Главная страница

Общее развитие скульптуры на протяжении столетий


Скачать 329.86 Kb.
НазваниеОбщее развитие скульптуры на протяжении столетий
Дата26.01.2023
Размер329.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаTerekhovmeyn.docx
ТипРеферат
#906763



Содержание
Введение……………………………………………………………….……….2

Раздел 1. Общее развитие скульптуры на протяжении столетий…………..4

1.1 История скульптуры как искусства и её выдающиеся личности.............4

1.2 Виды и разделы скульптуры……………………………………………...7

1.3 Разновидность материалов для создания скульптур…………………....10

1.4 Актуальность создания скульптур в 21 веке…...……………………….12

Раздел II. Применение теоретических знаний о скульптуре…………….....14

2.1 Создание автопортрета из скульптурного пластилина .………………..14

2.2 Методы исследования…………………………………………………….17

2.3 Развитие проекта………………………………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………….19

Библиография…………………………………………………………………20

Приложения…………………………………………………………………...21

Введение

В последнее время довольно большое внимание стало уделяться воспитанию личности не только грамотной, но и, прежде всего, творческой. Появился огромный интерес к изобразительному искусству.

Многие родители начали отдавать своих детей в художественные школы, а выпускники 11-ых классов поступать в художественные вузы. Они изучают и познают мир искусства, так как он даёт возможности раскрыть и показать свой внутренний мир окружающим.

Скульптура - неотъемлемая часть изобразительного искусства, которая имеет объёмную форму и выполнена из твердых или мягких материалов. Автор придаёт своему произведению определённый смысл, который потом доносится до зрителей. Этим меня и заинтересовал данный вид искусства. В 10 классе я стал увлекаться лепкой, совершенствуя своё мастерство, начал лепить бюсты и осознал, что это невероятно интересно и увлекательно. Мною была выбрана именно эта тема для итогового индивидуального проекта, так как она позволяет раскрыть мой творческий потенциал.

Проблема заключается в том, чтобы освоить лепку из скульптурного пластилина.

Объект исследования: способность человека к искусству.

Предмет исследования: скульптурный пластилин и его возможности. Цель исследования: выявить, возможно ли за короткий срок освоить и развить свои умения в создании скульптуры.

Задачи исследования:

1) Осуществить поиск информации по процессу создания скульптурного изображения из мягких материалов в интернет-ресурсах и литературе.

2) Познакомиться с этапами работы над созданием бюста.

3) Создать окончательный бюст из скульптурного пластилина.

4) Проанализировать результаты работы и сделать выводы.

Раздел 1. Общее развитие скульптуры на протяжении столетий
1.1 История скульптуры как искусства и её выдающиеся личности
Для того чтобы полностью погрузится в мир скульптуры нужно тщательно изучить этапы его развития. Поэтому мы рассмотрим особенности изменения данного вида искусства на примере определённых отрезков времени. Также мы увидим произведения популярных скульпторов в разных эпохах. Всё это поможет нам понять ценность этого изобразительного искусства.

Скульптура Египта, во всё продолжение его исторической жизни, оставалась неразлучной спутницей архитектуры, подчиняясь её принципам и служа к украшению её сооружений изваяниями богов, царей, фантастических существ и пластическими картинами, соответствующими назначению здания. Почти полностью анонимными остались новаторские и изобретательные египетские скульпторы и резчики, а также средиземноморские мастера из соседних стран. [1]

Cчитается, что греческая скульптура представляет собой смесь идей и методик египетской, микенской и персидской культур. Греческие скульпторы изучали как резьбу по камню, так и работу с бронзой. Удивительно, но несмотря на невероятный вклад Греции в развитие скульптуры, до наших дней дошло достаточно мало имен знаменитых мастеров. Основными представителями скульпторов данной эпохи (500-100 до н.э.) являются: Фидий, Мирон, Лисипп. [2]

Романская скульптура базируется на создании объема в архитектуре. В основном, скульпторы нанимались монастырями или монашескими орденами. Регулярно скульпторы этой эпохи создавали декоративные элементы для различных колонн, алтарей и арок, нередко основанные на библейских сценах. Романские статуи и рельефы, как правило включают коренастые, плотные и угловатые фигуры. Встретить такие скульптуры можно во Франции (аббатство Клюни, город Отён, село Везле), Италии (Модена, Верона, Парма, Апулия), Испании (Леон, Мадрид, Сантьяго-де-Компостела) и т.д. Главными представителями являются: Мастер Матео, Бенедетто Антелами, Никколо Пизано. [2]

Итальянская скульптура эпохи Возрождения отмечается возвращением к классическим формам и моделям, обнаженным натурам, а также широкому распространению конных статуй. Большая часть этих статуй создавались для украшения общественных мест. Этот период подарил истории искусств гениальных скульпторов, таких как ДонателлоМикеляджело, Джамболонья и других знаменитых мастеров. [2]

Барочная скульптура (1600–1700) вырастала из общего стиля барокко, сформировавшегося в 17-м веке под влиянием реформации Лютера, католической контрреформации и некоторых других политических событий. Драматический и театральный стиль отлично подходил для создания статуй и рельефов, хоть и был несколько ограничен рамками религии. Главные представитель Барочной эпохи были: Франсуа Дюкесной, Хуан Мартинес Монтаньес, Бернини. [2]

Как реакция на причудливый и пышный стиль рококо и мелодраматический стиль барокко, в конце 18-го века формируется неоклассическое направление в скульптуре, основанное на античных моделях и интересе к классической древности. Однако абсолютно четко провести границу между барокко и неоклассицизмом невозможно, и ряд произведений этого периода можно отнести к любой категории. Джозеф Ноллекенс, Джон Флаксман, Иоганн Шадов имели огромную популярность в 18-ом веке. [2]

19 век можно назвать переломным для скульптуры. Неоклассицизм еще оставался популярным в Америке, а европейские мастера, в основном, занимались созданием исторических памятников и статуй королей и военачальников. Только в первые десятилетия 20-го века начали зарождаться новые формы и идеи композиций. Заметно выделяется в эту эпоху творчество французского скульптора Огюста Родена. [2]

Первые годы 20-го века стали революционными в скульптуре, во многом благодаря таким художникам как Пикассо, Боччони и Наум Габо, а также новым модернистским движениям (кубизм, сюрреализм, дадаизм и т.д.). Появляются новые абстрактные формы и объекты скульптуры. [2]


1.2 Виды и разделы скульптуры

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока (способ формовычитания).

Лепка из мягких материалов (греч. πλαστική — лепка) основана на противоположном способе формосложения, поскольку мастер в этом виде искусства прибавляет, наращивает пластичный материал на каркас. Эти способы в теории и методике преподавания искусства принято разделять.
КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА

Кру́глая скульпту́ра — вид скульптуры, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Главные типы круглой скульптуры — бюст, статуя, скульптурная группа. Эта скульптура предназначена, в основном, для кругового осмотра. Круглая скульптура делится на три вида: монументальную, монументально-декоративную и станковую. [3]
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА

Монументальная скульптура - изобразительное искусство, ориентированное на архитектурное или природное окружение, произведения которого отличаются крупным масштабом, обобщенностью форм и отражают важные исторические события или создаются в память великих людей. Монументальная скульптура обращена к массовому зрителю, и ее назначением является конкретизация архитектурного образа и придание архитектурной форме свежих оттенков. [4]

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА

Вид скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции или украшать здания. [5]
СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА

Станковая скульптура — самостоятельное скульптурное произведение искусства, не являющееся памятником или архитектурным элементом оформления какого-нибудь помещения или здания.

Станковая скульптура не зависит от окружения, в котором находится. Как правило, станковая скульптура отличается адекватными (не более фигуры взрослого человека) размерами. Определёнными жанрами или стилями станковая скульптура не ограничена, а потому это может быть рельеф, горельеф, круглая (обычная) скульптура и другое тому подобное.

[6]

РЕЛЬЕФ

Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. Также существует множество видов Рельефа: Барельеф, Горельеф, Контррельеф, Койланаглиф.

Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. [7]

1.3 Разновидность материалов для создания скульптур

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются: глина, камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

ПЛАСТИЛИН

Работать с пластилином легко, но скульпторы чаще всего используют этот материал для создания макетов будущего творения. Сама скульптура из пластилина невелика и недолговечна [8]

ГЛИНА И ГИПС

Глина мягкий и пластичным материал. Из глины и гипса, сделать готовую скульптуру. Этот материал способен передать малейшие эмоции и легкие движения, и плавные линии. В глину добавляют краситель, наносят краски поверх уже готовой высушенной скульптуры, еще покрывают слоем лака, чтобы уберечь от внешнего воздействия. Глина и гипс подойдут относительно небольших скульптур. Плюсом этого материала является то, что конечный результат виден в процессе изготовления скульптуры. [8]

ДЕРЕВО

Дерево не очень пластичный материал для изготовления скульптуры. дерево достаточно легкий и распространенный материал. Деревянную скульптуру покрывают краской, покрывать лаком. Такие скульптуры достаточно большие размеры. А широкая разновидность пород дерева дает мастеру практически неограниченные возможности. Главное надо, чтоб дерево требует хорошей сушки, чтобы не растрескаться под воздействием колебания температур. [8]
КАМЕНЬ

Разные породы камня имеют разные свойства – структуру, текстуру, пластичность и пр.Мрамор-мягкий камень. Скульптуры из мрамора хорошо передают тонкие особенности человеческого тела. В то же время мрамор очень прихотлив к внешним воздействиям, из-за пористой структуре он, впитывает влагу, из-за чего меняет цвет. Гранит - более выносливый камень, но не такой пластичный, как мрамор. Зато более долговечный и крепкий. Работа с гранитом строится преимущественно на прямых линиях и правильных геометрических формах, так как плавность линий плохо передается плотной структурой камня. [8]

МЕТАЛЛ

Самый простой в работе для скульптора материал - металл. Для того, чтобы отлить скульптуру, нужен ее точный макет, сделанный из пластилина, глины или гипса. Он очень пластичный и стойкий к механическим повреждениям. Скульптуру из металла можно отливать частями и собирать на месте. [8]

ПЛАСТИК

Пластик сегодня – самый распространенный материл для скульптуры. Работать с ним легко и быстро. Он принимает практически любые формы. И хотя мелкие морщинки на лице пластиковой скульптуры сделать довольно сложно, выносливость и практичность данного материала делают его универсальным для практически любого помещения. [8]
1.4 Актуальность создания скульптур в 21 веке

Чтобы понять актуальность скульптуры в наше время, нужно рассмотреть несколько примеров. Необходимо изучить их смысл и историю. Тем самым мы поймём, как важен данный вид искусства в 21 веке.

Мемориал Холокоста

Расположение этого памятника может показаться немного странным, но именно сюда, в Южную Флориду, бежали представители еврейского народа после Холокоста. США приняли беженцев, и вся боль и горе, которые испытали эти люди, превратились в этот мемориал. В его создании приняли участие Кеннет Трейстер и 45 других архитекторов и скульпторов.

Мемориал окружен колоннадой из полукруглых классических колонн, сделанных из светлого камня, внутри находится пруд с островом. К острову ведет узкий каменный коридор, на стенах которого высечены названия концлагерей. В центре острова находится скульптура гигантской руки, тянущейся к небу, прося о помощи. Руку окружают 130 фигур. Идея Трейстера состояла в том, чтобы не только почтить память жертв геноцида, но и поддержать людей, которые выжили, а всем остальным не дать забыть эту трагедию. [9]

Заботливая рука

Скульптура «Заботливая рука» была создана как послание о том, что человек должен быть ответственным перед Природой. Скульптура находится в прекрасном городе Гларус, Швейцария, где вы обязательно задумаетесь о сохранении окружающей вас красоты. Имена скульпторов - Ева Эртли и Беат Хубер. [9]
Скульптура-инсталляция «Поглощенные светом»

Эта работа британского скульптора Гали Мэй Лукас стала частью Амстердамского Фестиваля света и должна была подчеркнуть одержимость людей технологиями и смартфонами. Три фигуры сидят на скамейке в позе, в которой обычно сидят пользователи смартфона, и пишут текстовые сообщения. Их лица освещены экранами. По словам скульптора, ее идея заключалась в том, чтобы показать, как люди притянуты к этим экранам. Но их свет не только дает нам информацию, но и уводит нас от реального мира.

Изучив данные примеры, мы поняли, что многие произведения скульпторов демонстрируют различные исторические события. Также они показывают проблемы современного общества, которые нужно исправлять. Я считаю, что скульптуры необходимы в наше время, так как они дают нам посмотреть на свои ошибки. [9] (Приложение №1)
Раздел II. Применение теоретических знаний о скульптуре
2.1 Создание автопортрета из скульптурного пластилина

После того как мы ознакомились с теоретическими сведениями, нужно перейти в анатомическую сферу. Для этого мы должны изучить анатомию головы.

Череп человека

В черепе есть две группы костей: кости лицевого черепа и кости мозгового черепа. Мозговой череп служит для защиты мозга и состоит из нескольких частей. Спереди к нему примыкают кости, защищающие органы чувств.

При взгляде сверху, спереди и сбоку голова имеет продолговатую, или яйцевидную форму: сзади она скорее напоминает шар. Череп состоит из двадцати двух неподвижных костей, исключение представляет нижняя челюсть. Восемь из них образуют мозговой и четырнадцать – лицевой череп. [11]

Мышцы головы

Мышцы головы делятся на три группы: мышцы черепной крыши, лицевые (мимические) и жевательные мышцы. Мимические мышцы в ряде мест играют роль за питательных мышц. Волокна соседних мышц обычно переходят друг в друга. Мышцы черепной крыши тянут или двигают наш сухожильный покров вместе с кожей. Жевательные мышцы тянут нижнюю челюсть вверх и закрывают рот. [11]


Глаза

Глаз человека имеет шаровидную форму, отсюда его название - глазное яблоко. Он состоит из трех оболочек: наружной, сосудистой и сетчатки, а также внутреннего содержимого. Передняя часть наружной оболочки - роговица - подобна прозрачному окошку во внешний мир, через нее лучи света попадают внутрь глаза. [11]

Нос

Различают спинку носа и его боковые стороны. Под ними находится основание носа. Начинаясь от корня, нос книзу расширяется. Из-за двусторонних хрящей, расположенных в крыльях носа, его верхушка является двойной. Нал хрящами крыльев боковые стороны состоят из треугольных хрящей, присоединяющихся к носовым косточкам. [11]

Рот

Форма рта определяется, прежде всего, губами. Губы узкие, их внутренний край прикреплен к передней поверхности зубных ячеек. Своими красными толстыми краями они окружают отверстие рта и сходятся затем у углов рта. Верхняя губа длиннее и выступает немного сильнее, чем нижняя. Под носовой перегородкой имеется борозда, под которой находится средняя часть верхней губы (В. I), вмещающаяся между обоими возвышениями нижней губы [11]

Ухо

Ухо находится на уровне скуловой дуги, приблизительно на одинаковом расстоянии от подбородка и черепной крыши. Среднюю часть уха занимает ушная раковина и ушной угол, находящийся между передней частью раковины и мочкой уха [11]

Выбор материала

Когда мы изучили анатомию человеческой головы, стоит перейти к выбору материала для лепки. Многие начинающие скульпторы выбирают скульптурный пластилин, так как он не оставляет отпечатков на рабочих поверхностях и не липнет к рукам во время лепки. Также его легко использовать во время лепки миниатюрных скульптурных изделий и медальерных работ. Этот материал много лет сохраняет свои первоначальные свойства.

Чтобы облегчить работу с пластилином, сначала нужно разогреть его в горячей воде или положить на горячие нагревательные приборы. По пластическим свойствам он приближается к глине и позволяет лепить большими массами.

Пластилин, так же как и глина, аморфный материал, и чтобы скульптура сохраняла свою форму, нужен каркас, при изготовлении которого следует учитывать особенности химического состава пластилина. Жирные кислоты, содержащиеся в его компонентах, разрушают медь и сплавы на медной основе. Поэтому не рекомендуется использовать медную или латунную проволоку. Для этой цели рекомендуется алюминиевая или отожженная железная проволока.

2.2 Методы исследования

В процессе написания проекта для решения поставленных задач я использовал следующие методы исследования: исторический метод, метод анализа литературных источников, метод моделирования.

Исторический метод. Я узнал, как развивалась скульптура на протяжении определённых эпох. Также мною были рассмотрены произведения различных авторов, их особенности и стили. Всё это помогло сформировать полноценное виденье скульптуры как искусства.

Метод анализа литературных источников. При написании работы мною было проанализировано множество сайтов и литературных источников, связанных со скульптурой. Основной целью стало изучение анатомии человеческой головы и всех её составляющих.

Метод моделирования. Изучив определённую информацию об анатомии человеческой головы, я начал лепить из скульптурного пластилина. И вот, какие особенности создания бюста я узнал:

На каркас нужно налепливать массу головы, соблюдая при этом пропорции и размер. Начинать стоит от общих очертаний – анфас, тыл и профиль. Чтобы передать структуру лица нужно смотреть на макушку, кончик носа и низ подбородка. Набирая объем нужно следить за тем, чтобы каркас не выглядывал из рабочего материала.

Также нужно следить за пропорциями лица. Во время работы желательно представить или сделать линию по центру лица, чтобы расставлять детали симметрично. Не стоит забывать, что 3 длинны лба это длинна головы. Рот находится между кончиком носа и краем подбородка.
2.3 Развитие проекта

В процессе написания теоретической части, мною было принято решение создать бюст из скульптурного пластилина. Для этого я подготовил различные инструменты и начал выполнять поставленную задачу.

Заключение

Мною были выполнены все поставленные цели и задачи, которые я должен был раскрыть в своём индивидуальном проекте:

- в ходе работы была проведена обширная теоретическая работа по изучению скульптуры, её видов, исторических личностей и жанров.

- изучил методику лепки станковой скульптуры.

- изучил пропорции человеческой головы и её анатомию.

- создал бюст из скульптурного пластилина.

Также было выяснено, что скульптура развивает творческие способности в человеке. С помощью практики и изучения теории можно улучшить свои навыки в создании скульптуры. Это я и продемонстрировал в своей работе.

Библиография

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Скульптура#Древний_мир

2. https://artrue.ru/sculpture/luchshie-skulptory-vsex-vremen.html

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Круглая_скульптура

4.http://alexandrgolovin.ru/?item=ed43c6f5-27f5-4aaa-b092-49fd90b47d14&termin=8f5fbefe-cc42-4a97-94e3-10ace5a91fdc

5.https://www.derevorez.ru/skulpt/vidsk/38-mdsk.html#:

:text=Вид%20скульптуры%2C%20тесно%20связанной%20с,естественную%20среду%20садов%20и%20парков.

6. https://yavarda.ru/easelsculpture.html

7. https://www.ds52.ru/news/1751865/

8.https://helpiks.org/2-112208.html

9.https://bugaga.ru/interesting/1146773616-skulptury-s-glubokim-smyslom.html

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Череп_человека

11. Кузнецов А.Ю. К-89 Атлас анатомии человека для художников

Приложение №1








написать администратору сайта