Знание жизни и познание элементов профессии. Образовательное учреждение высшего
Скачать 30.89 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова» Работа №1Контрольная работа по теории режиссуры на тему: «Знание жизни и познание элементов профессии – основа творческих взаимоотношений между режиссером, актером и другими участниками создания спектакля»Выполнил: студент 2-го курса заочного режиссерского отделения С. С. Ямалеев (Мастерская Ю.Н. Погребничко) Проверил: А. Ю. Левицкий Москва 2022 СодержаниеРабота №1 1 «Знание жизни и познание элементов профессии – основа творческих взаимоотношений между режиссером, актером и другими участниками создания спектакля» 1 Содержание 2 Творческие взаимоотношения между режиссером, актером и другими участниками спектакля 3 Список литературы 8 Творческие взаимоотношения между режиссером, актером и другими участниками спектакля 3 Список литературы: 8 Творческие взаимоотношения между режиссером, актером и другими участниками спектакляУникальная специфика театрального творчества, безусловно заключена в слаженной, органичной и сложно организованной работе большого количества людей. Творцы, объединенные одной целью и одним творческим потоком, работают вместе над общим творением. Драматург, актеры, композитор, гример и др. – все эти неповторимые и уникальные проявления художественного таланта в каждом отдельном человеке сходятся вместе. Каждый участник творческого процесса углубленно работает в своей сфере и проникается сотворением собственного вклада в общее произведение. Но для гармоничной работы всех частей единого спектакля важен связующий элемент. Человек, который сможет технически и духовно объединить в коллектив все таланты творцов. Этим человеком является режиссер. Обязательным элементом любого спектакля является глубокий анализ актером своей роли. Работа актера над ролью – отдельный кропотливый и сложный процесс познания не только образа героя, но и личности самого актера. В особенности, именно поэтому для работы режиссера с актером важна проведенная лично актером работа над ролью. То, насколько серьезно и тщательно углубился творец в создание образа, в понимание его сути и раскрытия характерных черт, зависит вся дальнейшая работа. Однако работа с ролью не единственная важная часть многогранных взаимоотношений между режиссером и актером. Отражение и раскрытие любых аспектов жизни человека невозможно без самого познания этой жизни. Богатый опыт любого творца не только в профессиональной сфере, но и вне, позволяет создать то поистине неописуемое сочетание эмоций, скрытых в художественных образах, которое и называется спектаклем. Специфическое место актера в жизни спектакля обуславливает одну из главных функций работы режиссера. Актер – одновременно является творцом и инструментом своего искусства. А для режиссера работа с актером заключается в тонкой настройке этого инструмента, в стремлении раскрыть максимальный потенциал, в стремлении помочь актеру почувствовать его в себе. Внутренние миры актера и режиссера, в зависимости от их наполненности, могут вызвать совершенно разные стыковки. Однако вопрос о наличии наполненности в целом не стоит. Ведь «Основной закон всякого художественного творчества гласит: искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя». Итак, сочетание профессионального понимания собственной «роли» и духовная наполненность творца – вот ключ к созданию хорошего произведения. Режиссеру необходимо найти этот ключ к каждому замку в звеньях целого механизма. Невозможно работать, ломая замки грубой силой или приказывая им отвориться. Важно отыскать подход и, используя свой духовный опыт в том числе, увлечь актера, взбудоражить его воображение и незаметно вывести на истинный творческий путь. Настоящее мастерство режиссера открывается тогда, когда он способен разглядеть в актере его собственные художественные стремления, его уникальный взгляд и понимание – а не слепо и глухо диктовать предписанный кем-то образ действий. Именно в сочетании творческого пути режиссера и актера рождается истинный образ героя, живого и правдивого, вызывающего эмпатию и отклик со стороны зрителя. «Помогая актерам находить ответы на волнующие их творческие вопросы, увлекая их идейными задачами данного спектакля и объединяя вокруг этих задач мысли, чувства и творческие устремления всего коллектива, режиссер неизбежно становится его идейным воспитателем» [2]. Воспитание особого режиссерского видения и личности, за которой будут готовы идти творцы, личность, к которой захочется прислушаться – вот еще одна сложная задача в работе режиссера. Только при субъективном, сугубо индивидуальном подходе режиссёра к пьесе возможно режиссёрское творчество, возможно создание, рождение нового самостоятельного содержания. И содержание это будет наполнено режиссёрской индивидуальностью, личностным отношением и к миру пьесы и к миру самой жизни. Такой подход распространит особое понимание пьесы режиссером на других участников, которые, в свою очередь - каждый по-своему - раскроют эту интерпретацию уже в третьем ключе. В дальнейшем, режиссеру будет необходимо создать целостную картину из этих разобщенных интерпретаций. Собрать воедино все кусочки картины, заставить винтики работать слаженно и грамотно, гармонично. Каждый элемент должен быть на своем месте: от крошечных деталей в костюмах актеров, до сложных монологов, скрывающих в себе мощный посыл. Не менее важным пунктом во взаимоотношениях режиссера и других участников творческого процесса К. Станиславский считал профессиональную этику. Являясь связующим звеном в сложной структуре взаимосвязей, режиссеру необходимо завоевать доверие творцов. Так как от восприятия режиссера как личности, как профессионала и как художника зависит общая атмосфера в процессе работы и, соответственно, результат. Станиславский был убежден, что помимо общепринятых этических законов, актер должен чувствовать и понимать этику профессиональную. Она формирует отношение к актеру как к личности и профессионалу, также как и в случае с режиссером. Этическое воспитание является одним из важнейших принципов, лежащих в основе профессионального воспитания актёра. Как работник театрального искусства он должен чувствовать свою ответственность перед зрителем, перед театральным коллективом, перед автором пьесы, перед партнёром и перед самим собой. Чувство ответственности помогает преодолеть себялюбие и содействовать своим творчеством и своим поведением укреплению сплоченности и единства коллектива. Творческие взаимоотношения, построенные на взаимоуважении, понимании законов этики между наполненными духовно людьми – сильнейший союз, способный творить чудеса. Воспитание этих качеств в коллективе лежит не только на плечах каждого человека в отдельности, но и на плечах режиссера, как единственного, способного объединить их всех. Роль режиссера в спектакле, как роль актера в пьесе – сложна и многогранна. Как упоминалось выше, в работе с актером режиссеру важно опираться на творческий посыл актера. Несмотря на это, отсутствие абсолютно каких-либо рамок и полная анархия – не приведут ни к какому вразумительному результату вовсе. Все поведение актера на сцене должно быть одновременно и свободным, и верным. Режиссер должен уметь создать на каждой репетиции творческую обстановку, чтобы у актера родился живой, полнокровный, ярко мыслящий, действующий и сильно переживающий события пьесы образ. Параллельно с этим крайне важно проверять каждое действие актера на сцене сверхзадачей произведения. Только в таком случае действия актера будут гармоничными, слаженными, и будут идти по верному пути, не сбиваясь с курса. К. Станиславский говорил о том, что работать на репетициях необходимо творчески — инициативно; ведь репетиция — это не урок по «системе» в школе театра, это процесс воплощения идей и мыслей автора в живые, действенные человеческие образы. «Работать, пользуясь всеми полученными знаниями по «системе», но не ради демонстрации этих знаний или самой «системы». «Система» есть метод к реалистическому воплощению идеи драматурга, а не самоцель» [1]. Работа режиссера во многом полагается на умение импровизировать. Несмотря на то, что важность слаженного и структурированного процесса работы над спектаклем невозможно не оценить, творческая деятельность все же не может обходиться без случайностей. Помимо того, что в работе большого количества людей над единым творением, так или иначе, присутствует человеческий фактор, так еще и способы координации большого количества творческих направлений каждого участника могут меняться буквально изо дня в день. Поэтому режиссерский профессионализм заключается не только в сочетании в себе мудрого педагога и понимающего творческого соратника, но и умелого организатора и настоящего креативного ума. А. Эфрос говорит: «Мне кажется, высшая способность в нашем творчестве — способность к импровизации. Ты все обдумывал, возможно, месяцами, а то и целый год. Но вот ты вышел на подмостки во время репетиции, и начинается конкретность. Она — в партнере, в таком, а не другом, в живом общении, в какой-то новой ориентации, совсем иной, чем та, что была только в твоей голове. Надо оглянуться, вобрать в себя конкретное, реальное. И то, что ты раньше готовил «про себя», здесь «вслух» преломить через реальное» [7]. Творческий путь режиссера имеет особый характер. Сохранять целостность собственного мироощущения, творческого направления и понимания конкретного произведения, и в тоже время грамотная интерпретация для остальных участников спектакля своих мыслей и представлений. Режиссер имеет возможность и необходимость проникать в театральную постановку глубже, чем любой творец. Так как именно режиссеру предстоит собрать воедино представления и работу каждого из коллектива. Именно режиссер держит команду на узком мосту истинности творчества, на пути к правильной реализации произведения. Список литературы К.С. Станиславский. Работа актера над собой в процессе «переживания». Собрание сочинений. М.: Искусство, 1954, т. II Б.Е. Захава. Мастерство актера и режиссера. М.: Искусство, 1969. Г. Кристи. Воспитание актера школы Станиславского. М.: Искусство, 1968 Г. Товстоногов. Зеркало сцены. Л.: Искусство, 1980 М. Кнебель. О том, что мне кажется особенно важным. М. Чехов. Литературное наследие. В 2-х т.т., 1995 А. Эфрос. Профессия - режиссер. М.: Искусство, 1979 |