Образование российского централизованного государства
Скачать 110.72 Kb.
|
Тема: Образование российского централизованного государства Содержание Введение . Княжение Ивана III. Свержение ига Золотой Орды . Завершение объединения русских земель. Появление титула «царя» и государственного герба . Последствия монголо-татарского ига Заключение Список литературы Введение Из курса школьного учебника истории обычно все помнят сухое определение: что при Иване III удалось в основном объединить русские земли в единое государство и освободить страну от иноземного ордынского ига. За скобками этой дежурной формулировки выпадают колоссальная и многотрудная «работа» московского великого князя по строительству нового государства, наполненная сложными политическими комбинациями дальновидным, трезвым и осторожным расчетом в условиях множества врагов и разных препятствий. Иван III по праву входит в первую десятку выдающихся государственных деятелей России. В истории Русского государства, центром которого стала Москва, вторая половина XV столетия была временем юности - быстро расширялась территория, одна за другой следовали военные победы, завязывались отношения с далёкими странами. Старый обветшавший Кремль с небольшими соборами уже казался тесным, и на месте разобранных древних укреплений выросли мощные стены и башни, сложенные из красного кирпича. Внутри стен поднялись просторные соборы. Засияли белизной камня новые княжеские терема. Сам великий князь, принявший гордый титул «государя всея Руси», облачился в златотканые одеяния, а на своего наследника торжественно возложил богато расшитые оплечья - «бармы» - и драгоценную «шапку», похожую на корону. Казалось, молодое государство выросло из своих старых одежд и теперь примеряло роскошные, блистающие наряды, подобающие его новому состоянию. Необходимо было найти и новые понятия - идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и её независимость, и сила её государей, и истинность её веры. В данной работе предпринята попытка рассмотреть процесс образования российского централизованного государства, выделить ключевые моменты княжения Ивана III. 1. Княжение Ивана III. Свержение ига Золотой Орды История населена людьми. Никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические и прочие условия не «заработают», если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели той или иной страны. И чем более ярким характером обладает лидер, чем активнее он вторгается в жизнь общества, тем более сильное влияние он оказывает на судьбы страны. Таковым для русской истории сталИван III.После кончины Василия II Темного в 1462 г. на престол вступил его сын и соправитель Иван III Васильевич (1462-1505). К тому времени ему было 22 года. Он продолжил политику своего родителя, прежде всего в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Человек осторожный, расчетливый, он медленно, но верно проводил свой курс на покорение оставшихся независимыми княжеств, подчинение своей власти разных владетелей, возвращение русских земель, захваченных Литвой. В отличие от своих предшественников Иван III непосредственно не возглавлял войска на полях сражений, а осуществлял общее стратегическое руководство их действиями, обеспечивал полки всем необходимым. И это давало очень неплохие результаты. Несмотря на кажущуюся медлительность, он, когда нужно, проявлял решительность и железную волю. Создание новой системы управления. Москва шла пути централизации во всех делах. Иван III и его сыновей заставили платить налоги в казну частновладельческих крестьян наравне с черносошными (государственными) и дворцовыми, ограничивали привилегии бои иерархов, монастырей в судебных и податных делах. Судебник 1497 г. - первый кодекс законов единой России - закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением была Боярская дума - совещательный орган при великом князе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели из числа «вольных людей» осуществляли власть в сельских местностях - волостях. Появляются первые приказы - органы центрального управления, их возглавили бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал»ведать те или иные дела. Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое - деньги за «двор» - хозяйственные постройки. Судебник ставил под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляли дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»). Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных, которым раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из присоединенных областей. Свержение ига Орды. Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III решило и другую задачу общенационального значения - освобождения от ордынского ига. Свержение монголо-татарского ига - процесс преодоления во главе с великим княжеством Московским политической и даннической зависимости земель великого княжения Владимирского и Великого Новгорода от Золотой Орды в XV веке, проходивший в условиях распада Золотой Орды[1] на несколько ханств (Большая Орда, Крымское, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайская Орда).XV столетие стало временем заката Золотой Орды. Внутреннее ослабление, междоусобицы привели к отделению от нее ряда ханств: Казанского, Астраханского, Сибирского, Узбекского, Крымского, Ногайской Орды. Остатки Золотой Орды теперь называли Большой Ордой. Это было все еще сильное государство, которое требовало от Руси выплаты дани, совершало набеги на нее. К власти в Орде в 1468 году пришёл хан Ахмат, и в том же году ордынцы совершили набег на Рязанское княжество и Галич-Мерский. В 1471 году новгородские ушкуйники совершили дерзкий рейд вниз по Волге и разграбили Сарай. Иван III прекратил выплату дани Большой Орде. Ее правитель хан Ахмед (Ахмат) в 1480 г. повел большое войско на Русь. Он подошел к Оке в районе впадения в нее реки Угры, около Калуги, ожидая помощи от своего союзника великого князя литовского, бывшего одновременно и польским королем, Казимира IV Ягайловича. Но союзник Ивана III крымский хан напал на Великое княжество Литовское, и Ахмед так и не дождался помощи. У устья Угры осенью 1480 г. разыгрались многодневные сражения. Попытки ханской конницы перейти реку русские ратники отбили огнем из пушек, пищалей, стрельбой из луков. Вскоре ордынцы начали испытывать нехватку продовольствия. До хана Ахмата дошли сведения о мятеже в Большой Орде и о продвижении другого русского войска вниз по Волге в направлении Сарая. Вскоре Иван отвёл войска к Боровску, как бы приглашая Ахмата перейти уже замёрзшую Угру для решительной битвы, но и вместе с тем, чтобы исключить возможность стихийного начала сражения. Ахмат 11 ноября принял решение об отступлении. Отступая, Ахмат разграбил двенадцать волостей по правому берегу верхней Оки, включая Козельск - владение Казимира IV. Узнав о преследовании его отрядами братьев Ивана III, вернулся в степи. Вскоре, 6 января 1481 года, хан Ахмат был убит тюменским ханом Ибаком. Таким образом, Русь сбросила окончательно ненавистное иго, терзавшее ее народ около двух с половиной столетий. Россия стала в полном смысле независимым и сильным государством. При московском дворе утверждается пышный церемониал по византийскому образцу. Этому способствовала женитьба Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии, павшей под ударами турок 1453 г. . Завершение объединения русских земель. Появление титула «царя» и государственного герба Ивану III центростремительную политику пришлось проводить в сложных условиях. Ему противостояли как русские князья с боярской Новгородской республикой, так и чужеземные правители Орды, Литвы, немецкого Ордена, Казанского ханства. Уже в конце правления Василия II Москва начала стеснять независимость Господина Великого Новгорода - его внешние сношения были поставлены под контроль московского правительства. Но новгородские бояре во главе с Марфой Борецкой (Марфой Посадницей), вдовой посадника Исаака Борецкого, стремились сохранить самостоятельность республики. Они вели переговоры с Литвой. Иван III и московские власти расценили это как политическую и религиозную измену. Поход на Новгород московского войска, разгром новгородцев на реке Шелони в 1471 г. и в Двинской земле привели к включению обширных земель республики в число московских владений. Окончательно этот акт был закреплен во время похода на Новгород в 1477-1478 гг. В 1472 г. частью единого государства стала «Великая Пермь» (верховья Камы), в 1489 г.- земли на реке Оби и Вятка (Хлынов). Присоединение новгородских земель предопределило судьбу Тверского княжества. Его теперь со всех сторон окружили московские владения.В 1485 г. войска Ивана III вошли пределы Тверской земли, князь Михай Борисович бежал в Литву. Тверичи целовали крест князю Ива Ивановичу Молодому, сыну Ивана и Марии Борисовны (сестры поел него тверского князя). Он получил от отца Тверь в удельное владение. В том же году Иван III принял оофициальный титул «великий князь в Руси». Так рождалось единое Русс государство, а в источниках того времени впервые появляется название «Россия». Гербом государства стал заимствованный из Священной Римской империи двуглавый орел. Процесс объединения земель, образование единого государства способствовали консолидации русских людей, началу складывания великорусской народности. Ее территориальной базой были земли Владимиро-Суздальского княжества, населенные некогда вятичами и кривичами, и Новгородско-Псковская земля, где жили новгородские словене и кривичи. Рост экономических и политических связей, и не задачи в борьбе за национальную независимость с Ордой, Литвой и другими противниками, исторические традиции, идущие из времен домонгольской Руси, стремление к единству стали движущими факторами их объединения в рамках одной народности - великорусской. В то же время начинается отделение от нее других частей бывшей единой древнерусской народности. На западе и юго-западе в результате ордынских нашествий и захватов литовских, польских, венгерских правителей шло формирование украинской (малороссийской) и белорусской народностей. В составе России с момента ее зарождения, помимо русских, жили и другие народности. Некоторые из них входили еще в состав Древней Руси. Таковы угро-финские племена (меря, мещера, корелы, чудь, ижора и др.). На Крайнем Севере обитали коми-пермяки, коми-зыряне, ненцы (самоеды) и др. В XIV-XV вв. все северные народы стали подданными Москвы, и туда устремились ее купцы, промышленные люди. Добытые ими меха расходились по Руси и по окрестным странам. В Перми проповедовал среди коми учение Христа Стефан Пермский, осевший в Усть-Выми. Он стала центром Пермской епархии, которую он и возглавил (1383). Стефан создал для коми специальную азбуку. Епархия была своего рода полунезависимым вассалом Москвы. Ее владыки заняли богатые и обширные земли по Вычегде. Во время похода 1483 г. воеводы Ивана III пришли «Югру на Обь великую реку». Они разбили на реке Пелыме местного князя Асыку, затем князей югорских на Oби. Поход 1499-1500 гг. воеводы князя Семена Курбет привел к присоединению Югры, расположенной в Западной Сибири, к России. Позже, уже при Василии III, сыне Ивана III, были и соединены земли Псковской республики (1510). Этот акт носил формальный характер, так как фактически Псков был под контролем Москвы с 1460-х гг. В 1514 г. в став России включили Смоленск с его землями, еще по нее - Рязанское княжество (1521), тоже фактически потерявшее самостоятельность еще в конце XV столетия. Так сложилась территория единого Русского государства. Правда, внутри государства еще долгое время существовали удельные княжества братьев, а затем сыновей Ивана III. Но великие князья последовательно ограничив их права (запрет чеканки своей монеты, сокращение судебных прав и др.), при первой возможности прибирали эти земли в свои руки. Стремительное возвышение власти великого князя московского привело его к мысли о необходимости искать достойные обоснования своим действиям. Следовало объяснить вольнолюбивым новгородцам и гордым тверичам, почему именно московский князь, а не тверской или, к примеру, рязанский великий князь, является законным «государем всея Руси» - единственным владыкой всех русских земель. Нужно было доказать чужеземным монархам, что их русский собрат ни в чём не уступает им - ни в знатности, ни в могуществе. Надо было, наконец, заставить Литву признать, что она владеет древними русскими землями «не по правде», незаконно. Тем золотым ключом, который подобрали создатели идеологии единого Русского государства сразу к нескольким политическим «замкам», стало учение о древнем происхождении власти великого князя. Об этом думали и раньше, но именно при Иване III Москва со страниц летописей и устами послов громко заявила, что власть свою великий князь получил от самого Бога и от своих киевских прародителей, владевших в X-XI вв. всей русской землёй. Подобно тому, как возглавлявшие русскую церковь митрополиты жили сначала в Киеве, затем во Владимире, а позднее в Москве, так и киевские, владимирские и, наконец, московские великие князья самим Богом были поставлены во главе всех русских земель в качестве наследных и полновластных христианских государей.Именно на это ссылался Иван III, обращаясь в 1472 г. к непокорным новгородцам: «Вотчина моя это, люди новгородские, изначала: от дедов, от прадедов наших, от великого князя Владимира, крестившего землю Русскую, от правнука Рюрика, первого великого князя в вашей земле. И от того Рюрика и до сегодняшнего дня знали вы единственный род тех великих князей, сначала киевских, и до самого великого князя Дмитрия-Всеволода Юрьевича Владимирского (Всеволод Большое Гнездо, владимирский князь в 1176- 1212 гг. - Прим. ред.), а от того великого князя и до меня... владеем мы вами...» Тридцать лет спустя, во время мирных переговоров с литовцами после удачной для России войны 1500-1503 гг., посольские дьяки Ивана III подчёркивали: «Русская земля от наших предков, из старины, наша отчина... хотим за свою отчину стояти, как нам Бог поможет: у нас Бог помочник и наша правда!» «Старину» дьяки вспомнили не случайно. В те времена это понятие было очень важным. Ценным и законным считалось то, что имело свою «старину», которую признавали ещё деды и прадеды, и которая понималась как плод мудрости многих поколений. Даже тогда, когда в жизни появлялось что-то новое, его часто старались одеть в одежды «старинного». Так уж был устроен человек средневековья! Именно поэтому великому князю было очень важно заявить о древности своего рода, показать, что он - не выскочка, а правитель русской земли по «старине» и «правде». Не менее важна была и мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Это ещё больше возвышало великого князя над его подданными, которые, как писал один иностранный дипломат, побывавший в начале XVI в. в Москве, постепенно начинали верить, что «воля государя есть воля Божья». Провозглашаемая «близость» к Богу накладывала на монарха ряд обязанностей. Ему надлежало быть благочестивым, милостивым, заботиться о сохранении его народом истинной православной веры, творить справедливый суд и, наконец, «боронить» (защищать) свою землю от врагов. Конечно, в жизни далеко не всегда великие князья и цари соответствовали этому идеалу. Но именно такими хотел их видеть русский народ. Новые идеи происхождения власти великого князя московского, древности его династии позволили ему уверенно заявить о себе среди европейских и азиатских правителей. Русские послы давали понять иностранным владыкам, что «государь всея Руси» - независимый и великий правитель. Даже в отношениях с императором Священной Римской империи, который в Европе признавался первым монархом, Иван III не желал поступаться своими правами, считая себя равным ему по положению. По примеру того же императора он приказал вырезать на своей печати символ власти - увенчанного коронами двуглавого орла. По европейским образцам был составлен и новый великокняжеский титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь Володимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». При дворе начали вводиться пышные церемонии. Своего внука Дмитрия, впоследствии попавшего в немилость, Иван III венчал на великое княжение по новому торжественному обряду, напоминавшему обряды венчания византийских императоров. О них Ивану могла рассказывать его вторая жена - византийская принцесса Софья Палеолог. Так во второй половине XV в. в Москве создавался новый образ великого князя - сильного и полновластного «государя всея Руси», равного по своему достоинству императорам. Вероятно, в последние годы жизни Ивана III или вскоре после его смерти в придворных кругах было написано сочинение, призванное ещё больше прославить род московских князей, наложить на него отблеск величия древних римских и византийских императоров. Это сочинение получило название «Сказание о князьях владимирских». Автор «Сказания» старался доказать, что род русских князей связан с самим царём «всеавселенныа» Августом - императором, правившим в Риме с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. У этого императора, говорилось в «Сказании», был некий «сродник» (родственник) по имени Прус, которого он послал правителем «на берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвёртого поколения; и с тех пор до нынешних времён зовётся этоместо Прусской землей». А у Пруса, говорилось дальше, был потомок, которого звали Рюрик. Этого-то Рюрика и позвали новгородцы к себе на княжение. От Рюрика произошли все русские князья - и великий князь Владимир, крестивший Русь, и правнук его Владимир Мономах, и все последующие - вплоть до великих князей московских. Связать свою родословную с древними римскими императорами стремились почти все европейские монархи того времени. Великий князь, как мы видим, не стал исключением. Однако на этом «Сказание» не кончается. Далее оно повествует о том, как в XII в. древние царские права русских князей были особо подтверждены византийским императором Константином Мономахом, приславшим великому князю киевскому Владимиру (1113-1125 гг.) знаки императорской власти - крест, драгоценный «венец» (корону), сердоликовую чашу императора Августа и другие предметы. «И с тех пор, - гласит «Сказание», - великий князь Владимир Всеволодыч стал именоваться Мономахом, царем великой Руси... С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское». орда иго княжение московский 3. Последствия монголо-татарского ига Прежде всего, отметим, что в русской историографии под монгол- татарским игом подразумевается система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после - ханов Золотой Орды) в XIII-XV веках. Термин «иго», означающий власть Золотой Орды над Русью, в русских летописях не встречается. Он появился на стыке XV-XVI века в польской исторической литературе. Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси. Для того чтобы наиболее полно отразить то, что произошло в 12 веке на земле русской, нужно ясно представлять себе с какими силами подошли противоборствующие стороны, их экономическое и культурное развитие, государственное устройство. Если говорить о культуре и культурном развитии Древней Руси к началу 12 века, то нужно отметить один важный момент. До конца 11 века одним из самых блестящих по своей культуре во всей Европе средневековой - было Киевское государство. Нашествие кочевников сопровождались массовыми разрушениями русских городов, жители безжалостно уничтожались или уводились в плен. Это привело к заметному упадку русских городов - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, были утрачены многие ремесла. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя». Монголо-татарское нашествие нанесло тяжелый удар основе городской культуры - ремесленному производству, так как разрушения городов сопровождались массовыми уводами ремесленников в Монголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русские города утрачивали многовековой производственный опыт: мастера уносили с собой свои профессиональные секреты. Качество строительства в последствии также сильно понизилось. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне, сельским монастырям Руси. Крестьян грабили все: и ордынские чиновники, и многочисленные ханские послы, и просто районные шайки. Страшным был ущерб, нанесенный монголо-татарами крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Русские крестьяне - пленные были важной статьей «экспорта» из Золотой Орды на Восток. Разорение, постоянная угроза, позорное рабство - вот, что принесли завоеватели русской деревне. Ущерб, нанесенный народному хозяйству Руси монголо-татарским завоевателями, не ограничивался опустошительными грабежами во время набегов. После установления ига, огромные ценности уходили из страны в виде «запросов». Постоянная утечка серебра и других металлов имела тяжелые последствия для хозяйства. Серебра не хватало для торговли, наблюдался даже «серебряный голод». Далее следует отметить, что монголо - татарское завоевание привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Так, например, литовские феодалы использовали ослабление Руси для грабительских набегов. Усилили наступление на Русские земли и немецкие феодалы. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских пожарищ погибли многочисленные памятники иконописи и архитектуры. А также произошел упадок русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу Батыева нашествия. Монголо - татарское завоевание искусственно задерживало распространение товарно-денежных отношений, как бы «законсервировало» натуральное хозяйство. В то время как западноевропейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями, сохранила феодальное хозяйство. Трудно даже представить себе, как бы дорого обошлись человечеству походы монгольских ханов и сколько еще несчастий, убийств и разрушений они могли причинить, если бы героическое сопротивление русского народа и других народов нашей страны, измотав и обессилев противника, не остановило их нашествия на границах Центральной Европы. Положительным моментом стало то, что от платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Нужно отметить, что татары с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые грамоты («ярлыки»), которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. Церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского народа. Наконец, татарское владычество надолго отделило Восточную Русь от Западной Европы, а после образования великого княжества Литовского восточная ветвь русского народа оказалась на несколько столетий отделенной от его западной ветви, что создало между ними стену взаимного отчуждения. Находившаяся под властью татар Восточная Русь сама превратилась в сознании неосведомленных европейцев в «Татарию». В заключении отметим, что среди историков, изучающих монголо-татарское нашествие, нет единого мнения по поводу этого явления. Большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для русских земель были разрушение и упадок. Однако историки предыдущих столетий придерживались иной точки зрения. Например, Н.М. Карамзин считал, что монголо-татарское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности.Помимо этого он так же указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним знаменитый русский историк В.О.Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные, междоусобные войны на Руси. Известный историкXX века Л. Н. Гумелев вообще был убежден, что ига не было, а Русь и Орда были союзниками. Причем союз по большей части имел военный, нежели политический характер. Подводя итог сказанному, сгруппируем последствия монголо-татарского нашествия: •Демографические - истреблено и угнано в степь наиболее деятельное и трудоспособное население. •Экономические - разорены земли, разрушены города (историки приводят данные, что из 74 известных городов было разрушено 49), сокращено ремесленное производство, произошел отток средств в Орду. •Политические - замедлен ход объединительных процессов в стране. •Культурные - были утрачены многие секреты ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. Ослаблены связи с Западом. Долговременные последствия ига: •Русь распалась на более изолированные регионы, в которых началось формирование великорусской, украинской и белорусской народностей. Заключение На протяжении двух с половиной столетий, от нашествия Батыя до возникновения Московского государства при Иване III на русских землях происходили два сложных процесса. Во - первых, на обломках старых государственных образований, древнерусских земель и княжеств, вырастали совершенно новые государства. Прежняя Древняя Русь постепенно раскалывалась на две страны, расходилась на две Руси - Московскую и Литовскую. Вторая из них к XV веку включила в свой состав большинство древнерусских княжеств и стала основой одного из мощнейших государств Европы - Великого княжества Литовского. В рамках этого государства началось формирование современных украинского и белорусского народов. Поначалу Литовское государство намного превосходила по военно - политической мощи Русь Московскую, но впоследствии в многовековом поединке Москва одолела Литву. Споры вокруг имени Ивана III начались еще при его жизни. Находились люди из церковных и придворных кругов, недовольные его подчас крутой политикой по отношению к монастырям (одно время князь хотел отобрать у них земли) или некоторым боярам, которые критиковали его, называли правителем нерешительным, даже трусливым, например, во время столкновения с Ордой в 1480 г. Споры эти продолжили историки последующих времен. При всем том жизнь Ивана III, а судьба отмерила ему более шести десятков лет, была наполнена бурными и важными событиями, имевшими исключительное значение для истории Отечества. В 70-80-х гг. XV в. произошёл целый ряд важнейших для русской государственности событий. С присоединением Новгорода (1478 г.), Твери (1485 г.) и Вятки (1489 г.) Москва в основном завершила дело почти двухвекового «собирания» северных и восточных русских земель. Захолустное в XIII веке Московское княжество за двести лет превратилось в державу европейского значения - Московское государство. Во - вторых, все изменения политической карты шли одновременно с борьбой за освобождение от ордынского ига. Эта борьба увенчалась успехом в последней четверти XV века в княжение Ивана III. В 1480 г. пало монголо-татарское иго. Русские послы отправлялись в дальние страны, владыки которых привыкли смотреть на московских князей лишь как на данников ордынских ханов. Теперь же всем предстояло узнать, что на востоке Европы появилось новое и сильное государство - Россия. Споры разворачивают вокруг проблемы, как оценивать последствия монголо-татарского ига. И если в советской историографии влияние ига на отечественную историю оценивалось как однозначно негативное, то сегодня присутствует и иная точка зрения. Русские люди могли гордиться тем, что было сделано в славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Автор XVI в. так отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире». Не сразу создавалась Россия как большое, многонациональное государство, не сразу все народы, ее населявшие, стали частью российского народа. Они постепенно переваривались в этом историческом котле, менялись, сливались с другими народами, исчезали, сами поглощали иные народы. Год за годом, столетие за столетием строилось наше Отечество, расширялась его территория, различные народы вовлекались в круговорот российской истории. Этот процесс был трудным, сложным и противоречивым. Порой он был болезненным и драматическим. На этом пути различные народы вступали во взаимодействие с восточными славянами, позднее русских, которые стали наиболее мощным и хозяйственно продвинутыми среди остального населения народом, превратившись в этнического лидера Восточной Европы. Сорока трех летнее княжение Ивана Васильевича (1462-1505) стало генеральным и решающим этапом в процессе создания единого Российского государства, методично и кропотливо собираемых из земель Северо-Восточной Руси московскими князьями. Каким предстает перед далекими потомками Иван III? Он был не просто умным правителем, но и дальновидным, расчетливым и настойчивым в достижении поставленной цели - собирания русских земель. Кроме этого, его отличала предельная осторожность в решении судьбоносных задач. Он был из тех, кто семь раз отмерит, а один раз отрежет. Лезть на рожон или рубить с плеча не в его правилах. Он всегда давал плоду созреть и лишь, затем его срывал, делая это решительно и бесповоротно. Именно таким образом ему удалось превратить из сильного, но угнетенного Ордой удельного московского княжества в мощную по тем временам и независимую централизованную державу. «Изумленная Европа, - писал К. Маркс, - в начале царствования Ивана даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи». Таким образом, на рубеже XV-XVI веков вокруг Московского княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе. Было создано российское централизованное государство. Список литературы 1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991. . Гумелев Л.Н. От Руси к России.М.: Айрис-пресс, 2003. - 318с. . История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов/ Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. - М.: Высшая школа, 2001. - 560 с. . История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г. - 368 с. . История России/Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.-528 с. .К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, стр. 201. .Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Наука,1993, т.6, гл. 1,2 с. 176-178. .Ключевский В.О. Курс русской истории. М, 1987,соч., Т II, лекция 25, c.108. . Нефедов С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние// Вопросы истории, 2002, № 11. .Рыбаков Б. А. «Ремесло Древней Руси»-М.: издательство АН СССР,1948. 803с. |