Главная страница
Навигация по странице:

  • 2022 г. Содержание

  • Глава I. Теоретические основы проблемы домашнего образования 1.1.Гувернерство как социально-педагогическое явление

  • 1.2.История развития семейного обучения и воспитания в России

  • 1.3.Характеристика современной семьи.

  • реферат. Образовательная деятельность гувернера


    Скачать 83.98 Kb.
    НазваниеОбразовательная деятельность гувернера
    Дата20.01.2022
    Размер83.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипРеферат
    #337231
    страница1 из 2
      1   2

    РЕФЕРАТ

    На тему: «Образовательная деятельность гувернера»

    Курс: ГД-520-19 «Дошкольное образование с основами гувернерского дела»

    Фомина Ирина Анатольевна

    2022 г.

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………….3

    ГлаваI. Теоретические основы проблемы домашнего образования……..……........................................................................................…5

    1.1.Гувернерство  как социально-педагогическое явления……………………5

    1.2.История развития семейного обучения и воспитания в России…………...6

    1.3.Характеристика  современной семьи………………………………………19

    ГлаваII. Изучение деятельности современного гувернера……………..…….22

    2.1.Требования к современному гувернеру………………………………….22

    2.2.Подготовка современного гувернера……………………………………..28

    Заключение………………………………………………………………………42

    Список литературы и интернет -ресурсов……………………………………44

    Приложение…………………………………………………………………..….45

     

     

     

     

     

     


    Введение

           В период глобальных преобразований в России в области образования резко повышается потребность в подготовке специалистов новых профессий. Показательно, что давая прогноз развития образовательной политики на ближайшее десятилетие, в материалах министерства общего и профессионального образования отмечается, что "структурные компоненты образования будут смещаться в сторону престижных в условиях рынка профессий" (В.Г.Кинелев). Можно предполагать, что среди таких престижных, востребованных рынком на современном этапе общественного развития России специальностей и профессий, как, программист, дизайнер, дистрибьютор, менеджер, маркетолог и др., значимым является и целый ряд новых или возрождаемых профессий, таких как социальный работник, педагог-психолог, гувернер и др. Это означает, что проблема гувернерства в настоящее время вновь стала актуальной. Гувернерство, как тип образовательной деятельности, как известно, не является для России новым.  Так, отдельные аспекты педагогической деятельности гувернера представлены в работах: Буша В.В., Зинченко Н., Казиной А., Лезгилье Л., Ломана Ю., Модзалевского Л., Резника Л., Тюриной Л.Н., Чечулина Н.Д., Шевырева СП., Ширинского-Шахматова А.А., Шлецер X. и др.Подготовка отечественных кадров гувернеров в различных типах учебных заведений дореволюционной России проанализирована в работах: Верещагина П.А., Вессель Н., Кейзер Ф., Кузьмина Н., Лебедева Н.А., Лядова В.Н., Максимовича П.П., Песковского М., Пиллер О.П., Рождественского СВ., Рудольф Н., Столпянского Н.П., Сушкова Н., Угличаниновой М.С, Чехова Н., Щепкиной Е. и др. В отечественных исследованиях XX века (Волкова О., Колесниковой Г., Майстрах К., Озерской Ф.С, Перфильева Е., Седова Н., Стасовой Е., Черновой Е.Б. и др.) гувернерство рассматривалось как специфическое направление развития женского образования в дореволюционной России. В целом, изучение и анализ педагогической литературы, архивных документов, публицистических и художественных произведений, а также нормативно-правовых документов по этой проблеме, позволяет сделать вывод о том, что гувернерство в историческом прошлом являлось не профессией, а лишь родом занятий. Социально-экономические преобразования в России на современном этапе не только сделали проблему гувернерства вновь актуальной, но и потребовали специального системного педагогического анализа этого явления (Василевская Е., Куприянов СВ., Трошина СВ. и др.) Соответственно, возникает важная проблема педагогического анализа становления гувернерства не только как социально-педагогического явления, но и как профессии, с выявлением содержания и специфики этого вида педагогической деятельности и системы подготовки такого специалиста в среднем профессиональном педагогическом образовании на современном этапе, что может рассматриваться как актуальная и социально-значимая проблема в современных условиях. Изучение развития семейного образования в России и особенности подготовки гувернера является целью.

    Объектом  исследования является образовательная деятельность гувернера.

    Предмет исследования: подготовка педагогов к деятельности гувернера в современной семье.

    В ходе реализации  цели определился ряд задач:

    1. Изучить историю становления гувернерства в России.

    2. Выявить требования к гувернера в современной семье.

    3. Рассмотреть обучение домашнего педагога в различных образовательных учреждениях.

     

     

    Глава I. Теоретические основы проблемы домашнего образования

    1.1.Гувернерство как социально-педагогическое явление

    Трактовка понятия  «домашнее воспитание» неоднозначна. Ряд исследователей считает понятия «семейное» и «домашнее» воспитание синонимичными. В дореволюционной литературе под домашним воспитанием подразумевалась обучение детей, особенно девочек, домашним делам, рукоделию.

    Под домашним воспитанием  подразумевается воспитание и обучение ребенка наемным педагогом, т.е. гувернером. Понятие гувернер в различных энциклопедических источниках трактуется неоднозначно. Впервые этот термин был употреблен князем Голицыным, который указывал на необходимость учить своих детей, приглашая для этого учителей-иностранцев. Само понятие «гувернер, гувернантка» в различных энциклопедических источниках толкуется по-разному: в «Педагогической энциклопедии» гувернеры - «лица, нанимаемые для воспитания и начального обучения детей». В «Словаре русского языка»гувернантка - «воспитательница в буржуазных и дворянских семьях, обычно иностранка, нанимаемая для воспитания и домашнего образования детей. Большая советская энциклопедия понятие «гувернер» рассматривает как синонимический ряд смежных понятий «гувернеры – домашние воспитатели, наставники детей в дворянских и буржуазных семьях». Вместе с тем в «Педагогической энциклопедии» и «Педагогическом словаре» синонимом понятия «наставник» является понятие «домашний учитель».В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля «гувернер», определяется как «надзиратель за детьми, воспитатель»

    В «Словаре русского языка» это понятие характеризуется  как женская профессиональная деятельность – «воспитательница в буржуазных и дворянских семьях, обычно иностранка, нанимаемая для воспитания и домашнего образования детей».

    В «Педагогической  энциклопедии» понятие «гувернер» трактуется как «лицо, нанимаемое для  воспитания и начального обучения детей»

    Таким образом, понятие «гувернер» следует трактовать в широком и узком смысле.

    В широком –  домашний воспитатель, учитель, осуществляющий воспитание и начальное обучение детей.

    В узком смысле – наставник, занимающийся воспитанием  светских манер и правил поведения, обучающий иностранным языкам, танцам, рисованию и др. В первую очередь этот термин относился к учителю-иностранцу. Для отечественных педагогов, работавших в семье в XVIII – XIXвв., использовались термины «домашний наставник» и «домашний учитель».

    1.2.История развития семейного обучения и воспитания в России

    Возникновение и становление  института домашнего педагога имеют  свою историю, уходящую в глубь веков. Первые домашние воспитатели появились  в Древней Греции. В их обязанности  входили охрана жизни и здоровья подопечного, уход за ним, присмотр за поведением, а позже - оказание помощи в учебе. Основную нагрузку по обучению детей состоятельных родителей несли учителя школы, в которую они ходили.

    Начиная с глубокой древности русский народ создавал свою педагогику.

    Детей с малолетства  привлекали к труда: работе по дому, ведению хозяйства, уходу за младшими.

    Большое значение придавалось родительской молитве, которой приписывались защитные функции и влияние на благополучное  завершение любого дела. Главными заповедями воспитания считались следование божьим законам праведной жизни, почтение и уважение к родителям.

    Образование на Руси было в основном сосредоточено  при монастырях, содержание образования  носило религиозный характер. А.Н. Ганичевой  определены этапы становления домашнего воспитания на Руси. Обратимся к их рассмотрению.

    Первый этап (VI-IXвв.) В период экзогамии и матриархата воспитание детей осуществлялось по принципу половой идентификации. До 4-5 лет дети обоего пола воспитывались в доме матери, позже мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям: стрелять, охотиться, изготовлять орудия и т.п.

    Воспитание  детей поручалось мудрым наставникам  в домах молодежи. Обучение мужским  обязанностям осуществлялось под руководством старейшин. Возраст детей и длительность обучения определялись их индивидуальными особенностями и степенью социализации.

    Позже воспитанием  и обучением детей занимались ближайшие родственники. Форма внесемейного воспитания – «дядьки» сформировалась в VIв. При отсутствии «дядьки» воспитателей выбирали из числа соседей, отдавая предпочтение порядочным, нравственным, умелым, домовитым, благочестивым. Такая форма внесемейного воспитания в Древней Руси получила название «кумовство»

    Внесемейное воспитание в Древней Руси представляло собой  форму наставничества, в которой можно предположить  наличие преемственных связей с деятельностью домашних воспитателей и гувернеров.

    О семье в  традиционном значении этого слова  следует говорить начиная с VIII – IXвв. Семья усиливала чувство личной ответственности за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории – авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи. Многодетная семья со временем перестала нуждаться воспитателях со стороны.

    Повзрослев, дети рано привлекались к посильному труду  по дому, отвечали за хозяйство и  быт.

    Как отмечает О.Д. Квашина, в Древней Руси педагогика еще не выделилась в специальную область знаний. Церковь возлагала обязанности воспитания детей на семью. В Изборнике Святослава (1076), составленном по материалам различных религиозных источников, содержится ряд советов по семейному воспитанию, утверждается необходимость суровых телесных наказаний: «Любяй сына своего и железа на него не щади».

    В исследованиях  С.Д.Бабишина и Б.А.Рыбакова подчеркивается достаточно высокий общий культурный уровень и самобытный, национальный характер воспитания в дохристианской Руси. ( )

    Второй этап (X – середина XIIIвв.) Первыми русскими людьми, получившими церковной образование, стали члены княжеской семьи. Так, 12 сыновей князя Владимира , его внуки и правнуки были грамотными и высокообразованными людьми своего времени. Сын князя Владимира Всеволод знал не только грамоту, но и пять иностранных языков. При дворе Владимира и Ярослава образование получали как мужчины, так и женщины, что было связано с расширением межгосударственных связей.

    Княжеские дети обучались при дворе – в  «школе книжного учения», вместе с детьми бояр и дружинников.

    Определенного срока обучения не существовало, группы были разновозрастные, по 10-12 человек. Содержание обучения детей в этот исторический период всецело зависело от личности наставника. После обучения чтению христианских текстов именно он определял дальнейшее направление образования.

    С продолжением традиций кумовства  в X – XIIвв. Дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Такая форма воспитания детей «кормильство».

    Это особый вид наставничества, ответственный за нравственное, духовное и физическое воспитание молодых  княжичей. «Кормильцы» княжичей до определенного возраста играли роль регентов, управляли удельным княжеством и привлекали своих воспитанников к решению государственных дел. Так, например, известно, что малолетний сын Игоря участвовал в походе на древлян, а пятилетний Всеволод Константинович в 1215г. возглавлял отряд в междоусобной войне. Главными заповедями на Руси были: следование Божьим законам праведной жизни, почтение и уважение к родителям. На характер обучения и воспитания в Древней Руси оказала большое влияние древнерусская литература. Среди выдающихся памятников древнерусской культуры первым, наиболее полно раскрывающем требования к воспитанию и обучению детей, является «Поучение» Владимира Мономаха. Одним из главных средств он считал образование. Впервые было сказано о необходимости связи воспитания с практическими потребностями личности, обоснована идея деятельности.

    Кодекс чести и благородства, умения жить в единстве духовного  и материального представляет собой  поучение древнерусского князя потомкам. В «Поучении» прослеживается мысль, что успех воспитания зависит  не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этику, манеры, тон поведения.

    С приходом на Русь христианства функции воспитателей с добропорядочных соседей были переложены на священнослужителей. Кум  при крещении младенца нарекался  «крестным» и считался с той поры вторым отцом. Перед Богом и людьми он нес ответственность за будущее своего воспитанника, его дел и поступки, а в случае потери родителей – заменял их, принимая крестника себе в дом как родного сына.

    Историк В.О. Ключевскиий  считал, что в древности главное внимание педагогики было обращено на житейские правила, а не научные знания. Ребенок воспитывался той нравственной атмосферой, которой он дышал, впитывал сведения, взгляды, привычки.

    Третий этап (конец XIII – XVвв.; XVI – XVIIвв.) С XIII по XVв. просвещение и образование поддерживалось и развивалось в Российском государстве в 180 православных монастырях.

    У наставников-священников  имели возможность получить образование  дети только высших и знатных сословий. Незнатные и небогатые отдавали своих детей в обучение учителям-мирянам – «мастерам» и «мастерицам».

    Право заботы о  детях, воспитание их в благонравии  возлагалось на женщин. Женщина должна была обладать элементарным образованием как хранительница домашнего  очага и первая наставница детей  в добрых и праведных поступках. В памятнике русской литературы XVIв. «Домострое» женщина рассматривалась как хозяйка и воспитательница детей.

    Законы семейного  воспитания, изложенные в «Домострое», отличались строгостью. В рекомендациях  «Как детей учить и страхом спасать» читаем: «Любя же сына своего в юности и порадуешься за него в зрелости его, и не жалей младенца бия: если жезлом накажут его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты казня его тело, душу его избавляешь от смерти.»

    Характеризуя  домашний быт русских царей, историк Е.И.Забелин отмечает, что при обучении детей царских фамилий обоего пола существенных различий не было. Царевны, так же как и царевичи, обучались с пятилетнего возраста чтению, а двумя годами позже – письму. Различие состояло лишь в наставниках: девочек учили учительницы-мастерицы, а мальчик дядьки.

    Обучение и  воспитание в Российском государстве  носило национальный характер и было привилегией лишь русских учителей-наставников.

    Для развития Российского  государства требовалось большое  число грамотных и образованных людей. Без специального разрешения запрещалось принимать домашних учителей немецкого, польского и латинского языков.

    В духе старых канонов  образования обучался царевич Петр. В возрасте 4 лет к нему были приставлены  домашние воспитатели-дядьки из числа достойных и благонадежных: боярин  Родион Стрешнев и дворянин Тихон Стрешнев. Затем наставником царевича стал подьячий Никита Моисеевич Зотов. При приеме Зотова на службу Симеон Полоцкий лично экзаменовавший рекомендуемого, отметил его обширные знания, скромность и учтивость, одобрил и дал благословение.

    Образование и  культура в XVIIв. носили церковный характер и были не обязательными для состоятельных сословий. Боярские дети иногда не владели навыками чтения и письма. Курс начального обучения ограничивался домашним воспитанием и был приблизительно одинаков для всех сословий: чтение, письмо, церковное пение.

    Отличительная особенность этого этапа –  монополия духовенства на просвещение. Общественные учреждения, выполнявшие  функции обучения и воспитания, отсутствовали. Освоив грамоту, русский человек мог заниматься самообразованием.

    Четвертый этап (XVIII) Эпоха Петра I открыла перед Россией новые горизонты, взгляды на образование и просвещение резко изменились. В сравнительно короткий срок в России была создана основа национальной системы образования.

    Развивалась общественная система образования, представленная государственными учебными заведениями.

    В эпоху Петра I домашнее образование изменило характер, становясь более светским. Обучение этикету, иностранным языкам, западноевропейской моде повлияло на быт и сознание людей. Восхищение и преклонение перед всем «иноземным» привело к выработке особых подходов к воспитанию и обучению юношества.

    Дети из купеческого  и дворянского сословия стали  получать образование за границей или дома под руководством учителей-иностранцев. Домашними учителями становились отставные унтер-офицеры, канцелярские служащие, причетники приходских церквей

    Основу образования  составляло обучение детей иностранными языками, манерами и танцам. Науки стояли на последнем месте и считались не столь обязательными.

    В Россию в первой половине XVIIIв. на смену отечественным учителям и наставникам хлынула волна учителей-иностранцев. Мода на все западное, иностранное, способствовало притоку людей, «годных для чего угодно, только не для воспитания».

    Первые учителя-гувернеры  были преимущественно немецкого  и французского происхождения.  Учителя-иностранцы обучали дочерей Петра – Анну и Елизавету. Подражая государю, в  аристократических домах родовитого дворянства для обучения детей манерам и иностранным языкам было принято приглашать иноземных учителей и гувернанток.

    Иностранцы-гувернеры  составили серьезную конкуренцию  отечественным домашним наставникам. Дядьки постепенно уступали свои позиции и осуществляли в большей степени роль слуг.

    Приглашение гувернеров-иностранцев  было показателем достатка и  соответствия социальному статусу. Количество домашних учителей и гувернанток свидетельствовало  о желании родителей дать детям  наилучшее воспитание. Но не все родители могли оценить профессиональную пригодность иноземных педагогов. Иностранные учителя и гувернантки в большей степени обучали воспитанников внешнему лоску и манерам, чем поддерживали интерес к наукам.

    Отсутствие  контроля за домашним образованием со стороны государства и приверженность моде на все иностранное оказали отрицательное влияние на содержательную сторону воспитания и образования молодого поколения.

    Историк В.О.Ключевский отмечал, что к первой половине XVIIIв. в высшем дворянском обществе сложились два типа советской молодежи: «петиметр» и «кокетка» - великосветский кавалер и великосветская дама, получившие французское воспитание.

     Ко второй  половине XVIIIв. складывается неоднозначное отношение к домашним «дядькам».  Первейшим недостатком воспитания юношества профессор Ф.Г. Дильтей считал недостаточную образованность крепостных дядек, «которые своим примером молодых детей так портят, что наконец или с трудностью, или никак не могут быть исправлены.» план Ф.Г. Дильтея заключался в учреждении специальных училищ для дядек. Но специальных учебных заведений так и не появилось, гувернеры выписывались из-за границы, преимущественно из Франции.

    Гувернеры не имели  специальной профессиональной подготовки и такое положение дел не устраивало государыню Елизавету Петровну. Проявляя заботу о нравственности и благополучии, указом 1755г. запретила обучать и воспитывать русских детей иностранцам, предварительно не выдержавшим экзамен в Академии наук. Гувернерство как форма домашнего образования приобрело в XVIIIв. широкое распространение и сформировалось в России как педагогическое явление.

    Пятый этап (XIX – началоXXвв.) В первой половине XIXв. домашнее образование в Российском государстве определялось как вид «частного учения» и привлекало внимание поместных дворян и духовенства. Это обстоятельство объясняется целым рядом причин. Во-первых, значительная часть представителей привилегированных сословий общества проживала в поместьях, вдали от городов – центров сосредоточения общеобразовательных учебных заведений, соответствующих их социальному статусу. Во-вторых, сыграло роль недоверие к казенной школе, в которой воспитатель нередко находился ниже желаемого уровня. В-третьих, домашнее образование отвечало уже устоявшейся традиции воспитания и первоначального обучения детей «просвещенного меньшинства». В-четвертых, в связи с необходимостью приобретения чинов дворянство стремилось к «укороченному образованию».

    Выражение «домашнее  образование» в разговорной речи употреблялось в значении «домашнее  воспитание». В нормативно-правовой документации рассматриваемое понятие определялось как «домашнее учение». При этом название данного понятия, как официальное, так и обыденное, подразумевало единое осуществление процессов обучения, воспитания и развития.

    Прогрессивные деятели государства, интеллигенция неоднократно призывали передовую общественность страны к сохранению национальных черт воспитания и русской культуры. Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский подчеркивали необходимость изучения родного языка, воспитания патриотических чувств и сохранения менталитета российского гражданина.

    Характерной особенностью данного этапа было внимание к  деятельности учителя-иностранца и  принятие ряда мер со стороны государства  в защиту отечественного образования.

    К педагогической деятельности допускались учителя-иностранцы и наставники, имеющие положительные характеристики, а открытие пансионов разрешалось лишь иностранцам, проживающим в России не менее пяти лет.

    До начала 30-х  гг. XIXв. такие категории учительства как «домашний наставник», «домашний учитель», «надзиратель» обязаны были осуществлять педагогическую деятельность согласно уставам 1804и 1828гг. предъявляемые к педагогам требования определяли их профессиональные обязанности, личностные качества как воспитателя и преподавателя, а также роль и место в образовании детей.

    В 1812г. МНП издало постановление о запрещении  «принимать в дом дворян, чиновников и купцов иностранцев обоего пола не прошедших  предварительного испытания в умственных и нравственных качествах» и не получивших по его результатам аттестат. Ответственность за неисполнение данного требования возлагалась в равной степени как на родителей, «принявших в свой дом иностранца без аттестата», так и на лиц, «вступивших противозаконно в обязанности гувернера». Во многом, аналогичный Указ императрицы Елизаветы Петровны от 29 апреля 1757г.практически не выполнялся, но позже был подтвержден Уставом учебных заведений (8 декабря 1828г.) и Указом министра народного просвещения (12 июня 1831г.).

    Иностранцы, пожелавшие получить должности домашних учителей, обязаны были по прибытии на «испытание» предъявить «одобрительные свидетельства» от российских «миссий в тех государствах, откуда они прибыли».

    В присутствии  комитета испытуемый должен был продемонстрировать знание материала – по выборочно предложенным ректором или директором вопросам – того предмета, которому он должен был в дальнейшем обучать. Кроме того, желающий приобрести звание домашнего учителя должен был в присутствии экзаменатора прочитать пробную лекцию по одному из разделов избранной им науки.

    Удостоверившись в нравственных качествах, способностях и познаниях представленного  кандидата, попечитель вручал ему свидетельство  о присвоении ему младшего учителя.

    При обучении детей  на дому домашними наставниками и  учителями должны были избираться те учебные книги и руководства, которые были одобрены государственной системой начального и среднего образования. По желанию родителей домашние педагоги могли использовать и другую литературу, если она была разрешена цензурой и не имела «вредного влияния на нравственность, народное чувство и вообще на образ мыслей воспитываемого юношества».

    10 лет беспорочной  и усердной службы могли быть  вознаграждены пожалованием медали  установленного образца для ношения  в петлице на ленте ордена  Св. Александра Невского. Золотая медаль назначалась для наставников, а серебряная – для учителей.

    Авторитетный  педагогический журнал для родителей, наставников и воспитателей «Детский сад» за 1870г. не только давал советы гувернерам, но и представлял характеристики гувернанток разных наций: «Француженка учит только салонной болтовне, англичанка отличается непреклонностью воли. Швейцарку и немку выделяет из всех прочих глубина мысли и уровень познания. Русская гувернантка – совершенство их всех.  Говорит на двух языках, игрива как француженка, обладает чувством собственного достоинства, гордостью, обходительностью как англичанка. По уровню познания, умения обучать, глубине мысли и поэтическому настроению превосходит немку и швейцарку».

    Наставник и  учитель, достигшие глубокой старости или подвергшиеся продолжительной  неизлечимой болезни и не имеющие  собственного достаточного содержания, получали пожизненное пособие из так называемого капитала призрения, состоящего  при департаменте народного просвещения.

    В XIXв. в России сложилась система педагогических учреждений, которая могла составить серьезную конкуренцию учителям-иностранцам. В этот период были организованы институт Ведомства императрицы Марии, институт для приготовления гувернанток, Высшие женские курсы.

    Растущая потребность  в подготовке детских воспитательниц для состоятельных семей побудила В.Ф. Одоевского написать книгу «Руководство для гувернанток». По замыслу автора, книга должна была содержать теоретические  главы о воспитании и практическую методику ведения работы с детьми. Удалось ли В.Ф. Одоевскому полностью воплотить свой замысел, неизвестно: до нашего времени дошли лишь отдельные главы. Одна из них - «Разговоры с детьми» - дает представление о том, насколько высоки были требования к домашним педагогам, особенно к их личностным качествам. Не зря лучшие из домашних наставниц того времени руководствовались в своей деятельности принципом «сначала любить ребенка, а потом воспитывать».

    Подготовка  домашнего педагога осуществлялась а различных учебных заведениях. В женских гимназиях открывался дополнительный педагогический 8-й класс. Ученицам, окончившим этот класс с золотой или серебряной медалью, присваивалось звание домашней наставницы, а имеющие положительные оценки в аттестате получали право быть домашними учительницами. Подготовка домашних воспитательниц, учительниц, наставниц осуществлялась в религиозных учебных заведениях, на Высших женских курсах, в учительских семинариях, в институтах. Таким образом, в предреволюционные годы в России сложилась разноуровневая система подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.

    После 1917г. домашнее образование и деятельность гувернера  как вид частной педагогической деятельности были запрещены, а подготовка отечественных воспитателей гувернеров и домашних учителей приостановлена.

    Шестой этап (30-80гг. XXв.) В советский период сохранились элементы наставнической деятельности в форме репетиторства.

    Оно носило стихийный  характер и было направлено на устранение недостатков государственной системы образования по желанию родителей. Отличительная особенность этого этапа – смещение акцента в деятельности гувернера с воспитательной на образовательную функцию.

    Седьмой этап (90гг. XXв – начало XXI) С 90-х годов ХХ века в России стало возрождаться обучение  и воспитание в условиях семьи с помощью профессиональных педагогов-гувернеров. Такая форма образования осуществляется индивидуальными методами, что выгодно отличает ее от технологии массовых учреждений. Закон РФ “Об образовании” предоставлял родителям право приглашать домашнего учителя или обучать детей самостоятельно.

    В наши дни звучат аргументы в пользу домашней школы, открываются семейные детские сады. Е. Беляков пишет: «В семье любые, даже и не слишком талантливые родители могут создать развивающую среду и стать «индукторами» для своих собственных детей». ( )

    Семейный детский  сад – инновация в сфере  дошкольного образования, реализуемая  в многодетных семьях с тремя  или более детьми, в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Суть проекта заключается в том, что семейный детский сад создается на базе государственного образовательного учреждения как его структурное подразделение, находится по месту проживания семьи, финансирование осуществляется из городского бюджета, штат включает воспитателя, причем на эту должность назначается один из родителей, и педагогов – социального педагога, психолога, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя и медсестры.

    Данный институт ориентирован на благополучные многодетные  семьи, в которых дети рождаются по желанию родителей, растут и воспитываются, купаясь в родительской любви, поэтому при выборе такой формы образования, как семейный детский сад, многодетные мамы руководствуются интересами своих детей.

    Семейные детские  сады создавались как вариативная форма дошкольного образования, ориентированная на детей, не посещавших обычный детский сад.

    Семейный детский  сад позволяет учитывать особенности  развития детей и пожелания родителей.

    Таким образом  наблюдается развитие разных форм  семейного образования.

    Для того , что  бы изучить потребности  семьи  в домашнем образовании, в разных его формах, необходимо изучить особенности  современной семьи.

    1.3.Характеристика современной семьи.

    По определению  современного социолога А.Г.Харчева, семья – исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.[c.90]

    Исследователи признают: семья – уникальный и  специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению, психологическое убежище человека от столкновения его с внешней средой, место восстановления его духовных сил и эмоционального равновесия (М.С.Мацковский, А.Г.Харчев, З.А.Янкова и др.). семья удовлетворяет потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, организации общественного потребления, передачи культурного наследия.

    Согласно дореволюционному российскому законодательству, семейный союз рассматривался как основа союза общества и государства, его составная часть. Власть родителей над детьми обоего пола, всякого возраста, не прекращалась до смерти родителей. Ведущую роль в семье играл отец, мать была обязана подчиниться его воле. К матери власть переходила только в случае смерти отца или лишения его прав состояния.

    Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития.

    В период становления капиталистического способа производства на смену традиционной патриархальной пришла «нуклеарная»семья. Такого рода семья состоит только из самых необходимых для её образования членов – мужа и жены; она может быть как бездетной, так и включать детей.

    Расширенная семья  представляет собой две и более  нуклеарные семьи с единым домашним хозяйством и состоит из трех и  более поколений – прародителей, родителей и детей.

    Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее  время, привели к сокращению рождаемости  в России формированию нового типа семьи – бездетной.

    Нуклеарный  тип брачных отношений находит  отражение в стремлении молодожёнов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.

    Исследователи изучают особенности московской городской семьи в современных  условиях. В городских условиях жизнь  семьи меняется как ценность и  социокультурная реальность. Так, разрушились традиционные уклады, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье. Изменения в обществе в последние года способствовали ослаблению воспитательного потенциала семьи.

    С.И.Голод и  А.А.Клецин конструируют несколько идеальных типов семьи. Это следующие типы:

    Патриархальная  семья – здесь существует жесткая  зависимость жены от мужа, детей  от родителей.

    Главенство  мужа на практике осуществляется благодаря  сосредоточению в его руках экономических  ресурсов и принятия им основных решений.

    В патриархальной семье в отношениях между родителями и детьми господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система образования.

    Детоцентристская  семья. Этот тип семьи начал формироваться  с середины 20-х гг. XX века в крупных городах европейской части страны. Для него характерно повышение частной жизни, чувственной стороны брака, более или менее равноправные отношения между мужем и женой. Обычай многодетности в данной семье уже не существует. Единственный желанный ребенок превращается в объект сильной родительской любви и привязанности. У родителей присутствует стойкое стремление дать детям максимально возможное образование.

    Эта гиперопека ведет к навязыванию детям  мнения родителей, неукоснительной  требовательности, скрупулезно и  последовательно осуществляемому контролю, отсутствию у детей самостоятельности. Избыток нежности формирует абсолютно несамостоятельных людей.

    Вследствие  такого воспитания эти дети скорее всего будут не готовы к семейной жизни, у них возникает множество  конфликтов в собственных семьях.

    Трансформация отношений между мужем и женой  приводит к трансформации отношений  родителей. На смену физическому  «выращиванию» приходит целенаправленное формирование индивидуальности человека, способного самостоятельно принимать  ответственные решения.

     

     

     

     

     

     

     

      1   2


    написать администратору сайта