Главная страница

Образовательное учреждение высшего образования национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоров


Скачать 122.56 Kb.
НазваниеОбразовательное учреждение высшего образования национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоров
Дата16.05.2019
Размер122.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла111Blinova_S_A.docx
ТипРеферат
#77347

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГИМНАСТИКИ
Блинова Светлана Александровна

«Снижение мышечного гипертонуса у гимнасток средствами хореографии на тренировочном этапе спортивной подготовки в спортивной гимнастике»

Итоговая аттестационная работа
по специальности – Физическая культура и спорт

Предоставляется для защиты
_________________________________

Научный руководитель:

д.п.н., профессор Е.Н. Медведева
_________________________________

Защищена с оценкой
__________________________________________

Председатель Итоговой аттестационной комиссии
Санкт-Петербург 2019

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Расслабление и растягивание как способ снятия мышечного напряжения спортсмена

1.2 Особенности развития эластичности и снятия напряжения мышц гимнастов

1.3 Способы устранения проблем с напряженностью мышц посредством упражнений на гибкость

4

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

9

2.1 Методы исследования

2.1.1 Анализ и обобщение научно-методической литературы

2.1.2 Педагогическое наблюдение

2.1.3 Педагогическое тестирование

2.1.4 Методы математической статистики




ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

11

3.1 Обобщение опыта применения хореографических упражнений для расслабления спортсменов в тренировочном процессе

3.2 Результаты тестирования гимнасток

3.3 Интерпретация результатов

3.4 Методические рекомендации по развитию гибкости гимнастов для снятия гипертонуса




ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

26

29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

31


ВВЕДЕНИЕ

Тонус-важная характеристика состояния нервной системы ребенка и его общего самочувствия. От тонуса мышц напрямую зависит общее состояние организма, работоспособность и эмоциональные проявления.

Актуальностью работы обусловлена следующим:

- необходимость быстрого восстановления спортсменов между каждодневными тренировками и ежегодными соревнованиями;

- сведение к минимуму травм и повреждений гимнастов.

Цель исследования - обосновать необходимость систематических занятий хореографией, благотворно влияющих на физическое развитие гимнасток, а также для снятия нервного напряжения и стимуляции процессов восстановления.

Задачи исследования:

  1. Разработать комплекс упражнений, помогающий гимнасткам устранять излишнюю координационную и тоническую напряженность в мышцах.

  2. Проверить эффективность занятий хореографией для снижения мышечного тонуса путем упражнений на расслабление в несколько этапов.

Объект исследования - организация тренировочной деятельности гимнасток в профессиональных спортивных детско – юношеских школах.

Предмет исследования – средства и методы тренировочного процесса гимнастов на этапах спортивной подготовки.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Расслабление и растягивание как способ снятия мышечного напряжения спортсмена

Спортсмены сталкиваются с проблемой повышенного мышечного тонуса-это остаточное напряжение мышц во время их расслабления, либо сопротивление пассивным движениям при произвольном расслаблении мышц. Другими словами, это минимальное напряжение мышц, которое сохраняется в состоянии расслабления и покоя.

Человеческий организм способен к адаптации: нагрузку слабых мышц берут на себя более сильные. Но когда спортсмен утомлен, болен или чем-то расстроен, приходит ощущение скованности и напряжения.

Общие признаки мышц с повышенным тонусом: напряжение, уплотнения, стянутость мышц, уменьшение объема движений, спазмы.

Когда спортсмену требуется работать в течение длительного промежутка времени, за счет полного исчерпания имеющегося у него в распоряжении энергетического запаса, происходит замирание мышечных волокон в определенном положении. Подвижность возвращается с большим трудом, с затратой большого количества энергии. Снять гипертонус помогут ежедневные упражнения, растягивание. Растягивание логически дополняется расслаблением: и то, и другое поможет занимающимся определить локализацию мышечной скованности, развить гибкость и увеличить свободу движений.

Опираясь на опыт ранее разработанных методик (А.Я.Вагановой, Е.Г.Поповой, Т.С.Лисицкой, М.Стюарт, М.Тобиас и др.), можно сделать вывод, что правильное внедрение разработанных комплексов и их регулярное выполнение в завершающей части тренировки, поможет спортсменам укрепить здоровье, повысить работоспособность, снять стрессовое напряжение и справиться с различными недомоганиями: «Комплекс растягивания и расслабления-это не муштра, не наказание для вашего несовершенного организма, а наоборот, приятный и полезный способ снятия накопившегося нервно-мышечного напряжения и достижения общего оздоровления организма, причем метод последовательный, гибкий, пригодный для использования в каждом конкретном случае». «Регулярная, предпочтительно ежедневная практика-основа успеха» (М.Стюарт, М.Тобиас).

«При внимательном и заботливом отношении к своему организму, желанию сохранить и развить его природные возможности, спортсмены могут воспользоваться ежедневным комплексом упражнений на расслабление, который можно выполнять регулярно. Упражнения, разработанные специалистами, действуют в союзе с вашим организмом, обладающим огромными возможностями восстановления и адаптации, а не пытаются навязать ему нечто чуждое и трудновыполнимое» (М.Стюарт, М.Тобиас).

Расслабление, психофизическая релаксация-необходимость и естественное завершение тренировки. Растягиванием и расслаблением мы помогаем спортсмену справляться с физическим недомоганием, плохим настроением, учим так владеть своим телом, чтобы достигать максимальной эффективности движений при минимальных затратах энергии: «Полное расслабление, или релаксация снимает мышечное напряжение. При этом улучшается кровообращение, регулируется пульс и давление. Всякие изменения в организме происходят постепенно. Нельзя в один день избавиться от мышечной скованности. Если вы хотите быть сильным и гибким, нужно тренироваться регулярно в течение длительного времени» (М.Стюарт, М.Тобиас).

В результате разработки комплекса упражнений на расслабление появилась «ступенчатая программа растягивания, помогающая легко, без напряжения и с удовольствием проработать основные мышцы и суставы. По мере роста тренированности можно разумно усложнить занятия» (М.Стюарт, М.Тобиас).

«Гибкость определяется как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояния мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растягиванию), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия». «Чем лучше мышцы растягиваются, тем меньшее сопротивление они оказывают в движениях. При равных условиях люди с недостаточной гибкостью выполняют двигательные действия несколько медленнее, чем гибкие, к тому же они быстрее устают, так как на движение с одной и той же амплитудой тратится больше энергии» (А.П. Матвеев).

«Достаточная гибкость и эластичность суставов, мышц и связок уменьшает вероятность травм при вынужденных резких движениях, например, выпрямление из глубокого наклона, при неожиданном падении. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений» (Р. Хедман).

«Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению)» (Б.А.Ашмарина).

Уровень развития гибкости важен для гимнастики. Гибкость зависит от формы суставов, толщины суставного хряща, эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок. Чем эластичнее связки и податливее мышцы, тем лучше гибкость. На подвижность в суставах существенное влияние оказывает способность спортсмена сочетать сокращения мышц, производящих движение, с расслаблением растягиваемых мышц. Нередко плохая гибкость объясняется неумением расслаблять мышцы-антогонисты во время работы. За счет расслабления растягиваемых мышц можно увеличить подвижность на 12-14%.

Существует мнение, что рост мышечной силы приводит к ухудшению подвижности в суставах. Однако, взаимосвязи двух видов гибкости с силовыми качествами далеко неоднозначны. Во взаимоотношениях силовых качеств и активной гибкости прослеживается и прямая, и обратная связь: чем больше динамическая сила, тем на большее расстояние может быть осуществлено соответствующее движение в суставе, а чем больше активная гибкость, тем большую силу может проявить человек. В то же время силовые качества сами по себе не оказывают положительное влияние на повышение пассивной гибкости. Более того, по данным некоторых авторов, увеличение силы приводит к ухудшению подвижности в суставах, особенно при гипертрофии мышц. С другой стороны, чем выше показатели пассивной гибкости, тем более растянутыми оказываются мышцы, а значит, тем больше мышечную силу они могут проявить при прочих условиях.

В связи с этим, в практике физического воспитания важно не только добиваться высокого уровня развития гибкости, но и обеспечивать соответствия этих качеств между собой. Для этого обычно применяются упражнения, обеспечивающие совместное проявление силовых возможностей мышц и повышение подвижности в суставах.

Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата, но не препятствует проявлению пассивной гибкости.

Гибкость должна быть в оптимальном соотношении с мышечной силой: «Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки» (Р. Хедман).

При сильном утомлении после выполнения больших объемов нагрузки технической, силовой, скоростно-силовой направленности рекомендуется использовать «пассивные» динамические упражнения на растягивания. Это вызвано тем, что в условиях сильного мышечного утомления такие упражнения не только более эффективны, но и менее травматичны. Комплексы «пассивных» динамических упражнений лучше всего применять в конце основной или заключительных частях занятия, а также в форме отдельной «восстановительной» тренировки.

Самая популярная методика на расслабление разработана Т.С.Лисицкой для спортсменок, занимающихся гимнастикой, поэтапная: «В зависимости от количества групп мышц, охваченных расслаблением, различают: общее расслабление (расслаблено все тело или более двух третей его) и местное (расслаблены отдельные группы мышц).

Обучение упражнениям на расслабление происходит в несколько этапов. На первом этапе овладевают расслаблением после напряжения требуемых мышц до отказа. На втором-расслабление отдельных частей тела «падением», «потряхиванием», «размахиванием». На третьем-умение расслабить отдельные группы мышц с помощью различных пордебра на уроке хореографии.

Все эти методы подходят для снятия гипертонуса у гимнасток.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

Для реализации цели и задачи исследования применялись следующие педагогические методы:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Анкетирование.

3. Педагогическое тестирование.

4. Методы математической статистики.

2.1.1 Анализ и обобщение научно-методической литературы

При анализе учебной и учебно-методической, научной литературы рассматривались вопросы по расслаблению мышечного тонуса. Так как тонус-важная характеристика нервной системы и от нее зависит общее самочувствие гимнастки, обосновывалась необходимость снятия нервного напряжения с помощью систематических занятий хореографией чтобы свести к минимуму травмы и повреждения у занимающихся и быстро восстановить спортсменов между каждодневными тренировками и ежегодными соревнованиями.

Для уточнения методики исследования изучалась научная и специальная литература по хореографии в гимнастике, физическому воспитанию и физической культуре. Всего проанализировано 19 литературных источников. Анализ научно-методической литературы показал, что существует множество рекомендаций по расслаблению мышечного тонуса у спортсменов, причем эти рекомендации зачастую схожи во мнениях, методиках и комплексах упражнений. Все они подтверждают необходимость расслабления после тренировочных нагрузок.
2.1.2 Анкетирование

Также было проведено анкетирование хореографов СШОР по спортивной гимнастике. Мнение десяти профессионалов, имеющих достаточный опыт в подготовке гимнасток, было отражено в ответах на вопросы о проблеме гипертонуса и ее решения с помощью уроков хореографии. Ответы были разные, но 100% респондентов согласились с пользой расслабления для здоровья спортсмена и необходимостью введения специального комплекса упражнений в тренировочный процесс.
2.1.3 Педагогическое тестирование

Педагогический эксперимент заключался в определении исходного уровня гибкости, силовых качеств, умении расслаблять отдельные части тела.

В тестировании принимало участие 12 гимнасток 9-10 лет. Тестовые задания, критерии и результаты тестирования представлены в разделе 3.2.
2.1.4 Методы математической статистики

Был проведен расчет корреляции значений силы и гибкости.

Расчет коэффициента корреляции проводился методом Спирмена.

Было выполнено:

1. Разбиты попарно значения гибкости и силы: сила рук и гибкость кистей, сила мышц спины и гибкость грудного отдела, сила мышц брюшного пресса и гибкость поясничного отдела

2. Проведено ранжирование значений и занесено в таблицы;

3. Подсчитана разность между двумя коррелируемыми значениями (значение d);

4. Разность d возведена в квадрат (значение d2);

5. Подсчитана сумма квадратов;

6. Рассчитан коэффициент ранговой корреляции rs по формуле: https://www.psychol-ok.ru/statistics/spearman/formula.gif.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Обобщение опыта применения хореографических упражнений для расслабления спортсменов в тренировочном процессе

Для исследования по проблеме снижения мышечного тонуса у гимнасток было проведено анкетирование среди хореографов по спортивной гимнастике. Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.

В опросе приняли 10 человек. Среди респондентов 20% имеют стаж работы менее 5 лет, 80% - 5 лет и более. Таким образом, определили, что хореографы имеют достаточный опыт в подготовке гимнасток.

70% респондентов имеют высшее профессиональное образование, 30% имеют высшее образование. Этот факт подтверждает высокую степень профессионализма.

С группами начальной подготовки (НП) работают 90% хореографов в соответствии с Федеральным стандартом для спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» (6-9 часов в неделю).

70% хореографов работают с группами тренировочного этапа подготовки (ТЭП).

20% хореографов имеют нагрузку на группах совершенствования спортивного мастерства (ССМ).

50% специалистов работают с группами высшего спортивного мастерства (ВСМ).

80% хореографов отметили о недостатке выделенного времени для занятий хореографией, 20% - согласились с установленной нагрузкой.

Девочки, занимающиеся спортивной гимнастикой, испытывают физические нагрузки, вызывающие гипертонус мышц-одно из частый проявлений перенапряжения, влекущее за собой снижение тонусно-силовых возможностей, болезненные ощущения, а также снижение общей работоспособности.

«Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям» (Ж.К. Холодов, 2006).

На вопрос: «Важно ли внедрять упражнения для снятия мышечного тонуса в тренировочный процесс для уменьшения нервного напряжения и стимуляции процессов восстановления гимнастов?» все хореографы единогласно ответили «да». Бесспорно, что расслабление после интенсивной нагрузки может улучшить физическое и эмоциональное состояние гимнасток.

«При серийном выполнении упражнений для суставов верхних конечностей, затем туловища и нижних конечностей, в промежутках отдыха дают упражнение на расслабление», «в заключительной части занятия, как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятие болей и предотвращение судорог» (А.А. Гужаловский, 1986).

Одним из пунктов «базовой хореографической подготовки» является «владение техникой расслабления последовательными движениями рук и тела», «в заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений на расслабление при утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе» (Лисицкая Т.С.,2017).

Мнение хореографов, принявших участие в анкетировании на вопрос: «Есть ли различия в выступлениях гимнаста, уделяющего времени хореографии, и гимнаста, не занимающегося хореографией?» ответ не совпали. 70% ответили, что гимнаст, занимающийся хореографией, является более конкурентоспособным эстетически, физически и эмоционально, а 30% респондентов ответили, что между выступлениями гимнастов разницы нет.

Однако, 100% респондентов согласились, что упражнения на снятие гипертонуса полезны для здоровья.

«Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки» (А.А. Гужаловский, 1986).

Имеются работы в области гимнастики и хореографии, посвященные пользе расслабления (Лисицкая Т.С., 2017, Тобиас М., Стюарт М., 1994, Гавердовский Ю.К., В. М. Смолевский., 1999, Ваганова А.Я., 2000, Мессерер А.М., 2010, Баразора Н.П., 2009, Зихлинская Л.В., 2003, Гусев Г.П., 2003).

«Физическая готовность-это тот минимальный уровень развития физических качеств, без наличия которых невозможно выполнять технические задания» (Венегерова Н.Н, Федорова О.С., 2000).

«Таким образом, влияние физической подготовки на улучшение исполнительного мастерства общепризнанно, но изучение вопросов ее оптимизации проводится и в настоящее время» (Савельева Л.А., 1996, Борисенко С.М., 2004, Румба О.Г., 2003;2008).

Все вышесказанное подтверждает необходимость разработки специальных методик по снижению мышечного тонуса.

В итоге, 100% опрошенных согласились с необходимостью исследования специального комплекса упражнений на расслабление и внедрение его в уроки хореографии: «…успешность спортивной деятельности гимнастики обеспечивается, в первую очередь, созданием необходимого уровня физических возможностей организма спортсменки, составляющего тот фундамент, на котором в дальнейшем строится ее базовая, техническая и профилирующая подготовка» (Супрун А.А., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н., 2018).

Проведенное анкетирование показало необходимость внедрения в тренировочный процесс гимнасток упражнения для снижения мышечного тонуса.

Ниже представлены более значимые для дальнейшего исследования диаграммы по результатам ответов опрошенных хореографов:

3.2 Результаты тестирования гимнасток

Оценка результатов проводилась на упражнениях «Расслабление рук» и «Волна». Оценивалось исполнение упражнений 12 гимнасток возраста 9-10 лет.
3.2.1 Оценка качества расслабления мышц гимнасток при выполнении упражнениий «Расслабление рук» и «Волна».

Упражнение «Расслабление рук» выполняется следующим образом: исходное положение- стоя, руки вытянуты вверх, далее движение выполняется последовательным, «роняющим» движением кистей, предплечий, плечей сверху-вниз.

Упражнение «Волна» выполняется следующим образом: исходное положение- стоя, закрытая голова и округлая спина, движение выполняется последовательным движением коленного сустава вперед, после чего в движение включаются таз, поясница, грудной отдел, плечи, затем голова.

Оценка исполнения упражнений:

9-10 баллов- «Отлично»;

7-9 баллов- «Хорошо»;

5-7 баллов- «Удовлетворительно»;

1-5 балла- «Неудовлетворительно.

Критерии оценки:

10 баллов- полностью расслабляется, тонус мышц отсутсвует, дыхание равномерное, упражнение выполняется спокойно, незажато;

9 баллов- неполедовательность расслабления, тонус мышц отсутсвует, дыхание равномерное, сущствует небольшое зажатие;

8 баллов- неполедовательность расслабления, тонус мышц едва заметен, небольшая задержка дыхания, частичное зажатие;

7 баллов- непоследовательность расслабления, легкая несогласованность движений, небольшие остановки при расслаблении, тонус мышц заметен, небольшая задержка дыхания, частичное зажатие;

6 баллов- непоследовательность расслабления, заметная несогласованность движений, остановки при расслаблении, тонус мышц заметен, неравномерное дыхание, заметное зажатие;

5 баллов- существует статика движений, некоторые части тела до конца не расслаблены, дыхание прерывистое, заметное зажатие;

4 балла- невозможность согласования движений, напряжение всего тела;

3-1 балла-спортсмен соответсвенно практически не расслабляется или не расслабляется вообще.
3.2.2 Результаты выполнения упражнений на расслабление

На каждое упражнение давалось 3 попытки, затем была выставлена средняя оценка.

Таблица 1 Оценка качества расслабления

№ п/п

Ф.И.

Расслабление рук, баллы

Волна, баллы

1

Г.Н.

8,1

7,8

2

С.А.

7,1

6,9

3

Р.Х.

7,6

7,1

4

А.П.

5,6

5,1

5

Ж.Л.

6,1

6,0

6

Т.М.

5,5

5,1

7

С.У.

5,2

4,9

8

К.С

6,3

6,2

9

Д.Ю.

5,8

5,3

10

С.С.

6,2

6,1

11

Б.Л.

4,2

4,1

12

Т.М.

3,8

3,5

На рисунке 1 показаны результаты тестирования гинасток на примере упражнений «Расслабление рук» и «Волна».
Рисунок 1 – Оценка выполнения упражнений
Таким образом, можно сделать вывод, что у группы спортсменов, состоящей из 12 человек в возрасте 9-10 лет, занимающихся спортивной гимнастикой, низкий уровень гибкости и высокий уровень зажатости мыщц (7 из 12 оценок «удовлетворительно», 2 из 12 оценок «неудовлетворительно», нет ни одной оценки «Отлично» для упражнения «Раслабление рук», 7 из 12 оценок «удовлетворительно», 3 из 12 оценок «неудовлетворительно», нет ни одной оценки «Отлично» для упражнения «Волна»).

Результаты выполнения упражнений на расслабление наглядно показали, что существует необходимость в устранении гипертонуса мышц гимнасток посредством специальных упражнений на раслабление. Внедрение комплекса занятий описаны в виде выводов и практических рекомендаций.
3.2.3 Оценка физических качеств, определяющих напряжение и расслабление мышц

При тестировании спортсменок была проведена оценка силы, подвижности и гибкости рук, туловища 12 гимнасток 9-10 лет.
3.2.3.1 Оценка силовых качеств

Сила рук оценивалась сжатием кистевого динамометра поочередно левой и правой рукой. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь, руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр.

Нормы выполнения упражнения для девочек возраста 8-11 лет:

- меньше 13 кг- ниже нормы;

- от 13 до 18,5 кг- норма;

- более 18,5 кг- выше нормы.

Сила мышц спины оценивалась при выполнении упражнения на поднятие верхней части туловища из положения лежа на животе за 60 секунд. Засчитываются только те разы, когда ноги плотно прижаты к земле, руки соединены за головой в замок, локти отведены в стороны, плечи отрываются от пола не менее, чем на 450.

Нормы выполнения упражнения для гимнасток:

- меньше 40 раз- ниже нормы;

- от 40 до 60 раз- норма;

- более 60 раз- выше нормы.

Сила мышц брюшного пресса оценивалась при выполнении упражнения на удежание угла. Упражнение выполняетя в седе на полу, ноги в коленях выпрямлены, спина прямая, ноги находятся под углом 450 от пола, руки отведены в стороны.

Нормы выполнения упражнения для гимнасток:

- удержание меньше 60 секунд- ниже нормы;

- от 60 до 90 секунд- норма;

- более 90 секунд- выше нормы.
В таблице 2 показаны результаты тестирования силовых качеств гимнасток
Таблица 2

№ п/п

Ф.И.

Сила рук,кг

Сила мышц спины, раз/мин

Сила мышц брюшного пресса, сек

1

Г.Н.

10

40

60

2

С.А.

12

38

58

3

Р.Х.

13

39

60

4

А.П.

14

45

68

5

Ж.Л.

12,5

38

50

6

Т.М.

13

42

60

7

С.У.

14

52

50

8

К.С

10

37

40

9

Д.Ю.

12

50

60

10

С.С.

11

39

49

11

Б.Л.

14

55

55

12

Т.М.

14

57

62

3.2.4 Оценка физических качеств, определяющих подвижность(гибкость) мышц

При тестировании спортсменок была проведена оценка подвижности: кисти, грудного отдела позвоночника, поясничного отдела позвоночника.
3.2.4.1 Оценка качеств, определяющих подвижность (гибкость)

Оценка подвижности оценивалась с помощью углового транспортира и линейки, отклонение определялось в градусах и сантиметрах соответственно.

Гибкость кисти оценивалась по отклонению кисти вверх и вниз относительно горизонтального положения руки (рука вытянута вперед вплоть до кончиков пальцев).

Нормы выполнения упражнения для гимнасток:

- меньше 800- ниже нормы;

- от 800 до 1200- норма;

- более 1200- выше нормы.

Подвижность грудного отдела оценивалась при выполнении упражнения мост. Замер проводился между ладонями и стопами.

Нормы выполнения упражнения для гимнасток:

- более 60 см- ниже нормы;

- от 50 см до 60 см- норма;

- менее 50 см- выше нормы.

Подвижность поясничного отдела позвоночника определялась с помощью упражнения наклон в седе на полу. Замер отклонения проводился между туловищем и тазобедренным суставом. Упражнение выполнялось при наклоне вперед, до предела, не сгибая ноги в коленях.

Нормы выполнения упражнения для гимнасток:

- более 4 см- ниже нормы;

- от 1 см до 4 см- норма;

- менее 1 см- выше нормы.

В таблице 3 показаны результаты тестирования качеств, определяющих гибкость гимнасток

Таблица 3

№ п/п

Ф.И.

Гибкость кистей,0

Гибкость грудного отдела, см

Гибкость поясничного отдела, см

1

Г.Н.

90

45

3,5

2

С.А.

85

47

2,5

3

Р.Х.

70

49

4

4

А.П.

66

50

4

5

Ж.Л.

81

55

1

6

Т.М.

71

50

3

7

С.У.

61

49

0

8

К.С

92

45

1

9

Д.Ю.

87

45

3

10

С.С.

84

48

2

11

Б.Л.

64

40

2

12

Т.М.

74

42

3


3.2.5 Влияние силы и гибкости на тонус мышц

Результаты расчета корреляции значений силы и гибкости приведены в таблицах 4-6.

Таблица 4

N

Сила рук

Ранг 1

Гибкость кистей

Ранг 2

d (ранг 1 - ранг 2)

d2

1

10

1.5

90

11

-9.5

90.25

2

12

4.5

85

9

-4.5

20.25

3

13

7.5

70

4

3.5

12.25

4

14

10.5

66

3

7.5

56.25

5

12.5

6

81

7

-1

1

6

13

7.5

71

5

2.5

6.25

7

14

10.5

61

1

9.5

90.25

8

10

1.5

92

12

-10.5

110.25

9

12

4.5

87

10

-5.5

30.25

10

11

3

84

8

-5

25

11

14

10.5

64

2

8.5

72.25

12

14

10.5

74

6

4.5

20.25

Суммы

 

78

 

78

0

534.5

Результат: rs = -0.869.

Связь обратная, сильная.

Таблица 5

N

Сила мышц спины

Ранг 1

Гибкость грудного отдела

Ранг 2

d (ранг 1 - ранг 2)

d2

1

40

6

45

4

2

4

2

38

2.5

47

6

-3.5

12.25

3

39

4.5

49

8.5

-4

16

4

45

8

50

10.5

-2.5

6.25

5

38

2.5

55

12

-9.5

90.25

6

42

7

50

10.5

-3.5

12.25

7

52

10

49

8.5

1.5

2.25

8

37

1

45

4

-3

9

9

50

9

45

4

5

25

10

39

4.5

48

7

-2.5

6.25

11

55

11

40

1

10

100

12

57

12

42

2

10

100

Суммы

 

78

 

78

0

383.5

Результат: rs = -0.341.

Связь обратная, умеренная.
Таблица 6

N

Сила мышц брюшного пресса

Ранг 1

Гибкость поясничного отдела

Ранг 2

d (ранг 1 - ранг 2)

d2

1

60

8.5

3.5

3

5.5

30.25

2

58

6

2.5

7

-1

1

3

60

8.5

4

1.5

7

49

4

68

12

4

1.5

10.5

110.25

5

50

3.5

1

10.5

-7

49

6

60

8.5

3

5

3.5

12.25

7

50

3.5

0

12

-8.5

72.25

8

40

1

1

10.5

-9.5

90.25

9

60

8.5

3

5

3.5

12.25

10

49

2

2

8.5

-6.5

42.25

11

55

5

2

8.5

-3.5

12.25

12

62

11

3

5

6

36

Суммы

 

78

 

78

0

517

Результат: rs = -0.808.

Связь обратная, сильная.
Из проведенного расчета корреляции можно сделать вывод, что чем лучше развиты мышцы ребенка, тем хуже его гибкость и наоборот


Выводы и практические рекомендации
Результаты наблюдений показали, что у более развитых по силе гимнасток ниже качество исполнения упражнений на гибкость. Для решения данной проблемы необходимо ввести комплекс упражнений на расслабление мышц на уроках хореографии, основанных на ранее разработанных методиках, описанных в научной литературе.

Специальные упражнения нацелены на развитие умения спортсменов осознанно расслаблять отдельные группы мышц. Упражнения направлены на:

-умение гимнастки четко различать ощущения напряженного и расслабленного состояния мышц;

-умение расслаблять одни мышцы при одновременном напряжении других;

-умение поддерживать движение расслабленной части тела по инерции путем использования активных движений других частей тела;

-самостоятельное определение в цикле движения, фазы отдыха и в соответсвии с ними расслабления мышц.

Комплекс упражнений для гармоничного развития туловища спортсмена:

- Упражнения для рук;

- волны, наклоны;

- упражнения на расслабление.

  • Волны и взмахи:

  • Целостная (прямая) волна.

Принимают участие все звенья тела. Движения туловища, рук, кистей подчиняются «волновой координации», т.е. последовательному сгибанию и разгибанию в суставах. Характерна «закрытая» в начале волны голова и округлая спина. Движение выполняется последовательным разгибанием коленного сустава вперед, после чего в движение включается таз, поясница, груднй отдел туловища, плечи и, наконец, голова. Обратная волна начинается движением верхних звеньев тела: наклон назад, затем включаютя нижние отделы кинематической цепи, после чего прогнутое положение туловища сменяется закрытым (округлым).

  • Взмахи.

Взмахи могут выполняться руками, туловищем, всем телом вперед, в сторону.

  • У опоры.

И.п.-лицом к опоре, на расстоянии сильно согнутых рук, I прямая п. М/р-4/4 Т. I. 1-3-оттянуться влево вдоль опоры (руки прямые, таз не отводить назад); 4-и. п. Т. 2. 5-7-оттянуться вправо вдоль опоры; 8-и.п.

Т. 3-4. 1-8-оттянуться влево вдоль опоры, затем назад, вправо и вернуться в и.п. («круговая» оттяжка). Т. 5. 1-3-наклон назад; 2-3-пружинить; 4-с обратной волной туловищем оттянуться от опоры (руки прямые).

Т. 6. 5-8-волна туловищем вперед с подъемом на полупальцы.

Т. 7-8-повторить т. 5-6. На последний счет 8 т. Повернуться направо спиной к опоре, руки в стороны на опору, встать на левую, правую скрестно перед левой, колено в сторону (выворотно).

Т. 9. 1-4-наклон вперед с отстающим движением головы (обратной полуволной), грудью коснуться бедер. Т. 10. 5-8-с «круглой» спиной и отстающим движением головы (осанка закрытая) выпрямиться; «И»-разгибая правую, вывести ее скрестно за левую.

Т. 11. 1-4-глубокий сед на левой, правую прямую, скользя по полу всей стопой, вперед.

Т. 12. 5-8-подняться на левой ноге. «И»-перенести тяжесть тела на правую, левую согнуть скрестно перед правой. Т. 13-16-то же, что т.9-12, но с другой ноги. Повторить по 2 раза.

  • Первое упражнение на расслабление:

  • Мышцы рук.

Вытяните руки вверх, сожмите пальцы в кулак и выполняйте маятникообразные движения вверх-внизв свободном темпе, стараясь не напрягать мышцы. То же самое выполнить в наклоне вперед.

  • Мышцы ног.

Встать на небольшое возвышение и, подняв одну ногу вверх, свободно «уронить» ее, при этом расслабляя мышцы. Повторить упражнение несколько раз для левой и правой ноги.

В положении лежа на спине согните ноги и свободно разведите колени в стороны. Затем с усилием, напрягая мышцы голеней, бедер и стоп, верните их в исходное положение.

Повторить три раза.

  • Мышцы туловища.

В положении лежа на животе, прогните спину, стараясь приподнять при этом плечи, голову и колени. То же самое проделайте лежа на спине. Опускаясь в исходное положение, расслабить мышцы.

  • Второе упражнение на расслабление.

Лягте на спину так, чтобы она полностью прилегала к полу, а весь вес был распеределн равномерно. Согните одну ногу и старайтесь прижать колен к груди, расслабляясь в области таза. Другая нога прямая, колено втянуто. Оставайтесь в этом положении одну минуту, затем повторить другой ногой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания/ под ред. Б.А. Ашмарина// -М.: Просвещение, 1990. – 220с.

  2. Базарова, Н.П. Азбука классического танца/Н.П. Базарова, В.П. Мей.
    -СПб.: Издательство «Лань», 2006. — 240 с.

  3. Базарова, Н.П. Классический танец/Н.П Базарова. -СПб.: Издательство «Лань», «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. — 192 с.

  4. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика/ А.И. Буренина.
    -СПб.: Издательство «ЛОИРО», 2000.- 340 с.

  5. Ваганова, А.Я. Основы классического танца/А.Я. Ваганова -СПб.: Издательство “Лань”, 2000. — 192с.

  6. Гавердовский, Ю.К. Спортивная гимнастика/Ю.К. Гавердовский, В. М. Смолевский. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1999.-

326 с.

  1. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры/ А.А. Гужаловский// -М.: ФиС,1986. – 340с.

  2. Гусев, Г.П. Методика преподавания Народного танца. Упражнения у станка/Г.П. Гусев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.

  3. Дункан, А. Танец будущего/ А. Дункан -Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998. -448 с.

  4. Зарецкая, Н.В. Танцы для детей/Н.В. Зарецкая. -М: «Айрис-Пресс», 2008. – 112 с.

  5. Зихлинская, Л.В. Сейчас первые шаги/Л.В. Зихлинская, В.П. Мей.
    -К.:Логос, 2003. - 360 с.

  6. Костровицкая, В.С. 100 уроков классического танца/В.С. Костровицкая.
    -СПб.: Издательство “Лань”, 2009. — 320с.

  7. Лисицкая, Т.С. Хореография в гимнастике/Т.С. Лисицкая.
    -М.: Издательство Юрайт, 2017. — 163 с.

  8. Луговская, А.С. Ритмические упражнения, игры и пляски/А.С. Луговская. - М.: "Советский композитор", 1991 г., 112 стр.

  9. Мессерер, А.М. Уроки классического танца/ А.М. Мессерер.
    -СПб.: Издательство “Лань”, 2010. — 376с.

  10. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения. Учебное пособие/ Е.Г. Попова // СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: 1999. - 73с.

  11. Профилирующая подготовка в художественной гимнастике: Учебное пособие / Е.Н Медведева., А.А. Супрун, Р.Н. Терехина // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: 2018. - 224с.

  12. Стюарт, М. Растягивайся и расслабляйся/М. Стюарт, М. Тобиас.
    - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1994. - 160 с.

  13. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов// -М.: Издательский центр «Академия», 2006. -480с.

Приложение 1

АНКЕТА
Уважаемый хореограф! Кафедра теории и гимнастики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, проводит исследование по проблеме снижения мышечного тонуса в спортивной гимнастике. Просим Вас ответить на ряд вопросов. Результаты опроса будут использоваться только в научных целях.


  1. Какое у Вас образование?

- Среднее.

- Высшее.

- Высшее профессиональное.
2) Какой у Вас стаж работы?

- Менее 5 лет.

- Более 5 лет.
3) С группами какого уровня мастерства Вы занимаетесь?

- НП.

- УТ.

- СС, ВСМ.
4) В соревнованиях какого уровня участвуют Ваши ученики-гимнасты?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Считаете ли вы, что уроки хореографии даются обучающимся в необходимом и достаточном объеме?

- Да, занятия проводятся в полном объеме.

- Нет, занятий проводится меньше необходимого.

- Нет, занятия по хореографии практически не проводятся/отсутствуют.

Комментарии (по желанию)________________________________________________
____________________________________________________________________________

6) Согласны ли вы с установленной нагрузкой для уроков хореографии?

- Да.

-Нет.
7) На Ваш взгляд, если ли различия в выступлениях гимнаста, уделяющего времени хореографии, и гимнаста, не занимающегося хореографией?

- Да, гимнаст, занимающийся хореографией, является более конкурентоспособным эстетически, физически и эмоционально.

- Да, гимнаст, не занимающийся хореографией, является более конкурентоспособным эстетически, физически и эмоционально.

- Нет, разницы между гимнастами нет.

Комментарии (по желанию)________________________________________________
____________________________________________________________________________

8) Есть ли необходимость в разработке практических рекомендаций по снижению мышечного тонуса?

Да) Нет)
9) Важно ли внедрять упражнения для снятия мышечного тонуса в тренировочный процесс для уменьшения нервного напряжения и стимуляции процессов восстановления гимнастов?

Да) Нет)

10) Есть ли необходимость внедрять упражнения на расслабление мышц постепенно, в несколько этапов?

- Да, упражнения необходимо внедрять поэтапно.

- Нет, можно вводить весь курс занятий без предварительной подготовки.

- Другой ответ___________________________________________________

11) На Ваш взгляд, можно ли улучшить эмоциональное и физическое состояние гимнаста посредством внедрения занятий хореографией?

Да) Нет)

12) Считаете ли вы, что упражнения на снятие гипертонуса положительно повлияют на сердечно-сосудистую и дыхательную систему организма, поспособствуют развитию выносливости?
Да) Нет)

13) Решаются ли оздоровительные задачи на уроках хореографии в настоящий момент?

Да) Нет)
14) Считаете ли вы, что расслабляющая хореография устраняет ряд физических недостатков (например, косолапие)?

Да) Нет)
15) Какие на ваш взгляд основные замечания к тренировочному процессу?

- Уменьшение количества занятий хореографией по отношению ко всему тренировочному процессу гимнастов в последние 3 года.

- Отсутствие методики снятия напряжения посредством специальных упражнений, что приводит к увеличению травм.

- Окончание тренировочного процесса гимнастов без правильного снятия излишнего напряжения (приведение всех участвующих в занятиях мышц и связок в рабочее состояние).

- Другой ответ____________________________________________________


Спасибо за участие в опросе!



написать администратору сайта