Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах
Скачать 82.01 Kb.
|
Таблица 2 Общие черты воспитания в Спарте и Афинах
Комментарий к таблице: В качестве еще одного общего (косвенного) фактора можно указать на единый для древнегреческой культуры подход к решению социально-политических проблем на основании рационализма и целесообразности [14, с.32]; однако разностью провозглашенных идеалов были продиктованы соответственно различные целесообразности (что отражено в таблице 1). Заключение В современном мире, в условиях постоянно меняющейся реальности и не прекращающегося реформирования систем образования и воспитания, значение античных моделей образования остается высоким. Они до сих пор оказывают устойчивое влияние на содержание и основные формы образовательной деятельности. Выработанный идеал разностороннего образования и пример негативных последствий единой специализации в обучении и воспитании всех граждан в обществе, несомненно, сохраняют свою актуальность. Подводя итоги представленной выше работе, хочется заметить, что в современной историографии закрепилось дихотомическое представление о системах обучения и воспитания в Афинах и Спарте, как изначально являющимися антиподами, диаметрально противоположными. Согласно проведенному нами исследованию, это не совсем так. Исходя из приведенных выше данных, между системами образования и воспитания в Спарте и Афинах действительно существовало большое количество отличий и мало сходств, однако достигаются они в момент, когда точка наивысшего расцвета данных полисов уже пройдена. Изначально же, эти системы вытекали из одного источника и являлись весьма похожими. Дальнейшее их развитие связано с выбранными в определенный период времени социально-политическими курсами. Исходя из исторических данных, можно сделать вывод о том, что система образования в Спарте, как и развитие спартанского общества в целом, «законсервировалась» (поэтому в современной науке она считается тупиковым путем развития), в то время как афинская - продолжала развиваться, став основой классического образования в эпоху эллинизма. В целом, поставленные нами цели и задачи исследования были достигнуты, хотя, на наш взгляд, и не полностью. Для полного разрешения проблемы требуется более расширенное исследование с учетом всего комплекса имеющихся факторов, включая хронологию событий и внешнеполитическую ситуацию. список использованной литературы: Андреев Ю. В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. СПб.: Нестор-История, 2008. 342 с, илл. Андреев Ю. В. Греческий полис без бюрократии и литературы (Письменность в жизни спартанского общества) // Hyperboreus. Vol. I. 1994. Fasc. 1 Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). СПб., 2004. Аристотель. Политика. /Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. С. 376–644. Аристотель. Афинская полития. Перевод С.И. Радцига. М.: Высшая школа, 1937. 390 с. Бузескул В. П. История афинской демократии. Спб., Типография М. М. Стасюлевича, 1909. Бонар А. Греческая цивилизация. Т. 1. От Илиады до Парфенона / А. Боннар / Пер. с франц. О. В. Волкова; Предисл. проф. В. И. Авдиева. М.: Искусство, 1992 – 269 с. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. /Пер. с польского В. К. Ронина. М.: Высш. шк., 1988. 496с. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. / Пер. с франц. Н.И. Лихаревой. [Электронный ресурс] Студенческое научное общество. URL: http://sno.pro1.ru/lib/giro_chastnaya_i_obshestvennaya_zhizn_grekov/index.htm. Дата: 20.05.2016 Джуринский А. Н. История педагогики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с. Дюрант В. Жизнь Греции. /Пер. с английского В. Федорина. — М.: Крон-Пресс. 1997. 704 с. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский – М.: Государственное Учебно-Педагогическое Издательство Наркомпроса РСФСР, 1940. – 473 с. Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры: [учеб. пособие] / А. В. Зайков; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. 196 с. Зайцев. А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. / Под ред. Л. Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. 320 с. История педагогики /Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М.: «Просвещение». 1982 Йегер В. Падейя. Воспитание античного грека (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). /Пер. с нем. Μ. Н. Ботвинника. М.: «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина». 1997 Карпюк С. Г. Лекции по истории древней Греции. — М.: Ладомир, 1997. 160с. Ксенофонт. Лакедемонская полития. [Электронный ресурс] История Древнего Рима URL:http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1396451413#sel= Дата: 24.05.2016 Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2005. 603 с. Марру А.-И. История образования в античности (Греция). /Пер. с франц. А.И. Любжина. М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1998. 427с. Печатнова Л.Г. Кризис Спартанского полиса (конец V — начало IV в. до н.э.) / Печатнова Л.Г. // Историки античности. Том IV. Современные исследования по истории Античности. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – с. 5320 – 5557. Печатнова Л.Г. Формирование Спартанского государства (VIII-VI вв. до н.э.) / Печатнова Л.Г. // Историки античности. Том IV. Современные исследования по истории Античности. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – с. 5158 — 5319 Платон. Сочинения в четырех томах. Том III, Ч. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. – СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та; «Изд-во ОлегаАбышко», 2007. – 752 с. Платон. Сочинения. В 4-х томах. Т.4 / Пер. А. Н. Егунова, С. П. Кондратьева, С. Я. Шейнман-Топштейн и др.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: «Мысль», 1994. 830, [1] с.— (Филос. наследие). Плутарх. Застольные беседы. /Пер. М. Ботвинника. Л.: Мысль, 1990. 420с. Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2-х томах. Т1. /Пер. с древнегреч. / Сост., вступ. ст. и примеч. М.Томашевской. М.: Правда, 1987. Сергеев В.С. История Древней Греции. М.: Высшая школа, 1948. 270 с. Страбон. География. // Печатнова Л.Г. Формирование Спартанского государства [Электронный ресурс] Публикации Центра антиковедения СпбГУ. URL:http://centant.spbu.ru/centrum/publik/pechat/pech022.htm Дата:24.05.2016 Суриков И. Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГу, 2008. 360 с. — (Историческая библиотека). Тойнби. А. Дж. Цивилизация перед судом истории / Пер. с англ. И.Е. Киселевой и М.Ф. Носовой. СПб., «Ювента». 1995. 478с. 1 «В самом деле, к чему старания о богатстве там, где соблюдается равенство в пропитании и доставлении припасов, и этим самым устраняются стремления к деньгам ради наслаждений. Нельзя обогащаться даже ради платья, так как они украшают себя не роскошной одеждой, но благосостоянием тела. (4) Не надо собирать денег и ради того, чтобы было что тратить на друзей, потому что он поставил гораздо выше помощь телесными трудами, чем денежными расходами, показал, что первое исходит от души, второе — от богатства. (5) Против обогащения несправедливыми путями он употребил следующее. Он ввел такую монету, десять мин которой, принесенные в дом, не скроются ни от хозяев, ни от рабов, потому что требуют большого места, а для доставления их требуется целая повозка. (6) Золото и серебро тщательно разыскиваются, и если где окажутся, владелец подвергается штрафу. К чему же поможет обогащение там, где приобретение доставляет гораздо больше неприятностей, чем удовольствия». [18, гл.7, 5-6] 2 Здесь, нам видится важным замечание Страбона о институте илотии, как особенность спартанского общества: «Институт илотии в Спарте сложился не раньше окончания Второй Мессенской войны, т.е. в конце VII в. до н.э., приняв форму коллективного, или государственного рабства, при котором община-завоевательница стала коллективной собственницей всего завоеванного населения. Это был длительный и постепенный процесс, завершившийся только спустя триста лет после прихода дорийцев в Спарту» [28, 364-365] 3 А. В. Зайков считает, что также аскеза - как исполнение обычаев и ведение «установленного образа жизни» - являлись одновременно и социальным цензом для вхождения в высшее гражданское сословие, и публично реализуемой семантической системой этого сословия [13, с.57-67] 4«Что касается чтения и письма, — писал греческий историк Плутарх, — то дети учились только самому необходимому, остальное же их воспитание преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать» [Цит. по: 15]. 5 «Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко благодаря крепости своего тела... В наготе девушек не было ничего неприличного. Они были по-прежнему стыдливы и далеки от соблазна» [262, с.106]. 6 Ряд авторов указывает, что в агеле основной упор делался исключительно на физическое развитие и считалось, что если человек физически развит, то все остальное само приложится [12, с.11–22; 22, с.5183–5207]. Но на наш взгляд, хотя бы отчасти, речь шла и о воспитании характера, хотя идея гармоничного развития появится несколько позднее рассмартиваемого нами периода и не в Спарте. 7 Дихотомия Спарта - Афины укладывается здесь в модель, описанную А. Тойнби как полярность «зелотского» (закрытого) и открытого типа реакции общества на исторически возникающие вызовы [30, с.115-128]. 8 по замечанию Ю.В. Андреева, письменная культура приравнивалась в Спарте к предметам роскоши и рассматривалась как нечто неуместное и даже опасное [2, с.6]. 9 «Задачей учеников было не только овладение некоторым количеством текстов и умение их произносить в соответствующих ситуациях (на религиозных празднествах, на пирах и т. д.) Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия была призвана служить воспитанию эстетическому. Той же цели служила и музыка» [12, с.85–87]. 10 в том числе, как пишет Плутарх «Ликург приучал граждан не желать и даже не уметь жить поодиночке, но быть всегда, словно пчелы, объединенными вокруг своих предводителей для общего блага» [25, с.121]. 11 «Легко понять, что добродетель мужчины в том, чтобы справляться с государственными делами… Добродетель женщины… состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу» [24, с.391]. 12 «Въ Греціи существовало двѣ системы воспитанія: спартанская и аѳинская. Спартанцы не пеленали дѣтей въ свивальники; они пріучали ихъ къ перемѣнамъ погоды, мыли ихъ холодной водой и одѣвали легко даже зимой. Аѳиняне пользовались болѣе нѣжными пріемами. Имъ ставили въ упрекъ, что они воспитывали свое молодое поколѣніе, какъ теперь говорится, въ ватѣ. Однако, даже въ Аѳинахъ были сторонники спартанскаго воспитанія—лакономаны. Лѣтъ до шести или семи ребенокъ былъ всецѣло поглощенъ играми» [9, с.66-67]. 13 «Важный элемент бытия и культуры древних греков, а следовательно, и воспитания молодежи - агонистика, принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп в разных ситуациях, в разных областях жизни, с целью достижения наилучшего результата, признания, получения олимпийского венка» [8, с.194]. В том числе агонистика распространилась и на интеллектуальную деятельность [14, 150-183]. |