Главная страница

Образование эпохи Просвещения


Скачать 19.68 Kb.
НазваниеОбразование эпохи Просвещения
АнкорJ,hfpjdfybt
Дата01.12.2022
Размер19.68 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаobrazovanie_epohi_prosvescheniya.doc
ТипИсследование
#823029

Образование эпохи Просвещения


Введение

В данной работе проводится исследование и изучение научного материала об образовании эпохи Просвещения. Актуальность этой темы обусловлена важностью изучения философских взглядов великих европейских мыслителей, ученых и писателей, живших в XVIII столетии и оказавших огромное влияние на становление как новых образовательных идей, так и на изменение отношения к науке и научному знанию в европейском обществе. Кроме того, актуальность обусловлена разработанностью этой темы в трудах научных исследователей.
Цель работы – изучение научного материала об образовании эпохи Просвещения.
Задачи работы:
Изучить философскую сущность и особенности эпохи Просвещения.
Изучить вклад Я. А. Коменского в развитие образовательных идей в эпоху Просвещения.
Изучить вклад Ж.-Ж. Руссо в развитие образовательных идей в эпоху Просвещения.
Изучить развитие образовательных идей в эпоху Просвещения в России.
Объект изучения – воззрения и идеи французских философов эпохи Просвещения.
Предмет изучения – особенности и аспекты воззрений французских философов эпохи Просвещения на сферу образования, на процесс воспитания, на формирующуюся педагогическую науку.
При написании работы была использована современная научная литература. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность и особенности эпохи Просвещения

Временные рамки эпохи Просвещения – революция в Англии в 1688 г. и Великая французская революция 1789 г. Центром эпохи Просвещения была именно Франция. Идеи мыслителей, таких как Вольтер и Ж.-Ж. Руссо подготовили идейную почву для произошедшей революции. Идейная борьба была направлена на противоборство с феодальным мировоззрением.
Наступление Просвещения было связано со множеством факторов развития европейского общества. Еще во времена эпохи Возрождения начала развиваться наука. Религия постепенно отлучалась от власти, так как сословные монархии заменялись на абсолютные монархии в различных странах. Снижение влияния церкви в обществе также толкало развитие науки вперед, так как постепенно запреты на научные эксперименты снимались и заменялись поощрением.
Эпоха Великих географических открытий расширяла горизонты европейского человека. Феодальные отношения заменялись на отношения по схеме «работодатель и наемный рабочий». Повышался уровень образования в обществе. Все это привело к началу эпохи Просвещения.
В политической сфере идеи эпохи Просвещения привелки к формированию таких концепций, как концепция естественного права, договорного происхождения государства и т. д. Данные концепции подготовили французское общество к революции, которая стала завершением эпохи. Мыслители эпохи Просвещения смогли убедить народ, что власть монарха не является божественной и священной, что он может быть свергнут, что каждый должен обладать гражданскими правами, что власть должна быть разделена на ветви – исполнительную, судебную и законодательную, и что это ветви власти не должны контролироваться одним монархом.
В сфере образования мыслители эпохи Просвещения выступали за повышения уровня образования, за развитие научного подхода, за развитие литературы, искусства, журналистики, театров и т. д.
В философской сфере сформировалось особенное мировоззрение, основанное на том, что все в мире можно свести к набору отдельных частиц и элементов. Данное мировоззрение можно назвать механическим, в физике в то время механика была основным направлением исследований. Такой подход, механические, применялся при рассмотрении любой сферы общественной жизни. Например, так трактовались социальные процессы.
Если во время Античности и Средневековья философы, такие как Платон, Сократ, Фома Аквинский, рассуждая о человеке обращались к его душе, к духовности, к абстрактному понятию добра и зла, к морали и нравственности, к развитию «вечной» сущности человека, то в эпоху Просвещения такого уже не было, подход изменился.
Вместо этого, человек и социальные процессы рассматривались через призму политического, экономического, юридического и исторического материала. Абстрактные рассуждения заменялись попытками научно объяснить социальные процессы и также научно попытаться предугадать их последствия.
В философии развивалось позитивистское направление. Позитивизм – это направление в науке и в философии, сторонники которого единственно возможным источником знаний считают науки, которые дают фактический материал. Наука должна основываться только на эмпирических знаниях.
Шел процесс формирования совершенно нового общества, в котором утверждалось торжество прав и свобод людей, экономическую и духовную независимость и самостоятельность граждан, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодального устройства, которое характеризовалось жесточайшей тоталитарной регламентацией политической, экономической, общественной и духовной жизни граждан. Значительное расширение границ свобод и прав человека, рост возможности выбирать пробудили интерес граждан к исследованию основ жизни социальной группы, социальных процессов, социальной общности и явлений с целью рационально и эффективно использовать обретенные права и свободы.
Таким образом, характерными чертами культуры XVII-XVIII столетий постепенно становилась тотальная вера в науку как в двигатель прогресса, попытки применить только еще разрабатывавшиеся научные понятия к самым разным сферам общественной жизни и к культуре, попытки рационализировать культуру, избавить ее от всего как религиозного, так и абстрактного.
Такое мировоззрение все больше укреплялось в интеллектуальных кругах европейских стран, что стало своеобразным переворотом в умах. Этот переворот окажет серьезное влияние на весь процесс развития человеческой цивилизации, ведь даже современные понятия, например, о всеобщем образовании зародились именно тогда. До той эпохи, всеобщее образование казалось чем-то неестественным и ненужным.
Наука в эпоху Просвещения понималась как средство для разрешения любой ситуации и любой проблемы. И потому особенно важным становилась идея распространения образования. Ведь без распространения образования, без должного воспитания и восприятия нужного пласта знаний, в обществе наука развиваться будет плохо.
Необразованные люди невосприимчивы к науке, они не смогут отличить научное знание от ненаучного. Именно поэтому многие мыслители эпохи Просвещения рьяно выступали как за качественное, так и за количественное развитие сферы образования.


2. Вклад Я. А. Коменского в развитие образовательных идей в эпоху Просвещения

Одним из первых деятелей, определивших возрастающую потребность общества в организации целенаправленного педагогического образования был Я. А. Коменский в XVII в. Он полагал, что вершина образования это именно педагогическая подготовка.
Если Новое время ознаменовалось девизом Ф. Бэкона «Знание — сила», то Просвещение выдвинуло требование: «Всем знать все обо всем», и эта фраза принадлежит Яну Амосу Коменскому. Именно «все знать обо всем» можно назвать как девиз всех преобразований в эпоху Просвещения.
Эта установка была выражением идеи распространения знаний, т. е. обобщения всех добытых человечеством знаний и доведения их в доступной форме, например, через школу, до каждого сословия. Сама эта идея для той поры была во многом спорной и даже неслыханной, получение образования предназначалось для состоятельных сословий.
Мысль о полном познании мира подтверждалась триумфальными успехами механико-математического естествознания. Основатель классической педагогики Я. А. Коменский служит примером просветительского стремления.
Коменский родился в Чехии, долгие годы провел в переездах по Европе. Коменский внес большой вклад в организацию образования в Польше, Венгрии, Швеции, Голландии, Англии.
В «Великой дидактике», переведенной на многие языки, и в первом в мире руководстве по дошкольному воспитанию «Материнское наставление» Коменский обосновал идею природосообразного воспитания.
На первой странице его «Великой дидактики» было указано, что «все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей». Человек, как часть природы, подчиняется тем же естественным законам. Исходя из этого, Коменский ввел классно-урочную систему, соразмеряя количество и продолжительность уроков с природными циклами.
Образование расценивается им не как самоцель, а как средство дальнейшего развития, духовного и нравственного совершенствования. Великий педагог видел в каждом человеке нечто совершенное.
За четыре года до смерти Коменского вышел труд всей его жизни – семитомный «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», своеобразное завещание, призыв к миру и сотрудничеству в области политики, права, науки и образования.
В заслугу Коменскому следует ставить создание классно-урочной системы, которая изначально была разработана и описана в его труде «Великая дидактика».
В отличие от индивидуального и индивидуально-группового обучения, классно-урочная система смогла утвердить строго регламентированный режим педагогической работы. Устанавливалось регулярное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одного уровня подготовки, а затем и одного возраста, а также стабильное расписание.
Главной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я. А. Коменскому, стал урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинался сообщением учителя, заканчивался проверкой усвоения материала. Он обладает неизменной структурой, в которую входит опрос, сообщение учителя, упражнение и проверка.


3. Вклад Ж.-Ж. Руссо в развитие образовательных идей в эпоху Просвещения

Виднейшим философом и мыслителем в области образовательных идей в эпоху Просвещения был француз Ж.-Ж. Руссо. Он указывал на то, что социальную несправедливость в обществе можно ликвидировать с помощью развития воспитания и образования. Такое образование должно помогать каждому человеку, вне зависимости от сословия и происхождения, находить достойное место в обществе, на котором он смог был как приносить пользу стране, так и заботиться о своем личном благе. Руссо предвосхитил тенденции развития образования на последующие два столетия.
При этом, Руссо видел и отрицательные черты ориентированного на науку подхода в образовании. Он подчеркивал, что образование кроме научного фундамента, также должно быть естественным и соответствующим природе человека. Нельзя допустить формирования у учеников чрезмерно механистического мировоззрения. Такое мировоззрение, сухое и расчетливое, лишь будет усугублять социальное неравенство, а интересы человека сведутся к получению материальных благ.
Механистическая культура может подавлять у человека его заложенные природой задатки и потребности


написать администратору сайта