реферат. реферат ГДР 222дк Пирштук Геннадий. Образование и укрепление Казахского ханства
Скачать 85 Kb.
|
Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова Педагогический институт Кафедра Истории Казахстана и Рухани Жангыру РЕФЕРАТ по дисциплине: История КазахстанаТема: «Образование и укрепление Казахского ханства» Выполнил: Пирштук Г. Проверил: Кокшетау2022СОДЕРЖАНИЕ
Введение Образование государств Ак-Орда, ханства Абулхаира, Могулистана, Ногайской Орды стало значительным этапом в развитии государственности казахской народности, а наряду с ней и других народов, формировавшихся на территории этих государств. Оно способствовало развитию хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей между кочевым и полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческим населением. Благодаря этому происходило активное общение этнических групп, близких по языку, материальной и духовной культуре. Эти государства имели много общего в государственной системе: улусная организация кочевого населения, структуры правящей (яанской) власти, комплектование вооруженных сил, налоговая система. В основном эти формы и структуры были взяты из монгольского времени, сохранились они и в Казахском ханстве. Эти государства подготовили условия для последующего генезиса этнически однородных феодальных государств в регионе, для объединения этнических общностей – казахской, ногайской, кыргызской, отчасти узбекской, уйгурской народностей. Необходимо было преодолеть политическую разобщенность этнически близких групп, объединив в единое государство казахские племена и роды. Решению этой задачи способствовало образование Казахского ханства. Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт и Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Конкретный ход образования казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств: ханства Абулхаира и Могулистана, в которых усилилось экономическое могущество кочевой знати. Наиболее влиятельные вожди родов и племен Восточного Дешт-и-Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости или же искали покровителя среди Чингизидов, продолжавших оспаривать власть хана Абулхаира и Есен-Буги (Могулистан). Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях связано с именами Джаныбека и Керея. Действия первых казахских ханов направленные на создание и упрочения единого государства были поддержаны верхушкой казахских родов и племен, так как отражали интересы господствующей прослойки казахского общества. Казахское ханство в первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившееся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Мухаммад Хайдар Дулат относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 г.г Становление Казахского ханства. Период середины 15-го до начала 17-го вв. в развитии Казахского ханства был отмечен образованием, становлением, развитием Казахского ханства. Территория ханства меняла свои границы в зависимости от внешних событий. Восточно–туркестанский историк Мирза Хайдар Душат в труде “Тарих и Рашиди» оставил сведения о ранней истории Казахского ханства. Казахские ханы собрали воедино земли, подготовленные к общей государственности и объединению долгим этнополитическим и хозяйственно – культурным развитием. Развитие государственности казахов в 14 – 15 вв шло на основе постепенного восстановления хозяйства, городов и земледелия на юге Казахстана, а также в условиях развития феодальных отношений. Образование государств Ак орды, Ханства Абулхаиара, Могулистана, Ногайской Орды стало значительным этапом в развитии государственности казахской народности. Оно способствовало развитию хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей между кочевым и полукочевым скотоводческим и оседло – земледельческим населением. Эти государства имели много общего в государственной системе: улусная организация кочевого населения, структуры правящей (ханской) власти, комплектование вооруженных сил, налоговая система. Ак Орда, Ханство Абулхаира, Могулистан и Ногайская Орда подготовили условия для образования в будущем единого Казахского ханства. Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономичных и этнополитических процессов на территории Казахстана. Экономически культурные, общественно-политические связи кочевого и оседлого населения способствовали этническому объединению казахских родов и племен. Первыми казахскими ханами считаются султаны Джаныбек и Гирей. Они были родственниками, оба имели право на власть. Джаныбек – прямой потомок хана Барака (сын Урусхана). Герей был старшим по возрасту. Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства, были поддержаны верхушкой казахских родов и племен. Значительная часть ее сплотилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40-50 гг. в южных районах Казахстана – предгорьях Каратау, низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. В руках ханах находились городские церкви и крепости – Сузак, Сыгнак, Сауран и др. Образование Казахского ханства было связано с внутриполитическими событиями на территории государства кочевых узбеков или ханства Абулхаира и Могулистана. Хан Абулхаир пришел к власти в 1428 г. и правил 40 лет. Внутри государства шла постоянная борьба за власть между потомками Орда Эджена и Шайбани. Это приводило к нестабильности внутри государства. Абулхаир вел постоянные войны за присырдарьинские города. Некоторые роды и племена, не довольные своим положением откочевали в соседние земли на территории Могулистана. Во главе этих племен стояли Джаныбек и Гирей. От этой политической разобщенности страдали подданные и Шайбанидов и казахских правителей, поскольку были нарушены традиционные экономические и культурные связи, этнополитическое взаимообщение. Кочевые роды и племена испытывали трудности, так как не могли совершать сезонные перекочевки. Хан Абулхаир после поражения от ойратов (джунгар) в конце 50х гг. не смог защитить население ханства, что вызвало недовольство народных масс. Начиная с конца 50х гг.15 века в течение 10 лет – массовая передвижка части казахского населения из Восточного Дешт-и-Кипчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана. Джаныбек и Гирей возглавили роды и племена, уходившие за пределы ханства Абулхаира. Было положено начало последующему объединению разрозненных групп казахов в одно государство. Казахское ханство первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ Могулистана от Тимуридов, калмыков. В сер 15 в. появляется этноним «казах» – вольный, независимый, свободный. Мухаммед Хайдар дуглат относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 гг. В последующем происходит процесс укрепления и расширения границ казахского государства Джаныбек и Гирей развернули борьбу с наследниками Абулхаира. Основная борьба была за присырдарьинские города. В конце 15 – нач16 вв. происходит становление Казахского ханства. На смену Гирея приходит его сын Бурундук хан. Государственное объединение во 2-ой половине 15-16 вв. основных этнических групп казахской народности и её этнической территории ускорило процесс завершения формирования народности. Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу – уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт-и-Кыпчака, Туркестана и Семиречья. Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности, в её состав вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении правителей Могулистана, Сибирского ханства и Ногайской Орды. Сложившаяся народность, со 2-ой пол 15в, известна среди соседей (в письменных источниках) под именем «казахи» (казак). В источниках этот термин употреблялся сначала в социальном смысле и означал «человека, отделившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений». По другим источникам термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Джаныбеком и Гиреем. Но постепенно этот термин приобрёл этнический смысл и стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности восточн Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и южного KZ. «Казак» -с древнетюркского языка. - вольный, независимый, свободный По палеонтологическим материалам KZ можно заключить, что свойственный современным казахам генооблик окончательно сформировался не позднее 14-15 вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас– автохтонной европеоидной и принесённой монголоидной. У современных казахов условная доля монголоидных элементов составляет около 70%. По данным системы резус-фактора, среди казахов исключительно преобладают лица с резус-положительной реакцией. У казахов существует специфическое сочетание полиморфных признаков кожного рельефа пальцев и ладоней. По основным свойствам кожных узоров казахи находятся на стыке монголоидно-европеоидных групп, т.е. относятся к популяциям метисного происхождения. Укрепление Казахского ханства. Касым-хан и его внутренняя и внешняя политика. Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу 15 в. расширились первоначальные границы их гос-ва. Под власть казахских ханов переходили все новые и новые казахские роды и племена. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в 1-й четверти 16 в., особенно при хане Касыме (1512-1521 гг.), сыне Джаныбека. Фактически он стал править еще при Бурундуке. С началом его правления власть перешла к потомкам Джаныбека. Еще в период противоборства Бурундука и Касыма Мухаммад Шайбани предпринял несколько походов на территорию казахов (1509 г.). Казахские султаны также совершали набеги на города южной части Туркестана и Мавераннахра. Войны несли большие потери казахам, хотя в это время они были экономически могущественными. В результате 3-х походов Мухаммад Шайбани против казахов ему удалось временно вытеснить казахских правителей из Туркестана. В 1510 г. Касым нанес сокрушительный удар войскам Мухаммада Шайбани у города Сыгнак. Для закрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал полит. ситуацию в Ср. Азии. Борьба потомков Мухаммада Шайбани с Тимуридом Бабуром отвлекла внимание Шайбанидов от Туркестана. Ряд его южных городов признал власть Бабура. В Сайрам и его окрестности он назначил наместником Катта-Бека. Но вскоре, в 1512 г., Шайбанид Убайдаллах-султан одержал вверх над Бабуром. Катта-Беку удалось оказать сопротивление узбекам; а весной 1513 г. он позвал на помощь Касым-хана, обещав сдать ему крепость. Касым принял предложение; Катта-Бек уговорил Касыма выступить против Шайбанида Суйундж-ходжи, правившего в то время в Ташкенте. Разграбив окрестности города, казахи возвратились в Сайрам. Касым поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана Султан Саидом. Могульский хан предлагал Касыму-хану организовать совместный поход на Ташкент, однако Касым-хан уклонился от предложения. Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. Уход Султан- Саида в 1514 г. в Восточный Туркестан, обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен, переживавшей кризис Ногайской Орды. Границы ханства расширились до бассейна р. Яик. На юге владения Касым-хана доходили до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайет. На севере и северо-востоке владения Касыма простирались далеко за Улутау и оз. Балхаш. Впервые после монгольского завоевания на территории Казахстана были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена, в том числе и Семиречья. Число подданных хана Касыма определяли миллионом человек. Постепенно Казахское ханство налаживало и международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при Великом князе Василии III. При Касым-хане узнали о казахском государстве и в западных странах. Источники говорят, что Касым-хан был искусным полководцем и политиком, отличался личной отвагой и способностью вести за собой других, он был наделен военным талантом и считался человеком с высокими моральными качествами, достойными подражания. При Касыме ханская власть была как никогда прочна, и ни один из казахских ханов не сумел объединить под своей властью такое число людей. Ему удалось объединить казахские земли примерно в рамках современного Казахстана, сумел присоединить присырдарьинские города и вошел в историю как «собиратель казахских земель». Народное предание связывает с именем Касыма создание узаконений, известных как «Чистая дорога хана Касыма». На период правления Касым-хана прекратились междоусобицы. Казахи называли эти годы «золотым веком». После смерти Касыма в 1522 г. ханом стал его сын Мамаш, погибший в скором времени в сражении. В 1523 г. ханом стал внук Жанибека, Тахир. При нем государство ослабло. Хак – Назар хан. Образование казахских жузов. Этнический состав казахских жузов. После смерти Касыма казахское ханство распалось на несколько владений. В 1538 г. придя к власти Хак – Назар (1538 – 1580) начал активную деятельность по объединению казахских родов. В 50-х годах начались междоусобицы среди мангытских мурз. Часть их хотела перейти в русское подданство часть ориентировалась на казахов. В итоге большая группа Ногайских родов откололась от Йурта и приняла казахское подданство. Хак – Назар в 1568 г. совершил поход против Мангытского Йурта и закрепил за собой земли северного Приаралья. Весной 1577 г. Хак – Назар начал новую войну с мангытами и завладел всеми землями восточнее Жаика. После ряда походов ему удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Хаика. Кроме того под его власть перешла большая часть башкуртских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства. Хак – Назар боролся против ойратов (джунгаров) и могульского хана Абд – Ар – Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хан – Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом. В 1560 г. хану Абр ар - Рашиду удалось нанести поражение Хак –Назару в Жетису, но вскоре объединенная казахско – кыргызское войско нанесло могулам поражение. Следующая битва состоялась на Емиле, казахи были разбиты и отступили из Жетису. Положение казахов осложнилось набегами ойратов. Казахское войско во главе с султанов Тауекелем выступило в поход, но было разбито ойратами и вынуждено отступить к Ташкенту. К концу 70-х годов под властью Хак – Назара осталась лишь западная часть Жетису. Хак – Назар хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию казахского ханства при его отце Касыме, но задача эта в целом стала невыполнимой. в южном Казахстане Хак – Назар хан попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. В 1579 г. Хак – Назару удалось присоединить к казахскому ханству округа Туркестана и Саурана. В 1580 г. Хак – Назар хан был убит от рук наемного убийцы по приказанию правителя Ташкента Баба султана. В народных легендах имя Хак – Назара овеяно славой. ему удалось объединить распавшееся после смерти Касыма Казахское ханство, к концу его правления границы ханства за Западе проходили по Жаику, на севере - по Есилю и Нуре, на востоке – по Шынгыстау, Балхашу и реке Шу, на юге казахские владения в плотную подходили к Ташкенту. Кроме казахов Хак – Назару подчинялись часть башкуртов и кыргызов. С начала 17 века характерной важнейшей чертой казахского общества становиться его разделение на жузы. Жуз - хозяйственный и географический обособленный район, населенный группой общин. Слово Жуз – «часть», «сторона». В Казахстане определились три основных хозяйственных района: Жетису, Северный, Восточный и Центральный Казахстан, Западный Казахстан, каждый из которых включал в себя определенные Кыстау и Жайлау, обеспечивавшие при содержании скота на сезонных пастбищах кочевой кругооборот в течение всего года. Обособленность отдельных районов Казахстана, проявившаяся в образовании жузов, основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов Казахстана с определенными оседло-земледельческими центрами, что приводило к объединению кочевавших общих. Таким образом, причиной деления казахов на жузы является территориально-хозяйственный принцип. Три жуза: старший - южный и юго-восточный КЗ, средний - Центральный и северо-восточный КЗ, младший –западный КЗ. Во главе каждого стоял свой хан. Жузы имели свои роды. К старшему относились: усуни, канглы, жалаиры, дулаты, албаны; к среднему: кыпчаки, аргыны, найманы, кереиты, конраты. Младший жуз делился на три основных объединения: 1) байулы (12 подродовых делений: алаш, бериш, байбакты), 2) алимулы, 3) жетыру (семиродцы). Язык населения всех трех жузов являлся общим, только некоторые различия в говоре. Были также некоторые отличия в бытовом укладе в одежде, в утвари, в фольклоре. Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата), общины (аул). Заключение Политическая система казахских ханств являлась неустойчивой, потому что держалась только на личном авторитете правителя. Это привело к междоусобице во второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Касым хана, среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств. Подводя итог можно выделить стержневые идеи казахской национальной государственности: 1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды. 2. Именно благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется политоним КАЗАК, который трансформируется от УЗБЕКИ–КАЗАКИ, к единому названию народа КАЗАК – первому государству в Центральной Азии из ныне существующих современных народов. 3. Образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание Казахского государства и напрямую связан с институтом казачества. 4. Если у каждого кочевого рода есть свой клич (уран), то единым национальным кличем (ураном) казаков (казахов) становится Алаш. 5. Откочёвка Керея и Жаныбека из под власти Абулхаир-хана, показывает нам институт “казачьей вольницы”, как право выбора в степной традиции, стремление к независимости, проявление самостоятельности в кочевой среде, т.е. реализации батырского (рыцарского) духа, противостоящего ханской власти. Поэтому, каждый хан стремился доказать своему разноплеменному народу, что не утратил свои нравственные и геройские качества, не потерял уважение со стороны своего народа.Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин "казак" имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочёвки Жанибека и Керея в Могулистан значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей. Список литературы:Аминов А. Современная история Казахстана. Учебное пособие. Алматы, 2017 г. |