Главная страница
Навигация по странице:

  • Драматургия , образное содержание тем 1 части

  • 3 билет. Образное


    Скачать 15.37 Kb.
    НазваниеОбразное
    Дата05.12.2022
    Размер15.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3 билет.docx
    ТипДокументы
    #829059

    Билет 3

    Шостакович, симфония № 7(Ленинградская) ( 1 часть)

    1. История создания

    2. Строение симфонии

    3. Драматургия , образное содержание тем 1 части

    1. Неизвестно когда именно, в конце 30-х или в 1940 году, но во всяком случае еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему — пассакалью, сходную по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим младшим коллегам и ученикам. Тема простая, как бы приплясывающая, развивалась на фоне сухого стука малого барабана и разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, но вырастала в страшный символ подавления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. По началу планировал заголовки к каждой части: 1.война, 2.Воспоминания, 3.Родные просторы, 4. Победа.

    Всемирно-известное произведение. Премьера состоялась в Куйбышыве, исполнял оркестр Большого театра. Исполнялась в блокадном Ленинграде.

    1. Состоит из 4-х частей.

    Первая часть начинается в ясном ,светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским национальным колоритом. Она развивается, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворенно. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки. Это начинается «эпизод нашествия» (таким образом, форма первой части — сонатная с эпизодом вместо разработки). Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплотняется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема излагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище . Но начинается противодействие. После мощной кульминации реприза наступает омраченной, в минорных красках. Особенно выразительна мелодия побочной партии, сделавшаяся тоскливой. Слышно выразительнейшее соло фагота. Это больше не колыбельная, а плач, прерываемый мучительными спазмами. Лишь в коде впервые главная партия звучит в мажоре, утверждая наконец столь трудно доставшееся преодоление сил зла.

    2 часть скерцо — выдержано в мягких, камерных тонах. Первая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль, улыбку и самоуглубленность. Гобой выразительно исполняет вторую тему — романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печально.

    Третья часть величавое и проникновенное адажио. Оно открывается хоральным вступлением, звучащим словно реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Средний эпизод части отличается бурным драматизмом, романтической напряженностью. Его можно воспринимать как воспоминание о прошедшем, реакцию на трагические события первой части. Реприза начинается речитативом скрипок, еще раз звучит хорал, и все истаивает в таинственно рокочущих ударах тамтама, шелестящем тремоло литавр.

    В начале финала — то же еле слышное тремоло литавр, тихое звучание скрипок с сурдинами, приглушенные сигналы. Происходит постепенное, медленное собирание сил. В сумеречной мгле зарождается главная тема, полная неукротимой энергии. Ее развертывание колоссально по масштабам. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды — печальный и величественный, как память о павших. А затем начинается неуклонное восхождение к торжеству заключения симфонии, где главная тема первой части, как символ мира и грядущей победы, звучит ослепительно у труб и тромбонов.


    написать администратору сайта