Образов в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Глава Художественный мир Ф. М. Достоевского
Скачать 166 Kb.
|
Заключение В заключение сделаем обобщение по всей теме. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга. Н.А. Добролюбов в статье «Забитые люди» сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества. Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня. Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни. Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. По Достоевскому, высшее содержание жизни, человек находит в собственной личности, в ее неисчерпаемости, в отношениях своих к другим, которые тоже неисчерпаемы, бесконечны. Само восприятие человека у Достоевского внутренне пронизано этической категорией, — он не только описывает борьбу добра и зла в человеке, но он ищет ее в нем. Человек, конечно, включен в порядок природы, подчинен ее законам, но он может и должен быть независим от природы. Проблематика свободы в человеке есть вершина идей Достоевского в антропологии; свобода не есть последняя правда о человеке — эта правда определяется этическим началом в человеке, тем, к добру или злу идет человек в своей свободе. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины «распада связи времен». Ответы на «проклятые» вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. Проблематика свободы в человеке есть вершина идей Достоевского в антропологии; свобода не есть последняя правда о человеке — эта правда определяется этическим началом в человеке, тем, к добру или злу идет человек в своей свободе. Оттого в свободе есть, может быть, «семя смерти» и саморазрушения, но она же может вознести человека на высоты преображения. Свобода открывает простор для демонизма в человеке, но она же может возвысить ангельское начало в нем. Есть диалектика зла в движениях свободы, но есть и диалектика добра в них. Смысл той потребности страдания заключается в том, о которой любил говорить Достоевский, что через страдания (часто через грех) приходит в движение эта диалектика добра. Список использованной литературы 1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу М., 1988. 2. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» М., 1984. 3. Берковский А.Н. О русской литературе Л., 1985. 4. Васина М. Сквозь сумрак белых ночей Л., 1979. 5. Воровский В.В. Статьи о русской литературе М., 1986. 6. Гус М. Идеи и образы Ф.М. Достоевского М., 1962 7. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы М., 1988. 8. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века М., 1989. 9. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского М., 1986. 10. Кирпотин В. Я. Достоевский-художник М., 1972. 11. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского М., 1979. 12. Кулешов В.И. История русской литературы М., 1989. 13. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское мировоззрение М., 1994. 14. Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века М., 2000. 15. Смирнова Л.А. Русская литература XVIII – XIX веков М., 1995. 16. Соловьев В.С. Третья речь в память Достоевского М., 1990. 17. Тарасов Б.Н. В мире человека М., 1986. 1 Кирпотин В. Я. Достоевский-художник М., 1972. с. 139. 2 Кирпотин В. Я. Достоевский-художник М., 1972. с. 140. 3 Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века М., 2000. с. 286. 4 Там же с. 287. 5 Там же с. 289. 6 Там же с. 290. 7 Воровский В.В. Статьи о русской литературе М., 1986. с. 234. 8 Лосский Н.О. Достоевский и его христианское мировоззрение М., 1994. с. 196. 9 Лосский Н.О. Достоевский и его христианское мировоззрение М., 1994. с. 198. 10 Там же с. 199. 11 Гус М. Идеи и образы Ф.М. Достоевского М., 1962. с. 213. 12 Гус М. Идеи и образы Ф.М. Достоевского М., 1962. с. 215. 13 Тарасов Б.Н. В мире человека М., 1986. с. 236. 14 Тарасов Б.Н. В мире человека М., 1986. с. 237. 15 Тарасов Б.Н. В мире человека М., 1986. с. 245. 16 Тарасов Б.Н. В мире человека М., 1986. с. 246. 17 Тарасов Б.Н. В мире человека М., 1986. с. 247. 18 Смирнова Л.А. Русская литература XVIII – XIX веков М., 1995. с. 382. 19 Смирнова Л.А. Русская литература XVIII – XIX веков М., 1995. с. 384. 20 Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы М., 1988. с. 322. 21 Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы М., 1988. с. 325. |