Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах
Скачать 82.01 Kb.
|
§4. Спартанская культура В то же время спартанская культура не исчерпывалась культурой физической. Не будучи «словесной», она не чужда искусств. В ней, как и в гомеровском образовании, духовная стихия представлена в основном музыкой. Для древних греков музыка - даже в узком значении этого слова - средоточие культуры; и в этом качестве музыка обеспечивает связь различных ее сторон: через танец смыкается с гимнастикой, а через пение поддерживает поэзию — единственный вид архаической литературы. Плутарх, излагая начальную историю греческой музыки, сообщает, что Спарта в VII и в начале VI веков была настоящей музыкальной столицей Греции [20, с.39]. «Однако за этим ранним весенним расцветом пришло бесплодное лето. Историки почти единодушно отмечают ок. 550 года резкую остановку в доселе равномерном развитии Спарты. Все начинается с политической и социальной революции, в ходе которой аристократия, под руководством, может быть, эфора Хилона, подавляет возмущение народных масс, вызванное, вероятно, второй Мессенской войной, и закрепляет свою победу соответствующими установлениями. Тогда и начинается расхождение между Спартой и прочими греческими городами, которые не только не стремятся вернуться к аристократическому правлению, но все направляются к более или менее выраженной форме демократии. ... Спарта становится чисто военным государством: город находится в руках замкнутой касты военных, живущих в постоянной боевой готовности и крепко держащих тройную оборону — национальную, политическую и социальную2. Именно эта новая ситуация породила традиционное спартанское образование, обычно приписываемое Ликургу» [20, с.41]. Эта тенденция (консерватизм) еще усилится в упадочной Спарте IV века, в полностью ослабленной Спарте эллинистической эпохи и в муниципальной Спарте времен Римской Империи. Именно тогда, когда от лаконского величия остались лишь воспоминания, спартанское образование окостеневает, «цепляясь за присущие ему черты с усилием тем более отчаянным, что они отныне беспредметны» [там же]. §5. Система государственного воспитания в Спарте Создание системы государственного воспитания в Спарте происходит как часть изменений общества. «В число этих преобразований [общественной и социально-политической жизни Спарты - П.Ф.] входили: организация государственного воспитания молодежи (когда семилетние мальчики, забранные из родительского дома и объединенные в небольшие отряды агелы, до двадцати лет жили и воспитывались в казармах, подвергаясь суровой военной муштре); учреждение системы сисситий (обеденных товариществ и одновременно боевых подразделений, в которые входили все полноправные спартиаты с двадцатилетнего возраста, вносившие для совместных трапез свою долю продуктов, получаемых с закрепленного за ними участка земли, и проводившие совместный досуг исключительно в занятиях военным делом)» [1, с.6]. Нельзя сказать, что государственное воспитание было исключительно «спартанской» идеей. В частности, она находит несомненную поддержку у Аристотеля. Он пишет: «Не следует, кроме того, думать, будто каждый гражданин сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. И забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о целом. В этом отношении можно одобрить лакедемонян: они проявляют очень большую заботу о воспитании детей, и оно носит у них общественный характер. Итак, ясно, что должны существовать законы, касающиеся воспитания, и последнее должно быть общим» [5, с.628]. Здесь необходимо учитывать одну особенность: в своей классической форме спартанское образование, имело совершенно определенную цель: «выучку» гоплита. Это образование целиком находится руках государства и организованно оно исключительно в интересах государства. Получить αγωγή, быть образованным как положено, было необходимым, если и не достаточным, условием пользования гражданскими правами. Основные черты его таковы: отбор по «евгеническим» параметрам при рождении; ребенок должен быть представлен перед комиссией старейшин: будущего гражданина принимали только если он был красив, хорошо сложен и силен; хилых и увечных сбрасывали в пропасть; до 7 лет «вскармливание» в семье, спартанские женщины искони были в нем искусны; с 7 лет спартанец переходил в ведение государства; с 7 до 20лет образование в собственном смысле слова; за него непосредственно отвечало специальное должностное лицо, παιδονόμος; обучаемый входит в иерархическую юношескую организацию; Άγωγη занимает 13 лет, поделенных на три цикла:
Здесь, первые четыре года «волчата», μικκιχιζόμενοι, собирались только для игр и упражнений. Лишь с двенадцати лет юноша, πάμπαις, подчинялся более суровой дисциплине и оставлял отчий дом для казармы, которую уже не мог покинуть, даже женившись, до тридцати лет. В двадцать или двадцать один год молодой человек, входил в формирования взрослых мужчин, прежде всего «игроков в мяч», αφαιρείς. Итак, государственное образование — коллективное, оно изымает ребенка из семьи, чтобы поместить его в сообщество сверстников [см. 20, с.41-43; 8, с.11–22; 22, с.5183–5207]. Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами3: все приносилось в жертву этой единственной цели, в том числе — интеллектуальная сторона образования, сведенная к минимуму. Плутарх пишет, что в отношении чтения и письма они обучались, по крайней мере, «необходимому»4. Что-то от утонченности ума, присущей Алкману, сохранилось в практике «лаконизма» — речи, сочетающей нарочитую краткость с остроумием и зубастой насмешкой; а от славной традиции Терпандра и Тиртея спартанцы сохранили любовь к музыке и поэзии с дидактической направленностью. Но не идет речи о занятиях искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея по-прежнему широко исполнялись, это объясняется их высоконравственным содержанием и использованием в качестве походных песен. Кроме хорового пения, в употреблении была, по-видимому, только военная музыка, аналогичная музыке наших военных оркестров» [20, с.44] §6. Отношение к спорту в Спарте Не удивительно, что при подобном подходе спорт был одной из главных составляющих как спартанского образа жизни, так и системы воспитания. Что приносило свои результаты. «Летопись Олимпийских игр достаточно хорошо известна, так что мы можем оценить успех, закрепившийся за спартанцами в международных соревнованиях. Первая известная спартанская победа отмечена на XV Олимпиаде (720 г.); с 720 по 576 год из восьмидесяти одного известных олимпийских победителей сорок шесть — спартанцы. В наиболее престижном состязании — беге на стадий — из тридцати шести известных нам победителей двадцать один спартанец» [20, с.38]. Спорт, при этом, не был привилегией мужчин: женская атлетика, о которой с таким удовольствием распространяется Плутарх, (видимо, это была одна из достопримечательностей Спарты в римское время), засвидетельствована, начиная с VI века, прелестными бронзовыми статуэтками, которые изображают девушек-бегуний, приподнимающих одной рукой подол своей спортивной туники» [там же]. §7. Женское образование в Спарте Образование девочек в Спарте также было строго регламентировано, и музыка, танцы и пение отошли в нем отныне на второй план, во главу угла были поставлены гимнастика и спорт. «Девушки в Спарте обучались гимнастике и музыке: но ничего определенного относительно способа этого обучения неизвестно. Для них, вероятно, существовали правила, подобные тем, какие устанавливались для мальчиков: распределение детей одинакового возраста по разрядам и классам, постепенность в упражнениях, надзор педономов и т. д. Они обучались беганью, прыганью, борьбе, метанию дисков и дротиков; к этому присоединялось также обучение танцам и пению, потому что на празднествах они танцевали хороводом и пели хором. Им, разумеется, предоставлялись особые места, куда толпа не имела доступа. Однако устраивались публичные испытания, когда мальчики присутствовали на играх девочек, a девочки— на играх мальчиков; в этих случаях, по-видимому, похвалы или порицания девочек являлись даже для другого пола могущественным способом воздействия. Эти нравы сильно скандализовали другие народы, y которых женщины держались совершенно особняком от мужчин, и сильная, решительная спартанка по сравнению с хрупкой и робкой афинянкой должна была производить впечатление существа, не имеющего пола» [9, с.96]. Архаическое изящество сменяется грубо утилитарными представлениями: спартанская женщина должна быть прежде всего плодовитой матерью здорового потомства. Воспитание подчинено евгеническим целям: ее стараются избавить от «всяческой женской слабости и изнеженности», закаляя ее тело, приучая выступать обнаженной на празднествах и церемониях5. Но нужно отметить, что женщины пользовались в Спарте, по сравнению с другими греческими полисами, относительной свободой, и их жизнь не была подчинена столь жесткой регламентации; большими правами они пользовались и в семье [17, с.42]. Итак, как мы можем видеть из приведенных выше данных, образование и воспитание в Спарте были государственными и подчинены в первую очередь интересам и целям государства. При этом, практически все внимание было сосредоточено на достижение высоких нравственных6 и физических кондиций, обязательных для всех граждан - включая дисциплину и послушание. Указанные кондиции делали современную спартанскую «военную машину» наиболее эффективной и значимой силой в Балканской Греции. Однако в долговременной перспективе это привело, с одной стороны, к усилению консервативных тенденций в обществе и политике закрытого общества, с другой стороны, суровость воспитания стала переходить в жесткость и отсутствие гибкости, не позволявшие вовремя рассмотреть и воспринять новые тенденции в общественной жизни. 2. Общая характеристика воспитания в Афинах Афинская педагогическая школа стала, как известно, основой для классического образования в античности. А ряд ее идей и возникших в Афинах целей и форм преподавания закрепились и получили развитие в современных системах образования. При этом, принято сравнивать и в значительной мере противопоставлять афинскую систему воспитания и образования спартанской. В данной главе мы хотим обратить основное внимание на динамику развития образования и воспитания в Афинах, так как некоторые авторы обращают внимание на то, что в архаические времена идеалы общественного устройства в целом и воспитания и образования в частности в Афинах мало отличались от подобных в других полисах, в том числе и в Спарте. Но в какой-то момент времени Афины становятся своего рода «законодателями моды» в деле образования и воспитания, совершив по отношению к другим полисам качественный скачок. Описание сложившейся в концу IV века до н.э. в Афинах педагогической практики и движущих ее идей поможет выделить как общие черты с подобными в Спарте, так и подчеркнуть сформировавшиеся различия. §1. Афины и Спарта как антиподы в вопросах организации общественной жизни Как известно, в классическую эпоху Спарта и Афины были двумя ведущими полисами Балканской Греции, овеществляя собой, по сути, два различных идеала, два пути возможного развития общества. «Классическая Спарта являлась антиподом, полной противоположностью Афинам V в. до н.э. с их развитой демократией (системой литургий, раздач и оплачиваемых должностей, рассчитанной на сглаживание социальных противоречий), с их пышно расцветшей культурой, ремеслом и торговлей, с их открытостью миру. Спарта в изображении классических авторов V—IV вв. до н.э. представляла собой изолированный от внешнего мира лагерь с суровым военно-полицейским режимом [3, с.31]. Все составляющие этого режима хорошо известны. Общественная и социально-политическая жизнь Спарты были преобразованны таким образом, чтобы способствовать быстрому, энергичному подавлению возможных восстаний илотов (порабощенного спартиатами местного лаконского населения и населения соседней области Мессении)» [1, с.6]. В Афинах экономическая жизнь была не была такой замкнутой, как в Спарте [15, с.__] и эта открытость общества также диктовала свои условия. §2. Развитие общества в Афинах и переход к гражданскому (не военному) образованию в Афинах По свидетельству Фукидида, афиняне первыми оставили древний обычай ходить вооруженными, и, сняв кованые доспехи, стали вести менее грубую, более цивилизованную жизнь. «И с этих пор Афины — прежде малозначительный город, находившийся в стороне от столбовой дороги культуры, — впервые утверждаются в роли лидера, которая отныне и навсегда будет принадлежать им» [20, с.63]. Изначально, судя по всему, между различными областями Греции в культуре и, следовательно, образовании не существовало ощутимой разницы. В VII веке мы повсюду встречаем тот воинственный идеал гражданственности с его полным подчинением личности общине, который мы видели в Спарте. Спустя век или два перед нами совсем иная атмосфера, по крайней мере в Афинах. Жизнь, культура, образование греков стали в основном гражданскими. Разумеется, военный элемент не исчез полностью. Постоянные войны, которые вела Афинская республика, постоянно взывают к патриотизму граждан-воинов. Однако непосредственная подготовка к будущим обязанностям солдата уже не играет, судя по всему, важной роли в образовании молодого грека. Афинское воспитание ставит перед человеком несколько иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство...» (Лукиан). В какой-то мере это перекликается со спартанскими идеалами, но практика оказывается совершенно иной. До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька. После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно). Мусические (7-12 лет) — дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания. Палестры (13—14 лет) — школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы. Гимнасии (16—18 лет) — их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи — так осуществлялось свободное общение взрослых и подростков. Эфебии (18—20 лет) — двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу. В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты — странствующие учителя, среди которых были писатели, государственные деятели. [19, с.__]. Описанная система образования и воспитания складывается в таком виде в IV в до н.э. и свою окончательную форму приобретает в эллинистическую эпоху, то есть уже за рамками афино-спартанского противостояния. Но в данном случае мы хотим обратить внимание на формирование нового идеала. «Беря начало в конкретных представлениях о прекрасном, тренированном теле юноши «благородного рождения», понятие калокагатии достигло со временем высот абстракции, явившись выражением гражданских и этических ценностей античного общества, воплощенных в гармонично развитой личности. Этим достижением педагогической мысли древний мир был прежде всего обязан афинянам, стремившимся к полномy, всестороннему раскрытию способностей человека, в то время как спартанцы заботились главным образом о воспитании физическом, призванном дать государству защитника - сильного, дисциплинированного воина» [8, с.194]. И с этого момента афинская педагогика, которая впоследствии будет вдохновлять и определять педагогику всей классической античности, избирает направление противоположное спартанскому. В Афинах, при всей важности патриотического воспитания, в мальчике и юноше не видят исключительно будущего гоплита и не требуют от него тринадцати лет армейской муштры. Афинское государство создаст впоследствии свою систему обязательной военной подготовки, так называемую эфебию (в которой на какой-то момент времени можно будет увидеть влияние - весьма урезанное - спартанской системы): граждане в течение двух лет — с восемнадцати до двадцати — должны будут нести обязательную военную службу (Винничук Л. указывает срок 4 года обязательного нахождения в эфебии [8, с.196]). Но эта система хорошо засвидетельствована и достигла полного развития лишь в конце IV века. «О времени ее появления было много споров, но очевидно, что она возникла не ранее Пелопоннесской войны (431—404); раньше это слово (эфебия) обозначало совокупность обрядов, отмечавших вступление юноши в зрелый возраст, а не классический порядок прохождения военной службы» [20, с.63]. |