Выжимка. Общая характеристика рисуночных методик
Скачать 21.22 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕВ настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал. Рисуночные методики – это методики, использующие созданные испытуемыми рисунки тематически заданного или произвольного характера (=>тест рисуночный). Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми готовых, стандартных изображений. Общая характеристика рисуночных методикРисуночные методики используются как терапевтические, так и как собственно диагностические. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности. Психологические функции рисунка: Функция опосредования субъективных эмоциональных переживаний; Передача информации. Классификация рисуночных методик (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева – доктор психологии, директор Института сказко-терапии, психотерапевт предложила свою классификацию рисуночных методик. 1. Свободные. Максимум личностных проявлений – в спонтанных рисунках. «Свободный», «Спонтанный», «Мое настроение», «Самоощущение на данный момент», «Рисунок с закрытыми глазами». 2. Тематические. Тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею. 2.1. Традиционные – известные, популярные, апробированные тесты. 2.1.1. «Личностные» – диагностирующие индивидуальные особенности – «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево», «ДДЧ», «РНЖ», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони). 2.1.2. «Семейные» – диагностирующее особенности внутрисемейных отношений – «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, Кауфман), «Семья в образах животных». 2.2. Нетрадиционные – не являются собственно тестами, применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний. 2.2.1. «Символические» - символика процесса «В кого бы меня заколдовал…», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие». 2.2.2. «Моделирующие» - моделирование ситуации прошлого или будущего. «Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности». Особенности интерпретации рисуночных методикВ различных рисуночных методиках анализируется последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, и прежде всего в величине. Анализируется также и процесс рисования: паузы, стирание, комментарии. Интерпретации опираются на различные теоретические предпосылки, эмпирический материал исследования. Детский рисунок как средство изучения межличностных отношенийЕ. А. Панько предприняла попытку исследования микросреды детей дошкольного возраста посредствам анализа их рисунков. Привлекает детские рисунки для изучения взаимоотношений ребенка с окружающими, она исходила из того, что в своем творчестве дошкольник отражает окружающую действительность. Отражение реального мира в детском рисунке детерминировано возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни ребенка, наличием обучения и его качеством. Особо важную роль в изобразительной деятельности играет усвоение ребенком с помощью взрослого знаковой системы социального опыта. Отражение ребенком микросферы в рисунках сложно детерминировано. Существенное значение при этом имеют возрастные и индивидуальные черты самого ребенка, его положение в системе межличностных отношений, а также особенности личности тех, кто входит в микросреду, опыт совместной деятельности с ними. Используя таблицу цветовых профилей эмоций, входящих в состав факторов щарда и эмоциональные профили цветом Люшера можно сказать что сочетание в рисунке синего, желтого, зеленого цветов говорит о интересе; красного, желтого, зеленого – о радости; красного, черного – о гневе, коричневого и фиолетового – о отвращении; серый и синий цвет говорит о грусти. ЗАКЛЮЧЕНИЕБольшое внимание изучению рисунка как метода было уделено в зарубежной психологии. Анализ детского рисования подвергался влиянию тех или иных направлений в психологической науке. Под влиянием биологизаторских идей в психологию приходит мысль о тестировании интеллекта ребенка через анализ его рисунка. Отечественные психологи природу детского рисунка рассматривают с точки зрения сложившейся в отечественной психологии теории психологического развития ребенка, которая опирается на марксисткие о социальном наследовании психологических свойств и способностей и присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Большую роль при анализе детского рисунка играет правильная интерпретация рисунка. Большинство психологов выделяют следующие критерии, по которым целесообразно интерпретировать изображенное на детском рисунке: состав, последовательность выполнения, пространственное расположение, особенности выполнения фигур. Также при проведении методики необходимо учитывать комментарии ребенка к рисунку. Важным диагностическим показателем следует считать цвет, который используется ребенком как способ выражения своего отношения к изображенному. Для того, чтобы дать объективную оценку межличностным отношениям в группе необходимо комплексное использование всех методов изучения межличностных отношений. К этому выводу приходят многие психологи. |