Образование единого централизированного государства (XIV-XVI). Семинар 4. Образование единого централизированного государства (xivxvi)
Скачать 38.85 Kb.
|
Семинар № 4 Тема: Образование единого централизированного государства (XIV-XVI) Развитие Руси в XIV в. Непросто было преодолеть страшный разгром, которому подверглись русские земли в 30-40 гг. XIII в. Папский посол в Монголию Плано Карпини, проезжая по южным русским землям через несколько лет после „Батыева разорения“, писал, что татары „произвели великое разорение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей“. Действительно, тысячи погибших, угнанных в плен людей, сожженные города, заброшенные пашни — все это стало печальной реальностью. Прекратилось каменное зодчество, были забыты секреты многих ремесел, замерла торговля — нечем и не с кем стало торговать, почти прекратилось составление летописей. Казалось бы, какое могло быть социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв.? Социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв.: новое в сельском хозяйстве Однако жизнь продолжалась, несмотря ни на что. Люди, оставшиеся в живых, принимали вызов судьбы и принимались за привычные дела — отстраивали избы на пепелищах, возводили княжеские и боярские терема, пахали, ковали, ткали — и жизнь постепенно входила в привычное русло. Хозяйство постепенно восстанавливалось, уже к началу XIV в. начали распахиваться новые земли, на пустошах и в лесах появились так называемые „сечи“ и „чисти“ — очищенные от леса участки, при них строятся „починки“ — деревни в один-два, реже несколько дворов. Постепенно росло производство сельскохозяйственных продуктов. Увеличение земельных площадей способствовало переходу к новой, паровой системе земледелия с трехпольным севооборотом — яровые, озимые, пар. В отличие от подсечно-переложной системы трехполье не истощало землю, а севооборот позволял получать более высокие урожаи. Кроме того, началось использование навоза для удобрения полей. Разумеется, крестьяне не бросали и такие промыслы, как охоту, рыбную ловлю, бортничество. Города: ремесло и торговля Восстанавливалось и городское хозяйство. Гончарное, ткацкое, кузнечное, литейное и другие ремесла всегда были востребованы и постепенно возрождались, хотя ряд секретов тех или иных технологий оказались утрачены — в средние века принято было передавать такие знания от отца к сыну, но связь поколений разорвалась, кого-то из мастеров угнали в плен, кто-то погиб, и секреты ремесла было некому передать и не от кого получить. Тем не менее возрождаются старые ремесла и появляются новые. Русские мастера освоили литье пушек — первое упоминание об этом встречается в летописях под 1382 г. в связи с нашествием Тохтамыша, чеканку серебряной монеты, выделку бумаги, заменившей дорогостоящий пергамент. Города вновь становятся центрами торговли. Причем в крупных городах, таких, как Великий Новгород, Псков, Тверь, Москва, Нижний Новгород, ремесленники начинают работать не только на заказ, но и на рынок. Шел товарообмен и между селами, также крестьяне выезжали со своими продуктами в города. Крупные монастыри — Соловецкий, Кирило-Белозерский, Троице-Сергиев — тоже стали включаться в торговлю. В процессе развития торговли укреплялись экономические связи между различными княжествами Руси, что создавало предпосылки к объединению. С другой стороны, развитие торговли сталкивало интересы купцов разных княжеств, началась борьба за обладание торговыми путями, прежде всего водными — Волгой, Доном, Окой. Постепенно возрождается и внешняя торговля, русские купцы ведут дела с Золотой Ордой, Византией, Литвой, скандинавскими странами, Западной Европой. Перемены в обществе Социальная структура общества по сравнению с домонгольским периодом претерпела значительные изменения. Они касались как положения феодалов, так и зависимых категорий населения. Сокращалось количество смердов — свободных крестьян, все больше общинных земель переходило к князьям, боярам, монастырям, а их население несло барщинные повинности — выполняло различные работы, а также платило натуральный оброк. Само слово „смерды“ постепенно уходит, его заменяют на „христиане“, а „христиане“ („хрестьяне“) к XV в. превращаются в привычных нам крестьян. Среднее крестьянское хозяйство велось на 15 десятинах, в условиях трехполья это означало, что на яровые, озимые, пар приходилось по 5 десятин. Крестьяне были лично свободны, и, выполняя барщинные работы и уплачивая оброк, могли в любое время перейти к другому землевладельцу. Однако с XV в. право перехода начинает ограничиваться феодалами. Сначала в разных княжествах устанавливали определенные периоды перехода, причем уйти можно было лишь после окончания уборочной страды. А в 1497 г. Судебник Ивана III вводил единый срок перехода — Юрьев день, 26 ноября. На переход давалось две недели — неделя до и неделя после Юрьева дня. Чтобы уйти к другому хозяину, нужно было уплатить так называемое пожилое — компенсацию за потерю рабочих рук. В ограничении права перехода особенно была заинтересована новая категория феодалов — помещики, или дворяне, условные держатели земли. Хотя дворяне (так называемые милостники) появились еще в XII в, только во второй половине XV в. их стало достаточно много. Положение помещичьих крестьян было более тяжелым, чем боярских. Помещик получал землю от великого князя и должен был за счет эксплуатации поместья снарядиться на воинскую службу — явиться на смотр „конно, людно и оружно“. Разумеется, он безжалостно выколачивал из своих крестьян необходимые для этого средства, иначе он мог лишиться поместья. Заботиться о крестьянах помещику было незачем — в отличие от вотчинника-боярина, он не передавал поместье по наследству, да и вообще мог погибнуть в бою. Вскоре из поместий крестьяне стали стремиться перейти в вотчины, где жизнь была полегче. Вследствие этого и начали приниматься меры по ограничению старинного права перехода. А с образованием централизованного российского государства Судебник, защищая интересы помещиков — главной опоры власти — ограничил переход единым сроком по всей стране. Разумеется, что как только появился запрет, так сразу же его стали нарушать. Побеги крестьян и холопов участились. Институт холопства, кстати, со времен Древней Руси претерпел некоторые изменения. Холопы по-прежнему были самой бесправной категорией населения. Они были собственностью владельцев, их можно было купить, продать, практически безнаказанно убить (это считалось не преступлением, а грехом, и наказанием было церковное покаяние), часть холопов была прислугой, работала на пашне, составляла дворовую челядь. Другая часть холопов сближалась по положению с крестьянами — их сажали на землю, разумеется, без права перехода. Но были и привилегированные холопы. Во-первых, это управляющие отдельными отраслями боярского или княжеского хозяйства, ключники, тиуны, конюшие, псари, сокольничие и т.д. Во-вторых, появились так называемые боевые холопы — профессиональные воины, ходившие с хозяином в походы. Боевые холопы в социальной структуре стояли чуть ниже помещиков, занимая высшую среди несвободных людей ступень. Таким боевым холопом мог стать потомок мелкопоместного дворянина, а то и попавший в сложное материальное положение свободный человек знатного рода. Ведь надо было владеть воинским ремеслом, а научиться владеть саблей, стрелять из лука, сражаться в конном строю можно было, лишь тренируясь с детских лет (только в псевдоисторических фильмах новичок, впервые взявший в зрелом возрасти саблю или лук, вскоре на равных дерется с профессиональными воинами. Для юноши, получившего военное воспитание, но неспособного снарядиться за свой счет, служба боевым холопом нередко была единственным способом сделать военную карьеру. Такое поступление на службу оформлялось заключением кабального договора, и, погасив долг, боевой холоп мог покинуть господина. А поскольку хозяин и его боевые холопы сражались бок о бок, они пользовались рядом льгот: хорошая еда, одежда, бытовые условия, а нередко получали от хозяина и землю — „служнюю пашню“. После боев холопы часто захватывали богатую добычу, так что возможность со временем выкупиться и самому стать помещиком была вполне реальной. Возрождение ремесла и торговли приводило к изменениям социальной структуры городов. Так, среди ремесленников происходило расслоение — одни богатели, другие, разоряясь, зачастую подписывали кабальные договоры, становясь холопами. Для защиты своих интересов в условиях корпоративного общества ремесленники объединяются в артели (дружины) — аналог западноевропейских цехов. Зачастую ремесленники одной специальности селились компактно, на одной улице, строили свои церкви, вырабатывали особые правила. Купцы (гости) также создавали объединения, по типу европейских гильдий. А когда купцы строили свои корпоративные церкви, те кроме культовых функций они нередко служили складами для товаров, наиболее распространенной такая практика была в Новгороде и Пскове. Жили торговцы и ремесленники обычно на посаде — территории близ городского кремля, отсюда и их название — посадские люди. Составляя очень небольшую долю населения Руси, они, тем не менее, играли значительную роль в хозяйственной и политической жизни. Будучи заинтересованными в стабильности, они выступали союзниками сильной центральной власти, были противниками разорительных усобиц и зависимости от Орды. Социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв.: ереси В городах появилось и новое для Руси явление — ереси. Первым массовым еретическим учением на Руси стало учение стригольников. Происхождение названия спорно, по одной версии, оно связано со стрижкой сукна или цирюльничеством, по другой — с особым обрядом посвящения, ритуальной стрижкой адептов. Впервые о стригольничестве упоминается в житии архиепископа новгородского Моисея. Известно, что во время пожара в Новгороде в 1340 г. стригольники запирали церковные двери, чтобы нельзя было спасти от огня церковные ценности, разграбляли церковное имущество. Стригольники отрицали ряд православных традиций, так, они считали, что службу можно проводить самим мирянам, без священников, не посещали храмы, не поклонялись иконам. В XV в. появилась ересь жидовствующих (иначе субботников), которая напоминала учение стригольников, но была более радикальной, жидовствующие осмеливались критиковать библейские тексты, особенно те, где говорилось о Святой Троице и воскрешении Христа. Учение получило свое название в связи с тем, что сложилось под влиянием иудаизма. В 1490 г. на церковном соборе жидовствующие были отлучены от церкви, а само учение предано анафеме. В 1504 г. также созвали церковный собор, посвященный борьбе с этой ересью, и четверо еретиков были приговорены к сожжению — нечастое явление на Руси, в отличие от Западной Европы. Таким образом, в XIV-XV вв. в социально-экономическом развитии Руси произошли значительные изменения. Восстановление и развитие хозяйство, новые социальные группы — все это стало материальной основой становления Российского централизованного государства. Политика Ивана III Внутренняя и внешняя политика Ивана 3 Великого была направлена на то, чтобы сделать из России централизованное государство, с которым считались бы на международной арене. И это ему удалось. Этот осторожный и умный государь за годы своего правления (1462-1505 гг.) успел провести удачную внутреннюю и внешнюю политику. Внутриполитические решения Внутренняя политика Ивана 3 была нацелена на то, чтобы покончить с удельной разобщенностью и сплотить все земли вокруг Москвы. Этим он активно занимался с самого начала своего правления, позже – при активной поддержке жены, Софии Палеолог (византийской принцессы). Главная борьба велась с Новгородом, который протестовал против желания Москвы полностью подчинить себе “вольный город”. Новгородцы даже заключили союз с польским королем Казимиром, однако, когда в 1471 году Иван Великий разбил их на Ильмене и Шелоне, союзник не пришел им на помощь. На этом противостояние не закончилось: после выдвинутого царем требования признать его полным хозяином Новгорода (1477 год) снова поднялся мятеж. В 1478 году он был окончательно подавлен, и город перешел под руку Москвы. Также были подчинены и несколько удельных княжеств. Хронологию событий легко проследить по таблице:
Рязанское княжество перешло царю по праву наследования: он выдал за местного князя свою сестру и позже получил его от ее сына. От своих братьев Иван III избавлялся безжалостно – они полностью отлучались от государственных дел, а в некоторых случаях даже отправлялись в острог. Внешняя политика Среди ее основных направлений приоритетной была борьба с Литвой. Несмотря на то, что литовский король Александр был зятем Ивана III, отношения между государствами так и не наладились, и в 1500 году начались военные действия. Для Руси они были достаточно успешными: она завоевала части Черниговского, Новгород-Северского и Смоленского княжеств. В 1503 году был подписан мирный договор, однако на вечный мир Москва не согласилась, так как под Литвой еще оставались Смоленск и Киев. В 1480 году произошло Стояние на реке Угре. Иван III перестал платить выход (дань) Золотой Орде. В ответ хан Ахмат отправился с войском к Москве, чтобы наказать Ивана “за его неправду”. Сражения так и не состоялось. На противоположных берегах реки Угры стояли войска. Однако, монголы, испугавшись силу русской армии, бежали и больше не нападали на русские земли. Казанское княжество тоже было в зоне внимания царя – в 1487 году, спустя 17 лет после подписания мирного договора, Иван Великий взял его столицу и посадил на престол молодого хана, который сохранял ему верность следующие 17 лет. В 1502 году перестала существовать Золотая Орда Реформы Ивана Великого Правление этого царя также ознаменовалось несколькими важными реформами, которые следует перечислить по пунктам: Начал оформлять титул “великого князя всея Руси” – причем в некоторых документах он даже именуется царем. Создал Судебник в 1497 году, который способствовал установлению порядка внутри страны. Согласно этому сборнику законов великий князь утверждался как главный судья, а высшим учреждением становилась Боярская дума. Распространились поместная и приказная системы управления. Ограничил право крестьян на выход из крепости и оставил им только один день, когда было позволено переходить к другому владельцу. Этот день назывался “Юрьев день” (неделя до и неделя после 26 ноября). Однако при переходе крестьяне должны заплатить помещику пожилое -плату за прожитые годы. Таким образом, появились предпосылки для окончательного установления на Руси крепостного права. Итоги правления Ивана Великого Территория российского государства значительно расширилась, Москва окончательно укрепилась в роли его центра. Русские земли окончательно избавились от угрозы со стороны Золотой Орды. Реформы Избранной рады
Опричнина:_сущность,_последствия'>Опричнина: сущность, последствия Опричнина Ивана Грозного рассматривается кратко современными историками, но это были события, которые имели большое влияние, как на самого царя и его окружение, так и на всю страну в целом. В ходе проведения опричнины 1565-1572 годов, русский царь старался укрепить собственную власть, авторитет которой был в весьма шатком положении. Связано это было с участившимися случаями измены, а также настроенности большинства бояр против действующего царя. Вылилось же все это в массовые расправы, во много из-за которых царь получил прозвище «Грозный». В целом же опричнина выразилась в том, что часть земель царства была передана в исключительное правление государства. На этих землях не допускалось влияние бояр. Сегодня мы кратко рассмотрим опричнину Ивана Грозного, ее причины, этапы проведения реформы, а также последствия для государства. Причины опричнины Иван Грозный остался в историческом взгляде потомков мнительным человеком, который постоянно видел вокруг себя заговоры. Началось все с Казанского похода, из которого Иван Грозный вернулся в 1553 году. Царь (на тот момент еще великий князь) заболел, и сильно опасаясь предательства бояр, велел всем присягать на верность своему сыну, младенцу Дмитрию. Бояре и придворные люди неохотно присягали на верность «пелёночнику», а многие и вовсе уклонились от этой присяги. Причина тому была очень простая – действующий царь очень болен, наследник имеет меньше года от роду, большое количество бояр, которые претендуют на власть. После выздоровления Иван Грозный изменился, став более осторожным и обозленным к окружающим. Он не мог простить придворным предательства (отказ от присяги Дмитрию), прекрасно понимая, чем это было вызвано. Но решающие события, которые привели к опричнине, были обусловлены следующим: В 1563 году умирает московский митрополит Макарий. Он был известен тем, что имел огромное влияние на царя и пользовался его расположением. Макарий сдерживал агрессию царя, внушая ему мысли о том, что страна ему подконтрольна и никакого заговора нет. Новый митрополит Афанасий занял сторону недовольных бояр и выступал против царя. В результате царь только усилился в идее, что вокруг него одни враги. В 1564 году князь Курбский бросил армию и перешел на служение в княжество Литовское. Курбский забрал с собой многих военноначальников, а также в самой Литве рассекретил всех русских шпионов. Это был страшный удар по самолюбию русского царя, который после этого стал окончательно убеждённым, что вокруг него враги, которые в любой момент могут его предать. В результате Иван Грозный решил ликвидировать в России независимость бояр (они на тот момент владели землями, содержали свою армию, имели своих помощников и свой двор, свою казну и так далее). Было принято решение создать самодержавие. Сущность опричнины В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на: Опричнина — земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) управление. Земщина — земли, которыми продолжали ведать бояре. Для осуществления этого плана Иван Грозный создал специальный отряд — опричники. Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок. В качестве опричных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране. Основные направления опричнины Такие действия царя были встречены искренним недовольством бояр. Зажиточные семейства, которые прежде активно высказывали свое недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь стали еще активнее вести свою борьбу, для восстановления своей былой мощи. Для противодействия этим силам было создано специальное военное подразделение «опричники». Их основная задача, по распоряжению самого царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками. Каждый из них носил у седла своей лошади собачью голову, а также метлу. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех людей, которые были заподозрены в измене государству. В 1566 году проходил очередной земский собор. На нём царю было передано обращение, с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего буквально через несколько дней войска Ивана отправили этого человека в ссылку. Главные удары Иван Грозный стремился всеми силами укрепить свою власть, власть самодержавца. Он для этого делал все. Именно поэтому главный удар опричнины был направлен на тех людей и те группы людей, которые могли реально претендовать на царский трон: Владимир Старицкий. Это двоюродный брат царя Ивана Грозного, который пользовался большим уважением среди бояр, и который очень часто назывался в качестве человека, который должен принять власть вместо действующего царя. Для устранения этого человека опричники отравили самого Владимира, а также его жену и дочерей. Случилось это в 1569 году. Великий Новгород. Новгород с самого начала становления земли русской имел уникальный и самобытный статус. Это был независимый город, который подчинялся только себе. Иван, понимая, что невозможно укрепить власть самодержавца без усмирения непокорного Новгорода невозможно. В результате в декабре 1569 года царь во главе войска отправляется в поход на этот город. На своем пути к Новгороду царское войско уничтожает и казнит тысячи людей, которые каким бы то ни было образом выказывали недовольство действиями царя. Данный поход продлился до 1571 года. В результате новгородского похода опричное войско утвердила в городе и в районе власть царя. Отмена опричнины В то время, когда опричнина утверждалась походом на Новгород, Иван Грозный получил известие о том, что Девлет-Гирей, крымский хан, с войском совершил набег на Москву и практически полностью зажег город. Из-за того, что практически все войска, которые подчинялись царю, были в Новгороде, противостоять этому набегу было некому. Бояре, отказывались предоставлять свое войско для борьбы с царскими врагами. В результате в 1571 году опричное войско и сам царь были вынуждены вернуться в Москву. Для борьбы с крымским ханством царь был вынужден временно отказаться от идеи опричнины, объединив свои войска и земские. В результате в 1572 году в 50 километрах южнее Москвы объединенное войско нанесло поражение крымскому хану. Одна из самых значимых проблем российской земли этого времени находилось на западной границе. Там не прекращалась война с ливонским орденом. В результате, постоянные набеги крымского ханства, продолжающаяся война против Ливонии, внутренние беспорядки в стране, слабая обороноспособность всего государства способствовали тому, что Иван Грозный отказался от идеи опричнины. Осенью 1572 года опричнина Ивана Грозного была отменена. Сам царь запретил всем упоминать слово опричнина, а сами опричники стали вне закона. Практически все войска, которые подчинялись царю и наводили нужный ему порядок, в дальнейшем самим же царем были уничтожены. Итоги опричнины и ее значение Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах: Значительное усиление самодержавной власти царя. Сокращение влияния бояр на дела государственные. Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины. Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти. Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано. Последствия опричнины: Основные последствия опричнины: 1. В результате действий опричнины было существенно ослаблена княжеско-боярская аристократия. При этом, на первый план выдвинулось дворянство. 2. Московское государство утвердилось как сильное и централизованное, с сильной монархической авторитетной, но очень жестокой властью. 3. Была решена проблема соотношения общества и государства. В пользу государства. 4. При опричнинах были ликвидированы экономически независимые от государства собственники (землевладельцы), которые должны были стать основой формирования нового гражданского общества. 5. Боясь опричников, многие жители покидали свои города и выдвигались на окраины страны. В государстве бушевала экономическая разруха из-за опустошения целых областей. 6. Опричнина также привела к ослаблению внешнеполитических позиций и военной государственной мощи. 7. Многие исследователи считают также, что именно опричнина стала причиной русской смуты. |