Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

  • КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» Тема

  • Ганс Кельзен

  • Неточностью считается видовая борьба

  • Курсовая работа. Курсовая Малков К.И. (3). Общая характеристика теорий происхождения права


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеОбщая характеристика теорий происхождения права
    АнкорКурсовая работа
    Дата07.12.2022
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Малков К.И. (3).docx
    ТипКурсовая
    #832851



    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)



    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Теория государства и права»
    Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА



    Институт непрерывного и дистанционного образования
    Направление подготовки

    40.03.01. Юриспруденция
    Направленность (профиль)

    Гражданско-правовой

    Кафедра

    Конкурентного права и антимонопольного регулирования
    Дата защиты: ________________

    Оценка: ________________




    Студент

    Малков Кирилл Игоревич
    Г руппа

    ИНО ОЗБ ГОСП-22 СЛ

    Руководитель

    Ягофарова Инара Дамировна, к.ю.н., доцент




    Екатеринбург

    2022 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    3

    1 Общая характеристика возникновения права

    4

    1.1 Предпосылки возникновения права

    4

    1.2 Причины многообразия теорий происхождения права

    7

    2 Характеристика основных теорий происхождения права

    9

    2.1 Естественно-правовые учение о праве

    9

    2.2 Нормативисткая теория о права

    12

    2.3 Психологическая теория о права

    15

    2.4 Классовая теория права

    17

    2.5 Социологическая теория права

    20

    Заключение

    23

    Список использованных источников

    25


    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность данной темы заключается в том, что право является неотъемлемой частью жизни человека. Вопрос возникновения права является одним из важных вопросов теории государства и права.

    Выбранная тема работы является актуальной в настоящее время, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства.

    Право возникло и развивалось вместе с человеком. Изучением права занимались многие ученые и философы, однако, до сих пор нет единого мнения о том, как именно появилось право.

    Существует множество теорий происхождения права, однако, их нельзя назвать универсальными и абсолютно верными.

    Цель курсовой работы: изучить существующие теории возникновения права.

    Задачи курсовой работы

    1. Изучить общую характеристику возникновения права;

    2. Рассмотреть предпосылки возникновения права;

    3. Выявить причины многообразия теорий происхождения права;

    4. Дать характеристику основных теорий происхождения права.

    Объект исследования: право.

    Предметом исследования: процесс возникновения права.

    В основе методологической базы исследования лежит системный подход, в рамках которого теории возникновения права рассматриваются как самоорганизованная система.

    Также используются такие общелогические методы, как анализ литературы по данной проблематике и синтез полученной информации по теме исследования.

    1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ПРАВА

    1.1 Предпосылки возникновения права
    В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования.

    По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

    Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности [5].

    Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества.

    Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

    Государство - это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами [4].

    Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.

    Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано.

    Право является результатом его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях.

    Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов [3].

    Право, выполняя функции общесоциальные, играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса), например, принцип талиона. Появляются специализированные органы.

    Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

    Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

    В соответствии с классовым подходом (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) в качестве предпосылок права следует рассматривать появление института частной собственности, обусловленное неравномерностью накопления частной собственности, экономическое расслоение общества и, как результат, формирование устойчивых социальных групп — классов (эксплуататоров и эксплуатируемых), отношения между которыми в сфере производства и присвоения частной собственности приобретают антагонистический (непримиримый) характер. При этом государство создается как механизм порабощения эксплуататорами эксплуатируемых, а право выступает в качестве системы правил и инструментов, посредством которых осуществляется это порабощение [4].

    Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова.

    Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен), формальное равенство с другим субъектом (выражающееся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту), частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву) и эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства). Только при наличии обозначенных факторов возможно появление права как относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. По этому поводу Е. Б. Пашуканис говорил, что «исторически именно меновая сделка дала идею субъекта как абстрактного носителя всех возможных правопритязаний. Только в условиях товарного хозяйства рождается абстрактная правовая форма, т.е. способность иметь право вообще отделяется от конкретных правопритязаний». Третий подход — антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же. В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность [7].

    В юриспруденции близкая точка зрения была изложена шведским историком права Э. Аннерсом. Древнее право он именует примирительным правом родового строя, связывая его в основном с процедурами разрешения межобщинных конфликтов. Сходную идею высказывал и известный отечественный ученый-правовед М. А. Рейснер, полагавший, что в доклассовом обществе «междуродовое» право «покоилось на начале мести и было направлено к ограждению целостности живого состава и неприкосновенности областей владения со стороны многочисленных родовых групп». Таким образом, сам факт формирования человеческого сообщества, в котором отношения между людьми приобретают упорядоченный характер, рассматривается в качестве основной исторической предпосылки возникновения права [14].

    В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

    Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право [10].

    Формирование права проявляется:

    • в записи обычаев, становлении обычного права;

    • в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

    • в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

    В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.

    Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.
    1.2 Причины многообразия теорий происхождения права
    Вопрос о закономерностях образования права, которые едины для всех времён и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения права. На сей счет существует множество теорий. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

    Мыслители, предлагавшие объяснения этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человеческих знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо вырос, но не нужно «с высоты своего полёта» пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших ранее нас, тем более, многие их идеи не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени. Объясняя процесс возникновения права, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием [14].

    Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения права. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне.

    Нельзя исключать и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. И в этом нет ничего зазорного, ведь все мы дети своего времени. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях:

    Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

    1. во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.;

    2. во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

    3. в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;

    4. в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов;

    5. в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия (Т.В. Кашанина) [14].

    В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

    2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

    2.1 Естественно-правовые учение о праве
    Договорная теория происхождения государства и права имеет другое название — естественно-правовая теория. У нее множество как приверженцев, так и противников. Одни придерживаются мнения, что эта концепция антинаучная. Другие же называют ее единственно правильной [6]. 

    Данная теория является одной из древнейших — она возникла в V-IV вв. до н. э. Ее приверженцами были древнекитайский мыслитель Мо-Цзы и древнегреческий историк Геродот.

    Суть ее заключается в следующем: государство создано людьми на основе добровольного объединения для всеобщего блага. Два ключевых момента здесь: «людьми» и «добровольно».

    Положения теории:

    1. До возникновения государства люди находились в естественном состоянии.

    2. Государство возникает в результате заключения общественного договора.

    С этими постулатами согласны все ученые. Однако между ними есть разногласия насчет естественного состояния:

    1. Первое мнение: естественное состояние — это «война всех против всех». У каждого — своя правда, именно поэтому человек волен делать все, то заблагорассудится. Чтобы ограничить свободу, люди договорились жить по общему правилу. В результате они заключают общественный договор. Данной точки зрения придерживались Томас Гоббс, Мо-Цзи, Монтескье.

    2. Противоположной позиции придерживался Жан-Жак Руссо. Он говорил, что естественное состояние — это мир и согласие. Период существования людей до государства — «золотой век человечества». С появлением же частной собственности возникает неравенство, следовательно: противоречия, борьба, «война всех против всех». Руссо идет дальше в своих заключениях: богатые договорились с бедными «давайте жить по общим правилам», но в итоге их обманули — хорошо стали жить только богатые [14].

    Этот «договор» носил не письменный характер и не был заключен юридически, а устанавливался в устной форме.

    Сторонники данной теории приводят в пример Рюрика, Синеуса и Трувора, чтобы они правили Новгородским государством. Противники же утверждают, что тогда произошла смена власти, так как государство уже существовало. Политические теоретики использовали его для лучшего понимания человеческой природы и, как правило, для обоснования рациональности того или иного типа правления [14].

    Сторонники утверждают, что естественное состояние позволяет понять врожденные склонности и наклонности человека. Поскольку поведение индивида не принуждается политической властью, оно будет отражать естественное поведение людей.

    Теоретики общественного договора обычно рассуждают о том, какой была бы жизнь в естественном состоянии. Основываясь на своем понимании человеческой природы, они утверждают, что в естественном состоянии люди сталкиваются с определенными угрозами своему благополучию. Следовательно, рациональные люди должны согласиться признать власть государства в обмен на защиту от этих угроз.

    Степень власти государства и гарантии, которые оно обязано обеспечить, зависят от взгляда теоретика на природу человека. Как правило, оптимистичный взгляд на человеческую природу приводит к поддержке государства с ограниченными полномочиями, в то время как более пессимистичный взгляд ассоциируется с более могущественным государством [7].

    Природное состояние — это вполне современный подход к изучению природы человека и обоснованию обязанностей государства. В нем воплощены три основных принципа либеральной политической теории: приоритет личности, равенство и свобода личности.

    1. Во-первых, асоциальное состояние природы предполагает, что человека в конечном итоге следует понимать как абстрактную личность.

    2. Во-вторых, люди в состоянии природы считаются морально равными, ни один человек не имеет права доминировать над другим.

    3. В-третьих, люди изображаются как автономные, самоопределяющиеся существа, что подчеркивает свободу как естественное человеческое качество. Такое изображение состояния человека полностью противоречит классическому взгляду, предполагающему, что человека нельзя понять вне общества, в котором он живет.

    Таблица 1 – Преимущества и недостатки естественно-правового учения о праве

    Преимущества

    обращает внимание на взаимные отношения «государства» и «семьи»

    помогает установить социальный порядок в результате подчинения «воле отца»

    поддерживает веру человека в незыблемость мира

    раскрывает роль правителя государства — роль, к которой может стремиться человек с большим опытом

    Недостатки

    отстаивание интересов может привести к разрушению общества и государства

    люди не могут быть биологически равны

    государство не всегда может выражать интересы общества

    если можно создать государство с помощью насилия, то можно и разрушить его.


    К концу XVIII века общественный договор подвергся широкой критике на исторических основаниях. Идея была предана забвению, а вместе с ней и естественное состояние. Теория договора была возрождена Джоном Ролзом в книге «Теория справедливости» (1971), хотя Ролз использовал принцип договора для обоснования моральных принципов, а не формы правления [14].

    Принципы справедливости Ролза — это те принципы, которые были бы согласованы в соответствующих справедливых условиях. Состояние природы вновь появляется в его теории как «исходное положение». Его сущность заключается в том, чтобы люди не могли выбрать принципы, выгодные для себя, их помещают за «завесу невежества» и лишают знания об их личных качествах, например, возрасте, религии, расе и богатстве.

    Два принципа, выбранные в этих условиях, в высшей степени эгалитарны, гарантируют равную свободу и то, что экономическое неравенство идет на пользу наименее обеспеченным членам общества. По Ролзу, естественное состояние (исходная позиция) теряет всякое историческое притворство. Это просто аналитическое устройство, помогающее определить соответствующие моральные принципы.

    Другие теоретики используют договорные механизмы для обоснования моральных принципов, а не правительства. В книге Дэвида Готье «Мораль по соглашению» соответствующие принципы — это те, которые были бы согласованы сторонами, руководствующимися собственными интересами.

    «Исходная позиция переговоров» Готье отличается от исходной позиции Ролза тем, что стороны обладают полным знанием своих обстоятельств и интересов. Согласованные принципы представляют собой наименьшую возможную уступку сторон требованиям других, «максимальную относительную уступку».
    2.2 Нормативисткая теория о права
    Представленная теория появилась на свет в XX веке. Основоположником и создателем данной теории является Ганс Кельзен. Австрийский юрист называл свое изобретение «чистой теорией права». Рассуждения Кельзена базировались на постулатах кантианской философии. Согласно выдвинутым философским представлениям, «должное» имеет прямое отношение к доопытной сфере, созданной человеческим разумом и не зависит от так называемого «сущего». Иными словами, все идеи и законы, регулирующее взаимоотношения в обществе, установлены по человеческой воле, а не по зову или воле природы. Нормативистская теория относится к «должному». Следовательно, по мнению ее основателя, не зависит от «сущего» [11].

    Известный юрист считал необходимым очищать право от политического влияния в любой форме. По мнению Г. Кельзена, «сила установленного права в самом праве». Функционирование определенных норм и постановлений всегда осуществляется в принудительном порядке. Созданная чистая теория права являлась для Кельзена целой юридической наукой [15].

    Основатель выдвинутого учения выступал против естественной формы права и считал неправильным оценивать науку с экономической, моральной и идеологической точки зрения. Важно до конца изучить специфическое содержание данной теории. Основными постулатами или тезисами нормативистской теории права поныне считают:

    1. Установленные нормы влияют и постепенно формируют правовое поведение, сознание и взаимоотношения между субъектами в обществе.

    2. Изложенные в нормативных актах правовые законы тесно взаимосвязаны между собой и успешно взаимодействуют друг с другом.

    3. При необходимости реализация некоторых правовых норм осуществляется в принудительном порядке. Двигающей силой выступает государство. Именно государственные органы власти производят на свет ряд законов, регулирующих разные аспекты человеческой жизни.

    Все существующие законы функционируют исключительно по воле действующих государственных правителей. У разработанной теории есть свои положительные и отрицательные стороны.

    Популярность и востребованность нормативистской теории права объясняют следующие факты, но несмотря на логичность, последовательность и практичность, обсуждаемая теория обладает явными недостатками [11].

    Таблица 2 – Достоинства и недостатки нормативисткой теории

    Достоинства

    Посредством сотворенных норм в цивилизованном обществе имеются границы дозволенного. Поведение и поступки граждан поддаются оценке и контролируются государством. Таким образом, в обществе удается поддерживать порядок.

    Тесная связь с формальной определенностью права. Подобная взаимосвязь и наличие четких критериев позволяет субъектам лично знакомиться с содержанием действующих нормативных актов. Права и обязанности граждан четко обозначены. Такие возможности помогают лучше руководствоваться выдвинутыми требованиями в жизни, применения законы на практике.

    Наличие определенного режима законности. Некоторые веления, установленные государством, носят индивидуальный характер.

    Четкое подчеркивание нормативности права. Выдвинутые нормы и правила расположены в иерархическом порядке в зависимости от их юридической силы и возможностей

    Недостатки

    Абсолютное влияние государства на правовую систему. Течение и срок действия принятых норм полностью зависит от конкретных лиц, наделенных властью. В таких условиях, разработанная система не всегда способна удовлетворить потребности всех граждан. Возникает определенное неравенство в юридическом отношении. Преувеличение роли государства нередко подталкивает к использованию устаревших и произвольных правовых норм.

    Полная формализация. Нормативистская теория игнорирует содержательную сторону права. Иными словами, не учитывает нравственное начало юридических норм, а также потребности отдельно взятых личностей.

    Выдвинутая идея недооценивает прямую связь права с другими факторами, влияющими на качество развития общества. К таким факторам относят социально-экономическую, политическую и духовную область жизни.

    Нормы так называемого «чистого» права созданы людьми. Поэтому в большинстве случаев правила порядка, установленные государством не до конца объективны и не индивидуальны с точки зрения своего содержания.

    Нормативистская теория отказывается понимать и принимать иные точки зрения на сущность права. По сути данная теория – властное и холодное оружие в руках государства, необходимое властям для регламентации и управления конкретным обществом.


    Появившаяся в XX веке теория права всколыхнула и изменила мир юриспруденции. По сей день представители этой социальной науки продолжают изучать и постигать открытие Ганса Кельзена. Однако знакомиться с нормами и особенностями данной теории следует и обычным гражданам. Следование подобной рекомендации поможет досконально знать свои права и обязанности, а значить уметь грамотно взаимодействовать с государством.
    2.3 Психологическая теория о права
    Существует множество версий, теорий, которые связаны с вопросом происхождения права. Как одну из наиболее распространенных наряду с, естественно, ‑правовой, исторической, социологической можно выделить психологическую теорию права.

    Психологическая теория правабыла разработана российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким в начале xx в. Суть ее изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Психологическая теория оказала большое влияние на развитие правовых исследований, в том числе на современную американскую теорию права. Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны. Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям. Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву [16].

    Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:

    1. психологическая теория права, которая различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право;

    2. позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права;

    3. интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия.

    Таблица 3 –Достоинства и недостатки психологической теории психологической теории

    Достоинства

    Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. И на самом деле, если цепь правовых предписаний перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувства индивида, его психологические импульсы станут тем последним звеном, которое напрямую соприкасается с конкретным поведением, таким образом определяет его. Действительно, право не сможет регулировать поведение по‑другому, только через интеллектуально‑психологическую сферу человека.

    Недостатки

    Но нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения человека свести лишь к психологической или эмоциональной сфере человеческой личности. Недостаточно объяснять все исключительно ей или только из нее. Необходимо учитывать одновременно как специально‑юридические, так и общесоциальные факторы и механизмы, которые имеют здесь не меньшее значение.

    2.4 Классовая теория права
    Выдающимися мыслителями XIX века и основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс.

    Маркс и Энгельс отмечали, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создаёт необходимые для достижения своей цели законы. Таким образом, право является возведённой в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного [12].

    Но само право так же, как, впрочем, и другие формы общественного сознания (например, мораль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни общества и должно соответствовать экономической структуре общества. Марксизмом утверждается, что экономика всегда остаётся первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это – всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются.

    Идея установления надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки (права в особенности). Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления социальных функций. Вокруг этих функций конкретизируется самостоятельные области общественной жизни ( в частности право). Эти сферы отличаются по содержанию, типичным признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в них основе социальных функций.

    В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки, взятой во всех её измерениях, пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Данный интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных акций, прямо обусловленных наличием классовых антагонизмов, так и в выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества» [13].

    В общем, можно сказать, что с точки зрения данной теории право есть возведённая в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение её в закон осуществляется государством путём установления или санкционирования определённых норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений [12].

    Классовая теория, как и все предыдущие, имеет свои плюсы и минусы.

    Таблица 4 – Достоинства и недостатки классовой теории

    Достоинства

    В теории особенное внимание уделяется той мысли, что материальные блага сыграли важную роль для общества. Именно из-за них изменилась трудовая деятельность, начали иначе вестись хозяйства и по-другому относиться к формам собственности. Все это плавно переросло в появление государства. Материальные блага до сих пор играют главную роль – у кого в руках деньги, то и власть тоже.

    Ярко продемонстрирована взаимосвязь права и экономики, в полной мере раскрываются признаки государства.

    Право воспринимается не как лидирующий фактор в этой теории. Скорее, его можно отнести лишь к тому, что через право главенствующие классы могут выражать свою власть. Право здесь выступает всего лишь надстройкой и помогает осуществлять власть, но не более того.

    Государство появится тогда, когда частная собственность будет подвержена угрозам и нуждаться в защите. Таким способом все ведет к образованию такого аппарата, который способен урегулировать отношения между владельцами этой частной собственности.

    Мудро подчеркивается тот момент, что равенство между людьми исчезает, когда они перестают брать от природы все в готовом виде. Человек сам начинает заниматься производством и из этого берет свое начало производящая форма труда. Таким образом, происходит различение и деление людей по имущественному признаку.

    Недостатки

    Нельзя не уделить внимание тому факту, что экономический фактор сыграл важную роль в образовании государства, но и не он единственный. Социологи в своих трудах не уделяют внимания другим факторам, поглощенные лишь экономикой. Не стоит забывать про религиозный или психологический фактор – все это имеет место быть.

    Неточностью считается видовая борьба. Такое явление можно встретить и среди животных, но у них никогда не было, и нет государства. Они не в состоянии образовать его.

    Также социологи утверждают, что государство образовалось для подавления одной власти другой. Подразумевается и то, что власть в лице государства видит только интересы и убеждения главенствующего класса, более богатого. Но на самом деле государство взаимодействовало и помогало всем классам. На первом месте выступала помощь и охрана тех, кто проживает на территории этого государства.

    По Марксу и Энгельсу борьба является ничем иным, как, как спутником общества, без которого никак нельзя прожить. Именно тем обществом, которое осваивает производство. В это же время подразумевается, что противоречий и возмущений, перерастающие в бунты внутри племен никак нет. Не стоит забывать и про внешние угрозы, которые включают в себя другие племена. Они могут пойти войной на другое племя. Благодаря этому племена сплачивались в союзы племен, помогали друг другу и постепенно перешли в создание государства. Но это ли не противоречит тому, что утверждали социологи?

    Согласно теории государство образовалось благодаря возникновению экономики. Но разве нельзя допускать обратного? Ведь само государство вносит изменения в экономические взаимоотношения, регулирует их. Именно государство создало деньги и дало гарантию, что их можно обменить на товар в любой части земного шара. К тому же строительство дорог и создание рынков сбыта, налаживание дипломатией связей с другими странами – все это заслуга государства.



    2.5 Социологическая теория права.

    Социологическая теория зародилась в середине ХIХ в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л.Дюги, С.Муромцев, Е.Эрлих, Р.Паунд. Родоначальник – Р.Ф.Иеринг. В зрелый период творчества Иеринг на основе глубокого знания римского права и исторической школы развил самостоятельную теорию, которая получила название социологической. Отвергая чрезмерный формализм римского права, Иеринг всегда подчеркивал прагматичность римского права, его способность решать актуальные вопросы правовой жизни [15].

    Сущность социологической теории сводится к тому, что центральным понятием правопорядка является понятие правопритязания. В свою очередь правопритязание сводится к определенному интересу, который может быть обеспечен средствами права. Т.о. право – это совокупность действительных отношений в обществе по поводу интересов отдельных субъектов права. По Иерингу, создание и цель правоотношений определяют не абстрактные принципы, типа «каждому приплетается свое» или «никому не навреди», а конкретные интересы конкретных людей.

    Соответственно, теория естественного права не является надежным масштабом для идентификации и защиты определенного интереса. Теория Иеринга была, прежде всего, направлена против «юриспруденции понятий». Согласно социологической теории, каждый интерес можно представить в качестве финансового правопритязания [7].

    Последователи Иеринга в Германии несколько ослабили универсальные аспекты теории и стали сводить проблемы социологии права к так называемому судейскому праву. Они полагали, что действительным или живым правом является лишь совокупность судейских решений.

    Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы [8].

    Позитивными в данном случае можно считать следующие положения: общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

    Критически же в этой теории надо относится к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.

    Таблица 5 –Достоинства и недостатки социологической теории

    Достоинства

    Впервые в юриспруденции основы правопорядка были признаны конкретные интересы и потребности реальных людей, а не абстрактные волеизъявления. Этими была признана особая роль юриспруденции как практической науки.

    Через социологию юриспруденция стала открытой для взаимодействия с другими социальными науками. Соответственно, право было признано элементом социальной структуры на ряду с экономикой, политикой, социальной психологией.

    Недостатки

    Право не является совокупностью притязаний людей, основанных на конкретных интересах. В общественном правосознании, особенно доктриальном (научного осмысления) большое значение имеют абстракции, различные функции, презумпции общих принципов права (принципы равноправия).

    Чрезмерная социализация права может привести к утрате собственного предмета юриспруденции. Так как юрист, прежде всего, как социолог, экономист или политолог мыслит фактами.

    Отождествление живого права с судебным правом принижает роль законодателя и может привести к судейскому произволу. Судейское правотворчество начинает подменять законодательство.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы.

    Государство - это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего по средствам норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий - интересы всего народа.

    Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства.

    При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

    Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

    Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право

    По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

    Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.

    Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: Режим доступа// http://www.consultant.ru/dokument/cons_doc_LAW_28399/

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года [Электронный ресурс]: Режим доступа// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

    3. Абдулаев, М.И. «Теория государства и права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://ist.ast.social/attachments/364_ТЕОРИЯ%20ГОСУДАРСТВА%20И%20ПРАВА.pdf

    4. Алексеев, С.С. «Государство и право» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://soklan.ru/library/pdf/186.pdf

    5. Алексеев, С.С. «Общая теория права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://studfile.net/preview/5749891/

    6. Бошко, С.В. «Теория государства и права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://www.4italka.ru/nauka_obrazovanie/yurisprudentsiya/355685/fulltext.htm

    7. Вишневский, П.Р. «Общая теория права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://scicenter.online/prava-gosudarstva-teoriya-kniga-scicenter/obschaya-teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik.html

    8. Колюшкина, Л.Ю. «Теория государства и права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// http://iamdrunk.ru/teach/!!Учебники/!Правоведение/Колюшкина%20Л.Ю.%20-%20Теория%20государства%20и%20права.%20100%20экзаменационных%20ответов.pdf

    9. Лазарев, В.В. «Общая теория права и государства» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://piratebooks.ru/threads/teoriya-gosudarstva-i-prava.251973/

    10. Лившиц, Р.З. «Теория права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://www.sinref.ru/000_uchebniki/00492_raznie_1_04600_raznie_2_2022-8/999-13-16_municipalnoe_pravo_2022-1/002.htm

    11. Марченко, М.Н. «Теория государства и права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://nashol.me/20210813135237/teoriya-gosudarstva-i-prava-chast-1-teoriya-gosudarstva-marchenko-m-n-2011.html

    12. Матузов, Н.И., Малько, А.В. «Теория государства и права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://znanium.com/catalog/document?id=356668

    13. Мелехин, А.В. «Теория государства и права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/Melyokhin-A.V.-Teoriya-gosudarstva-i-prava-uchebnik-s-uchebno-metodicheskimi-materialami.pdf

    14. Новицкий, И.Б. «Римское право» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://soklan.ru/library/pdf/184.pdf

    15. Протасов, В.Н. «Теория права и государства» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://vidrodgenya.at.ua/_tbkp/protasov_v.n-teorija_prava_i_gosudarstva-problemy_.pdf

    16. Храпанюк, В.Н. «Теория государства и права» [Электронный ресурс]: Режим доступа// https://www.studmed.ru/view/hropanyuk-vn-teoriya-gosudarstva-i-prava_0b149543882.html


    написать администратору сайта