Главная страница

Теория церкуляции элит. Теория циркуляции элит


Скачать 29.47 Kb.
НазваниеТеория циркуляции элит
АнкорТеория церкуляции элит
Дата14.01.2022
Размер29.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла111.docx
ТипДокументы
#330624



Теория циркуляции элит

ВВЕДЕНИЕ

Прагматическая ориентация свойственна и работам итальянского социолога В. Парето. "История человечества, – писал он, – это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок". Теория элит изложена В. Парето в "Трактате всеобщей социологии" (1916). В контексте теории элиты он пытался выявить факторы и предпосылки динамического равновесия общества и значение в этом процессе политической власти, мотивов политического поведения. Как уже отмечалось, именно Парето ввел в научный обиход термин "элита".

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Циркуляция элит, теория круговорота элит — концепция, утверждающая, что революции и смены режима происходят, когда новая элита приходит на место старой. Обычные люди, в элиту не входящие, не играют значительной роли и лишь плывут по течению. Сформулирована итальянским социологом Вильфредо Парето.

Понятие циркуляции элит имеет два определения: циркуляции как социального и как политического процесса. В первом случае циркуляция элит — это процесс качественных изменений элит как субъектов социального процесса под влиянием экономических и других факторов. Во втором случае под циркуляцией элит понимается смена индивидов, составляющих властную элиту.

Обоснование роли элиты Парето выводил из концепции социального равновесия, к которому стремится общество как система. Состояние равновесия обеспечивается взаимодействием множеств сил, которые он назвал элементами. Они образуют четыре группы – экономические, социальные, политические и интеллектуальные. Особое внимание, как уже отмечалось, ученый уделял мотивации человеческой деятельности. По его мнению, мотивами человеческой деятельности и двигателями истории являются психологические стимулы, которые он назвал "остатками". С точки зрения Парето, они сводятся к биологическим инстинктам, к нелогичным, иррациональным чувствам, эмоциям. "Остатки" представляют собой вечные и неизменные основы деятельности человека и отражают его индивидуальность. Социальное равновесие и форма общества представляют собой совокупное взаимодействие человеческих чувств, выражаемых в "остатки". Поэтому политика, по Парето, в значительной мере есть функция психологии.

Используя психологический подход в анализе общества и политики, ученый объяснял многообразие социальных интересов и статусов психологическим неравенством индивидов: "Человеческое общество неоднородно, и индивиды различаются физически, морально и интеллектуально". Совокупность групп "индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, носит наименование элиты". Парето определял элиту по ее врожденным психологическим свойствам и считал, что она состоит из тех, кто демонстрирует выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей сфере деятельности. Таким образом, главная идея термина "элита" – превосходство... В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени. Он даже разработал критерии принадлежности к элите, предложив для каждой сферы человеческой деятельности систему индексов (баллов), характеризующих способности отдельных индивидов. Согласно этой системе тому, кто сумел приобрести миллион (не важно, честно или нечестно), выставляются 10 баллов; добившемуся состояния в тысячи лир – 6; тому, кто едва не умер от голода, – 1, а попавшему в дом призрения нищих – 0.

Элита, по Парето, делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает харизматическими свойствами лидеров. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но лишена возможности принимать политические решения.

Парето был автором теории круговорота элит, объясняющей механизм социальных трансформаций. Он различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип – "львы", для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования. "Львы" хороши для стабильных ситуаций, поскольку они крайне консервативны. Второй тип – "лисы", властвующие с помощью различных средств манипуляции, обмана, демагогии. Они чаще прибегают к подкупу, раздаче вознаграждений, нежели к угрозе применения насилия. "Лисы" преобладают в условиях нестабильности, переходности, когда требуются энергичные, прагматически мыслящие и способные к преобразованиям правители. По мнению Парето, социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и "циркуляции" элит. Общество, в котором преобладают элиты – "львы", обречено на застой; общество же, где доминируют элиты – "лисы", отличается динамичностью развития. Поступательность и стабильность в развитии общества могут быть обеспечены при пропорциональном притоке в элиту лидеров первой и второй ориентации.

Управляющий, относительно малочисленный класс может удерживаться у власти частично силой, а частично – согласием большого подчиненного класса. Наилучший вариант – пропорциональное соотношение силы и согласия. Ресурс согласия основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты искусно манипулировать чувствами и эмоциями большинства. Парето считал, что "политика правительства тем эффективнее, чем успешнее оно использует эмоции". Однако умение убеждать подчас оказывается недостаточным для сохранения власти. В определенных обстоятельствах элита должна уметь вовремя применить силу. В противном случае на ее место может прийти новая элита, которая сделает это.

В общем смысле Парето определяет элит как людей, лучших в своей сфере деятельности.[2] Теория о циркуляции фокусируется на политических элитах, поэтому далее Парето выделяет в обществе две группы — правящую элиту (людей, имеющих в той или иной мере значимую роль в правительстве) и всех остальных.

Наличие политической власти, однако, не совершенно безусловно предполагает наличие выдающихся качеств. Для этого нужно открытое общество с высокой социальной мобильностью, в котором у талантливых людей есть возможность прийти к власти. В реальности этому нередко мешают факторы вроде семейных связей — даже если когда-то позицию получил действительно одарённый человек, впоследствии она по его связям может достаться тому, кто ей не соответствует.

Когда правящая элита блокирует каналы мобильности и ограничивает возможность прихода к власти извне, естественный социальный порядок нарушается. По Парето, созданный дисбаланс может привести или к созданию новых каналов мобильности, или к государственному перевороту.

Процесс циркуляции элит может быть либо постепенным, естественным и «эволюционно» обсуловленным, либо стремительным, связанным с революцией. В первом случае смена элит обусловлена естественной постепенной деградацией правящей элиты, качественными изменениями в обществе и появлением у него потребности в смене аристократии (хотя Парето и проводит чёткое разграничение между понятиями «элита» и «аристократия», однако он часто использует их как синонимы). Кроме того, элита в любом случае взаимодействует с народными массами, и в ходе этого взаимодействия выдающиеся представители последних также поднимаются в круг элит, что ведёт к их обновлению. Парето считает, что процесс циркуляции элит, главным образом, является постепенным процессом их трансформации.[3]

Ни одна элита не может внезапно появиться и внезапно исчезнуть. Она постепенно выделяется и теряет свои компетенции, вследствие чего происходит её смена новой элитой, и так происходит бесконечно, в этом заключается элитный цикл. Он состоит из нескольких стадий: становление какой-либо социальной группы правящей элитой; процесс стабильного функционирования у аппарата управления, властепредержание, в ходе которого происходит развитие элиты, раскрытие её сущности; завершается элитный цикл деградацией элиты и её так называемой гибелью, в ходе которой внутри элиты происходит распад. Во время процесса гибели старой элиты, своё восхождение уже начинает новая элита.

Парето выделил шесть типов элит, из которых наибольшее значение придал первому и второму — «лисам» и «львам» (что частично позаимствовано у Макиавелли). Львы консервативны, бюрократичны, авторитарны и решительны, лисы же опираются на инновации, манипулирование, хитрость, пропаганду. По Парето, эффективное правительство должно включать представителей обоих классов; он приводит примеры Вильгельма I («лев») и Отто фон Бисмарка («лис»). Если в правительстве слишком много «лис», то рано или поздно режим потеряет устойчивость из-за коррупции, и тогда на их место придут решительные «львы». Если же, напротив, правительство по большей части «львиное», оно неизбежно станет излишне бюрократическим, громоздким и неэффективным, требуя вмешательства «лис».

Сущность циркуляции элит заключается в естественности процесса смена «лис» «львами» и наоборот. И у тех, и других есть свои преимущества и недостатки; динамичность общества предполагает, что в разное время ему нужны разные типы элит, что и порождает циркуляцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Элиты имеют тенденцию к упадку, а неэлиты способны к производству потенциально элитарных элементов. Это обусловлено тем, что принадлежность к элите не наследуется, ибо далеко не все дети обладают выдающимися качествами своих родителей. Поэтому постоянно происходит замена старых элит новыми, которые чаще всего составляют выходцы из низших слоев общества. Необходимость подобных изменений определяется тем, что прежние элиты "теряют свою энергию, происходит уменьшение пропорций резидуа, дававших им возможность завоевать власть и удержать ее".

Таким образом, все социальные преобразования Парето объяснял "циркуляцией элит", т.е. системой "обмена" людьми между двумя группами – элитой и остальным населением. В частности, он подчеркивал: этот феномен новых элит, которые в силу непрестанной циркуляции поднимаются из низших слоев общества в высшие слои, всесторонне раскрываются, затем приходят в упадок, исчезают и рассеиваются, есть один из главных феноменов истории, и его необходимо учитывать, чтобы понять основные социальные движения.

Непрерывная циркуляция элит способствует равновесию социальной системы в той мере, в какой она обеспечивает приток "лучших", "достойных". Кроме того, циркуляция элит влечет за собой циркуляцию идей. Однако это происходит тогда, когда правящий класс открыт и понимает необходимость постоянной циркуляции. Если же элита становится замкнутой и превращается в касту, она утрачивает способность к управлению и прибегает к насилию, чтобы сохранить власть. Прекращение циркуляции элит приводит к революции. Революция является, по мнению Парето, наиболее радикальным способом обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой. В новой элите преобладают "лисы", которые со временем вырождаются в "львов" – сторонников насилия и деспотического правления.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F




  1. https://studfile.net/preview/3969128/page:3/




  1. https://xreferat.com/10/1373-1-istoriya-razvitiya-i-predmet-izucheniya-anatomii.html




  1. https://www.1spbgmu.ru/images/home/universitet/Struktura/Kafedry/Kafedra_anatomii/kurs_norm_anatomii/%D0%92%D0%92%D0%95%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95_%D0%92_%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%AE_2.pdf


написать администратору сайта