1662087315859_программа 7-10. Образовательная программа Дополнительного образования детей Хореографическое искусство Хореографический коллектив
Скачать 122 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Образовательная программа Дополнительного образования детей «Хореографическое искусство» Хореографический коллектив «Мы разные» для детей 7-10 лет. Срок реализации – 1 год. Автор-составитель: Педагог дополнительного образования Замфиреску Елена Александровна. «Хореографическое искусство» Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе типовой программы М.С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987. Танец раскрывает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Помимо всего сказанного, искусство танца достойно выполняет роль воспитателя, способствует приобщению детей к художественному созиданию, повышает их трудолюбие, закаляет волю, характер, обогащает и поднимает человека на высшую ступень морального и духовного развития. Движение - естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец - естественное состояние души и тела. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Танец — это совокупность выразительных и организационных движений, подчиненных общему ритму, воплощенному в завершенную художественную форму. Актуальность данной программы заключается в том, что помогает развитию творческих способностей детей, так как каждое хореографическое произведение требует от обучающегося проявление эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Обучающийся с помощью танцевального искусства получает необходимые знания, навыки, танцевальную технику. Музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются передать ее в движениях. Дети должна почувствовать, что движение и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны с содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция должны протекать одновременно. Большое внимание уделяется ритмическим упражнениям, которые развивают умение согласовывать движение с музыкой, ориентироваться в пространстве, активизируют внимание. Благодаря систематическим занятиям в детском объединении «Хореографическое искусство» воспитанники приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более топкому восприятию хореографического искусства. Приобщение к искусству хореографии, к ее истокам включает знакомство воспитанников с классическим танцем, народным танцем, эстрадным танцем, музыкально - ритмическим складом мелодий. Данная программа, предназначена для творческого развития школьников. Раскрытие возможностей в хореографическом искусстве. Занятия хореографией по данной программе помогают детям: 1.Снять психологические и мышечные зажимы. 2. Выработать чувство ритма, уверенность в себе. 3.Развить выразительность. 4.Научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления. 5. Воспитать в себе выносливость. 6.Скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом. 7.Подготовить для дальнейших, более углубленных занятий по хореографии. Цель программы: обучить основам хореографического искусства и раскрыть творческий потенциал обучающихся. Задачи: Обучающие: научить детей двигаться под музыку, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности; научить точной выразительной передаче характера создаваемого сценического образа с помощью танцевальных и пластических средств; познакомить детей с лексикой танца; разучить основные элементы разных по стилю танцевальных форм. познакомить с разными направлениями хореографического искусства. Развивающие: развить навыки правильной и красивой осанки; развить координацию движений, ориентировку в пространстве; способствовать развитию чувства ритма; Воспитательные: воспитать эстетический вкус танцевальной и исполнительской культуры; воспитать уверенность в своих силах и возможностях. Особенности организации образовательного процесса. Процесс обучения организован так, что овладев основными элементами разных танцев, дети смогут уверенно исполнять их в различных комбинациях и связках. Таким образом, сформируется лексика танца, которая будет использоваться для выражения внутреннего эмоционального состояния исполнителя, а также развития сценического образа. Задача программы подготовить дать возможность ребёнку выразить себя в танце, суметь добиться адекватного выражения его эмоций через пластику. Поэтому взятая за основу «Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» по разделу «Хореографический кружок» подверглась корректировке, необходимой для учёта специфики и задач обучения и развития детей по данной программе. Одной из первоначальных задач эстетического воспитания является раскрытие детям красоты и логики простейших движений вообще и танцевальных движений в частности. Постепенно дети получат навыки организованных движений, осознают их закономерный характер, координацию и научатся управлять ими. Информационная карта: Программа рассчитана на один год обучения. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и уровня их подготовки. Программа составлена для детей 7-10лет. Количество детей в группе – 10-15 чел. Количество часов в неделю на группу –2. Общее количество часов в год – 72. Занятия проводятся два раз в неделю по 1 часу. Структура всех занятий имеет единую форму. Методическое обеспечение программы. В систему занятий с детьми, обучающимися по данной программе, входят все разделы, что рекомендованы для хореографических кружков, но упражнения и элементы даются в облегченном варианте и не полностью. Используемые в настоящей программе упражнения и элементы направлены в основном на постановку корпуса, выработку пластичности, выразительности и музыкальности, снятие физических зажимов, для достижения начальных танцевальных навыков, необходимых для воспитанников в танцевальных студиях и их подготовки для обучения в хореографических коллективах . Кабинет не оборудован танцевальными станками, поэтому программа составлялась с учётом данных условий. Основой занятий является партерный экзерсис и тренаж. Занятие делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть. В подготовительную часть входят движения из разделов «Азбука музыкального движения», в основную – движения либо из раздела «Элементы классического танца», либо из разделов « народно-сценического танца танца», «Элементы историко-бытового танца», «эстрадный танец». Третья часть занятия – создание танцевальной композиции, разработка хореографической части постановки концертного номера. Однако это не ограничивает вариативности проведения занятий. Они могут отличаться дозировкой частей занятия и движений, амплитудой и темпом исполнения движений, содержанием основной части занятия. Это зависит от постановочной работы, проводящейся в студии, возраста и степени подготовки группы. Проводятся индивидуальные занятия; для отработки более сложных элементов танца; сольных номеров; и т.д. Важная роль отводится музыкальному оформлению занятия. Музыка важна как положительный фон, помогающий дисциплинировать учащихся, сосредоточить их внимание. Устанавливая единый для всех темп и ритм исполнения движений, музыка несет функцию организатора. Однако этим её влияние не ограничивается, возможности её воздействия на детские личности гораздо шире и объёмнее. Музыка, являясь импульсом к движению, даёт эмоциональный заряд, помогает повысить работоспособность, вырабатывает характер, чёткость и законченность исполнения, то есть несёт художественно-воспитательную функцию. Именно по этому на первом этапе обучения первоочередной задачей является приобретение координации слуховых и двигательных навыков и постепенное их осознание, в связи с этим, выбирается очень тщательно музыкальное сопровождение занятий. Понимание танцевального движения как музыкально- двигательного вырабатывает привычку внимательно слушать музыкальные интонации и передавать их в движении. Формы и методы образовательного процесса. Для более эффективной реализации программы «Хореографическое искусство» предлагается использовать групповые занятия, мелко-групповые (звеньевые) и индивидуальные. Основной формой работы являются практические занятия. Отчет о работе проходит в форме календарных праздников, концертов, утренников, игровых программ. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Воспитанники прошедшие курс по данной программе должны : передавать в танцевальных движениях особенности ритма и характер музыкального произведения; ориентироваться в пространстве класса и относительно друг друга (осуществлять перестроения); уметь исполнять элементы русского народного танца, такие как притоп, припадание, ковырялочка, хлопушки в простейших ритмических рисунках; несложные дробные композиции; «веревочку»; освоить постановку корпуса, позиции ног, рук классического танца. освоить позиции ног, рук народного танца; знать танцевальные термины; знать различные виды танцев и различать их по музыке, характеру исполнения, танцевальным движениям; исполнять сложные комбинации из шагов, бега, прыжков в различных ритмических рисунках и разном направлении, сочетая их с движениями рук и головы; на основных элементах классического танца выработают осанку, натянутость ног; исполнять элементы историко-бытового танца – па галопа, реверанс, шаг вальса, шаг польки и т.д. уметь исполнять различные прыжки; В содержании программы по годам обучения указаны объёмы знаний, умений и навыков, которые освоят обучающиеся при успешных занятиях и регулярном посещении по данной программе. Контроль за усвоением материала проводится в форме открытого урока, класс-концерта. Стимулирующим фактором является участие детей в концертах, где и проявляются приобретённые навыки. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАН. 1 год обучения.
Цель первого года обучения: Активизировать музыкальное восприятие детей через движение. Задачи 1-го года обучения: Развить воображение и фантазию у детей. Познакомить оучающихся с основами хореографического искусства. Содержание .
Первый год обучения. Содержание программы в развернутом варианте. Вводное занятие. Форма занятий в кружке. Игры на знакомство. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Внешний вид и форма одежды для занятий, для девочек и мальчиков (туфли или чешки, репетиционный костюм, причёски). Точки хореографического класса. Тема 1. Азбука музыкального движения. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения: из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт». Музыкально-ритмические упражнения: на практическое усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент». Оформление урока музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением. Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. Комбинирование различных видов шагов, различных видов бега между собой; прыжки в различных ритмических рисунках на месте и с продвижением по разным направлениям с одновременным движениям головы и рук. Тема 2. Элементы классического экзерсиса. Постановка корпуса. Постановка рук – подготовительная, 1, 2, 3 позиции. Позиции ног – 1, 2, 3. Plie – складывание, сгибание, приседание. Изучается demi plie по 1, 3 позициям. М/р 3/4 или 4/4, темп – andante. Battment tendu simple – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъёме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается по 1 позиции вначале в сторону, вперёд, затем назад). М/р 2/4, темп – moderato. Тема 3. Элементы народного танца. Основа-Русский танец. Позиция рук – 1, 2, 3 на талии. Шаги танцевальные с носка: простой шаг вперёд, переменный шаг вперёд. Притоп – удар всей стопой, шаг с притопом в сторону, тройной притоп. Припадание на месте: исходная свободная третья позиция; поднявшись на полупальцы поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприседание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной первой позиции, затем приведение её в исходную позицию. Ковырялочка – поочерёдные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. Хлопушки – в ладоши, по бедру: в простых ритмических рисунках. Гармошка – одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1 закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Молоточки – удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте, с продвижением.Верёвочка ( простая) – подряд, с переступанием. Тема 4. Рисунок танца. Дать понятие – «рисунок танца». Круг, линия, колонка,«шторки», «расческа», «змейка», «ручеек», «улитка».Понятие – « боковое зрение». Тема 5. Историко-бытовой танец. Постановка корпуса, головы, рук, ног. Шаг польки, вальсовый шаг. Положение «в паре». Тема 6.Эстрадный танец. Разновидности эстрадных танцев - Страницы истории. Чечетка. Джаз- танец. Краковяк. Свободные танцы (Твист, шейк). Макарена. Ламбада. Новые направления танцевального искусства. Танцевальные композиции с элементами разных видов эстрадных танцев. Тема . Постановочная работа. Комбинирование различных видов шагов, различных видов бега между собой; прыжки в различных ритмических рисунках на месте и с продвижением по разным направлениям с одновременным движениям головы и рук. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л., 1983. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М., 1999. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.-М., 1963. Воронина И. историко-бытовой танец. Учебное пособие. – М., 1980. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1981. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б. Никитиной. – М., 2001 Составитель Т.К.Васильева. Секрет танца. ООО «Золотой век». Т.Барышникова «Азбука хореографии» АЙРИС\ПРЕСС –РОЛЬФ Москва 2000г. |