Занятие ВД по культуре малочисленного шорского народа. ШОРСКИЙ ОБРЯД. Обряд одаривания новорожденного ребёнка
Скачать 15.64 Kb.
|
Обряд одаривания новорожденного ребёнка Перед началом обряда ведущая раздаёт гостям предметы: ножик, ножницы, пуговицу на верёвочке, пулю на верёвочке, и просит придумать пожелания для ребёнка, детей (для мальчика и для девочки): Дорогие гости, мы покажем вам обряд одаривания новорожденного ребёнка. Вот вам предметы, которые пригодятся для этого. В женской половине избы сидит возле люльки-качалки хозяйка дома, напевает колыбельную песню родившимся малышам: Пай-пай, палымай, Баю-баю, балымай, Узу-узу, палымай. Узу-узу, балымай. Уга-уга, эрчекеш, Ой-ой, казымай, Узу-узу, май-май… Баю-баю, балымай… В мужской половине избы на лавке сидит её супруг, делает лук и стрелы, натягивает тетиву. Входят «гости». Приветствуют хозяев дома (поклонившись) -Эзен, хозяюшка.- Эзен, хозяин. Хозяева им отвечают: -Эзенноктар, добрые люди. Ведущая рассказывает гостям: -Мы с вами в гостях у Анны и Николая. Недавно в их семье родились дети, мальчик (оолак) и девочка (кысчак). Рождение ребёнка в шорской семье отмечалось скромно. Однако, ряд обрядовых действий и сейчас проводят во многих семьях. После родов пуповину ребёнка заворачивают в тряпочку (шубурек) и прячут в сухое место. Позднее её зашивают в мешочек «чаарых», украшенный раковинами (каури) и пуговицами (илбик), и привязывают к люльке (пежик). Вот здесь он и будет висеть, пока ребёнок не станет ходить ножками. - Что ты сейчас делаешь, Николай? -Мастерю для сына лук и стрелку – символ охотника и атрибут древнего нашего божества плодородия Умай-эке. Это она даровала нам детей. Лук (оксум ) и стрелы (соган) подарю сыну, станет он добрым охотником и защитником нашего рода. Ведущая: -А имя для сына уже придумал? -Назову его Ураз, так сказал шаман-кам, пусть будет счастливым и делает хорошие дела. Ведущая: -В шорской культуре в выборе имени ребёнку могли принять участие мать, отец, родственники и даже случайные люди, оказавшиеся в избе во время родов. Главным условием было, чтобы имя не совпадало с именем отца, брата или деда. А при крещении священник давал ребёнку другое имя по христианскому календарю. Обратимся теперь к молодой маме (иче). Ведущая обращается к хозяйке избы: -Эзен-пер, эмдеги (хозяюшка)! Как Ваше казык? (здоровье) Она отвечает: - Казык чакшы (здоровье хорошее) Ведущая: - Мы пришли поздравить вашу семью с рождением малышей (кичиг пала) и принесли вам подарки (сый). С целью оберега от злых духов в детскую колыбель клали ножик (для мальчика) и ножницы (для девочки), привязывали к ней пулю (для сына) и пуговицу (для дочки). Эту избу посетило настоящее счастье. В семье родились двое малышей, мальчик и девочка, поэтому и подарки будут особые. Обращается к гостям (жюри): - Дорогие гости, прошу вас одарить малышей оберегами (шеберлен) и произнести пожелания (пак). Гости кладут ножик и ножницы в колыбельку, привязывают пулю и пуговицу., говорят слова поздравления и пожелания родителям и малышам. Ведущая, отец и мать благодарят: - Алгыш ползун, добрые люди. |