Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах
Скачать 82.01 Kb.
|
§3. Афинская эфебия Аттическая эфебия представляется вариантом подготовки гоплита, приспособленным к демократическим нравам, — это система воспитания, гражданского и прежде всего военного, солдата-гражданина. В общих чертах засвидетельствованное около 370 года, это учреждение получило свою окончательную форму лишь в очень позднюю эпоху, в силу закона, внесенного, как представляется, между 337 и 335 годом. Мы знаем об этом благодаря надписям, которые сообщают о ее регулярном функционировании начиная с 334—333 года, и по детальному анализу Аристотеля: он описывает ее в таком виде, в каком застал к 325 году. Она в это время точнейшим образом соответствует обязательной военной службе, как она организованна современными государствами. Каждый год в демах поднимали документы гражданского состояния и на их основе составляли список юношей, достигших возраста гражданской зрелости, то есть восемнадцати лет. Этот список проверялся советом, Βουλή. Когда их права гражданства были должным образом установлены, юноши привлекались к двухлетней военной службе под командованием избранных офицеров: первый год проходил в пирейских казармах, где они проходили курс физического и военного воспитания, а на второй год они участвовали в полевых учениях, несли караульную службу в укрепленных пограничных постах и выполняли функции «ополчения». Эфебы содержались за счет государства и носили единую форму: большой головной убор, πέτασος, коротко подстриженные волосы, черная хламида (ее заменит белая в 166-168 гг. до н. э.). Таким образом афинский эфеб — прежде всего юный солдат; но при всей своей значимости военный элемент все же не единственный: эфебия IV века есть также и гражданский новициат, Моральная и религиозная подготовка к полному вступлению во все права и обязанности гражданина [20, с.151]. С потерей независимости гражданское ополчение более не имеет смысла (Афины, или по крайней мере ключевой пункт — Пирей, часто заняты иностранным гарнизоном). Эфебия в том виде, как мы ее описали, прекращает свое регулярное существование. Она не исчезает, но в результате парадоксального развития это учреждение, созданное для службы демократической армии, станет в новых Афинах, где торжествует аристократия, спокойной школой, где богатое меньшинство молодежи пройдет посвящение в утонченности изящной жизни [там же, с.153]. Безусловно, долгое время будут сохраняться черты ее первоначального предназначения, военного и гражданского. Иностранцы допускаются на иных условиях, чем граждане: в списки они «внесены дополнительно», и не принимают участия в состязаниях. Корпус военных наставников (специалистов в метании дротика, стрельбе из лука, артиллерии и т. д.) сводится к одному учителю фехтования, да и его роль сходит на нет. Напротив, роль преподавателя гимнастики, педотриба, постоянно возрастает: он становится одной из наиболее важных и уважаемых фигур, и, появившись начиная со II века н. э., он оказывается столь загружен работой, что появляется необходимость придать ему помощника, ипопедотриба. Он, очевидно, становится главной пружиной школы, и основа образования, даваемого эфебам, принадлежит ему: афинская эфебия в эллинистическую и римскую эпоху (как мы видим, она действует до 266—267 года н. э.) в общем и целом стала Высшим институтом физической культуры. [там же, с.154] Но, обобщая, можно сказать, что эллинистическая эфебия стала, как и в Афинах, скорее аристократической, чем гражданской, скорее спортивной, чем военной. §4. Новый политический идеал в Афинах После падения тирании в VI веке большинство греческих городов, и особенно демократические Афины, живут бурной политической жизнью: государственное руководство, управление делами становятся главным занятием, самой благородной и почетной деятельностью грека, высшей целью его честолюбия. Самое важное для него по-прежнему побеждать, одерживать верх, добиваться успеха; но теперь его «доблесть», αρετή, утверждается уже не в спорте и светском досуге — ее воплощением отныне становится политическая деятельность. Софисты ставят свое преподавание на службу новому идеалу политической αρετή: их программа— оснастить ум для государственного поприща, сформировать личность будущего «лидера» государства [20, с.76]. И здесь появляется еще одна важная особенность Афин. Если в античном мире как правило личность поглощалась государством, то в Афинах уже появляются некоторые гарантии свободы личности, ее неприкосновенности [6, с.185]. Что создает свои обстоятельства социально политической жизни. И хотя мораль Солона, как и мораль Тиртея, подчинена общинной жизни города, общий колорит у афинянина другой: его идеал — ευνομία, состояние равновесия, основанное на справедливости; он стремится отвратить не внешнюю угрозу, а опасность внутренних раздоров, социальной несправедливости и партийных распрей, которые ставят под угрозу единство афинского государства [20, с.70]. Афины стали подлинной демократией: народ получил постепенно не только политические привилегии, права и полномочия, но и доступ к тому уровню жизни и культуры, к тому идеалу человека, которые изначально были достоянием одной лишь аристократии. Вместе с занятиями спортом к «демосу» перешел весь древний гомеровский идеал «доблести», соперничества, подвига. В контексте гражданского, а не военного существования единственной областью применения этого идеала оказалось спортивное соревнование. Вера в высокую ценность спортивных достижений распространяется вместе с любовью к спорту — какое-то время она остается общим идеалом свободных людей [20, с.65-66]. §5. Совмещение государственного и частного образования в Афинах В обзоре школьных учреждений наиболее значительное место надо отвести частным школам, содержащимся за счет платы за обучение и действующим на строго коммерческой основе. Документы свидетельствуют, что это был наиболее естественный и постоянный тип, идет ли речь о словесной школе, или заведения для физического воспитания, как палестры, которые обычно запросто называли по имени их владельца или управляющего, например Тимеева или Антигенова. Но образование охватывает все большее число детей, и частное преподавание уже не может удовлетворить растущую потребность в обучении. Неизбежностью становится коллективное воспитание, и под давлением этой социальной потребности и возникает государственная школа. Частное преподавание исчезло не сразу. Педагоги еще долго будут обсуждать преимущества и недостатки той и другой системы, как мы видим на примерах Аристотеля и Квинтилиана. Уже Аристофан, говоря о «древнем образовании», образовании славного «поколенья бойцов марафонских» (то есть бывшего взрослым в 490 году), упоминает окрестных детей, которые на рассвете в любую погоду отправляются «к своим учителям» [20, с.67]. Афины содержат общественные гимнасии и палестры и осуществляют общий надзор над учителями; при этом город не располагает общественными школами или государственными университетами, и воспитание остается в частных руках. Платон агитирует за государственное образование, но Афины, видимо, полагают, что даже в воспитании наилучшие результаты принесет конкуренция. Профессиональные наставники учреждают собственные школы, которые посещаются свободнорожденными мальчиками с шестилетнего возраста [11, с.296]. Кроме того, можно сказать, что наряду со школой в Афинах сложилась широкая систем внешкольного образования; включавшая в себя и афинский театр, и всенародные игры, и изобразительное искусство, и архитектуру — «целая система культурных воздействий» [19, с.__]. §6. Физическое воспитание В архаическом образовании первое место занимало физическое воспитание, поскольку аристократическая культура характеризовалась прежде всего любовью к спорту. Ребенка готовят к участию в атлетических состязаниях: бег, метание диска и копья, прыжки в длину, борьба и бокс. Это было сложное и тонкое искусство: им нельзя было овладеть без помощи компетентного учителя, педотриба (παιδοτρίβης), «детского тренера»; его уроки проходили на спортивной площадке, палестре (παλαίστρα), которая для детей то же самое, что гимнасии для взрослых. Эта система окончательно сложилась, судя по всему, в последней трети VII века, так как именно с этого момента (для Олимпии существует точная дата: с 632 года) на больших общегреческих играх появляются состязания для детей, которые венчают физическую подготовку молодежи и предполагают ее систематическую постановку во всей Греции [20, с.68]. Став более «штатским», афинское образование, тем не менее, сохранило тесную связь со своими аристократическими истоками: оно оставалось по своим принципам, структуре образованием знати. Так, в разгар демократической эпохи, около 354 года, Исократ помнит о времени, когда образование было привилегией аристократии, богатство давало возможность и необходимый досуг для его получения. Фактически оно всегда останется в большей или меньшей степени привилегией элиты [там же, с.65]. Физическое воспитание на протяжении всей классической эпохи остается неотъемлемой частью афинского образования: «ни один человек, не выучившийся бороться, плавать и пользоваться пращой и луком, не считается образованным» [11, с.297]. «Человек красоты и доблести», безо всякого сомнения, это прежде всего спортсмен; в образовании присутствует нравственная сторона, но и она реализуется через спорт. Образование предполагает развитие тела в той же мере, если не более, чем развитие характера. «Не уставай лепить свою собственную статую» — скажет впоследствии Плотин. Его высказывание относится больше к нравственной сфере, но посыл формирования характера, как формирования тела для греков видится наиболее естественным. §7. Духовный (интеллектуальный) элемент в Афинском образовании С самого начала греческая культура, а значит, и образование, содержит наряду со спортивным и духовный элемент, одновременно интеллектуальный и художественный. Платоновская «музыка», μουσική, — весьма емкое понятие: это слово обозначает область Муз. Однако главным в ней древнее образование действительно считало музыку в узком смысле слова, вокальную и инструментальную. « Αχόρευτος απαίδευτος» — решительно говорит Платон, то есть «тот, кто не способен участвовать в хороводе (быть одновременно певцом и танцором), не является по-настоящему образованным человеком». Музыкальное образование, поясняет философ, имеет значение и для нравственности; обучение у кифариста, влияя на личность в целом, способствует приучению молодых к «владению собой» (σωφροσύνη), делает их более культурными, поселяя в их душах эвритмию и гармонию. Древнее афинское образование было в большей степени художественным, чем литературным, и в большей степени спортивным, чем интеллектуальным. И по-прежнему, цель афинского образования — этического порядка. Его идеал выражается одним словом — καλοκαγαθία, то есть «присутствие в человеке красоты и доблести». «Доблестный», αγαθός — это нравственная сторона; она, как мы знаем, основная, и включает в себя некоторые социальные и «светские» характеристики, связанные с ее рыцарскими истоками Таким образом, ребенку, если он хотел впоследствии достойно участвовать в пирах и считаться образованным человеком, нужно было усвоить, наряду с некоторыми познаниями в поэмах Гомера, которые, безусловно, очень рано стали классикой, достаточный запас лирических стихотворений. Афиняне придавали моральному содержанию этих песен не меньшее значение, чем спартанцы, и также ценили их воспитательное воздействие. Между этими двумя типами воспитания, физическим и духовным, существовало не невесть откуда взявшееся тайное притяжение, некая предустановленная гармония, в чем нас хотят уверить, а самая непримиримая вражда. У Аристофана: что обещает ученику восхваляемое им Древнее образование? Конечно, безупречную нравственность, но прежде всего: Нет! В тени Академии, в мирной тиши, в тихо веющих рощах маслинных, С камышового зеленью в смуглых кудрях ты гулять будешь с другом разумным. Там цветет повилика, и манит досуг, и трепещет серебряный тополь, Там услышишь, как ясень весенней порой перешептывается с платаном. Если добрые примешь советы мои И свой слух обратишь к наставленьям моим, Будет, друг, у тебя — Грудь сильна, как меха. Щеки — мака алей. Три аршина в плечах, за зубами — язык. Зад — могуч и велик. Перед — мал да удал. Но если ты примешь нынешние обычаи, — здесь Аристофан непосредственно нападает на школу Сократа, — Заведешь ты себе восковое лицо, Плечи щуплые, щучьи, тщедушную грудь, Язычок без костей, зад — цыплячий, больной, Перед — вялый, большой; болтовню без конца [20, с.74]. Характерно, что афиняне, родившиеся в 490-х гг. (Перикл, Софокл, Фидий и другие), которые подняли афинскую культуру во всех областях — политике, литературе, искусстве — на столь высокий уровень зрелости, получили лишь такое очень элементарное образование, не превосходящее по объему сведений то, что дает нынешняя начальная школа. Это разительный пример того неизбежного временного разрыва, который существует между культурой и образованием. Однако, всякая по-настоящему живая и деятельная культура в конце концов осознает и ликвидирует его. В самом деле, мы видим, как за всяким новым духовным достижением достаточно быстро следует соответствующее усилие в области обучения, которое обеспечивает его распространение [20, с.75]. §8. Деятельность софистов Деятельность софистов разворачивается во 2-й половине V века. Их профессиональные методы близкий к архаическому, они не создавали школ как определенных учреждений; их метод можно определить как групповое обучение. Они собирают вокруг себя доверенных им молодых людей, которым они должны дать законченное образование. Протагор был первым, кто предложил такого типа платное обучение. Чтобы добиться известности, доказать превосходство своего обучения, продемонстрировать свое искусство, софисты охотно прибегают к публичным выступлениям, έπίδειξις, как в городах, оказавшихся на их пути, так и во всегреческих святилищах, например, в Олимпии, пользуясь стечением разноплеменной публики (πανήγυρις), собравшейся там по случаю игр. Это может быть, в зависимости от желания публики, тщательно подготовленная речь или, наоборот, блестящая импровизация на предложенную тему, или свободная дискуссия по выбору присутствующих. Тем самым софисты оказываются зачинателями жанра лекции [20, с.90-91]. Программа Протагора, который хотел сделать своих учеников хорошими гражданами, способными как толково управлять собственным хозяйством, так и успешно заниматься государственными делами, направлена на то, чтобы обучать «политическому искусству» [8, с.199]. Задача была, таким образом, вполне практическая: «мудрость», «доблесть», которую обеспечивают своим ученикам Протагор и ему подобные— прагматического, утилитарного характера; ее мерилом и оправданием является конкретная применимость [29, с.217-218]. Одновременно с искусством убеждать софисты преподавали искусство говорить, и эта вторая сторона их преподавания не менее важна, чем первая. В этом они тоже руководствовались заботой о практической пользе. Противопоставляя себя софистам, озабоченным исключительно политической virtu, практическим успехом, и склонных из-за этого впадать в цинический аморализм, Сократ делает это во имя традиционного подхода, который выдвигает на первый план в воспитании этический элемент, «добродетель» в том строго моральном смысле, какой приобрело это слово сегодня (причем именно под влиянием проповеди сократиков). С другой стороны, Сократ, менее прагматичный, противопоставляет софистам, слишком уверенным в ценности своего обучения и слишком склонным гарантировать его успех, мнение предков, согласно которому образование зависит прежде всего от способностей, является лишь методом развития этих последних. Это и более естественное, и более серьезное понимание педагогики. «Перед лицом неизбывного утилитаризма софистики, этого ограниченного гуманизма, который во всяком предмете преподавания видит лишь средство оснастить ум силой и гибкостью, Сократ защищал первостепенное значение отыскания Истины. В этом он предстает как наследник великих ионийских и италийских философов, этого мощного усилия мысли, устремленной так глубоко и серьезно к раскрытию тайны вещей, природы мироздания и бытия» [20, с.90-91]. §9. Духовность или спорт Таким образом, афинское образование окончательно удаляется от своих рыцарских истоков. «Наши софисты если еще и не писцы, то уже, во всяком случае, ученые. Отныне доминанта греческого образования — головная: спортивному элементу уже не оказывается предпочтения. Этот последний, однако, не исчезает совсем: существовать он будет еще много веков, но здесь начинается его отступление, он отходит теперь на второй план. Эта смена приоритетов в образовании выражена тем резче, что на растущую специализацию интеллектуального образования наложилось аналогичное развитие атлетики, углубившее пропасть между ними. В Афинах всегда будут заниматься спортом, но он уже не будет основным устремлением честолюбивой молодежи» [20, с.92]. §10. Женское образование в Афинах Девочки в Афинах оставались в гинекее (женские покои в доме), в обязательном порядке их учили женским ремеслам: прядению и ткачеству. Школу девочки не посещали, но читать и писать их учили - ведь будущая жена гражданина должна быть образованной. Также, программа обучения девочек включала в себя пение и танцы, что было необходимо для участия в религиозных и общественных празднествах. Кроме того, девушки могли изучать литературу, но о разговорах на литературные темы в кругу мужчин речь для афинянок не шла: в мужском обществе могли блистать остроумием и начитанностью только гетеры, но не женщины из семей свободных граждан [7, с.66–73; 8, с.138–160]. Таким образом, центральной педагогической идеей, сформированной в Афинах, становится гармоничное развитие и сочетание различных его свойств, как физических, так нравственных и духовных (интеллектуальных); пусть общая педагогическая практика и не всегда этому соответствует. И, в отличие от Спарты, личные устремления афинян, зачастую не менее преданных своему полису, не замыкаются исключительно на его интересах, но сохраняют элементы конкуренции, в том числе в сфере образования и воспитания. Которые, опять же в отличие от Спарты, никогда не были полностью сферой ответственности государства, но относились в большей степени к сфере частной жизни; хотя были в Афинах и общественные школы и законодательные указания гражданам обязательности занятий, направленных на воспитание и обучение детей. И, будучи более открытым, чем Спарта, обществом7, Афины и в области педагогики более активно включаются в процесс выработки и распространения новых идеалов, более соответствующих накопившему культурный и социально-экономический базисы обществу. 3. Общие и отличительные черты воспитания в Спарте и Афинах Таблица 1 Отличительные черты воспитания в Спарте и Афинах
|