Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Образование в Древнем Китае

  • 2. Конфуций и его последователи

  • 3. Учение, методика и цели преподавания в школах Конфуция

  • Список источников и литературы

  • Конфуций. Реферат. Конфуций. Образование в Древнем Китае 4 Конфуций и его последователи 6


    Скачать 28.68 Kb.
    НазваниеОбразование в Древнем Китае 4 Конфуций и его последователи 6
    АнкорКонфуций
    Дата07.06.2020
    Размер28.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат. Конфуций.docx
    ТипДокументы
    #128598

    Оглавление
    Введение 3

    1. Образование в Древнем Китае 4

    2. Конфуций и его последователи 6

    3. Учение, методика и цели преподавания в школах Конфуция 8

    Заключение 11

    Список источников и литературы 12


    Введение
    Развитие воспитания и образования привлекали мыслителей всех времен на протяжении многих веков.

    В первых человеческих цивилизациях было семейное воспитание, которое уходило истоками в первобытную эпоху.

    Образование в обществе во все времена, являлось выражением своей эпохи, культуры, общественно-политической организации. Оно на протяжении всей истории общества всегда привлекало пристальное внимание властей.

    Начало истории воспитания и образования восходят к цивилизациям Древнего Востока.

    На Древнем Востоке воспитание и образование развивались под влиянием разнообразных факторов. Главным образом воспитание определялось социальным и имущественным положением человека. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения.

    На развитие воспитания и образования Древнего Китая большое влияние оказал Конфуций.

    1. Образование в Древнем Китае
    В Древнем Китае воспитание главным образом определялось социальным и имущественным положением человека. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения.

    Главное требование древнекитайской философии – найти свой дао (путь), приведенный в гармонию с природным путем, небесным Дао, соотнесенный, приведенный в гармонию с природным путем, небесным Дао. (Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. С 22.). Гармония, согласие с миром и самим собой – ведущие принципы китайского мировоззрения и образа жизни.

    Идеал воспитания и образования в Древнем Китае предусматривал подготовку начитанного, вежливого, наделенного самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в душе». Для китайской культуры испокон веков присуще почитание предков и старшим по возрасту, званию. В Древнем Китае сформировалось поклонение к предкам и правителям, к полному подчинению государству. Это стало определяющей чертой китайской системы образования, где наставник почитается как отец, а профессия учителя была и остается одной из самых почетных.

    История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. Первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (XVI – XI вв. до н.э.). В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться письменность передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. (История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2001. С 22-23.). После изобретения бумаги и туши обучение технике письма стало более легким делом. Еще раньше, в XIII – XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладение шестью искусствами: моралью, счетом, музыкой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.

    Наибольшее влияние на развитие воспитания и образования в Древнем Китае оказали Конфуций и его последователи.
    2. Конфуций и его последователи
    Конфуций – одна из самых загадочных и влиятельных исторических личностей в истории мира. Родившись более 2,5 тысяч лет назад во времена междоусобных войн в Китае, после развала Чжоуского государства, в 552 или 551 годах до н.э.

    При рождении философ получил два имени Цю и Чжун-ни, которые означают «холм» и «второй из глины», которыми назвала его мать. В дальнейшем стараниями его учеников и последователей имя, полученное им при рождении, сменилось на новое – Кун-Фу-цзы, что означает Почтенный Учитель Кун. В XVII в. миссионеры-иезуиты латинизировали его имя на Конфуций.

    В возрасте 15 лет будущий мудрец начинает осознавать важность образования и приступает к изучению 5 искусств (чтение и каллиграфия, математика, ритуалы, стрельба из лука, езда на колеснице). Овладев этими искусствами, будущий философ получает должность в клане и становиться счетоводом, ответственным за скот.

    В 27 лет Конфуций получил достаточно высокую должность в царстве Лу - в главной кумирне, а в 30 лет у философа наконец появилась возможность открыть собственную школу.

    Конфуций, открыв свою собственную школу, начал обучать в своей школе всех желающих за довольно скромную плату – связку сушеного мяса, практически любой китаец мог получить доступ к обучению. Конфуций обучил до трех тысяч учеников.

    Философ путешествовал по стране с 30 до 66 лет, проповедуя свое учение. При этом известно о 70 учениках Конфуция, ставших его преемниками на пути распространения идей, образовавших в итоге концептуальную основу конфуцианства, ставшего в итоге религиозным учением.

    Конфуций создает свое этико-политическое учение, которое нашло отражение в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»). В произведение есть описание религиозного ритуала, содержащего в своей основе философскую мудрость. Согласно мыслителю, мудрость состоит в том, чтобы «должным образом служить народу, почитать духов» и при этом соблюдать ритуал. Поэтому мудрость, по мнению философа, состоит в соблюдении ритуала, а его объяснение и понимание составляют предмет философии, ее сущность.

    Конфуцианскую систему воспитания и образования развивали Мэнцзы (372–289 до н.э.) и Сюньцзы (313 – 238 до н.э.). Мэнцзы определял цель воспитания как формирование добрых людей, обладающих высокими моральными качествами. Сюньцзы, был противоположного мнения, он выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности учеников. Перу одного из последователей Конфуция и Мэнцзы, имя которого неизвестно, принадлежат «Заметки об учении» (III в. до н.э.), в которых дается описание школьной системы этого периода, говорится о необходимости умственного, морального, эстетического и физического развития учащихся. В этом трактате отмечалось, что в процессе воспитания и обучения надо учитывать возраст учащихся, идти от простого к сложному. (История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2001. С. 24.).

    Идеи конфуцианства сыграли большую роль в развитии всего китайского общества. Книга «Лунь юй» была одной из первых, с которой знакомились и наизусть выучивали в школе китайские ученики и руководствовались ее постулатами в течение все своей жизни. Роль этой книги была огромна. В течение двух тысячелетий она формировала национальный менталитет китайского народа.

    Сам Конфуций стал объектом поклонения еще при жизни. В 555 г. императорским указом было объявлено о возведении в каждом городе храма в честь Конфуция.
    3. Учение, методика и цели преподавания в школах Конфуция
    Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н.э. и получило исключительно широкое распространение, охватив периоды древнего и средневекового китайского общества.

    Вовремя нескончаемых междоусобных войн, Конфуций пришел к выводу о необходимости новой моральной философии, которая основывалась бы на добре, заложенном в каждом человеке. Для образца нормального общественного устройства философ предложил образец добрых семейных отношений. Так же, как и в семье правитель должен управлять подданными через моральные принципы, не прибегая к силе. Отношения в государстве должны быть похожими как в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций хотел понять скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями.

    Конфуций первым в истории открыл человека: он был учителем человечности в человеке. До Конфуция на земле были только боги или потомки богов-цари, герои.

    Методика преподавания строилась на диалогах учителя с учениками, с помощью подражания образцам, в сравнении фактов, причем к каждому из них применялся индивидуальный подход, вплоть до того, что им всем по-разному разъяснялся смысл понятия дао. В трактате «Беседы и суждения», классическом труде, где отражены педагогические взгляды Конфуция, излагаются его беседы с учениками. В «Книге обрядов», составленной последователями Конфуция на протяжении четырех веков (IV–I вв. до н.э.), изложена целая система педагогических принципов.

    Воспитание и нравственное совершенствование – важнейшие факторы человеческого бытия и благополучия, которое отнюдь не сводилось к имущественному достатку. Стабильность общества, по Конфуцию, покоится на воспитании согласно социальному назначению. Важнейшая роль в качестве воспитания отводилась природе.

    Искусство было более убедительным средством приобщения к природе, проникновения в сущность мира. Соответственно, символы и иероглифы значили гораздо больше, чем просто средства письма и изобразительные приемы. Негативным в конфуцианстве было игнорирование таких наук, как математика, астрономия, медицина.

    В отличие от других школ китайской философии, делающих упор на изучение природы, космоса и всего мироздания как единого целого, Конфуция интересуют проблемы, определяющие существование человека. И если небо в даосизме есть часть природы, то в конфуцианстве оно - высшая, духовная, сознательно действующая сила. Небо выступает в двух ипостасях: как всеобщий прародитель и как великий управитель, оно рождает на свет человеческий род и определяет ему социальные нормы и правила поведения.

    Наряду с преобладающими религиозными взглядами на небо у Конфуция прослеживается тенденция понимания неба как синонима природы в целом. Учения о небе обусловлены решением основных проблем его философских размышлений – проблем бытия человека. Именно человек с его жизненными проблемами является основным предметом его философии, которая имеет определенно выраженную направленность.

    Философ не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. Он наделял идеального человека, развитого воспитанием, высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью моральному началу.

    Главный образ, созданный Конфуцием, был образ учителя, который передает знания, а не создает их. В понимания философа и его последователей, учение конфуцианства берет истоки из почитания древности. Подчеркивая свою любовь к традициям, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю её» (Лунь юй, 7.1).

    Древность, как ее понимают ученики школы китайского мудреца, является эталоном правильного образа действий. Это ошибка концепции конфуцианства насчет поклонения древности, поскольку поступки правителей прошлого считаются верными, а все, что противоречит с ними – ложное.

    Конфуций учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе, он утверждал, что общественная структура, как и структура всего мира, вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: чтить своего отца, подчиненный-начальник. В основе такого поведения человека должны лежать мораль и этика. Этим двум вещам в своем учении Конфуций отводил наиглавнейшее место.

    Первый и самый важный совет Конфуция для всех людей и на все времена: позаботиться о собственном совершенствовании. Вот поэтому Конфуций и не смог добиться успехов в политике, но он имел огромный успех в деле учительства и воспитания.

    Конфуцианство дало старт многовековым процессам образования мощной идеологической подоплеки китайского общества. Также учения философа вышли далеко за пределы Поднебесной.

    Заключение
    Конфуций был одним из философов, кто четко определил идеал воспитания, отдавая предпочтение формированию совершенного и благородного человека.

    Философ открыл первую в мире частную школу, созданную на принципах уважения к ученику, где пример учителя основа воспитания. Задача учителя сводилась к открытию новой перспективы размышления ученика. В процессе обучения использовались диалоги учителя с учениками, где ученики учились сравнивать полученные данные, умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы.

    Конфуцианство способствовало утверждению в Китае культа образованного человека, превращению заботы об образовании в важнейшую часть государственной политики.

    Конфуцианство было не только духовным стержнем китайской культуры, но и являлось официальной идеологией, в том числе в образовании и воспитании. Уже тогда образованность получила сравнительно широкое распространение, сложился ее особый культ.

    Конфуцианство до сих пор является ведущей и основополагающей философией страны.

    Список источников и литературы


    1. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с.

    2. Джуринский, А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы. - М.: Совершенство, 1999. - 207с.

    3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2001. - 510 с.

    4. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2005 – 603 с.

    5. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. 188 с.


    написать администратору сайта