реферат. Реферат. Заключение литература
Скачать 27.02 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1.Понятие и сущность диалога культур 2.Проблема взаимодействия культур 2.1 Уровни взаимодействия культур 2.1.1 Этнический уровень взаимодействия культур 2.1.2. Национальное единство 2.1.3. Цивилизационный уровень взаимодействия ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА Введение В современном мире примерно три тысячи различных народов, а государств около двух сот. И все эти государства многонациональны. Благополучие этих народов во многом зависит от их культурных качеств, которые в свою очередь направленны на диалог между различными этносами. Ведь история человечества – это своеобразный диалог, который пронизывает всю нашу жизнь. Он является средством осуществления взаимопонимания людей. Культура диалога – средство преодоления межнациональных конфликтов, которое определяет ценностные ориентации, особенности сознания и поведения личности, больших групп населения, представителей органов власти. Она требует реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключает малейшее проявление национального недоверия, вражды. Взаимодействие культур – это наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен. В этой работе были раскрыты понятие и сущность диалога культур, а так же их проблема взаимодействия. 1.Понятие и сущность диалога культур. В современном сверхсложном мире, когда человеческое общество вынуждено решать объективно поставленные задачи самосохранения и развития в условиях глубоких изменений практически во всех сферах организации его жизнедеятельности, человеческий фактор приобретает особое значение. Актуализируется проблема характеристик субъектов исторического действия, степени их самоопределения, самосознания, ответственности. В создавшейся ситуации усложняются их контакты, и в то же время растет и обостряется необходимость расширения взаимодействия субъектов всех уровней – от личности до государства. Все более важным становится поиск путей, принципов построения коммуникативного пространства во всей его многоплановости и многоуровневости, определяющего возможности и тенденции исторического движения общества. В этом пространстве особую роль выполняет диалог, приобретающий в настоящее время новый смысл и социальную ценность. Диалог - (от греч. «Разговор двоих») — первоначальное значение — разговор, беседа в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации Культура (от лат. Cultura)—возделывание,позднее —воспитание, образование, развитие, почитание. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности Диалог культур-специфический способ разрешений межкультурных противоречий, существенно отличающийся от прямолинейной, прогрессистской модели развития общества. У участников диалога должно быть осознание ценности другой культуры, как и своей. В “Белой книге” по межкультурному диалогу Совета Европы – межкультурный диалог понимается как открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а так же группами людей различной этнический, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни. В XX веке М.М. Бахтин русский философ, теоретик культуры, литературовед. Впервые выдвинул идею диалога культур, как способ равноправного, мирного и действенного способа развития (под влиянием работ О. Шпенглера). Для которого культуры представляются как “личности” ведущие между собой вечный, нескончаемый “диалог”. Далее труды Бахтина продолжены в работах В.С Библера Проблема диалога культур у М.М. Бахтина связана со способностью понимания удаленных от современности культур и исторических эпох, в том числе тех, которые лишь начинают погружаться в прошлое. Он объясняет необходимость диалога между культурами настоящего и прошлого интересами самих культур. Общение людей разных культур, для него: “культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой” [5,с. 85] М.Бубер – еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма. Выдвинул идею фундаментальной ситуации сосуществования Я с другой личностью, существования, как «со-бытия» с другими людьми, то есть идею Я и ТЫ или Я и ОНО. Диалог для него - это особое взаимоотношение, соотношение двух равноправных начал Я и ТЫ. Я не существует без Ты, Ты не существует без Я. Я всегда существует в соотношение с Ты или Оно. Отношения Я и Ты – это отношение взаимности. Это не отношение к другому как к вещи среди других вещей, это отношение встречи. Диалог, по Буберу, не предполагает стремление изменить другого, вершить над ним суд или внушить ему свою правоту. Такое отношение иерархии чуждо диалогу. Введение иерархии в диалог превращает это отношение в инструментальное, в некое подобие утилитарно-потребительского отношения к вещам. Взаимное признание людьми друг друга, осуществление межличностного бытия достигается благодаря воображению, которое М.Бубер трактует как некий онтологический акт, акт утверждения человеческого бытия, самодостаточности других людей и их бытия как взаимоотношения. В свою очередь В.С Библер говорит о том, что обычное понимание разных видов диалога, встречающихся в речи человека, не имеют отношения к идее диалога в рамках диалоговой концепции культуры. Для него диалог культур – это общение многих уникально-всеобщих личностей, общение разных разумов, разных форм разумения, разных логик. Культура есть там, где она диалогирует с собой, где существует несколько культур или сама она амбивалентно понимает себя как иную культуру. Не некий исходный прообраз, который вступает в какой-то невозможный диалог со своим воплощением, но исходная диалогичность культуры связана с атомарным, неделимым диалогом разных «энтелехий». Каждая культура как целое также диалогична, она амбивалентна, обладает способностью на себя смотреть со стороны. Диалог разных разумений, в конечном счете, выражается в простой максиме: каждый человек – это потенциально иная культура, иная духовная вселенная, человек существен в плане взаимопонимания, но не просто познания. Истинный диалог, диалог культур возможен тогда, когда участники диалога относятся друг к другу как к особому миру, существующему по собственным законам, когда каждая сторона обладает такой мерой свободы, которая исключает отношения господства-подчинения. Ю.М.Лотман - советский литературовед, культуролог и семиотик. Предлагает необходимые черты диалога. Во-первых, характерной чертой диалога является активность принимающего. Один из участников диалога осуществляет передачу некоторой информации, другой соблюдает паузу и находится на приеме. Во-вторых, для диалога является обязательным выработка общего языка общения. Но самое главное, что отмечает Лотман, «для возможности диалога необходимо еще одно условие: взаимная заинтересованность участников ситуации в сообщении и способность преодолеть неизбежные семиотические барьеры» И сегодня вопросы межкультурного диалога являются актуальными. Так, по мнению современного исследователя Э. В. Сайко, диалог выступает как наиболее действенное средство построения сложных систем отношений на разном уровне и в разных пространствах общественной жизни. Будучи определенной формой общения и выполняя все его функции, он обладает своей спецификой, обеспечивающей ему особую роль в организации жизнедеятельности людей. Диалог возник вместе с человеческой культурой. Без него была бы невозможна циркуляция смыслов между людьми, между всеобщим, особенным и единичным. В настоящее время проблемы диалога стали предметом обсуждения на всех уровнях и во всех областях жизни. Одной из современных задач культурологии, как считает современный культуролог И. В. Кондаков, является сравнительное изучение «своего» и «чужого» в диалоге культур (как современных, так и исторически удаленных, как территориально смежных, так и разделенных непреодолимыми географическими и смысловыми расстояниями). Каждая культура стремится при контакте с другой вычитать в ней «свое» (и интерпретировать ее по преимуществу в этом ключе, тем самым «осваивая» ее собственными ментальными средствами) и, напротив, отторгнуть «чужое». В этом смысле возможно говорить, что в смысловом поле каждой культуры складывается конфигурация трех смысловых центров: я-для-себя, другой-для-меня и я-для-другого. Взаимодействие этих смысловых центров в каждой культуре с аналогичными смысловыми центрами другой культуры в процессе их бесконечного диалога и определяет характер межкультурных коммуникаций на каждом этапе исторического становления и развития всех культур и субкультур. И.В. Кондаков, исходя из концепции М.Батхина, считает, что никакой диалог культур невозможен, если культуры пытаются общаться или взаимодействовать между собой с позиции: «я-для-себя» — «другой-для-себя». С такой концепцией диалог культур вообще не возможен. Для того чтобы диалог возник, национальные или этнические культуры должны обратиться лицом друг к другу: став другим-для-меня и мной-для-другого. Но одного этого, к сожалению, не достаточно для полноценного диалога. Так, не менее важно обладать определенным содержанием (я-для-себя), чтобы передать его другим культурам и их носителям (я-для-другого или другой-для-меня). Можно сказать, что национальное самосознание (я-для-себя) становится основанием для межкультурной коммуникации, общения и взаимообогащения смежных или отдаленных культур. Другой необходимой предпосылкой диалога культур должна стать заинтересованная установка на понимание другого. Без такой установки начнут развиваться взаимные недоверие и «ущемленность» культур, ограничивающие возможность межкультурного диалога и нередко приостанавливающие его. В пространстве диалога осуществляются столкновения разных традиций, мнений, ценностей, принятие одним субъектом ценностей другого как необходимый в соответствующей ситуации момент его реализации, но при сохранении своего внутреннего аксиологического базиса. Диалог предполагает открытость субъектных позиций друг другу в совместной деятельности. Продуктивность диалога зависит от того, насколько одному субъекту известны мысли другого, насколько он может оценивать и прогнозировать действия другого. В диалоге знать то, что мыслит другой, означает воспроизводить мыслительные действия другого, сравнивая их со своими собственными. Без взаимной открытости субъектных сторон не могут сложиться нормальные диалогические связи. Задача диалога культур в современном мире это умение улавливать целостный смысл в каждом высказывании, не пытаясь оценить, кто прав, кто виноват, – гораздо важнее видеть целостный смысл, а не тот, что преобладает в каждом отдельном мнении. 2. Проблема взаимодействия культур Проблемами диалога занимались древнегреческие философы - софисты, философы эпохи эллинизма, такие как: Сократ, Платон, Аристотель. Диалоговое пространство было ими создано на основе духовной культуры, основанное на признании плюрализма мнений, равноправия точек зрения, признании общечеловеческих принципов, свободы и ценности личности и общества в целом. Одной из проблем взаимодействия культур является изоляция культур. Изоляция культуры - это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей. Для существования и развития любой культуре, необходимы три важных компонента: общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг для друга. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие. 2.1 Уровни взаимодействия культур Взаимодействие культур затрагивает самые разные группы людей — от малочисленных этносов, состоящих из нескольких десятков человек, до миллиардных народов. Поэтому при анализе взаимодействия культур выделяют следующие уровни взаимодействия: этнический, национальный, цивилизационный. 2.1.1 Этнический уровень взаимодействия культурВ зависимости от различных внутренних и внешних факторов взаимодействие культур на этническом уровне может принимать различные формы и приводить к четырем возможным вариантам этнокультурных контактов:прибавление — простое количественное изменение в культуре этноса, который, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры, что инициирует дальнейшее развитие первой культуры. убавление — потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой. обеднение (эрозия) — деструкция культуры под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения. Процессы ассимиляции - это утрата первоначальной культуры и усвоение новой, активно протекающей в экономически развитых странах. Ассимиляция может осуществляется путем завоевания, смешиванием браков и целенаправленной политики растворения малого народа При этом возможны три варианта развития событий: односторонняя ассимиляция, когда культура меньшинства под давлением внешних обстоятельств полностью вытесняется доминирующей культурой; культурное смешение, когда элементы культур большинства и меньшинства смешиваются, образуя устойчивые комбинации; полная ассимиляция Обычно имеет место большая или меньшая степень изменения культуры меньшинства под влиянием главенствующей культуры. При этом происходит замена норм и ценностей культуры, языка, поведения, в результате чего у представителей ассимилированной группы меняется культурная идентичность. Растет число смешанных браков, представители меньшинства включаются во все социальные группы общества. Интеграция - взаимодействие внутри страны нескольких существенно различных по языку и культуре этносов, при котором появляется ряд общих черт, формируются элементы общего самосознания, основанного на длительном взаимодействии, политических связях, при котором народы и культуры сохраняют свою самобытность. Выделяются несколько форм культурной интеграции: конфигурационная, или тематическая, — интеграция по сходству, на основе единой обшей «темы», задающей ориентир человеческой активности.; стилистическая — интеграция на основе единых стилей — эпохи, времени, места и т.д. Единые стили (художественные, политические, экономические, научные, философские.) способствуют формированию общих культурных принципов; логическая — интеграция культур на базе логического согласования, приведения в непротиворечивое состояние научных и философских систем; коннективная — интеграция на уровне непосредственной взаимосвязи составных частей культуры, осуществляемая при непосредственном контакте людей; функциональная, или адаптивная, — интеграция с целью повышения функциональной эффективности человека и всего культурного сообщества. регулятивная — интеграция с целью урегулирования или нейтрализации культурно-политических конфликтов. 2.1.2. Национальное единство Возникает на разно этнической основе через общую хозяйственную деятельность, дополняется созданием государственного языка, являющегося языком межэтнического общения, идеологии, норм, обычаев и традиций, т.е. национальной культурой. Государство выступает важным составляющим национального единства, регулирующее межэтнические отношения внутри своих границ и межнациональные отношения с другими государствами. Государство должно стремиться к объединению народов и наций, входящих в него и за его пределами. Национально-культурные связи менее устойчивы, чем этнокультурные, но они так же необходимы, как и этнокультурные контакты. Сегодня без них невозможно общение культур. 2.1.3. Цивилизационный уровень взаимодействия. Культурные связи и контакты внутри цивилизаций сильнее, чем любые внешние контакты. Общение ведет либо к существенным результатам в обмене духовными, художественными, научными и техническими достижениями, либо к конфликтам, которые на этом уровне отличаются особой жестокостью. Варианты межцивилизационных культурных контактов: европейский — открытость культур, быстрое усвоение и «переваривание» инокультурных достижений, обогащение собственной цивилизации за счет инноваций; тибетский — устойчивый синтез элементов, заимствованных из разных культур, и затем застывание. яванский — легкое восприятие инокультурных влияний с быстрым забвением прошлого. японский — переход от культурной замкнутости к открытости и усвоение чужого опыта без отказа от собственных традиций. В современном мире главными являются отношения между цивилизациями, так как границы между государствами практически «стираются». Конфликты между странами обусловлены различиями (по истории, языку, религии, традициям). При этом взаимодействие цивилизаций привело к росту цивилизационного самосознания, стремлению сохранить собственные ценности, а это в свою очередь увеличивает конфликтность в отношениях между ними. Попытки насильно навязать ценности вызывают резкую негативную реакцию и приводят к укреплению ценностей своей культуры. Таким образом, проблема взаимодействия культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными и цивилизационными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов. Заключение Диалог культуры до сих пор является главным в эволюции человечества. На протяжении многих времен происходило взаимообогащение культур, из которых складывались уникальные человеческие цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усвоении близких тому или иному типу национального мышления художественных ценностей. Конечно, многое зависит от соотношения стадий развития культуры, но внутри каждой национальной культуры постоянно меняясь, развиваются различные компоненты культуры. История человечества показывает, что между культурами возникали и враждебные, напряженные отношения, и мирное сосуществование. Диалог культур, несмотря на всю его проблематичность, представляется при этом вполне допустимым вариантом взаимоотношения цивилизаций, так как он не предполагает отказа от различий. Такой способ взаимоотношений приводит к знанию и пониманию существа принципиальных расхождений сторон, и только через изучение других культур можно по-настоящему постичь собственную. Диалог культур может стать полезным и в решении различных социальных проблем, за счет воспитания с малых лет толерантного отношения к представителям других этносов. Мы считаем, что для решения проблем, связанных с диалогом культур и всяческим межкультурным общением, необходимо создание системы конференций, использование СМИ, преподавание в учебных заведениях, функционирование научных институтов по исследованию диалога культур, организация всевозможных ассоциаций, объединяющих представителей различных этносов. ЛИТЕРАТУРА 1 Ахиезер А. С. Диалог как основа современного философствования // Социокультурное пространство диалога. – М.: Наука, 1999 2 Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 1920-х гг. Киев, 1994 3 Бахтин М. М Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986 4 Библер В. С. Культура века и диалог культур // Диалог культур: материалы 5 Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с. 6 Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с. научной конференции «Випперовские чтения – 1992». – М.: Институт высших гуманитарных исследований, Рос. гос. университет, 1994. – Вып. 24. 7. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/dialog-kultur.html 8. http://kulturoznanie.ru/?work=dop_dialogichnost |