Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока 1.Слово учителя

  • «Масленица». Художник Б. Кустодиев, 1919 г. 2.Тезаурус: Обряд

  • Обрядовый фольклор

  • Веснянки

  • Осенние песни

  • 3. Теоретический материал для самостоятельного изучения

  • 4. Теоретический материал для углублённого изучения

  • 5. Примеры заданий из Тренировочного модуля Единичный / множественный выбор

  • Ответ

  • 7. Домашнее задание: стр.6-12 Список литературы

  • Дополнительная литература

  • Открытые электронные ресурсы

  • Урок литературы в 6 классе. 6 кл - 2 урок - лит-ра. Обрядовый фольклор


    Скачать 84.26 Kb.
    НазваниеОбрядовый фольклор
    АнкорУрок литературы в 6 классе
    Дата05.09.2022
    Размер84.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6 кл - 2 урок - лит-ра.docx
    ТипУрок
    #663491

    Урок 2

    6 класс - 07-09-2020 г

    Тема: Обрядовый фольклор

    Цель:

    • сформировать интерес к традициям и обычаям наших предков.

    Задачи:

    • расширить знания о фольклоре;

    • определить особенности обрядового фольклора;

    • дать понятие календарно-обрядовым песням.


    Ход урока

    1.Слово учителя:

    На уроках литературы мы говорили о силе и красоте слова, о том, что русский язык хранит основные ценности России. То, что было человеку ценно, представлено в фольклорных произведениях (устном народном творчестве). Известно, что до начала ХХ века основное население России составляло крестьянство. Оно и было той почвой, которая питала русскую культуру. На уроке мы обратимся к русским народным песням, пословицам, поговоркам, чтобы, познакомившись с ними, понять, чем и как жил испокон веков русский человек, что было основой его мира.



    «Масленица». Художник Б. Кустодиев, 1919 г.

    2.Тезаурус:

    Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

    Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

    Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.

    Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.

    Колядки – рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается. Щедрое угощение колядовщикам – это жертва древнему языческому богу Коляде (Календе) и одновременно задабривание исполнителей песенок: чем щедрее угощение, тем прибыльней будет новый год для его подателя.

    Осенние песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая.

    Обрядовые песни на Троицу (троицкие) – это разновидность летних календарно-обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения берёзки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая.

    Масленичные песни – песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.

    3. Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Жизнь русского человека всегда была заполнена трудом. Возделывание земли – одно из самых почётных занятий, без которого не может существовать человеческое общество. Не случайно русского крестьянина называли кормильцем.

    Ценности жизни и образ мира русского человека отразились в фольклорных произведениях.

    Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно, был важной частью быта, он украшал праздники и помогал в будни. Первая пахота и сбор последнего снопа в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, рождественские праздники и встреча весны, свадьба, крестины и похороны – все события в жизни обыгрывались народом, сопровождались обрядом, то есть определёнными ритуальными действиями, характерными для той или иной ситуации. История обрядов уходит в глубочайшую древность. Обряды были связаны с жизнью природы, с жизнью семьи, с различными бытовыми обстоятельствами. Необходимой частью обрядов были песни.

    Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не достигнуть желаемого результата.

    Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года: весна красна цветами, осень – хлебами, а зима – снегами.

    Любое дело, любое событие жизни человек сопровождал особыми песнями, стихотворениями, обрядами. Рождение ребёнка, крестины, свадьба; все трудовые процессы – сев, жатва, и, конечно, праздники – всё сопровождалось особым видом поэзии – семейно-обрядовой или календарно-обрядовой.

    Хозяйственный год земледельца, находящийся в полной зависимости от природы, был связан с древнейшим календарём зимнего и летнего солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий. Поэтому свод народных песнопений, приуроченных к аграрной деятельности людей, называют календарно-обрядовым. Наступление великого праздника в России являлось не одномоментным событием, а целым периодом, циклом. К празднику приурочивались различные земледельческие работы. Однако с принятием на Руси христианства праздничный цикл не всегда сопровождался какими-либо аграрными работами. Частично эти традиции слились и с христианскими, после крещения Руси.

    Наиболее значимы в народном календаре святки, масленица, встреча весны, Пасха, Троица (семик), Иоанн Креститель (Иван Купала), сенокос, жатва.

    Церковные святцы стали своего рода канвой для сельскохозяйственного календаря. Будучи переосмыслены народом под влиянием трудовой практики, они наполнились пословицами, сельскохозяйственными и природными наблюдениями. Например, весной на Сретение, вспоминая святых Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу, народ говорил «Анна и Симеон сбрую починяют». То есть пора готовить лошадей к посевным.

    Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.

    Началу года придавалось особое значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

    В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда:

    Коляда, коляда,

    Ты подай пирога,

    Или хлеба ломтину,

    Или денег полтину,

    Или курочку с хохлом,

    Петушка с гребешком!

    Отворяйте, хозяева, сундучки,

    Вынимайте пятачки!

    Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы:

    Веселись, народ:

    В гости Масленка идёт

    С пирогами и блинами, –

    Весну под руку ведёт!

    Будем петь, гулять, –

    Весну-матушку встречать!

    На санях кататься,

    блинками баловаться!

    Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц.

    Весенние календарно-обрядовые песни (веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилёт птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

    Жаворонки, жавороночки!

    Прилетите к нам,

    Принесите нам лето тёплое,

    Унесите от нас зиму холодную.

    Нам холодная зима надоскучила,

    Руки, ноги отморозила.

    Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Обрядовая песня (троицкие песни) заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи:

    Берёзка, берёзка,

    Завивайся, кудрявая!

    К тебе девки пришли,

    К тебе красны пришли,

    Пирога принесли

    Со яишницею!

    Осенние обрядовые песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле:

    Жали мы, жали,

    Жали, пожинали:

    Жней молодые,

    Серпы золотые…

    Ой, и чьё это поле

    Зажелтело, стоя?

    Иваново поле

    Зажелтело, стоя:

    Жницы молодые,

    Серпы золотые!

    4. Теоретический материал для углублённого изучения

    Вы уже знаете, что большое влияние на культуру Руси имело принятие христианства. Однако многие календарно-обрядовые праздники были настолько любимы народом, что остались, хотя и приобрели более наполненный духовный смысл. В чём же проявилось это отличие?

    Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы. Нерасторжимость с циклами вечного круговращения природы, поклонение её стихиям, преклонение перед культом предков и идолами – таковы основы языческого мировосприятия.

    Христианское сознание включает в себя иное понимание мироздания и места в нём человека. Вместо идеи вечного круговорота событий утверждается идея развития вперёд, к свету, духовному росту, нравственному развитию.

    Глубокий смысл имели все детали жизни и быта человека: от печи до деревянных православных крестов на въезде и выезде из деревни. Символичность всех элементов жизненного уклада русского крестьянина помогает нам увидеть её основные приоритеты. Думая над смыслом всех деталей быта и уклада жизни русского человека мы понимаем, каким был его мир (образ мира), что он любил, чем дорожил более всего в жизни.

    Ценности жизни и образ мира русского человека нашли своё отражение в фольклорных произведениях календарно-обрядовой поэзии.

    «Подготовка к Рождеству начиналась со дня празднования памяти апостола Филиппа (30 ноября по новому стилю). В этот день начинался рождественский (или филиппов) пост, продолжавшийся до Рождества Христова (7 января по новому стилю). С момента наступления Рождества начиналось время святок – святых дней. Пост заканчивался разговением, хождением в гости, народными гуляниями. Во время святок не постились в среду и пятницу (традиционно постные дни в течение года). Святки – время между Рождеством и Крещением – продолжалось до 18 января (по новому стилю).

    Несмотря на то, что святки на Руси, безусловно, осознавались народом именно как христианская традиция, пережитки язычества просуществовали многие века в календарно-обрядовой поэзии. В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда, однако обращение к языческому образу Коляды вряд ли можно назвать осмысленным обращением к языческому идолу. Это в данной колядке, на Руси, принявшей христианство, скорее присказка.

    Частью календарно-обрядовой поэзии является в праздничном рождественском цикле и жанр духовного стиха. Так называемый кант. Духовный стих сопровождал и обряд христославия на святках.

    Святки включают в себя наступление Нового года. Новый год приходится на день памяти святого Василия Великого – 1 января по старому стилю (14 января по новому). В эти дни пелись щедривки с припевом:

    Щедрый вечер, добрый вечер.

    Вслед за Крещением и Сретением наступала весна, а с нею цикл масленичных, весенних, пасхальных песен.

    Масленица сопровождалась широким гуляньем с сжиганием чучела в конце масленичной недели. Конечно, это не было как в языческой древности прямым обращением к божествам, осознанным магическим ритуалом. Однако этот обряд достаточно прочно вошёл в традицию празднования масленицы. В большей части районов, городов России, Масленица отмечалась как последняя неделя перед долгим Великим постом. Тёщины вечорки в четверг или золовкины посиделки в субботу, по сути, начало прощёного воскресенья, когда, поклонясь друг другу по обычаю в ноги, на вечернем богослужении, необходимо будет искренне попросить прощения за всё недоброе, что причинил ближнему словом и делом.

    Масленичные песни уже несут в себе содержание будущей кульминации – Пасхи.

    5. Примеры заданий из Тренировочного модуля

    Единичный / множественный выбор

    Какое термин характеризует представленное определение?

    … – устное словесное и музыкальное народное творчество:

    Варианты ответов:

    Фольклор

    Народное пение

    Авторское произведение

    Вспоминаем, что мы знаем о народном творчестве, анализируем предложенные варианты. При необходимости обращаемся к теоретическому материалу для самостоятельного изучения.

    Ответ: фольклор

    Подстановка элементов в пропуски в тексте

    Подберите необходимое слово и завершите пословицу:

    Не всё коту масленица, будет и …

    Варианты ответов:

    Новый год, игра «кошки-мышки», Великий пост.

    Это задание можно выполнить, вспомнив материал для самостоятельного изучения, а также последовательность в обрядовом календаре. За Масленицей по православному обычаю следовал религиозный пост.

    Ответ: Великий пост.

    6. Итог урока:

    - Что вспомнили и повторили на уроке?

    - Что запомнилось?

    - Где нам может пригодиться полученная на уроке информация?

    7. Домашнее задание: стр.6-12

    Список литературы

    Обязательная литература:

    1. Полухина В. П. Литература для 6 класса // Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва : Просвещение, 2017. 305 с.

    Дополнительная литература:

    1. Круглов Г. Русский фольклор // Круглов Г., Коровин В. И. Москва : Флинта: Наука, 2002. 400 с.

    2. Даль И. Пословицы русского народа. Москва : АСТ : Астрель, 2000. 752 с.

    3. Зуева Т. В. Русский фольклор // Зуева Т. В., Кирдан Б. П.: учебник для высших учебных заведений. Москва : Флинта: Наука, 2002. 400 с.

    4. Капица Ф. С. Русский детский фольклор // Капица Ф. С., Колядич Т. М. Москва, 2002.

    5. Калугин В. И. Очерки о русском фольклоре. Москва : Худ.Лит, 1987. 268 с.

    Открытые электронные ресурсы:

    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс. URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 

    • Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения:

    • Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm 

    • Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (Дата обращения:

    • Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx 


    написать администратору сайта