Главная страница

Глава 4 (1). Образование русского централизованного государства Предпосылки образования


Скачать 102 Kb.
НазваниеОбразование русского централизованного государства Предпосылки образования
Дата26.02.2023
Размер102 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГлава 4 (1).doc
ТипГлава
#956252

Глава 4


ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1. Предпосылки образования Русского централизованного государства

Диалектика исторического развития такова, что на смену одним общественным процессам закономерно, на основании объективных фак­торов приходят другие, прямо противоположные. Характерным с этой точки зрения является процесс объединения раздробленных русских зе­мель и образования на этой основе Русского централизованного госу­дарства.

Раскрывая сущность этого исторического феномена, следует, пре­жде всего, указать на то, что развитие в условиях феодальной раздроб­ленности объединительных тенденций - явление закономерное, в основе которого лежат социально-экономические факторы. Среди них ведущее значение имел рост производительных сил, что приводило к разруше­нию натурального хозяйства - экономической основы феодальной раз­дробленности.

В XIV в. и особенно в XV в. в русских землях идет процесс подъема сельскохозяйственного производства. Прежде всего, необходимо отметить, что в земледелии стала внедряться трехпольная система обработки земли. Улучшаются орудия труда, применяется соха с двумя железными сошни­ками, что обеспечивало более высокие и устойчивые урожаи. Развивается скотоводство, рыбная ловля, охота, бортничество, пасечное пчеловодство. Все это привело к качественному скачку в сельском хозяйстве - появлению избыточного продукта. В свою очередь, более совершенная система обра­ботки земли требовала более совершенных орудий труда, а избыточный продукт нуждался в реализации.

Это стало фактором, стимулирующим развитие в русских землях ре­месла и торговли.

В XV в. наблюдается интенсивный подъем ремесленного производ­ства. Происходит постепенное отделение ремесла от сельского хозяйства. Развивается специализация ремесленного производства. В это время существовало уже около 200 ремесленных специальностей, насчитывалось 286 ремесленных слобод.

Подъем ремесленного производства также способствовал развитию торговли. Свидетельством этого становится возникновение местных тор­говых центров - торжков и рядков. Большее развитие получает внешняя

торговля. Русские купцы везли свои товары в Крым и страны Востока, за­вязались отношения с ганзейскими городами. Тверской купец Афанасий Никитин в XV в. дошел до Индии.

Подъем производительных сил происходил в рамках феодального хозяйства. Поэтому он сопровождался усилением эксплуатации крестьян. Формой эксплуатации крестьян была отработочная (барщина) и продуктовая (оброк) рента, размеры которой устанавливались феодалами в зависимости от местных условий. Хотя за крестьянами сохранялось право свободного пе­рехода от одного феодала к другому, степень их внеэкономического при­нуждения неуклонно возрастала.

Усиление эксплуатации крестьян приводило к обострению классовой борьбы, многочисленным антифеодальным выступлениям, которые выра­жались в незрелых, подчас наивных формах. Крестьяне совершали потра­вы и покосы полей и лугов феодалов, поджоги их усадеб, убийства земле­владельцев и княжеских слуг. Формой сопротивления феодалам были раз­бойничество, преступления «лихих людей».

Вышеуказанные процессы играли роль объективных факторов, де­лавших необходимым объединение русских земель. Раздробленность не способствовала развитию торговых отношений между отдельными рус­скими землями, тормозила процесс подъема экономики.

Происходившее обострение классовой борьбы приводило к необхо­димости усиления государственной власти, способной держать крестьян в узде. Поэтому большинство феодалов было заинтересовано в укреплении великокняжеской власти.

Экономическое развитие и обострение классовой борьбы в XV-XVI вв., несомненно, способствовали объединению русских земель и образованию централизованного государства. Однако масштабы этих социально-экономи­ческих процессов в рассматриваемый период не достигли такого уровня, при котором они сами по себе могли стать решающим фактором объеди­нения русских земель.

Историческая особенность образования русского централизованного государства состоит в том, что действие двух вышеназванных факторов дополнялось третьим фактором - внешней угрозой.

Практически со всех сторон русские земли были окружены сильны­ми агрессивными соседями (Великое княжество Литовское, Швеция, Золо­тая Орда, в вассальной зависимости от которой находились русские кня­зья). Все это заставляло русские земли объединяться для борьбы против общих врагов. Объединение стало, по сути дела, общенациональной зада­чей. В нем было заинтересовано подавляющее большинство населения. Ремесленники и купцы были заинтересованы в создании благоприятных условий для торговли, ликвидации границ между княжествами, мешавши­ми свободному продвижению товаров.

Создание сильно централизованного государства отвечало интересам русского крестьянства. Непрекращавшаяся княжеская междоусобица, на­беги золотоордынских ханов разоряли крестьян, разрушали их хозяйство, делали жизнь нестабильной.

В создании единого централизованного государства была заинтере­сована и русская православная церковь-организация централизованная.

Центром, вокруг которого происходило объединение русских земель, стала Москва, Московское княжество в силу благоприятного экономиче­ского и географического положения. Москва из центра небольшого удель­ного княжества со временем превратилась в столицу крупного самостоя­тельного княжества, центр экономических связей между другими русски­ми землями. Именно московские князья стали на путь объединения рус­ских земель. При этом они пользовались всеми средствами - скупали зем­ли соседних княжеств, захватывали их вооруженным путем, не гнушались интригами с использованием золотоордынских ханов в борьбе с соседними князьями, превращали других удельных князей в своих вассалов.

Особенно интенсивно роль Москвы стала возрастать при князе Ива­не Калите (1325-1340 гг.). Получив ярлык на великое княжение и право собирать дань для Золотой Орды практически со всех русских земель, Иван Калита постепенно подчиняет Москве другие княжества. В 1326 г. в Москву была перенесена митрополичья кафедра. Политику Ивана Калиты продолжили другие московские князья. Завершил дело объединения боль­шинства русских земель Иван III, при котором к Москве были присоеди­нены Новгород Великий, Тверь и другие земли. В 1480 г. Иван III перестал платить дань Золотой Орде, окончательно утвердив независимость Мос­ковского Великого княжества.

Надо сказать, что Русское централизованное государство было по своему составу многонациональным. На его территории жили карелы, саа­ми, ненцы, удмурты и другие народы.

Объединительный процесс, происходивший в XIV - середине XVI в., не означал его завершения. Полное экономическое и политическое объе­динение (централизация) завершилось к середине XVII в., однако фунда­мент централизованного государства был заложен к середине XVI в.

§2. Общественный строй

Феодальное общество в Русском централизованном государстве состояло из двух основных классов - класса феодалов и класса феодально-зависимых крестьян. Класс феодалов подразделялся на четыре социальные группы: слу­жилые князья («княжата»); бояре; слуги под дворским; дети боярские.

Служилые князья - это бывшие удельные князья. После присоедине­ния их уделов к Великому Московскому княжеству они утратили полити­ческую самостоятельность. Однако сохранили право вотчинной собствен­ности на свои земли и явились крупными землевладельцами. Княжата бы­ли обязаны служить великому князю. Постепенно они сливались с вер­хушкой боярства.

Бояре, как прежде, оставались крупными вотчинниками. Они тоже относились к служилому сословию, занимали важные посты в великокня­жеской администрации.

Дети боярские и слуги под дворским составляли группу средних и мелких феодалов и несли личную службу великому князю.

В период формирования централизованного государства феодалы обладали правом отъезда, могли выбирать в качестве сюзерена более силь­ного князя. По мере укрепления власти московских великих князей меня­лось их отношение к праву отъезда. Они рассматривали его как проявление сепаратизма, стремление к самостоятельности. Поэтому отъезжающие ли­шались своих вотчин и считались изменниками. Конфискованные земли великие князья передавали низшей группе служилых людей. Например, Иван III с 1483 по 1489 г. конфисковал земли 8000 семейств бояр и гостей Великого Новгорода, находившихся в оппозиции к Москве. На их землях Иван IV «испоместил» «москвичь лучьших многих гостей и детей бояр­ских».

В XV - начале XVI в. в условиях централизации государства, по­скольку все группы феодалов превратились в служилое сословие, изменя­лось значение слова «боярин». В едином государстве принадлежность к боярству связывалась с государственной службой, и слово стало означать придворный чин, пожалованный великим князем. Высшим чином был «боярин введенный» (прошедший процедуру торжественного введения, объявления). Этот чин получали княжата и родовитые бояре за особые за­слуги. Следующий чин - «окольничий» - давался мелким удельным князь­ям и знатным боярам, не вошедшим в состав бояр введенных. Другие чи­ны - стольники, дворяне городовые.

В рассматриваемый период оформилась новая группа феодалов -дворяне. Иван III и другие великие князья давали землю под условием службы свободным людям и даже холопам, главным образом это были слуги под дворским (отсюда название - дворяне).

Дворяне получали землю за службу под условием поместного пра­ва, т. е. без передачи по наследству. Они не имели права свободного пе рехода от князя к князю и занимали незначительные должности. Дворяне не могли быть главными предводителями войск, начальниками полков. Они могли командовать лишь десятками или сотнями. На них лежала обязан­ность по охране границ государства. Дворяне могли занимать должности рассыльщиков - лиц, посылаемых в разные места с поручениями недель-щиков, в обязанность которых входили вызов в суд сторон, исполнение решений суда, арест и пытка «татей». Исполняли дворяне различные должности и в придворной службе, принимали участие в княжьей охоте в качестве псарей, кречетников, сокольников. В Русском централизованном государстве между великим князем и остальными феодалами сложились не договорные, а служебные отношения. Действовали принципы: «в службе -честь!», «служить до смерти».

К крупным феодалам принадлежало духовенство, которое делилось на белое (духовенство церквей) и черное (духовенство монастырей).

В рассматриваемый период происходило расширение монастырского землевладения за счет пожалования князей и бояр, а также захвата неосво­енных земель, особенно на северо-востоке страны многочисленные мона­стыри, разбросанные по всей ее территории, пользовались поддержкой ме­стных феодалов и купечества, могли существовать безбедно за счет де­нежных и натуральных вкладов на «помин души», «о здравии».

Крестьяне. Для обозначения сельского населения начиная с XIV в. постепенно получает распространение термин «крестьяне» (от «хри­стиане»).

Крестьяне делились на две категории - черных и частновладельче­ских. Черные крестьяне жили на землях князей и юридически не принад­лежали какому-либо феодалу. Они платили великому князю тягло - обще­государственную подать. На них возлагалась запашка десятины - барщина на великого князя, содержание кормленщиков, подводная повинность, уст­ройство городовых стен, приказных изб, строительство мостов, рубка леса, поставка «даточных людей».

Главной мерой при раскладке податей и повинностей на общину была соха, определенное количество земли - от 400 до 1300 четвертей (четверть Vi десятины). Черные крестьяне жили общинами (мир, волость).

Частновладельческие крестьяне принадлежали отдельным феода­лам. В X1V-XVI вв. феодалы стремятся прикрепить крестьян к себе, сво­им владениям. При этом используются как экономические, так и внеэко­номические меры. Чаще всего великие князья особыми грамотами закре­пляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Одна­ко единая форма феодальной зависимости еще не сложилась. Частновладельческие крестьяне подразделялись на группы. Одной из них были кре-стьяне-старожильцы. К ним относились крестьяне, давно (исстари) жив­шие на земле феодала, которые выполняли в его пользу повинности и платили тягло. До середины XV в. старожильцы были юридически сво­бодными. Потом князья стали издавать грамоты, прикреплявшие их к землевладельцу.

Другая категория крестьян - новоприходцы, новопорядчики. Это крестьяне, которые привлекались феодалами в свои владения путем уста­новления для них льгот. Например, освобождение на год от тягла и фео­дальных повинностей. Новопорядчики, много лет прожившие в одном мес­те, становились старожильцами.

Серебренники - крестьяне, которые брали в долг от своих феодалов серебро, которое делилось на «ростовое» и «издельное». Первое давалось с условием уплаты процентов, второе - с условием погашения процентов «издельем», т. е. работой на земле феодала. До уплаты долга серебренники не могли уйти от хозяина.

Новоприходцы - крестьяне-бедняки, вынужденные идти к богатому хозяину. Они заключали договоры, «порядные» грамоты, по которым по­падали в зависимость к господам. Новоприходец брал «подмогу» на обза­ведение. В течение одного года он был либо освобожден от платы оброка господину, либо платил его «вполы», в уменьшенном размере. За это он был обязан обзавестись хозяйством, построить дом. Если он не делал этого, то платил «заряд» - неустойку. По истечении льготных лет ново­приходцы сливались со старожильцами.

Половники не имели своей земли, обрабатывали господскую землю и отдавали половину урожая хозяину.

Бобыли - безземельные крестьяне, не имевшие хозяйства и возмож­ность платить государственную повинность. Они получали у феодала жи­лище и землю. За это они платили оброк и выполняли барщину.

Основная масса крестьянства в XV в. пользовалась правом перехода («выхода») от одного феодала к другому в любое время года («межень лета и всегды»). Феодалов это не устраивало, они стали требовать установления определенного срока крестьянского выхода.

Иван III в Судебнике 1497 г. установил единый срок выхода («от­каза») крестьян - Юрьев день осенний (26 ноября), когда обычно все сельскохозяйственные работы были закончены. Чтобы получить «отказ», т. е. право выхода, крестьянин должен был заплатить феодалу «пожи­лое» (за пользование двором) в размере одного рубля в степных местно­стях и полтины в лесистых, если он жил за хозяином четыре года или дольше.

Осенний Юрьев день был крайне неудобен для выхода крестьян и, по сути, еще сильнее привязывал крестьян к феодалу. Без преувеличения можно сказать, что Судебник 1497 г., установив Юрьев день, положил на­чало юридическому оформлению крепостного права в России.

Холопы. В период формирования централизованного государства медленно, но неуклонно идет процесс сближения холопства с феодально-зависимым крестьянством. Появляются так называемые «страдные лю­ди», или «страдники», - холопы, посаженные на землю. Сокращается число источников холопства. Холоп, бежавший из татарского плена, ос­вобождался. «Ключничество» в городе, рождение от свободной не вели в холопство. Еще одним проявлением сближения холопства с крестьянст­вом являлось появление кабальных людей. Эта категория зависимого на­селения появилась в конце XV в. Сущность кабальных отношений заклю­чалась в эксплуатации должника кредитором на основании особой долго­вой записки («служебной кабалы»). Должник должен был своим трудом («службой») погасить проценты с занятой суммы. Часто долговая сумма носила фиктивный характер, прикрывала переход в феодальную зависи­мость. В XVI в. кабала приобретает черты полного холопства. Поэтому кабальные люди стали называться кабальными холопами. Однако в отли­чие от полного холопа кабальный холоп не мог передаваться по завеща­нию, его дети не становились холопами.

Городское население. Жители городов в Русском централизованном государстве назывались посадскими людьми. Дело в том, что город в то время делился на две части: 1) огороженное крепостной стеной место -«детинец», кремль, здесь жили представители княжеской власти, находил­ся гарнизон; 2) посад - поселение вне каменных стен детинца, здесь жили торговцы, ремесленники - посадские люди.

В социальном отношении посадские люди были неоднородны. Вер­хушка - богатые купцы (некоторые князья были должниками купцов) -гости, сурожани, суконники. Существовали купеческие объединения - так называемые сотни.

Основная масса городского населения - черные посадские люди (ре­месленники, мелкие торговцы). Ремесленники объединялись в общины, «братчины» по профессиональному признаку (каменщики, бронники, плотники и др.). За ними признавалось право суда.

Посадские люди образовывали посадскую черную сотню, члены ко­торой по принципу круговой поруки платили общегосударственную по­дать - посадское тягло, несли другие повинности.

§3. Государственный строй

Образование Русского централизованного государства включало в себя два взаимосвязанных процесса: формирование единой государствен­ной территории за счет объединения раздробленных княжеств и установ­ление власти единого монарха этой территории.

Динамика формирования власти московского великого князя харак­теризуется неуклонным возрастанием его единовластия. До объединения Московские князья - полновластные хозяева в собственном домене. С ос­тальными князьями отношения строились на основе принципа сюзерените­та - вассалитета: с ними заключались договоры, выдавались иммунитет-ные грамоты. По мере развития процесса объединения происходит укреп­ление власти московского великого князя. Удельные князья превращаются в служилых, Русское государство из комплекса феодальных владений ста­новится единым государством. Удельные князья не могут проводить само­стоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Власть московского ве­ликого князя приобрела характер реальной власти всего Московского го­сударства. Государство стало делиться не на уделы, а на уезды, в которых управляли должностные лица московского великого князя.

С точки зрения формы правления до середины XVI в. Русское цен­трализованное государство может рассматриваться как переходное от раннефеодальной монархии к сословно-представительной монархии.

Органы власти и управления. Высшая законодательная, исполни­тельная власть принадлежала великому князю. Существовало два источни­ка усиления власти великого князя: 1) внутренний - за счет ограничения иммунитетных прав удельных князей и бояр; 2) внешний - ликвидация вассальной зависимости от Золотой Орды.

Московский великий князь и юридически, и фактически стал носите­лем суверенной власти на территории Руси. Начиная с Ивана III московские князья именуют себя «государями всея Руси». Возвышение власти москов­ского великого князя получило идеологическое обоснование. Таковым стала выдвинутая в послании монаха псковского Елизарова монастыря Филофея теория «Москва - третий Рим». Два Рима (Западный и Восточный - Констан­тинополь) пали. Единственным хранителем православия остался русский на­род, а Москва стала третьим Римом и останется им навсегда. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, и четвертому не быти». Филофей обращался к мос­ковскому князю: «Един ты во всей поднебесной хрестианом царь».

Своего рода практическим подтверждением такого положения Ивана III стал его брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора - Константина Палеолога.

Великому князю принадлежало право назначать на основные государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооруженные силы и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы, а великокняжеский суд являлся выс­шей судебной инстанцией. Укреплению власти великого князя способ­ствовало то, что в 90-е гг. XV в. Ивану III удалось добиться независи­мого от константинопольского патриарха назначения русского митро­полита.

Боярская дума - постоянный совещательный орган при великом кня­зе, возникший в XV в. Она выросла из совета бояр при князе, который су­ществовал ранее, но созывался от случая к случаю.

Боярская дума имела постоянный состав, в нее входили высшие иерархи, бояре, окольничьи. Численный состав Боярской думы в начале XVI в. не превышал 20 человек.

Компетенция Боярской думы не была четко определена. Она могла рассматривать важные общегосударственные вопросы. В частности, вели­ка была роль Боярской думы во внешнеполитических делах. Бояре стави­лись во главе посольских миссий, вели переписку, присутствовали на приемах послов великих князей.

В Боярской думе и вообще в системе государственного управления действовал принцип местничества, по которому положение членов Бояр­ской думы и других должностных лиц определялось их родовитостью, знатностью, а не деловыми качествами.

В период становления Русского централизованного государства еще созывались феодальные съезды, как правило, для решения вопросов, свя­занных с объединением русских земель. Последний феодальный съезд был созван Иваном III в 1471 г.

«Пути» - своеобразные ведомства, соединявшие в себе и функции государственного управления, и функции удовлетворения потребностей великокняжеского двора (сокольничий, ловчий, конюшенный, чашничий и др.). Возглавляли «пути» назначавшиеся великим князем «путные бояре» из числа наиболее родовитых и доверенных князю лиц.

В ведении «путей» находились определенные местности, которыми они ведали «судом и данью».

Наличие «путей» - показатель того, что в государственном управле­нии сохранялись элементы дворцово-вотчинной системы. Однако с тече­нием времени эта архаичная система не отвечала требованиям централизо­ванной власти. В XV - начале XVI в. появляются новые органы - приказы. Это были бюрократически централизованные органы, ведавшие отдель­ными отраслями государственного управления. В приказах сформировалось чиновничество - приказные люди, профессионально занимавшиеся государственным управлением.

Первым из приказов был Казенный приказ (двор). В 1450 г. впервые упоминался казенный дьяк, а в 1467 г. - казенный подьячий как должност­ные лица. Вначале Казенный приказ обладал обширными функциями: ве­дал ямскими, поместными, холопьими и посольскими делами. Вслед за Ка­зенным стали возникать и другие приказы

Местное управление строилось на основе системы кормления. В го­родах находились наместники, в волостях - волостели. Они обладали ад­министративной и судебной властью. Население обеспечивало наместни­ков и волостелей всем необходимым - «кормом». Его размер определялся в специальных княжеских грамотах. «Корм» состоял: из въезжего корма («кто что принесет»), периодических натуральных и денежных поборов несколько раз в год - на Рождество, Пасху, Петров день, торговых по­шлин с иногородних купцов, брачных пошлин («выводная купница» и «новженный убрус»). Система кормления была пережитком раннефео­дальной монархии и не удовлетворяла население, особенно недовольны ею были дворяне.

Вооруженные силы представляло великокняжеское войско, состояв­шее из детей боярских, слуг под дворским. Основу войска составлял госуда­рев полк. Кроме того, могло созываться народное ополчение - Московская рать, в основном состоявшая из жителей городов. Однако в случае необхо­димости оно пополнялось и сельскими жителями. Судебный аппарат не был отделен от административного. Высшим был суд великого князя - для крупных феодалов, а также высшая апелляционная инстанция.

Судебные функции осуществляли Боярская дума, путные бояре, приказы. На местах судили наместники и волостели. При этом их судеб­ные права были неодинаковые. Наместники и волостели с правом «бояр­ского суда» могли рассматривать любые дела, без «боярского суда» -не имели право принимать дела по тяжким преступлениям - разбоям, тать­бе, дела о холопах и т. п. По таким делам они должны были докладывать великому князю или Боярской думе.

§4. Развитие права

Образование Русского централизованного государства открывает но­вую страницу в развитии отечественного права. В условиях феодальной раздробленности сложилось многообразие правового регулирования, поя­вились региональные правовые акты (Псковская, Двинская, Белозерская судные грамоты).

В едином централизованном государстве должна была действовать единая правовая система. Это вызывалось необходимостью укрепления ве­ликокняжеской власти, единого правового регулирования феодальных от­ношений, прежде всего с точки зрения защиты интересов класса феодалов, в особенности интересов дворянства. Поэтому в 1497 г. Иван III издает но­вый законодательный акт-Судебник.

Судебник 1497 г. сосредоточил рассмотрение опасных преступлений в руках государства, централизовал судебную власть, установил новую форму процесса.

Источниками Судебника были «Русская Правда», судные грамоты, уставные и жалованные грамоты князей, обычное право. Надо подчерк­нуть, что наряду с использованием прежнего правового материала соста­вители Судебника включили в него новые нормы. Из 68 статей Судебника 26 были совершенно новыми.

Надо отметить, что юридический уровень Судебника для своего времени был достаточно высоким. В 20-е гг. XVI столетия содержание Су­дебника внимательно изучил побывавший в России крупный австрийский дипломат и ученый С. Герберштейн. Выписки из Судебника вошли в его объемистый труд о Московии.

В современный период Судебник 1497 г. получил международное признание как один из крупных памятников права прошлого. В 1997 г. под эгидой ЮНЕСКО отмечалось 500-летие Судебника. В Москве в Россий­ской академии наук прошла международная конференция, в которой уча­ствовали видные историки и юристы ряда стран.

С точки зрения места Судебника 1497 г. в отечественной истории го­сударства и права следует подчеркнуть, что он положил начало российской национальной системе права, явился первым российским кодифицирован­ным актом./

Характеризуя содержание Судебника 1497 г., нужно сказать, что это был правовой документ, в котором содержались главным образом нормы уголовного и судебно-процессуального права.

В составе Судебника различаются четыре части:

  • постановления о суде центральном;

  • постановления о суде местном (провинциальном, наместничьем);

  • постановления материального права;

-дополнительные статьи, посвященные различным вопросам фео­дального права.

Нормы гражданского права не получили в Судебнике должной раз­работки. О договоре займа упоминалось лишь в одной статье. Были упо­минания о договорах купли-продажи и личного найма. Наймит, не дослу живший своего срока или не выполнивший обусловленного задания, ли­шался оплаты. В одном случае Судебник 1497 г. предусматривал обяза­тельства из причинения вреда - потраву. К подобным правонарушениям относилась обязанность судьи, вынесшего неправосудное решение, воз­местить возникшие от этого убытки. Аналогичную ответственность несли и лжесвидетели.

При наследовании по закону наследство получал сын, а при его от­сутствии - дочь, причем не только движимое имущество, но и землю. За неимением сыновей и дочерей наследство переходило к ближайшим бо­ковым родственникам.

Уголовное право. В Судебнике 1497 г. по сравнению с «Русской Правдой» существенно изменилось содержание понятия преступления. Оно рассматривается как общественно опасное деяние - «лихое дело», причиняющее ущерб господствующему классу. Судебник делит людей на «добрых» и «лихих». Добрые люди - это богатые люди, которые могли об-лиховать того или иного человека, признать его «ведомым лихим челове­ком». При совершении таким лицом преступления это являлось квалифи­цирующим признаком и, как правило, влекло за собой смертную казнь. Статья 9 Судебника предусматривает смертную казнь «ведомому лихому человеку» даже без указания на совершение им преступления.

Надо отметить, что Судебник не дает исчерпывающего перечня «ли­хих дел» - преступлений, что позволяло подвести под это понятие любое деяние (ст. 8 - «иное лихое какое дело»).

По Судебнику расширялся круг субъектов преступления. К ним относились и холопы. Судебник говорит о повторных преступлениях (рецидиве), о «бесхитростных» деяниях, противопоставляемых умыш­ленным.

В Судебнике дается более развернутая система преступлений. Свидетельством более высокого уровня зрелости общественных отно­шений являлось наличие понятия государственных преступлений. К та­ковым относились «крамола», измена князю, «подым», заговор, мятеж, призыв к восстанию. Государственным преступлением считался поджог крепости, города при наличии внешней угрозы или поджоге как акте классовой мести.

К имущественным преступлениям относились разбой - открытое на­падение шайки, сопровождавшееся физическим насилием. Татьба - похи­щение чужого имущества. При этом предусматривалась кража простая, со­вершенная в первый раз, и квалифицированная повторная, церковная, со­вершенная «ведомым лихим человеком». Истребление и повреждение чу­жого имущества - поджог двора или другого имущества. Особое внимание уделялось охране права собственности на землю. Устанавливалась ответ­ственность за повреждение изгородей или уничтожение межевых знаков, запашку чужой земли.

Противозаконное пользование чужим имуществом. Во многом повторяются нормы «Русской Правды» (езда на чужом коне, присвоение найденной вещи, укрывательство беглого холопа).

Преступления против личности. Убийство (душегубство). Судебник предусматривал простое и квалифицированное убийство. К по­следнему относилось убийство своего господина (ст. 9 - государский убийца), убийство, совершенное «ведомым лихим человеком». К этому ви­ду относилось нанесение лицу телесных повреждений, побоев, ябедниче­ство - злостная клевета с целью обвинить невиновного и завладеть его имуществом, оскорбление словом и действием.

Преступления против суда - нарушение установленного порядка су­допроизводства, запрещение давать суду взятки, ответственность за лже­свидетельство.

Виды наказания. Обострение социальных противоречий феодаль­ного общества отразилось на системе уголовно-правовых наказаний. Изменяется цель наказания. Она подразумевает не только кару для пре­ступника, не только возможность извлечения имущественной выгоды, но и преследует цель устрашения. Наказание стало носить публичный характер.

Судебник предусматривал смертную казнь («казнити смертною каз­ню», «живота не дати»). Однако конкретные виды смертной казни не уста­навливались. Судебник вводил новый вид наказания - торговую казнь, т. е. публичное битье кнутом на торговой площади («казнити торгового казнию, бита кнутом»)1.

В Судебнике сохранялись денежные штрафы в пользу князя или лиц, осуществлявших правосудие. Судебный процесс носил состязательный ха­рактер. Сторонами в процессе могли быть все члены общества, в том числе холопы и несовершеннолетние. По сравнению с «Русской Правдой» про­цесс по Судебнику 1497 г. носил более формализованный характер. Су­дебное разбирательство начиналось с подачи истцом челобитной - жало­бы, определявшей предмет спора, приставной памяти, документа, в котором указывался судья, и срочной, которой устанавливалась дата явки сто­рон в суд. Вызов в суд производился особыми должностными лицами -недельщиками, ездовыми, доводчиками.

Неделъщик - должностное лицо, в обязанность которого входили вы­зов сторон в суд, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о краже, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Недельщики назначались на неделю, а затем сменялись.

Доводчик - лицо, производившее довод, обвинение, с которого начи­налось дело (не только по иску частного лица). Доводчикам поручался также вызов в суд и выполнение судейских обязанностей.

Ездовой - недельщик или пристав, совершающий поездку за пределы города, за что платили специальную пошлину - езд.

1 Торговая казнь была скрытым видом смертной казни. Известный противник смертной казни адмирал Н. С. Мордвинов говорил: «Кнут есть орудие, которое разди­рает человеческое тело, отрывает мясо от костей, мечет по воздуху кровавые брызги и потоками крови обливает человеческое тело, мучение лютейшее всех других извест­ных... палач стами ударами может сделать наказание легким, десятью - жестким и увечным, если не смертельным. Есть примеры, что платили ему (палачу) до 10 тысяч рублей, чтобы не изувечить или менее мучительным сделать наказание».

Неявка обвинителя влекла за собой прекращение обвинения, неяв­ка ответчика - признание его виновным. Доказательствами являлись по­казания послухов, которые теперь признавались единственными свиде­телями. Судебник формально не ставил каких-либо ограничений в от­ношении послухов по их социальному положению. Однако на практике было по-другому. С. Герберштейн в «Записках о Московских делах» пи­сал: «Свидетельство одного знатного мужа имеет более силы, чем свиде­тельство многих людей низкого звания». Вместе с тем следует указать, что Судебник устанавливал твердое правило беспрекословного доверия пока­заниям свидетеля, выдвинутого стороной в обоснование своего иска или возражения по иску.

Судебник не ограничивал количество послухов.

Другими видами доказательств были поле (судебный поединок), кре­стное целование (присяга), жребий.

Специфической формой процесса являлось так называемое «облихо-вание». Для признания лица «ведомым лихим человеком», требовались по­казания 10-15 «добрых людей». Затем суд мог применить к обвиняемому пытку и смертную казнь.

В рассматриваемый период начинает применяться разыскная (след­ственная) форма процесса. При ней дело возбуждалось «зазывной грамо­той», в которой содержался приказ задержать и доставить обвиняемого в суд, или «погонной грамотой» - приказ местным властям найти и схватить обвиняемого. В розыске сам суд изыскивал доказательства, допрашивал обвиняемого, пытал, устраивал очную ставку. Средствами розыска явля­лись поличное, обыск, а главное - пытка, имевшая целью вынудить собст­венное признание и указать соучастников.


написать администратору сайта