психология как наука. Общая психология. Семинар Психология как наука Структурализм
Скачать 108.72 Kb.
|
Общая психология. Семинар 1. Психология как наука
Родоначальниками С. как школы или системы психологии можносчитать английских философов XVIII и XIX вв. Формально его возникновение связывают с именемВильгельма Вундта и относят к концу XIX в. В лаборатории Вундта экспериментально изучались многие важные проблемы: время реакции, смешение цветов, последовательные образы, психофизика и словесныеассоц. Вундт обрисовал природу психич. явлений, определил, что именно следует изучать психологу и какобрабатывать результаты эксперим. исслед. Тинченер «привез» психологию Вундта в США, где он называл эту систему С. Он модифицировал идополнил ее основные положения. И Вундт, и Титченер определяли психологию как науку о сознании или о сознательном опыте. Подобноеопределение ограничивало действительный предмет психологии челов. опытом. Все, что можно былосказать о биолог. видах, стоящих на более низкой ступени эволюционного развития, было отдано на откупбиологии. На протяжении первых трех десятилетий XX в. С. был господствующей школой в американскойпсихологии. В противоборстве с ним развивались и др. системы, такие как функционализм, бихевиоризм игештальт-психология. Вундт и Титченер считали задачей психологии поэлементный анализ содержаний сознания. По Титченеру,существовали три класса элементов опыта: ощущения, чувства и представления. Он также полагал, что элементы обладают измерениями, или свойствами. Так, интенсивность указывает нато, насколько сильными или слабыми являются ощущения, т. е. громкий звук или тихий, яркий свет илитусклый, сильный запах (или вкус) или слабый. Качество указывает на конкретный вид опыта: определеннаявысота тона; цвет предмета (напр., красный или зеленый); кислый или сладкий вкус пищи, а также холод,тепло, боль или щекотание при касании кожи. Длительность характеризует период, в течение кот.опыт. Ясность характеризует место данного опыта в сознании: то, что находится в центре сознания, будеточень отчетливым, то, что находится на его периферии туманным. Элементы чувств лишены измеренияясность. Титченер описал также свойство экстенсивности, или объема, но считал его применимым только кзрительному опыту. Под вниманием Титченер понимал организацию элементов сознания. Оно может быть произвольным, как вслучае, когда человек намеренно, преследуя определенную цель, направляет свое внимание на какой-то конкретный объект. В опыте элементы сознания предстают объединенными. Средством их объединения служит ассоциация. Представления могут связываться по смежности (если нечто происходит вместе в пространстве или вовремени) и по сходству. И Вундт, и Титченер разграничивали два мира опыта: ментальный (сознание) и физический. Единственный аспект опыта, который Вундту не удалось объяснить это значение конкретного представленияили множества ощущений (set of experiences). Чтобы решить эту проблему, Титченер создал контекстнуютеорию значения, согласно которой значение подразделялось на сердцевину (core) и на контекст. Сердцевина это необработанный сенсорный опыт в том виде, в каком он доходит до сознания: голубой свет иливысокий звук. Значение опыту придает именно контекст. Контекст составляют различные ассоц., вызываемыев сознании этой сердцевиной. Методологией С. были интроспекция и экспериментирование. В анализе опыта интроспекции отводиласьособая роль. Титченер считал, что наука зависит от наблюдений, а интроспекция один из способов ихпроведения. Чел., выполняющий интроспективный анализ, должен пройти соответствующую подготовку. Как система взглядов С. более не существует. Он умер, потому что не имел перспектив. Методология С.сильно ограничивала круг психол. проблем, подлежащих теорет. изучению, и не имела практ. приложений. Тем не менее С. способствовал выделению из философии психологии как дисциплины, методология которой,по крайней мере отчасти, являлась эксперим. 2) Функционализм Направление психологии, в котором основным предметом исследования является то, посредством каких психических функций и как индивид приспосабливается к изменчивой среде, а также поиск способов повышения эффективности такого приспособления. Представители: Вильям Джеймс (1842-1910) , Джон Дьюи (1859-1952) Предмет рассмотрения: Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления. Теоретические положения: Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия». Учение об эмоциях: показывает, что «условия» - это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения. Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль. Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я. Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания Практика: Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой. Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций. Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций. Вклад в психологию: Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений. Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. Во многом идеи функционализма подхватил бихевиоризм. 3) Бихевиоризм На смену эмпирической психологии в ХХ в. пришло новое направление пытавшееся построить психологию уже не на идеалистической, а на материалистической основе. Таким направлением в американской психологии явился бихевиоризм, или "наука о поведении" (от английского behaviour [бихевиор] - поведение). Бихевиористы (Уотсон, "Бихевиоризм, 1913; Торндайк, "Принципы обучения", руссск. пер. 1928) считали, что предметом психологии может быть только поведение человека, выражающееся в доступных объективному наблюдению материальных процессах, а не психических состояниях. Бихевиористы не смогли построить действительно научную психологию, поскольку в своих взглядах на поведение человека исходили из механистического материализма. Бихевиористы утверждали, что наука должна изучать свой предмет исключительно объективными (направленными на познание внешних объектов и явлений, а не внутренних субъективных переживаний) методами, как единственно научными, т. е. с помощью объективного наблюдения и объективного эксперимента. Но в таком случае предметом психологии не могут быть психические процессы, поскольку их нельзя наблюдать объективно, с помощью внешних органов чувств. Предметом психологии должно быть поведение человека, под которым бихевиористы понимали действия и поступки, доступные внешнему наблюдению. То, как человек ходит, сидит, как он совершает те или иные действия, как он говорит, какова мимика его лица, т. е. все то, что доступно внешнему наблюдению с помощью органов чувств, и должна, по мнению бихевиористов, изучать психология, построенная на материалистических началах. По учению бихевиористов, поведение человека в своей основе определяется не внутренними психическими процессами, а механическими воздействиями внешней среды по принципу «стимул — реакция». Под реакциями бихевиористы понимают движения человека, совершаемые при выполнении того или иного действия; под стимулами — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции. Так как между стимулами и реакциями существует закономерная связь, то, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно, утверждают бихевиористы, безошибочно добиваться от человека нужного поведения, совершенно не обращаясь к его внутренним психическим переживаниям. Согласно учению бихевиористов, причинные связи, закономерно определяющие поведение человека, лежат во взаимодействии внешних физических факторов с действиями человека. Ни желания, ни чувства человека не могут служить причиной его действий, так как действия в своей основе материальны и могут быть вызваны только материальными причинами. Такими причинами могут быть либо звук, в сторону которого человек повернулся, либо какое-нибудь зрительное или температурное раздражение, действующее на организм и закономерно вызывающее в нем соответствующие нервно-мышечные процессы, в результате которых человек совершает то или иное действие. Психические же процессы, по мнению бихевиористов, суть лишь эпифеномены, т. е. добавочные явления, находящиеся вне причинных связей, существующих между действительными явлениями, или феноменами. Только в мире феноменов (материальных явлений) существуют причинные связи, благодаря которым одно из этих явлений выступает как причина, другое — как следствие. Бихевиоризм, как и предшествующие направления, не разрешил задачи построения действительно научной психологии. Основываясь на механистическом материализме, бихевиоризм приходит к отрицанию всякого объективного значения за психическими процессами и игнорирует их изучение, что на практике приводит к грубым извращениям в области применения психологии в педагогике, хозяйственной жизни и т. д. Нельзя согласиться с отрицанием роли сознания в поведении человека, как этому учит бихевиоризм. Как бы ни уверяли бихевиористы в противоположном, остается фактом, что именно мысли, чувства человека являются побудителями к совершению тех или иных действий. Примером может служить область воспитания или хозяйственной деятельности. В своей педагогической деятельности каждый педагог всегда имеет дело с сознанием ученика, он старается воздействовать на ученика, вызвать у него определенные мысли, понятия, возбудить у него известные желания, воспитать необходимые чувства. То же имеет место и на производстве, когда на нем проводятся мероприятия по улучшению качества работы или поднятию производительности труда.
5) Гештальт-психология (нем. gestalt - образ, форма) Направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Представители: Вольфганг Кёлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. Гештальт-психология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт. Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) - центральное понятие гештальт-психологии. Гештальт - качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. "Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт", - писал Карл Дункер. Представители гештальт-психологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена - принять определенную, завершенную форму. Начав с исследования процессов восприятия, гештальт-психология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности. Принципы гештальта Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря : !близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе), !схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе), !целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности), !замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму), !смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое), !общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений). Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон. Фигура и фон: Вы можете менять фигуру и фон, видя здесь то молодую женщину, то старуху. Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое - фигура, второе - фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами. Константность восприятия: Закон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д. Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным. Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным. Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона. Гештальт-психология и гештальт-терапия Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология - самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия - синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом "гештальт", чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия "гештальт" отнеслись негативно. 6) Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) Современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму - ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматриваяповедение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер. Предмет когнитивной психологи - модели познавательных процессов. Понятие "когнитивное" (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия...) - получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать - назвали когнитивными процессами. Что не получилось - аффективными. На практике "когнитивными" называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации. Или которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность. К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями). Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»). Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции. Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли. 7) Гуманистическая психология А. Маслоу Абрахам Маслоу (1908-1970) — американский психолог, 10 лет возглавлял кафедру психологии в университете Брандеис, профессор. Гуманистическая психология А. Маслоу — является «психологии третьей силы», как отзывался о ней сам автор. Маслоу рассматривал концепцию человека как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не обусловлены влиянием врожденных пороков человечества. Природой в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного развития и самосовершенствования. Наиболее отличительной и универсальной характеристикой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к творчеству может утратиться в результате «окультуривания» или подчинения человека нормам, господствующим в обществе. Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и организованы в иерархическую систему. В основании этой иерархической пирамиды — физиологические потребности (5); выше — потребности безопасности и защиты (4); еще выше — потребности принадлежности и любви (3); далее — потребности самоуважения (2); а завершают пирамиду потребности самоактуализации или личного самоусовершенствования (1). Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (т.е. физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует. Маслоу признавал возможность реализации более высших потребностей при неудовлетворении более низших (творческие люди, герои и т.д.). Степени удовлетворения потребностей различаются: физиологические — удовлетворяются на 85 %, безопасности и защиты — на 70 %, любви и принадлежности — на 50 %, самоуважения — 40 %, самоактуализации — 10 %. Наиболее полно воплощают человеческую сущность самоактуализирующиеся личности (1 % человечества). Самоактуализирующихся мало, потому что люди не осознают своего творческого потенциала или бояться его (комплекс Ионы — страх успеха). Позднее Маслоу выделяет две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные (мотивы нужды) и роста (мотивы развития или метапотребности). Метапотребности направлены на реализацию нашего потенциала, который проявляется в достижении: целостности, совершенства, активности, доброты, красоты, уникальности и др. Неудовлетворение метапотребностей приводит к метапатологии, которая проявляется в отчуждении, депрессии, цинизме и др. Этим двум глобальным мотивам человека соответствуют два образа жизни. Первый — это Д (дефицитарная) жизнь или образ жизни, ориентированный на удовлетворение нужды (дефицита) и выполнение требований общества. Второй — это Б (бытийная) жизнь или образ жизни, направленный на полную реализацию своих возможностей. Вершинными переживаниями образа являются: великий экстаз, благоговение, восторг. Основные характеристики самоактуализирующейся личности по Маслоу: • более адекватное восприятие реальности; • принятие себя, других и природы; • непосредственность, простота и естественность; • центрированность на проблеме (т.е. поглощенность деятельностью); • независимость, которая проявляется, в том числе, в потребности в уединении; • автономия, т.е. относительная независимость от культуры и окружения; • свежесть восприятия окружающих явлений; • вершинные или мистические переживания; • общественный интерес, проявляющийся, в том числе, в стремлении помочь другим людям; • глубокие межличностные отношения; • демократический характер; • разграничение целей и средств их достижения, которое основано на сложившейся иерархии ценностей; • философское чувство юмора; • креативность; • сопротивление окультуриванию (т.е. определенной устойчивостью к давлению социальных норм). Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу — это образец психического здоровья, хотя она и не лишена недостатков. Маслоу мечтал о создании острова Эупсихия, на который можно было бы поселить 1000 здоровых самоактуализирующихся семей. 8) Отечественная психология конца XIX - начала XX веков Прежде всего, отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М.В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология». В.М. Бехтерев (1857–1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психологом Б.Г. Ананьевым). Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке такой подход связан с именем И.М. Сеченова (1829—1905). В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова (1849—1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию. Бихевиоризм: Бихевиористских принципов придерживался в тот период, выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский (1884—1941) также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения). Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л.С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, и в дефектологии, и в языкознании, и в культурологии, и искусствознании. Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л.С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л.С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым, не формальный момент в концепции Л.С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития. Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), с именем которого связано развитие «теории деятельности».В целом А.Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л.С. Выготским — проблеме деятельности. Общий принцип, которым руководствовался А.Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности. Научная школа, у истоков которой стоял Л.С. Выготский – одна из ведущих в психологии. Помимо А.Н. Леонтьева, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии – А.Р. Лурия (1902–1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку «нейропсихология»; Д.Б. Эльконин (1904–1984), крупнейший специалист в области детской психологии; А.В. Запорожец (1905–1981), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л.И. Божович (1908–1981), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П.И. Зинченко (1903–1969), исследовавший память с позиций деятельностного подхода, П.Я. Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий. С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда крупных современных ученых – В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной, А.В. Петровского и др. Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889–1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна): «...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого». Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С.Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие. Через принцип деятельности С.Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Отличие в подходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: если для А.Н. Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то С.Л. Рубинштейн, как отмечает один из крупнейших его последователей А.В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности. В отношении структуры деятельности обоими выдающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. Школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна–далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны. Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Д. Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»; центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Авторитетные теории в психологии: Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева (1892–1973), представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности. В.Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге. Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева (1907–1972). Б.Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В.A. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологи и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человекa как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества. (Главная работа Б.Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания»). Пермская психологическая школа сформирована трудами В. С. Мерлина и его учеников на основесозданной в конце 40 годов XX века Казанской психологической школы при Казанском университете. С начала 50-х до конца 60-х годов 20 века обозначалась как целостная Казанско - Пермская психологическаяшкола, ветви которой именовались, с одной стороны, как «Казанская», а с другой как «Уральская» школапсихологов или «Пермская» психологическая школа Мерлина. Краткая историческая справка: В конце 60 годов XX века, после переезда таких учеников В. С. Мерлина как Е. А. Климов(из Казани) иИ. М. Палей (из Перми) в Ленинград, научная школа В. С. Мерлина, в основном функционировавшая на базеПермского государственного педагогического института, все чаще упоминается в публикациях как «ПермскаяПсихологическая Школа». После смерти в 1982 году основателя этой школы В. С. Мерлина, Пермскую Психологическую Школувозглавил его ученик Б. А. Вяткин, основавший при Пермском ГосПедУниверситете на базе научной школыпрофессора Мерлина В. С. факультет психологии ПГПУ и «Институт психологии». «Одна из существенных особенностей научной школы В. С. Мерлина, — отмечает Е. А. Климов, — (как бы еени называли „уральской“, „пермской“, „казанской“, „казанско пермской“; думаю, что топографический признакздесь не является самым сильным)», а именно практическую ориентированность исследований (вперспективе) при весьма высоком их теоретическом уровне. |