Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Англосаксонская правая семья

  • 2.2 Романо-германская правовая семья

  • 2.3 Религиозные правовые семьи

  • 2.4 Социалистическая правовая система

  • ВКР. Общая правовая характеристика основных правовых семей совре. Общая правовая характеристика основных правовых семей современности


    Скачать 122.06 Kb.
    НазваниеОбщая правовая характеристика основных правовых семей современности
    Дата14.09.2022
    Размер122.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР. Общая правовая характеристика основных правовых семей совре.docx
    ТипДокументы
    #677162
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Глава 2. Основные виды правовых семей современности

    2.1 Англосаксонская правая семья
    Невозможно рассматривать правовую систему, характерную для государств одной правовой семьи не упомянув о её исторических корнях. Именно общность генезиса (произрастание из одного древнего государства, его правовых норм и принципов) является одним из важнейших факторов образования правовой семьи.

    Родоначальницей англосаксонской системы права стала Англия после нормандского завоевания (1066г). В период правления Генриха II сформировалась централизованная судебная система: королевские разъездные суды, решавшие дела с выездом на место именем Короны. Вырабатываемые судьями решения, брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так сложилось правило прецендента, т.е.: однажды сформулированное решение становилось в последующем обязательным для других судей. Единая система прециндентов, общая для всей Англии получила название «common law» или общее право.

    В решении судебных споров принимали участие присяжные - свободные граждане из числа местных жителей, не знавшие зачастую прецедентов и актов короля, но отлично знавшие свои обычаи и традиции. Воздействие на принимаемые решения этих норм и обычаев было существенно, поэтому общее право Англии называют обычным или традиционным.

    К концу XIII века возрастает роль статутного права. Правотворчество судей ограничивается актами короля и парламента (statutes). Статуты регулировали специальные, зачастую очень узкие области права, где прецедентов было недостаточно. В то же время, судьи получают право интерпретировать статуты. Статуты достаточно быстро устаревали и их приходилось периодически обновлять (издавать новые акты, включавшие в себя необходимые на данном этапе нормы).

    В XIV - XV веках, в связи с большими социальными изменениями в жизни общества, появилась необходимость выйти за жесткие рамки сложившейся системы прецедентов. Нарождающиеся рыночные отношения не находили отражения в старых правовых формах и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху, просьба рассмотреть дело «по справедливости», а не по прецеденту. Эта апелляция осуществлялась обычно через королевского канцлера, который решал вопрос о передаче жалобы королю. Вскоре и сама процедура разбирательства дела по существу переходит к лорд-канцлеру, и он становится самостоятельным судьёй. Так с рядом с общим правом сложилось «право справедливости»(Equity Law). Оно, как и общее является прецедентным, но прецеденты созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем общее право. В Англии существовало две самостоятельные системы судопроизводства: общего права и права справедливости. После 1875 года обе эти системы слились в одну, и право справедливости стало частью английского общего права.

    В XIX - XX веках английская юриспруденция начинает уделять внимание материальному праву, на основе которого выносятся решения в сфере общего права1.

    Основными тенденциями развития английской правовой системы в данный период можно назвать стремление к систематизации законодательной и нормативной базы и формированию более эффективной судебной системы. На протяжении нескольких десятилетий были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее важным институтам гражданского и уголовного права. Эти акты вбирали в себя в упорядоченном виде, нормы, прежде рассыпанные ранее изданных правовых актах, а также некоторые положения, сформулированные в нормах прецедентного права. Таким образом, со временем было консолидировано большое количество актов, например, законы о семейных отношениях(1875 г.), о партнерстве (1890 г.), о продаже товаров (1893 г. ) и другие.

    На протяжении XX века среди источников английского права существенно возрастает роль делегированного законодательства, особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также в отношении некоторых правил судопроизводства. Высшей формой делегированного законодательства является «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию парламента.

    В ходе истории английское общее право стало распространяться на территории государств, находившихся под влиянием Британской империи.

    Во время колонизации новых земель английские переселенцы приносили с собой систему правовых норм, принципов, взглядов понятий о справедливости, характерных для общего английского права того времени.

    Впоследствии колонии обрели политическую независимость от метрополии и развитие национального права пошло в них своим путем, однако ядро правовой системы осталось тем же, характерным для англо- саксонской правовой системы. Это привело к образованию большой правовой семьи государств - англо-саксонской.

    В настоящее время англо-саксонская правовая семья включает в себя правовые системы всех, за некоторым исключением, англоязычных стран: Англию и Уэльс (на территории Шотландии, островов Ла-Манша, острова Мэн и Северной Ирландии английское общее право не получило распространения), США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию и другие. Огромное влияние английское общее право оказало на современные национальные правовые системы Индии, Пакистана, некоторых государств Африки.

    Необходимо отметить, что в рамках стран англо-саксонской правовой семьи издавна идет конструктивное сотрудничество, многие прецеденты, выработанные английскими судами, стали достоянием других государств либо учитывались их судьями, и наоборот.

    В настоящий период времени продолжается процесс «суверенизации» государств с англосаксонской правовой системой, который начался ещё в XVIII веке (со времен борьбы за независимость США). Современная система права США очень существенно отличается от системы, характерной для Великобритании. О своей правовой автономии заявили Канада и Австралия. Однако это не означает, что данные государства «уйдут» из уже формировались под влиянием сложившейся правовой семьи, так как влияние английского права не ограничивается только прецедентами, оно включает характер и особенности правовой деятельности, тип юридического мышления, используемые категории и понятия.

    В отличие от государств романо-германской семьи,  где основным источником права является закон,  в государствах англо-саксонской правовой семьи источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы,  сформулированные судьями в решениях. В рассматриваемую семью входят,  наряду с США и Англией,  Северная Ирландия, Канада,  Австралия, Новая Зеландия, а также 36 государств Британского содружества.

    Семья “общего права”, как и римского права, развивалась на основе принципа: “Право там, где есть защита”. Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и усовершенствования положениями  “ права справедливости”, оно в основе своей является прецедентным правом, созданным судами1. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это право - общее  для всей Англии. Оно было создано королевскими судами,  называвшимися обычно вестминстерскими – по месту,  где они заседали начиная с 13 в.

    В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды.  Совокупность таких конкретных решений,  обязательных в качестве прцедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее для всех английских судов право. Поэтому считается,  что английское “общее право”  образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судами. Характерные черты правопонимания в  этой правовой семье выражаются формулой: “Средство судебной защиты важнее права”, так как основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в суд.

    Общее право, таким образом, сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право – это совокупность казусных правил,  лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел1.

    В процессе формирования общего права королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев, преобразуя и приспосабливая их  к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы. Римское право и основанное на нем (первоначально также и в Англии) университетское юридическое образование не оказали сколько-нибудь заметного влияния на процесс создания общего права. К концу 13 в. возрастают роль и значение статутного права,  в связи с чем правотворческая роль судей стала некоторым образом  сдерживаться.

    В 14 – 15 вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке определенной процедуры споры по обращению к королю. В результате наряду с общим правом   сложилось “право справедливости”. Оно представляло собой совокупность решений лорда-канцлера по конкретным делам на основе доктрины  “справедливости”,  которая дополняла и корректировала правовые принципы и правила общего права. Многие положения доктрины были заимствованы из римского и канонического права.  Итак, до реформы 1873- 1875 гг. в Англии существовал дуализм судопроизводства: помимо судов,  применявших “общее право”,  существовал суд лорда-канцлера. Реформа слила “общее право” и “право справедливости” в единую систему прецедентного права. Достигнутое таким путем сочетание в английском праве  “общего права” и “права справедливости” определило его двойственную природу, все английские суды стали применять нормы как “общего права”, так и права “справедливости”. И сегодня английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе решения конкретных дел. Для англичанина осталось важным то, чтобы дело разбиралось в суде добросовестными людьми и чтобы соблюдались основные принципы судопроизводства,  составляющие часть общей этики. Судьи “общего права”,  в отличие от законодателя, не создают решений общего характера, рассчитанных на будущее. Они решают конкретный спор. На мой взгляд, такой подход делает нормы “общего права” более гибкими и менее абстрактными,  чем нормы права  романо-германской семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. Благодаря  “общему праву” и “праву прецедента” различие права и закона носит более ярко выраженный и несколько иной характер, чем различие права и закона на континенте. Это существенно в связи с возрастанием в современных условиях масштабов и значения статутного права среди источников английского права. В англо-саксонской правовой семье сама концепция права,  система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Основные структурные части английского прецедентного права – это “общее право” и  “право справедливости”. Здесь нет деления права на частное и публичное. Нет ярко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично и частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Поэтому английскому юристу право представляется однородным. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права.

    Прецедентное право – это по преимуществу судебно-процессуальное право.  Основное внимание английских юристов и правовой доктрины сосредоточено на обслуживании судебной практики, на вопросах судебной процедуры и доказательств. Этому соответствуют и понятия английского права, которые сформировались на основе судебного процесса и различных видов исков. Главная задача английского судьи состоит в том, чтобы применительно к тому или иному конкретному делу найти соответствующий прецедент, если таковой имеется.

    С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует “правило прецедента”,  согласно которому:

    1.      решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех других судов;

    2.      аппеляционный суд, созданный из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

    3.      Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

    4.      окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих  инстанций,  а их собственные решения прецедентов не создают1.

       Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. При этом он пользуется большой свободой усмотрения в трактовке вопроса о сходстве рассматриваемого дела,  отчего зависит  применение той или иной нормы. Он может найти аналогию обстоятельств и тогда,  когда на первый взгляд ее нет. Наконец,  он вообще может не найти такого сходства обстоятельств,  и тогда,  если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму,  т.е. становится законодателем2. За многовековую деятельность законодательного органа общее число принятых им актов составляет около 50 томов (более 40 тыс. актов). Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. В то же время существует около 300 тыс. прецедентов.

        После судебной практики (прецедентного права судов) как  первого и основного источника английского права в качестве второго источника английского права признается статутное право – законы и подзаконные акты. В Англии нет писаной Конституции, и под “английской конституцией”  имеется в виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и правомочия органов государственной власти, права и свободы подданных.

    Закон (акт парламента), согласно английской традиции в сложившейся юридической доктрине, считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой  (т.е. прецедентному праву). Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону. Но фактически само действие закона осуществляется в русле и в контексте его судебно-прецедентного толкования  и применения. Нормы, содержащиеся в законе, окончательно определяются и включаются в английское право лишь после судебного их истолкования и применения, причем именно в той форме и в том смысле, как это установит судебная практика. Поэтому английские юристы предпочитают цитировать не сам текст закона, а применяющее его решение суда. Само  английское законодательство традиционно находится под заметным влиянием судебной практики и прецедентного права, что проявляется в казуистическом способе изложения правовых норм в законодательных актах.

    В современных условиях наблюдается тенденция отхода от традиционной концепции закона и усиления его самостоятельной роли при регулировании новых общественных отношений (вопросов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения и т.д.), которые находятся вне традиционной сферы действия прецедентного права. Такое законодательное право противопостовляется прецедентому праву (общему праву в широком смысле), и к нему не применяются принципы прецедентного права. Парламент,  принимая законы, требует, чтобы они применялись именно в том виде, как он установил, а не традиционном порядке толкования и применения законов с позиций судебных прецедентов.

    Подзаконные акты (“во исполнение закона”) издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях  отменять акты исполнительной власти.

    Определенное значение в качестве источника английского права имеет и обычай. Юридически обязательными считаются  так называемые местные обычаи и торговые обычаи. Однако государственно-правовая практика  придерживается и множества других обычаев (сложившихся традиций) в сфере конституционного, уголовного, трудового права и т.д.

    Английское общее право получило большое распространение в мире. При этом ряд положений английского общего права в процессе их распространения и рецепции в других странах претерпевал определенные изменения под воздействием местных условий и традиций1.

    На территории Северной Америки английское общее право начало действовать в 1607 г. При этом было установлено, что английское право применяется в колониях в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии.

    После достижения независимости в США некоторые штаты отказались от английского права и приняли кодексы по романо-германскому образцу. Но потом в целом возобладала традиция, и США остались  в системе общего права, за исключением штата Луизиана, право которого тяготеет к романо-германской семье.

    Право США, как и английское право, - это прежде всего право судебной практики, т.е. прецедентное право. Законы и подзаконные акты играют вспомогательную роль в качестве дополнения к прецедентному  праву.

    Существенное отличие американского права от английского состоит в том, что Конституция США (1787 г.)   в качестве основного закона страны  возвышается над общим правом,  и определяет основы американского общества и государства всего действующего права.

    Значительные отличия американского права от английского обусловлены и федеративным устройством США, наличием и федеративного законодательства, и законодательства штатов. Кроме того, каждый штат имеет и свое прецедентное право. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от друга, и поэтому совершенно не обязательно, чтобы решения, принятые судами одного штата, соответствовали решениям судов других штатов. Нередки случаи, когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам  несовпадающие, а иногда и прямо противоречащие решения. Все это порождает многочисленные коллизии между системами права  отдельных штатов, между ними и федеральной системой права и т.д1.

      В США иначе,  чем в Англии, действует правило прецедента. Так Верховный суд США и Верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям,  и могут изменять свою практику. Кроме того, правило прецедента относится к компетенции штатов и действует в пределах судебной системы соответствующего штата.

    Еще одно отличие права США от английского – это контроль судов за конституционностью законов. Верховный суд США, Верховные суды штатов могут признать соответственно тот или иной федеральный закон либо закон штата неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать судебные принципы права и обеспечить тем самым единство правовой системы США1.

    В США уделяется большое внимание кодификации действующего законодательства, но американские кодексы существенно отличаются от романо-германских кодексов.

    Кодексы европейского образца имеются только в штате Луизиана, где сохраняется романо-германская традиция.

    В остальных штатах действуют кодексы другого типа, которые представляют собой консолидацию прежних норм. Таковы   гражданские  кодексы, которые приняты в ряде штатов (Калифорнии, Джорджии, Монтане и др.); гражданско-процессуальные кодексы и т.д.

    Кодексом в США именуются также различные систематизированные собрания действующего федерального законодательства или законодательства отдельных штатов. Такие кодексы не включают в себя нормы прецедентного права.

    В 20 в. в США, как и в Англии, появились новые тенденции. Право перестало рассматриваться только как средство разрешения споров. Оно стало представлять в глазах юристов и граждан орудие, способствующее созданию общества нового типа и именно для этого предназначенное.

    Рассмотренные в ходе данного исследования примеры функционирования правовых систем государств англо-саксонской правовой семьи наглядно показывают, что взятое первоначально за основу английское право, входе исторического развития, на территории бывших британских колоний получило качественно новое развитие и претерпело гораздо больше прогрессивных изменений, чем на территории собственно Великобритании. Государства англо-саксонской правовой семьи хоть и сохранили в своем праве характерные для английского права черты: источники права, развитую судебную систему, особый тип юридического мышления, все же сумели построить самобытные национальные правовые системы, которые в некоторых аспектах превзошли систему породившую их первоначально. Следует отметить, что более гибкая и восприимчивая к нововведениям Американская правовая система, несомненно, способствовала созданию стабильного государства на территории США.
    2.2 Романо-германская правовая семья
    Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы, Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии. Иногда данный тип правовых систем имеет влияние и в других регионах, таких, например, как штат Луизиана в США или провинция Квебек в Канаде, которые являются своего рода анклавами романо-германского права в системе англосаксонского права. В таком случае их называют регионами со смешанной юрисдикцией. Романо-германская правовая семья – самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте, и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой семьи была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной). Как таковая романо-германская система появляется в XII–XIII вв., т. е. после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы – романо-германская)1 [1, с. 454].

    Иногда данная правовая семья называется семьей континентального права, что подчеркивает принципиальное различие романо-германского права, возникшего на Европейском континенте, от общего права, возникшего также в Европе (в Англии), но за пределами этого континента. Рассматриваемая правовая семья называется также семьей цивильного (гражданского) права, возникшего от латинского термина «цивильное право» («jus civil»), означавшего распространение римского права лишь на римских граждан («cives»). В этом случае показывается огромное влияние римского права на право стран континентальной Европы. Отметим, что вначале в странах континентальной Европы применялись разнообразные обычаи, которые трансформировались в нормы обычного права – «законы варваров». Как таковое появление романо-германской правовой семьи связано с Ренессансом, или Возрождением, начало которому было положено в Италии на рубеже XIII–XIV вв. В период Возрождения идет обращение к наследию античности, в том числе и к римскому праву. Общество начинает понимать необходимость права как истинного регулятора общественных отношений. Значительный толчок в развитии романо-германской правовой системы наблюдался в период после буржуазных революций в Европе, когда начался активный процесс кодификации права. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовом развитии стала Франция.

    Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса: Гражданский кодекс 1804 г. (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодекс 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию. Важнейшей чертой романо-германского права является его органическая связь с римским правом. Римское право становится особенно востребованным в период Возрождения. Правовые традиции Древнего Рима становятся особенно популярны в Италии. В итальянских университетах (а в них обучалось большое количество студентов из других стран Европы) изучение римского права стояло превыше всего. Впоследствии римское право стало важнейшим предметом и в других государствах континентальной Европы. Безусловно, оно являлось важным предметом в Священной Римской империи германской нации, которая считала себя преемницей Римской империи.

    В результате романо-германская правовая семья сложилась «на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII–XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку»1. Тесная связь с римским правом во многом предопределила другие особенности романо- германского права: – основной источник – нормативно-правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права по сравнению с нормативно-правовым актом незначительна.

    Судебный прецедент, как правило, в континентальной правовой семье признавался и признается. Но он является вторичным, а не первичным источником права. И в данном случае можно и нужно говорить о приоритете закона перед прецедентом – продуктом судейского правотворчества; – главная роль в формировании права отводится законодателю. В период становления государств в континентальной Европе главным законодателем являлся монарх (за редким исключением). Но уже в период расцвета Средневековья в Европе появляются представительные органы (например, в Англии – парламент, во Франции – Генеральные штаты), которые от имени государства также наряду с монархом принимают участие в принятии законов, т. е. в формировании позитивного права.

    В дальнейшем они занимают первостепенное положение в принятии законов, а после буржуазных преобразований прерогатива издания законов всецело переходит к представительным органам; – четко выраженное деление на отрасли права. Данное деление в большинстве стран континентальной Европы произошло значительно раньше и носило более последовательный характер, чем в России; – ярко выраженное деление на частное и публичное право. Отметим, что в самом римском праве деление на публичное и частное право появилось лишь на одной из самых поздних стадий его развития – в классический период. В это время римские юристы стали проводить различие между «jus publicum» – «правом государства и сообщества», с одной стороны, и «jus privatum» – правом индивидуумов – с другой.

    Следует подчеркнуть, что в различных странах романо-германской правовой семьи перечень отраслей права, причисляемых к частным и публичным, неодинаков. Так, в правовой системе Франции к публичным отраслям обычно относят: конституционное право, административное право, финансовое право и международное публичное право.

    К частным – «собственно частное право», коммерческое право, включающее в себя также морское право, гражданское процессуальное право, уголовное право, трудовое право, сельскохозяйственное право, право индустриальной собственности, право интеллектуальной собственности, лесное право, право социального обеспечения, транспортное право, воздушное право, право, регулирующее отношения в угольной промышленности и международное статутное право. Кроме того, специалисты в области французского права отмечают, что несмотря на то, что уголовное право «по своей природе и характеру является публичным правом», тем не менее по французской классификации оно относится к разряду частного права, поскольку содержит в себе множество положений, «направленных на защиту частноправовых интересов и отношений».

    Несколько иначе решается вопрос об отношении той или иной отрасли права к публичной или частной в Германии. К категории публичных отраслей в данной стране относится не только конституционное, административное, финансовое (налоговое) и международное публичное право, но и уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, система правовых норм и институтов, опосредствующих отношения сторон, возникающих в результате банкротства (Konkursrecht), церковное право (Kirchenrecht) и так называемое «согласительное право» (Freiwillige Gerichtsbarkeit). К частноправовым дисциплинам в Германии относятся такие, как гражданское право, коммерческое право, право компаний (Gesellschaftsrecht), право «переговорного инструментария» (Wertpapierrecht), право интеллектуальной собственности, патентное право, торговое право и международное частное право. Кроме того, существуют отрасли, которые не относятся ни к частным, ни к публичным. Это такие отрасли, которые могут рассматриваться в одних отношениях как частные, а в других – как публичные. Это относится, например, к трудовому праву.

    Высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов. В отличие от других правовых семей, в романо-германской правовой семье кодификация имеет глубокие исторические корни и охватывает практически все отрасли и институты права. В романо-германской правовой семье, как правило, используются следующие источники права: нормативно-правовые акты; правовые обычаи; нормативные договоры; общие принципы права, именуемые иногда в научной литературе «высшими принципами»; общие принципы и нормы международного права; доктрины, с помощью которых вырабатываются многие принципы романо-германского права. В романо-германской правовой семье используется и судебная практика, судебные прецеденты, которые, однако, не играют такой важной роли, как в странах англосаксонской правовой семьи.

    Среди источников права важнейшую роль играют нормативно-правовые акты, которые имеют ряд признаков, присущих романо-германской правовой семье: а) исходят от государства, являются результатом деятельности компетентных субъектов правотворчества; б) содержат в себе правовые нормы; в) имеют определенную документально-письменную форму; г) принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке; д) их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия, в том числе и мерами государственного принуждения. Последнее предполагает, что в случае нарушения норм права государство применяет соответствующие меры государственного воздействия в виде уголовно- правовых, гражданско-правовых, административно-правовых и иных санкций в отношении нарушителей.

    Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям: по субъекту правотворчества, по сфере действия, по сроку действия, по предмету правового регулирования и др. В целом все источники права во многих странах романо-германской семьи часто классифицируются по комплексу критериев, которые включают в себя их юридическую силу, социальную значимость и степень распространенности среди других источников права. По данным критериям выделяют, соответственно, первичные и вторичные источники права.

    Первичные источники охватывают собой нормативные акты и обычаи. Иногда к первичным источникам относят также общие принципы права.

    К вторичным источникам относится судебная практика, судебные прецеденты и доктрины, которые имеют определенный юридический вес в странах романо-германской правовой семьи тогда, когда первичные источники отсутствуют или же когда они не в полной мере могут регулировать соответствующие общественные отношения. Среди первичных источников романо-германского права первостепенную роль играет закон, который является основой правопорядка.

    В отличие от законов других правовых семей (например, мусульманской или англосаксонской), занимает высшую ступень в иерархии всех источников права. Иерархия имеет место и в самих законах. Как правило, законы в странах романо-германской правовой семьи имеют соответствующий иерархический структурный ряд: – конституционные законы; – кодексы; – обычные законы. Следует отметить, что закон в странах романо-германского права рассматривается не только в узком, своем изначальном смысле как акт, исходящий от законодательного органа, принятый в особом процессуальном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения, но и в более широком контексте.

    Под законом в широком смысле (при расширительном толковании) понимаются практически все нормативно-правовые акты. Другими словами, в этом случае под законом понимаются фактически все письменные юридические акты, принятые в установленном порядке компетентными субъектами правотворчества и содержащими нормы права (иногда закон в широком смысле обозначается как законодательство). С учетом особой роли закона в романо-германской семье большое значение приобретает вопрос о том, чтобы его текст воспринимался всеми участниками правоотношений одинаково. Отметим, что в романо-германском праве в отношении законов, а вместе с ними и других нормативных актов существует расхождение между теорией, требующей строго следовать букве закона, и практикой, ставящей правоприменителей перед необходимостью «широкого, смыслового» понимания и толкования законов. Как отмечает М. Н. Марченко, наиболее справедливыми и аргументированными решениями социально-значимых споров, возникающих в различных сферах жизни общества, являются те, которые основываются не на букве, а на духе («смысловом содержании») закона.

    Как мы уже отмечали, к первичным источникам романо-германской правовой семьи относятся и правовые обычаи. Данные источники права в различных странах континентального права играют различную роль. Так, во Франции и Германии они имеют весьма ограниченное влияние. В то же время в некоторых провинциях Испании, в особенности в Каталонии, обычное право, сформированное на базе местных обычаев, почти полностью заменяет собой национальное гражданское право, и в силу этого вполне обоснованно рассматривается как весьма важный первичный источник права.

    В числе вторичных источников права особое положение занимает судебный прецедент. Он в странах романо-германской правовой семьи занимает неопределенное и довольно противоречивое положение среди других источников права. В некоторых странах фактически действует прецедентное право. Так, в Испании официально признается правотворческая роль судебной практики, которая, будучи основанной на ряде решений Верховного суда Испании, формирует так называемую «общую правовую доктрину», нарушение которой согласно закону является одним из важнейших оснований для обжалования судебных решений в Верховный суд1.

    В некоторых государствах (Италия, Греция, Норвегия и др.) прецедент в качестве источника права не признается, а фактически применяется. В Германии судебное право формально не признается сколько-нибудь значащим источником права, но в то же время в реальной жизни этой страны суды играют довольно значимую роль как толкователи правовых норм. Наиболее «ортодоксальным противником» прецедентного права является Франция. Неприятие прецедента как источника права имеет исторические корни. Еще Законом от 16 августа 1790 г. судам запрещалось использовать прецеденты. Позже эти запреты были несколько смягчены ст. 4 и 5 Гражданского кодекса Франции (Кодекса Наполеона). Однако эти концептуальные положения по сути действуют и в настоящее время. Считается, что гражданский и уголовный кодексы вместе с другими законодательными актами «теоретически охватывают любую правовую ситуацию, с которой сталкиваются обычные суды». В силу этого во Франции, «строго говоря, прецедентное право не является источником правовых норм потому, что судья не обязан учитывать его при вынесении решения»2.

    У судебного прецедента в странах романо-германской правовой семьи имеются особенности соотношения с законом. В отличие от стран англосаксонской системы права в странах романо-германской правовой семьи закон неизменно находится на первом плане по отношению к прецеденту, который по общему правилу возникает и действует в соответствии с законом. Наряду с судебным прецедентом к числу вторичных источников права в романо-германском праве относят доктрины. Отметим, что в самом широком смысле доктрина в романо-германском праве употребляется: а) как учение, философско-правовая теория; б) как мнения ученых-юристов по тем или иным вопросам, касающимся сущности и содержания различных юридических актов, по вопросам правотворчества и правоприменения; в) как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права; г) в виде комментариев различных кодексов, отдельных законов и др.

    Следует отметить, что доктрины опосредованно влияют на законодателя. Им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции. Доктрины создают способы, методы толкования и реализации права, генерируют идеи, создают правовые понятия. Они оказывают значительное влияние на правоприменительный процесс, особенно в тех случаях, когда имеются пробелы или коллизии в праве.

    В свою очередь возникает вопрос, является ли Россия частью романо-германской правовой семьи или нет. Более правильно было бы здесь говорить о сближении российского права с романо-германской правовой семьей, что отнюдь не означает утраты ее самобытности. Современная российская правовая система все еще находится в стадии становления и многое в путях ее дальнейшего развития находится под вопросом, учитывая известный кризис либеральных реформ в России. Вероятно, что в ближайшие годы в стране будет нарастать стремление общества вернуться к некоторым традиционным ценностям, в том числе в области государственного устройства и права, которые будут далеко не всегда соответствовать западно-либеральным канонам. В то же время полный возврат к социалистическому праву представляется совершенно невероятным. То, каким будет неизбежный исторический компромисс между старым и новым, определит во многом место России в ряду других правовых систем. Однако в любом случае очевидно, что российская правовая система сохранит тесную кровную связь с романо-германской правовой семьей, дух и институты которой пронизывают наше право. Национальная русская, восточнославянская правовая ментальность не столь фундаментально отличается от центрально-европейской, чтобы можно было считать романо-германское право для России чем-то внешним, беспочвенным, как это делается компаративистами в отношении Японии и Китая. Культурно-исторические особенности восточнославянской или евразийской цивилизации определяют особое место России и других постсоветских стран в романо-германской правовой семье, но не вне ее, В конце концов, особая ментальность индейского всвоей основе населения Боливии и Парагвая не мешает компаративистам включать эти страны в латиноамериканскую группу романо-германской семьи.

    На сегодня самой большой проблемой правовой системой России продолжает оставаться вопиющее противоречие между в целом демократической и современной нормативной и институциональной формой и реальной практикой правовых отношений. Общепризнанным фактом является то, что в подавляющем большинстве сфер общественной жизни у нас действуют не законы государства, а некое теневое, неписаное «право», применением которого занимается целая система «криминальной юстиции», а нередко и сами государственные органы. Такое положение объясняется, прежде всего, общим глубоким кризисом Российского государства. Дефицит государственной воли приводит к открытому и повседневному неподчинению официальному правопорядку: региональные власти игнорируют указания федерального центра, на улицах беспрепятственно торгуют контрафактной продукцией, порнографией, газеты безнаказанно публикуют рекламу притонов разврата, у любого обменного пункта с утра до вечера толкутся мошенники-»ломщики», громко зазывая потенциальных жертв. Коррупция во всех эшелонах российской власти стала уже феноменом международного масштаба. Деградация всей системы российского правопорядка за годы демократических реформ достигла такой степени, что термин «криминальная революция» уже не кажется никому просто публицистической метафорой. Выход из этого внутреннего кризиса правовой системы еще предстоит найти новому поколению российских юристов и государственных деятелей.

    2.3 Религиозные правовые семьи
      Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства,  которая свойственна  ранее охарактеризованным  правовым семьям.  Однако у них много общего  по существу и форме,  все они основываются на концепциях,  отличающихся от тех,  которые господствуют в западных странах. Конечно,  все эти правовые системы (семьи)  в какой-то мере  заимствуют западные идеи,  но в значительной мере остаются верны взглядам,  в которых право  понимается совсем иначе  и не призвано выполнять  те же функции,  что в западных странах. Считается,   что  принципы,  которыми руководствуются  не западные страны,  бывают двух видов:

    1.      признается  большая ценность права,  но само  право понимается иначе,  чем на  западе,  имеет место переплетение права и религии;

    2.      отбрасывается сама  идея права  и  утверждается,  что общественные  отношения  должны  регламентироваться иным  путем.

     К первой группе  религиозно-традиционной  системы относятся  страны  мусульманского,   индусского и иудейского права,  ко  второй – страны Дальнего Востока,  Африки и Мадагаскара.

     Мусульманское  право – это система норм,  выраженных  в религиозной  форме  и  основанных на мусульманской религии  -  исламе. Ислам исходит из того,  что  существующее  право  произошло от Аллаха,  который  в определенный момент  истории  открыл его человеку  через пророка   Мухаммеда.  Оно охватывает  все сферы   социальной жизни,  а не только  те,  которые подлежат правовому  регулированию. 

    Право  Аллаха  дано  человеку раз и навсегда,  но  божественные  открытия  нуждаются в разъяснениях и толкованиях.

    Ислам – самая молодая религия  из трех  мировых религий,   но имеет  очень  широкое  распространение.  Эта религия  содержит,   во-первых,   теологию,  которая  устанавливает  догмы  и уточняет,  во что мусульманин  должен верить; во- вторых,  шар или шариат,  т.е.  предписания верующим,  что они должны  делать и чего не должны.

    Шариат (“путь следования”) – это по сути своей религиозный (божественный) закон,  диктуемый  верующим,  т.е. совокупность  предписаний о том,  что они должны делать и чего не должны делать. В основе  шариата,  как и других религиозно-нормативных систем (индусского права,  иудейского права,  права ряда стран Дальнего Востока),  лежит идея религиозных обязанностей человека,   а не его прав1.

    Последствием  невыполнения обязанностей  является грех того,  кто их  нарушает,  поэтому  мусульманское  право  не уделяет много  внимания  санкциям,  установленными  самими нормами.

    Источником  мусульманского  права   являются:

    1) Коран – священная  книга  ислама  и основа  мусульманского  права;

    2) сунна – совокупность  предписаний  о высказываниях и делах пророка  Мухаммеда,  имеющих правовое значение;

    3) иджма – общее  (единое)  мнение авторитетных правоведов  ислама;

    4) кияс – суждение по аналогии  в вопросах права.

    Коран  и сунна – основные  исторические  источники  мусульманского права,    непосредственно связанные  с именем  Мухаммеда.  После смерти Муххамеда  (в 632 г.) содержание мусульманского права  в  7 в.  было дополнено  его сподвижниками   целым рядом новых положений   на основе толкования    Корана  и сунны. 

    Однако  потребности  общественной  жизни  требовали дальнейшего развития   шариата,  классификации  и систематизации его   принципов  и  норм.  Развитие этих   задач  в 8-10 вв.   была  посвящена  деятельность  правоведов – знатоков  ислама  и основанных  ими  различных  правовых школ.

    Толкование  мусульманскими   правоведами  Корана  и сунны    на основе  этого  принципа  фактически  сопровождалось  установлением  ими  новых  норм  шариата.  Усилиями  этих  правоведов  были  сформулированы   основные  принципы   и  конкретные  нормы (по преимуществу  -  казуистического  характера)  мусульманского  права1.

    В  качестве  общего  (и  общепринятого)  приема  толкования  и применения  шариата  мусульманскими правоведами  был  признан  кияс – способ   суждения  о праве  по аналогии.  

    К  11 в.  окончательно  складывается  иджма  и прекращается  период  так  называемого  “ абсолютного   иджтихада”  -  время  прямого  толкования   Корана  и  сунны  и  создания  основных  толков  мусульманского  права.  С  11в. начинается  период  так  называемого  “ таклида” – действие  шариата  на  основе  уже  сложившийся  традиции  и  догмы  иджма.   С  этого   времени  признается  правом  только  то,  что  принято  и одобрено  иджмой.

    Однако  развитие  мусульманской  правовой  доктрины, а  вместе  с ней  и норм  шариата  продолжалось  и в  последующие  века. Этому  развитию  содействовало  толкование  и  применение  положений  шариата  с  учетом “ условий,  места  и времени”. 

    Благодаря  такому  подходу  доктриной  было  допущено  применение  не  противоречащих  исламу  обычаев,  соглашений  сторон,  административных  регламентов.  Хотя  эти   правовые  формы    и  остаются  вне   самой  системы  мусульманского  права,   однако  придают   ему  большую  гибкость  и  приспособляемость  к  различным  условиям  и  позволяют  восполнять  его  пробелы.

    Мусульманское  право   как  особое  религиозное  право общины верующих  исламистов  не  следует  смешивать  с  системой национального  права  той  или  иной  мусульманской  страны.   Возникнув  на  исходной  основе шариата,  национальные системы  позитивного права  этих  стран  значительно отличаются  друг  от  друга.

     Существенную  роль  в  отходе в 19-20 вв. этих  национальных  систем  права  сыграли  такие  факторы,   как   развитие  современных  форм   социально-экономической,  политической  и  духовной  жизни,  усиление  объема  и значения  государственного  законодательства,  ликвидация  в  ряде  стран  судов,   применявших  шариат  и т.д.

    Соответствующие   законодательные  реформы  осуществлялись  сперва  (в 19-1 пол. 20 в.)  в  области  торгового,   морского,  уголовного   и налогового  права,  а затем  (во   2 пол. 20 в.)  и  в  остальных    сферах  правовой  жизни.  Процесс  модернизации национальных  систем  права  сопровождался  принятием   во  многих  мусульманских  странах (Египет, Турция,  Сирия и др.)   гражданских,  уголовных  и некоторых  других  кодексов  по  романо-германскому  образцу.

    Однако  эта  общая  позитивная  тенденция  к  модернизации   национальных  систем  права  в духе  западного  права  в  целом  ряде случаев   прерывается  попятными  движениями,  усилением  в  тех  или  иных   мусульманских  странах  фактора  исламского  фундаментализма,  роли  традиционного   шариата,  реализаций  шариатского  суда и т.д. Мусульманское  право  сформировалось  в глубоком  средневековье  и  с тех  пор  проделало  существенную  эволюцию  с  точки  зрения  развития  своих  источников1.    

    Итак, подводя итог и анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что к чертам мусульманского права относятся: архаичность  ряда  институтов,  казуистичность  и  отсутствие  систематизации.  Обычаи  не  входят  в мусульманское  право и   никогда   не  рассматривались  как  его   источники.  В  правовой  действительности   широко  используются   соглашения,    которые  могут  вносить существенные  изменения   в  нормы  мусульманского  права,  но не  считаются  обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в 10 веке, когда отпала возможность его толкования.

    В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявших примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.
    2.4 Социалистическая  правовая  система

     
    Социалистическая правовая система была создана первоначально в России в результате Октябрьской революции 1917 г., а после второй мировой войны  в ряде государств Восточной Европы,  Азии  и Латинской Америки, провозгласивших  социалистический путь развития. В СССР новое право возникло практически без восприятия юридических принципов и норм как бывшей царской  России и Временного правительства, так и западных стран. В большинстве же других государств  ряд положений  старого законодательства, в основном   кодексы,  были восприняты новой властью и с определенными модификациями долгое время являлись действующим источником права2.          Социалистическая правовая семья (или социалистическая правовая система) составляет, или точнее,   во многом составляла  в прошлом третью правовую семью, выделенную по идеологическому  признаку. Правовые системы стран, входящих в “социалистический  лагерь”, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву. При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма  имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным или основным источником  социалистического права являлось  вначале революционное творчество исполнителей, а позже нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем – всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции  связывалось с целями построения  настоящего социализма, но при условии мировой социалистической  революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.) акты,  фактически выражали прежде всего и главным образом  волю и интересы партийно-государственного аппарата.   Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место публичному праву. Для советской правовой системы оставались чуждыми идея господства  права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являясь ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов1. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Эта принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась отсутствием   в стране судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы  стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом    в руках правящего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контролировать  законодательную и исполнительную ветви
    1   2   3   4


    написать администратору сайта