахрома, которая украсила пончо, пальто, кэтсьюты и кейпы в коллекциях Stella McCartney, Etro и Bottega Veneta [Приложение 8]. 2.4 Выбор эскизной подачи В данном разделе представлены фор-эскизы для разработки проекта. Эскизы разработаны в соответствии с источником вдохновения и модными тенденциями сегодняшнего сезона [Приложение 9]. 2.5 Эскизный проект Из всех составленных фор-эскизов был выбран главный и доработан в соответствии с источником вдохновения и модными тенденциями сегодняшнего сезона. Были добавлены мелкие детали, аксессуары. Главный эскиз выполнен в трех видах: спереди, сзади, сбоку. Выполнен в цвете с использованием художественных материалов [Приложение 10]. Заключение При прохождении эксплуатационной практики в этом семестре было выполнено индивидуальное задание, целью которого было создать модный и эффектный образ, основываясь на выбранную тему: «Образцовая культура народов Урала» Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи: Изучить коренной народ Урала. Изучить их обычаи и традиции. Рассмотреть костюмы народов Урала. Выбрать и описать источник вдохновения. Проанализировать модные тенденции сезона осень-зима 22-23. Разработать эскизы, используя выбранный источник вдохновения. Разработать главный эскизный проект, основываясь на подготовленные рабочие эскизы. В результате выполненной работы был создан актуальный современный образ, который можно использовать в повседневном стиле. Образ получился сдержанным, лаконичным, но при этом удобным и комфортным для носки в течении целого дня. Созданный образ отлично вписывается в рамки большинства мероприятий и заведений. Также он удобен практически в любой сезон года. Список используемых источников Лин, Майк В. Современный дизайн. Пошаговое руководство. Техника рисования во всех видах дизайна: от эскиза до реального проекта : [учеб.-практ. пособие] / Майк В. Лин ; [пер. с англ. О. П. Бурмаковой]. - Москва: АСТ: Аст-рель, 2010. - 203 с. Рог Е.Ф. Люди-бренды. Макдональд, Фаберже, Шанель, Хилтон и др. - Москва: Астрель:Олимп, 2010. - 316с. Народное искусство Урала. Традиционный костюм. Екатеринбург: Баско, 2007. – 255 с. История Урала с древнейших времён до наших дней / под ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. - Екатеринбург: Сократ, 2004. – 495 с. Бобрихин А.А., Коновалова О.Д. и др. - Народное искусство Урала. Традиционный костюм [2006, PDF, RUS] Программное обеспечение и Интернет-ресурсы https://www.marieclaire.ru/moda/20-glavnykh-trendov-oseni-i-zimy-2022-23-samyi-polnyi-gid/ http://lib.a-grande.ru/kostum.php ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Коренной народ Урала – Манси. П РИЛОЖЕНИЕ 2. Коренной народ Урала – Коми. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Коренной народ Урала – Коми-пермяки . ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Одежда Коми-Пермяков. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Одежда Удмуртов. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Одежда Манси. ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Источник вдохновения. ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Направление моды в одежде в сезоне осень-зима 22-23. Длина мини. Dion Lee, Coperni, Miu Miu, Versace. ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Направление моды в одежде в сезоне осень-зима 22-23. Фуксия. Versace, Michael Kors Collection, Valentino, Carolina Herrera. ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Направление моды в одежде в сезоне осень-зима 22-23. Вырезы. Roberto Cavalli, Valentino, Supriya Lele, Dion Lee. ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Направление моды в одежде в сезоне осень-зима 22-23. Бахрома. Stella McCartney, Roberto Cavalli, Bottega Veneta, Louis Vuitton. ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Рабочие эскизы. ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Рабочие эскизы П РИЛОЖЕНИЕ 9. Рабочие эскизы ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Рабочие эскизы ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Рабочие эскизы ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Эскизный проект. |