Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель и методы спартанской системы воспитания

  • Государственный строй Спарты

  • Народное собрание

  • Семинар № 1 Тема: Общественный и государственный строй Древней Спарты. Общественный и государственный строй Древней Спарты


    Скачать 33.81 Kb.
    НазваниеОбщественный и государственный строй Древней Спарты
    АнкорСеминар № 1 Тема: Общественный и государственный строй Древней Спарты
    Дата16.05.2023
    Размер33.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипСеминар
    #1134987

    Семинар № 1

    Тема: Общественный и государственный строй Древней Спарты

    1. «Община равных» у спартиатов.

    Сословие спартиатов называли гомеями (равными), а все спартиаты составляли так называемую общину равных. То есть равенство в имущественном положении, гражданское равноправие, единое общественное воспитание, более или менее одинаковый быт и систему духовных ценностей.

    С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга).

    Аристократическая «община равных», не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.

    Как член «общины равных» спартиат имел всю полноту гражданских прав и все привелегии, связанные с ними. Как член Народного собрания и как воин ополчения он принимал участие во всех делах государственного управления. Фундаментальной особенностью спартанского менталитета было доверие к избранным властям, которым каждый спартиат делегировал свои политические права История Древней Греции.

    Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в то же время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.

    После Пелопонесской войны в Спарте произошли серьезные изменения в основных классах общества, началось расслоение «общины равных», чему способствовали принятые законы о возможности отчуждения земли - клера (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов), а также обогащение некоторых спартиатов после Пелопонесской войны, что позволило им клеры скупать.

    Все это привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, к резкому сокращению численности полноправного гражданского населения Спарты. Только владение землей обеспечивало гражданину возможность получить соответственное воспитание и участвовать в общественных обедах, сисситиях. Потеря клера - земельного участка, автоматически исключала спартанского гражданина из сословия «равных» и означала резкое понижение его статуса.

    Цель и методы спартанской системы воспитания

    В VIII - IV веке до н.э., в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов: «в Лакедемоне ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели». Совершенно очевидно, что государство в качестве основной и единственной цели воспитания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой.

    В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за процессом воспитания и образования. В программу обучения вошли только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков и моральную выдержку, и стойкость, совершенно вытеснив прочие науки, связанные с развитием эстетической стороны души человека.

    Рассмотрим теперь этапы и методы воспитания спартиатов.

    Воспитание в семье.

    Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству», поэтому именно государство решало, кому из новорожденных жить, а кому умереть, поэтому «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин.

    Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе». Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям.

    Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой. Так уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к суровому воинскому укладу жизни. Именно в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом.

    Существовавшая в Спарте система образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет, и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет.

    Основной задачей в первый период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. С семи до одиннадцати лет мальчики жили дома и посещали классы для игр и физических занятий; их объединяли в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Воспитывали и обучали детей педономы - государственные воспитатели, избранные из числа наиболее достойных спартиатов, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.

    Помощниками педономов были мальчики старших возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках. Дети должны были во всем равняться на них, исполнять их приказы, молча повиноваться и молча терпеть наказания. Порка была неумолимым наказанием даже за мелкие провинности - незначительные проступки. Система воспитания не включала никаких выговоров или иных мер осуждения, за исключением презрительных насмешек со стороны старших и спартанских девиц. Жалобы родителям лишь служили поводом для новой порки, потому что твердость, а не справедливость, считалась более существенным в воспитании: Если ребенок, говорит отцу, что его выпорол другой отец, то это позор, если его родной отец не выпорет снова за это своего сына.

    Воспитание подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всех спартиатов. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом. Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно.», поэтому, на состязания, проводимые среди детей, приглашали взрослых спартиатов «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждый спартиат мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью. Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали к достижению больших успехов.

    По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. С двенадцати до пятнадцати лет их забирали из домов, и они жили в спартанских школах-интернатах, по сути дела, представляющие собой казармы, где условия жизни были вполне сравнимы с военными, где весь распорядок был основан на военной дисциплине. «Ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими.

    В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота».

    Кроме того, юных спартиатов кормили плохо и для того, чтобы прокормить себя они должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавших наказывали поркой. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.

    Такие жесткие методы воспитания не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина, напротив спартанцы «самыми же величайшими пороками спартанцы считали глупость, слабость и нерадение, а также самолюбование». Процесс интеллектуального развитии детей занимал крайне мало времени, в программу обучения входили занятия грамматикой, арифметикой и музыкой.: «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись», чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Спартиатов учили говорить немногословно и метко («лаконизм»). Лаконизм - изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов. Такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. Воспитатель задавал детям вопросы, требующие размышления и сообразительности, ответ должен быть краток и содержателен одновременно. В их словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления». Поскольку арифметика отдавала коммерцией, то ее спартанцы изучали лишь в той степени, чтобы уметь подсчитать количество врагов и число собственных солдат.

    Большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы. Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.

    По исполнении 15 лет мальчикам нужно было сдать несколько экзаменов для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все спартиаты.

    Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, по сути дела массовая драка между отрядами. Никаких правил не было (кроме неприменения оружия). Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Это было публичным испытанием терпения, выносливости, силы воли. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Если он не выдерживал порки, то позорил и себя и своих родных.

    В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый «испытательный год», завершающий первый этап обучения и воспитания. Начиная с этого возраста, подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Из юных спартиатов формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. В процессе службы подростки участвовали в криптиях - мероприятия, целью которых было «умерщвление илотов, каких захватывали по дорогам. Нередко они обходили поля, убивая самых крепких и сильных илотов». Цель таких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов и насаждении всеобщего страха среди илотов. Надо учесть, что многочисленные физические упражнения, умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, но и вырабатывало у детей чувство превосходства над более слабыми. Таким образом итог первого периода обучения заключался в получении первого в жизни опыта узаконенного убийства.

    «Учебная практика» завершалась возвращением в Спарту и зачислением молодежи в состав помощников руководителей воспитания. Стоит отметить, что основной их задачей было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, так как если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам взрослый преподаватель сек своего помощника.

    Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным. Именно на первом этапе детям прививались основные моральные качества воина: смелость, сила духа, пренебрежение смертью, а также юных спартиатов учили выживать в суровых природных условиях. Для этих целей использовались разнообразные как правило жестокие методы. В возрасте 15 лет юноша впервые принимал участие в “войне” с рабами, таким образом преодолевая страх перед смертью и убийством. Большое внимание в это время уделялось также развитию логической и краткой речи у детей как необходимого качества будущего воина.

    На втором этапе обучения и воспитания основное внимание уделялось закреплению уже полученных навыков и умений непосредственно, в условиях военных действий. С двадцати лет спартиаты непосредственно участвовали в сражениях, Молодой спартиат уже имеет право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.

    В возрасте от 21-ти до 30-ти лет происходила шлифовка и окончательное закрепление полученных навыков и знаний путем участия в войнах, участия в воспитании мальчиков, и, наконец, спартанец должен был жениться. Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всеми социальными и политическими правами.
    2. Илоты в Древней Спарте. Взаимоотношения спартиатов и илотов.

    Спартанское государство делилось на 3 основных сословия. Спартанцы были полноправными гражданами. Периэки не имели гражданских и политических прав, но являлись лично свободными. Илоты не имели ни гражданских, ни политических прав, кроме того они не были лично свободны. Илотия как форма зависимости существовала до покорения Спарты римлянами в течении нескольких веков.

    Первоначально илотами называли жителей захваченного спартанцами города Гелоса, а затем распространилось и на порабощённых в последствии (Пав. III, 20). В «Описании Эллады» Павсаний, показывает отношение спартанцев к мессенцам: «спартанцы называли мессенцев своими рабами, людьми ничуть не более свободными, чем илоты» (Пав IV,8). Так же объясняет термин «илот», как «попавший в плен». Фукидид же сначала не разделяет мессенцев и илотов «Большинство илотов были потомками порабощённых некогда спартанцами древних мессенян, и поэтому все илоты назывались мессенянами». (Фук. I, 101, 2). Но потом чётко их разделяет говоря что спартанцы требовали выдать «мессенцев, илотов и остальных лакедемонских перебежчиков» (Фук. V, 35, 6). Такое отделение, вероятно связано с их происхождением. Некая путаница у Фукидида может быть связана с неопределённостью отношения самих спартанцев к илотам.

    Отношение к илотам в общем смысле было жестокое. Спартанцы не забывали напоминать им об их положении, унижая их «Они заставляли илотов пить не смешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодёжи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку.» (Плут. Лик. 28) Афиней, цитируя Мирона, пишет, что спартанцы «устанавливали илотам оскорбительные и наиболее бесчестящие работы. Они заставляют их носить шляпы из собачий шкуры и одежду так же из шкур, и каждый год они бьют их плетью, даже если они не совершили никаких преступлений, для того чтобы пресечь любую мысль об освобождении из рабства. Более того, если они выглядят слишком хорошо для раба, их наказывают смертью, а на их хозяина накладывается штраф, за то, что не проследил за их ростом.» (Афин.XIV,стр 1051) . Под оскорбительными и бесчестящими автор, вероятно, имел ввиду производящее хозяйство, торговлю и работы по дому. Производящее хозяйство было «недостойно» свободного человека в Спарте. Вряд ли ношение шляпы из собачьей шкуры было постоянным и касалось большого числа илотов. Но исходя из этого, а так же из сообщения Плутарха о том, что илотов заставляли танцевать смехотворные танцы, можно сделать вывод о том, что издевательство над илотами было делом обычным. Но это скорее касалось домашней прислуги или илотов, живших поблизости. Возможно, что потребность такого отношения обуславливалась необходимостью сохранять своё общественное и экономическое устройство, базирующееся на эксплуатации илотов. Наиболее странно звучит то, что они ежегодно били их плетью. Странно, потому что очень схоже с соревнованием, называемым «диамастигосис». (Пав. III. 16. 6; Плут.Др.Об.Сп. 40). Это соревнование заключалось в том, что мальчиков пороли плетью на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня и победителем оказывался тот, кто дольше и достойнее перенесет побои. Здесь либо Мирон ошибся, либо же илоты тоже могли принимать участие в этом соревновании. Хотя у илотов и были некоторые религиозные права, я не думаю, что они хотели бы принимать участие в таком соревновании, если конечно спартанцы не обещали им за это свободы. Если Мирон имел ввиду именно это соревнование, тогда возможно, что илотов принуждали к участию. Но опять, же это не могло касаться большинства илотов. На счёт убийства за то, что илот превысил норму физического развития, Мирон вероятно преувеличил, но можно отметить ответственность спартанцев перед государством за своих илотов. Здесь снова, по всей видимости, подразумеваются те, кто был домашней прислугой.
    Об участии илотов в спартанском войске есть очень интересные сведения. С одной стороны Фукидид сообщает, что во время Пелопонесской войны илоты нередко перебегали на сторону врага (Фук. IV, 41, 3 ;V, 14, 3). С другой стороны он же говорит, что илоты не жалея своих лодок подвозили продовольствие к осаждённому Пилосу. Противоречий здесь нет. И те и другие стремились к свободе, только различными путями. Геродот, рассказывая о греко-персидской войне указывает, что спартанцев в войске было 5000, а илотов 35000. Насколько точны эти цифры сказать сложно, но в том, что илотов было в несколько раз больше Геродот вряд ли ошибался. Поражает то, что стремящиеся к свободе илоты, превосходя по численности спартанское войско не попытались оружием отвоевать свою свободу. К тому же Фукидид пишет, что когда Павсаний предлагал илотам свободу и гражданские права, если они поднимут восстание в поддержку его замыслов, они донесли об этом эфорам. (Фук. I, 132, 4-5).
    Ключ к пониманию этих событий лежит возможно в различном отношении спартанцев к мессенским и лаконским илотам. Их экономическое и правовое положение вряд ли различалась. Их происхождение для спартанцев, скорее всего, не имело значения. Самое важное что, они были географически малодоступны для спартанцев. Во-первых, это представляло потенциальную опасность восстания, т.к. осуществлять постоянный контроль за ними было проблематично, учитывая количество спартанцев и мессенцев. Во вторых получалось что они фактически были выключены из общественного устройства спартанского государства.
    Исходя из этого можно предположить, что спартанцы включали в состав своего войска по большей части лаконских илотов. Если это предположение верно, то это объяснило бы такую лояльность вооружённых илотов и столь долгое существование илотии. Позднее им за участие в войнах давали свободу. Это можно объяснить с одной стороны, что спартанцы считали, что быть воином это достойное для свободного человека занятие, с другой же стороны они, вероятно, не могли записать в войско большое количество илотов, не дав им свободы и им приходилось идти на компромисс. Да и вообще отношение к илотам, проявлявшим мужество на поле боя было безусловно лучше.

    Наиболее жестоким в отношениях спартанцев и илотов были криптии. Как пишет Плутарх время от времени спартанское правительство посылало молодых людей, считавшихся наиболее способными, чтобы убить илотов. Зачастую убивали самых сильных и здоровых (Плут. Лик. 28). Это вероятно было связано не с их потенциальной опасностью, а с желанием молодых спартанцев показать свою силу.
    Проведение криптий сеяло страх среди илотов, даже если они знали о них заранее. Плутарх считал, что криптии стали применяться после землетрясения, во время которого илоты восстали и вконец разорили страну и поставили государство на край гибели. По его словам Ликург не мог установить такой обычай. Я не считаю криптии просто обычаем. Хотя эфоры и объявляли войну илотам, чтобы оправдать убийство, но дело на мой взгляд было не в попытке заставить илотов почувствовать страх. Это больше похоже на некий ритуал, показывающий кто был победителем. Кроме того, криптии очень хорошо вписываются в систему спартанского воспитания. Ведь убить человека не так уж и просто, особенно в первый раз. Это было как бы тренировкой спартанских юношей перед войной. Они должны были научиться убивать и не чувствовать сожаления. И естественно, что илоты не желали умирать и оказывали сопротивление. Проводились криптии, вероятно, не подразделяя илотов на мессенских и лаконских и сложно сказать какие из них страдали больше. На мой взгляд стоит согласиться с Плутархом, что криптии стали проводиться после восстания илотов, называемого Третьей Мессенской войной (464 — 455г. д.н.э.). После 10 лет этой войны отношения между спартанцами и илотами не могли не измениться. После неё не встречается упоминаний о таком большом количестве илотов в войске, как у Геродота.
    file
    Статуя Ликурга

    Фукидит описывает историю, что однажды спартанцы отобрали 2000 илотов, считающих себя наиболее способными в военном деле. Им сказали что отпустят на свободу, но вместо этого перебили. (Фук. IV, 80, 3-4)Был ли этот случай на самом деле и если был, то каковы мотивы этой расправы сказать сложно. Если для устрашения илотов, то почему они сделали это не публично, а неизвестно где и неизвестно как? Не зная мотивов нельзя сделать какой либо определённый вывод.

    Спартанцы с детства воспитывались жестокости, бесчувственности, чувству превосходства и безусловно это сказывалось на их отношение к илотам.

    Нужно учитывать, что личные контакты могли быть совершенно различными и зависели от конкретных личностей и ситуаций.

    По словам Ксенофонта отношение всех илотов, неодамодов, гипомейонов и периеков к спартанцам можно выразить фразой :«никто не может скрыть, что он с удовольствием съел бы их живьём» (Ксен. Ист. III,). Присутствие в этом перечислении периеков говорит, что это было вызвано не экономической зависимостью или какими-то репрессиями, а отношением спартанцев к людям занимающимися производительной деятельностью. Такое отношение гипомейонов можно вполне объяснить их желанием вновь обрести гражданские и политические права.

    Необходимо отметить, что и проведение криптий и напаивание илотов вином, чтобы они вели себя непристойно своей целью имеют не издевательство над илотами, а прежде всего воспитание молодых спартанцев. Вероятно, что и остальные жестокие действия по отношению к илотам имели такую же цель.

    Ещё один интересный момент есть у Ксенофонта, когда он цитирует сообщение фиванских послов в Афины. В нем они ставят в упрёк спартанцам, что те «не стесняются назначать гармостами своих илотов» (Ксен. Ист. III). Это говорит о доверии спартанцев по крайней мере к некоторым из илотов.

    Некоторые авторы говорят о страхе спартанцев перед илотами. Так, по словам Крития «Он (спартанец) всегда ходит держа в руках копьё, чтобы оказаться сильнее илота, если тот взбунтуется, будучи вооружён одним лишь щитом. Они изобрели себе также и запоры, с помощью которых они полагают преодолеть козни илотов» (Либаний, Речи, 25, 63). То, что спартанцы постоянно ходят с копьём вполне нормально и это было обусловлено военизированным характером общества, а не страхом перед илотами. Наличие запоров так же не подтверждает страх спартанцев. Ксенофонт говорит, что после набора в войско 6000 илотов, «превратившись в организованное войско, они стали внушать страх самим же спартиатам, будучи слишком многочисленными.». (Ксен. Ист. VI,) Здесь Ксенофонт преувеличивает, потому как эти илоты записались в войско добровольно и за это были освобождены.

    Вероятнее всего спартанцы не боялись илотов, они просто не доверяли большинству из них, что и неудивительно. Они даже не обнесли город стеной (Плут. Др.Об.Спар.). Столь долгое отсутствие оборонительных сооружений вокруг Спарты говорит прежде всего об отсутствии страха спартанцев перед илотами. Илоты не были для них внутренними врагами. Они были составной частью этого общества. Существовал как бы негласный «договор» — илоты дают спартанцам продовольствие, а спартанцы защищают и их и себя. И хотя этот «договор» был заключён без согласия илотов, и был к ним сильно несправедлив, они с ним все же мирились.

    Итак, обобщив все выше сказанное, можно сказать, что илоты - это население Лаконии и Мессении, порабощённое спартанцами. Они были прикреплены к земельным участкам, занимались в основном земледелием и платили определённую дань в пользу спартанцев. Это было практически единственной их обязанностью. Они были собственностью спартанского государства, что ограничивало их эксплуатацию. Они не обладали гражданскими правами, но зато имели некоторые религиозные права и обладали экономической самостоятельностью. Они могли владеть собственностью и в их среде наблюдается экономическое расслоение. Мессенские илоты отличались от лаконских своим происхождением и реже контактировали со спартанцами. Отношение к ним было, видимо, хуже. Илоты не являлись объектом купли-продажи. Так же они могли иметь семью. Освобождать их могло только государство и в основном освобождали тех илотов, которые участвовали в сражениях вместе со спартанцами. Поэтому многие из них стремились попасть в войско. Спартанцы редко вмешивались в их жизнь и хозяйственную деятельность. Жизнь илотов защищалась как религией, так и законом.


    1. Государственный строй Спарты

    Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., в результате синойкизма т.е., слияния обособленных родовых общин - ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью завоевателей, вошла в общину побе­дителей, ее члены получили название спартиаты. Но в VII в. до н.э. в Спарте остро стала ощущаться нехватка плодородных земель. Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полу­острова. В результате 2 мессенских войн под властью Спарты оказа­лась весьма обширная территория с многочисленным населением. Здесь проживало 200 тыс, рабов-илотов, 32 тыс. периэков. Спартанцев - муж­чин-воинов - было только 10 тыс. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты, среди общины начались раздоры, аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, само­управства приняли широкие масштабы. Демос и аристократия обособились и противостояли друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани развала. Чрезвычайно сложная и опасная обстановка вынудила ее в начале VII в. до н.э. провести серию радикальных преобразований - реформы Ликурга. Их основная цель - сплотить коллектив граждан в критической обстановке.
    Реформа Ликурга означала перестройку террито­риально-племенной организации в рабовладельческий полис.
    Это был весьма своеобразный общественный порядок, при котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплин
    Государственный строй Спарты - аристократическая республика, государственными органами власти в которой являлись Народное собрание, Совет старейшин, цари и эфоры.

    Народное собрание принимало или отменяло решения, выдвинутые герусией. Оно носило формальный характер, так как Совет старейшин мог отклонять их решение. Герусия решала все государственные дела, рассматривала уголовные дела, особенно о государственных преступлениях.

    В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя. Во главе государства стояли два царя (архагета), главы двух племен — дорийского и ахейского. Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебные полномочия по некоторым делам. Однако в дальнейшем их полномочия были существенно ограничены, особенно военные.

    В Совет старейшин — герусию — входили 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геронты вели переговоры с другими государствами, рассматривали уголовные дела, дела о государственных преступлениях, вели судебные процессы против архагетов.

    В народном собрании (апелла) участвовали все мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание созывалось раз в месяц, принимало законы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира и т.д. К IV в. до н.э. роль народного собрания становится пассивной.

    Коллегия из пяти эфоров — представителей аристократии — избиралась на один год. Постепенно с VI в. до н.э. ее роль возросла, эфоры поставили под свой контроль архагетов, осуществляли рассмотрение дел по имущественным спорам, получили право созывать герусию и народное собрание, стали руководить их деятельностью. Они стали фактическими руководителями государства.

    Таким образом, по своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой:

    Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (геруссии), однако, фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания.

    Часть исследователей называют такое устройство олигархией (властью немногих), еще одна часть ученых – военной рабовладельческой демократией.

    ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ:

    Аркадия, Лакедомон, Мессения, Пелопоннес, Спарта, Эллада.

    П Е Р С О Н А Л И И :

    Аристотель, Геродот, Ксенофонт, Плутарх, Ликург.

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:

    Агела, апелла, аристократия, архаика, архагет, басилей, геронт, герусия, демократия, демагогия, илот, коллегия, криптии, магистратура, мина, наварх, обы, периэк, полис, ретра, сисситии, (фидитии), спартиат, филы, эфор.

    И С Т О Ч Н И К И:

    • Практикум по истории древнего мира. / Под ред. И.С. Свенцицкой. -М., 1988. -Вып. 2. -Тема 2. -С. 17-32.

    • Хрестоматия по истории Древнего мира. -М., 1991, -С.149-153

    Л И Т Е Р А Т У Р А:

    • Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса. // Античная Греция: Проблемы развития полиса. В 2 тт. -М., 1983. -Т.I.

    • Словарь античности. -М., 1989.


    написать администратору сайта