Главная страница

работа. 341791_готовая работа. Общественнополитическое движение Алаш орда в историографии


Скачать 85.35 Kb.
НазваниеОбщественнополитическое движение Алаш орда в историографии
Анкорработа
Дата12.04.2023
Размер85.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла341791_готовая работа.docx
ТипДиссертация
#1057189
страница3 из 4
1   2   3   4

2.2 Современные концепции и перспективы изучения истории Алаш


 

С 1992 г. появилось значительное количество литературы, представляющей новый историографический срез в своих характеристиках. Это было связано с обретением Казахстаном государственной независимости и процессом демократизации. Обнародование ранее закрытых материалов КГБ и КНБ РК значительно расширило и обогатило источниковую базу для изучения данного вопроса. Анализ новых документов в научном сообществе привел к переосмыслению и отказу от давно господствовавших концепций и взглядов на историю движения Алаш. Поэтому этот период можно рассматривать как переломный в историографии исследований данной темы.

В рассматриваемый период значительно увеличилось количество публикаций, связанных с научными исследованиями. Большой интерес к теме нашел отражение в большом количестве публикаций, в том числе в обсуждениях на круглых столах, научных конференциях и семинарах. В то же время стали появляться работы более общего и монографического характера, энциклопедические словари, учебники и различные пособия для учащихся. Также были изданы документальные сборники и собрания сочинений. Это свидетельствует о повышенном интересе к исследовательской тематике в этот период.50

Значительная часть произведений опубликована на казахском языке. Разным аспектам алашской истории посвящены научные статьи таких авторов, как К. Нурпеисов, М. Койгельдиев, Т. Омарбеков, Григорьев, Т. Какишев, С. Аккулулыулы, А. Сармурзина, М. Кул-Мухаммед и др. другие стали. Персонифицированный характер большинства публикаций позволил выявить социальный характер будущего движения Алаш, политическую направленность и возможности за счет освещения неизвестных сторон жизни и деятельности А. Букетанова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, Акпаева, А. Ермеков, М. Тынысбаев, М. Шокай и многие другие.

Подготовка монографических исследований является качественным прорывом в историографии национально-освободительного движения и роли казахской интеллигенции в переломные периоды общественного развития. Такие работы открывают новые подходы к истории, их появление свидетельствует о важности этой темы. Среди наиболее ярких примеров таких монографий можно назвать работы Д.А. Аманжолова "Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш" (М, 1994), Нурпеисов К.Н. "Алаш и Алашорда" (Алматы, 1995) и Койгельдиева М. "Алаш козгалысы" (Алматы, 1996).

Предшествовало публикации монографии Д.А. Аманжоловой ее научные статьи и методические рекомендации, такие как «Об изучении истории политических партий и движений в Казахстане в 1917-1920 гг.». (Семипалатинск, 1991 г.) и учебник «Партия Алаш: история и историография» (Семипалатинск, 1993 г.). Все эти работы придают большое значение изучению национально-освободительного движения и истории Казахстана в целом.

В данном учебнике освещается история движения Алаш от его зарождения до октября 1917 года. Автор использовал множество источников и литературы, что обеспечивает объективность и полноту освещения данного вопроса. Анализ документов, периодических изданий дореволюционных и более поздних лет, мемуаров и зарубежной литературы позволил автору восстановить полную картину важных событий в истории движения Алаш и рассмотреть деятельность его лидеров и участников.

В работе освещаются такие важные вопросы, как возникновение движения, этапы его становления, причастность интеллигенции к событиям 1916 года, развитие движения Алаш в национальную партию в 1917 году.

Движение Алаш возникло по ряду причин, в том числе поступательным развитием казахстанского общества и влиянием внешних факторов. В работе автора малоизвестные, но заново осмысленные факты показывают, как это произошло. Личный фактор сыграл важную роль в формировании характеристик движения. Общественно-политическая, научная и культурная деятельность А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и Ж. Акпаева с 1905 по 1917 годы показывают основные направления развития движения, социально-политические факторы, определившие его цели и задачи на этапах становления и развития. Выбор либерально-демократического пути и решение задач национального освобождения показывают, что алашцы цеплялись за идею ненасильственных перемен в казахском обществе.

Движение Алаш формировало свой политический статус на основе национально-демократических принципов. Их представители активно работали над подготовкой выборов в 1-ю Государственную думу, участвовали в петиционном движении и в 1905 г. составили первые программные положения. Они организовали первый общероссийский печатный орган «Казаки». Все эти события свидетельствовали о том, что движение «Алаш» в наибольшей степени способно объединить все слои казахского общества перед лицом надвигающихся политических потрясений.

Значение движения Алаш выявилось во время восстания 1916 года. Лидеры движения предпринимали многочисленные попытки воспрепятствовать царским властям применять насилие против казахского населения, а также разъясняли восставшим бесперспективность сопротивления могущественному аппарату самодержавие. Эти действия говорят об интересах народа Алаш в сохранении мира и спокойствия на территории Казахстана.

Таким образом, движение Алаш сумело объединить разные слои казахского общества на основе национально-демократических принципов. Их деятельность проявлялась в различных сферах жизни Казахстана, ставя интересы общества выше личных в трудные исторические моменты.

В 1917 году произошли знаменательные события, связанные со свержением царизма и проведением демократических реформ. Для движения Алаш это был важный этап развития, так как социально-экономические и политические изменения соответствовали интересам национальных слоев Казахстана. Лидеры движения Алаш должны были принимать активное участие в национально-освободительной борьбе казахского народа, учитывая прочные основы традиционализма и харизматические качества лидеров движения.

Далее Д.А. Аманжолова выделяет ключевые этапы функционирования движения «Алаш» и его трансформации в политическую партию. Однако кратковременность этого этапа была связана с событиями конца 1917 - начала 1918 гг. Таким образом, объективные условия привели к тому, что развитие движения Алаш в новую форму политической организации было прервано.

Автор продолжил исследование проблемы, написав монографию «Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш». Он сосредоточился на хрониках, описывающих периоды развития движения Алаш в его наиболее драматические моменты, такие как Октябрьская революция и Гражданская война.

Это была первая крупная работа, исследующая развитие казахского автономизма с самого начала становления Алаша до его трагического краха, проведенная в рамках комплексного изучения истории Алаша и Алаш-Орды. Автор описал динамику процесса от движения к партии и далее к государственности, что определило характер и особенности деятельности алашской интеллигенции [14,c.163].51

В работе К. Нурпеисова «Алаш һәм Алашорда» основное внимание уделяется истокам движения Алаш, анализу общественно-политической ситуации в регионе после свержения царской власти и создания партии Алаш. В книге также оцениваются отношения между Алаш-Ордой и советским правительством.52

Автор исследования отмечает, что приверженность реформистским методам и непризнание насилия основной формой борьбы за свои права позволили представителям национальных движений определить свою политическую платформу как центристскую. Это было особенно трудно и ответственно в условиях военно-феодальной, авторитарной России, где не было развитых форм буржуазной демократии.

В период деятельности Алаша стать лидером национальной интеллигенции было непросто. Он был вынужден выдерживать критику и нападки со стороны как левой, так и правой оппозиционных сил, при этом ловко лавируя между ними и отстаивая свои интересы и позиции. В целом книга К. Нурпеисова является ценным источником информации о зарождении национального движения в Казахстане и его роли в борьбе за свободу и независимость страны.

В прошлом вопрос о деятельности национальной либеральной интеллигенции в период между 1908 и 1911 годами был недостаточно изучен в историографии. К. Нурпеисов выделяет три основных направления общественно-политической и культурно-просветительской деятельности этого движения:

1) Лидеры движения уделяли особое внимание изучению некоторых проблем и их трактовке в литературе, а также определяли пути их решения.

2) Как народные просветители они проводили исследования по национальной истории, что способствовало пробуждению национальных чувств и обращению к народному сознанию.

3) Национал-либеральная интеллигенция организовывала национальные и региональные (региональные) издания, поддерживала связи с мусульманскими движениями и политическими партиями.

Поэтому важная роль национал-либеральной интеллигенции в этот период заключалась в поддержке национальной свободы и справедливости через исследования и просвещение народов Средней Азии.

Научные исследования направлены на всестороннее изучение и решение всех аспектов социально-экономического, политического, правового, религиозного и культурного развития казахстанского общества. Один из центральных вопросов исследования касается создания первой общенациональной политической партии в Казахстане - Алаш. Период падения царизма и провозглашения новой властью демократических свобод вызвал подъем политических сил и движений как в России, так и на окраинах. Во главе Временного правительства стояли буржуазные партии, прежде всего кадеты, ранее находившиеся в оппозиции к царскому правительству.

Однако надежды на то, что новое правительство решит сельскохозяйственные и национальные проблемы, не оправдались. По этим причинам Александр Букейханов ушел из курсантов. Он считал необходимым созвать Всеказахский съезд для обсуждения проблем аграрного вопроса, национально-государственного устройства, образования, религии и других. Аналитики отмечают, что позиция А. Букейханова свидетельствует о его идейном развитии, переходе от либерально-демократической к национально-демократической платформе.

Из анализа документов первого Всеказахского съезда, состоявшегося в г. Оренбурге 21-26 июля 1917 г., можно сделать вывод, что лидеры казахской интеллигенции отстаивали принципы единой нации. В рамках антиколониальной борьбы им удалось объединить все слои казахского общества, что явилось решающим фактором в выборе политических форм и методов деятельности национальной интеллигенции. Отсутствие социалистических идей и принципов классовой борьбы в программе казахской интеллигенции можно объяснить тем, что ее лидеры придерживались национальных принципов.

К. Нурпеисов обращает внимание на особенность партии Алаш - отсутствие традиционной для политических организаций программы и устава. Хотя проект программы был представлен в казахской газете в 1917 году, он не обсуждался и не принимался. Фактически Алаш как партия просуществовал недолго и был затем заменен правительством национальной автономии - Алаш-Орду. Используя ранее недоступные источники, исследование К. Нурпеисова последовательно показывает основные этапы деятельности первой политической партии и ее правительства в начале ХХ века в Казахстане.

Монография М. Койгельдиева «Алаш козгалысы» («Алашское движение») представлена ​​в контексте исторического развития Казахстана в конце 19 – начале 20 веков. Автор рассматривает проблемы, связанные с народно-освободительным движением в колониях Востока в этот период, имевшим целью борьбу за свободу и независимость угнетенных народов, таких как Китай, Индия, Иран и Турция.53

Ведущую роль в этом движении играла национально-демократическая интеллигенция, национальные требования и устремления которой имели большое значение в условиях колониальной зависимости Казахстана.

В своей работе М. Койгельдиев использует широкий круг интересных архивных материалов, а также публикации казахской газеты и других источников, чтобы осветить основные проблемы исторического развития Казахстана, связанные с возникновением и развитием оппозиции. движение.

Книга является ценным источником информации для исследователей, желающих лучше понять исторические процессы на территории Казахстана в период с конца XIX по начало XX веков.

Автор проанализировал политику царизма в отношении колонизации Казахстана и выявил основные тенденции этого процесса: массовое изъятие земель у казахов, переселенческую политику, разрушение традиционной административной системы, усиление русификации и миссионерства. деятельность, а также подавление национальной культуры и языка. В целом эти процессы вызвали обоснованное недовольство у группы наиболее образованных представителей казахского общества - национальной интеллигенции, начавшей свой протест в начале ХХ века.

На основе программных документов Алаша, архивных данных и работ авторов того времени М. Койгельдиев приходит к выводу, что предложенная Алашом альтернатива развития казахского народа представляется ему более перспективной, чем социалистическая модель большевики.

М. Койгельдиев рассматривает понятие «алашское движение» в контексте национально-освободительного движения в целом, а также в контексте партии «Алаш», Алаш-Ордынского правительства и Алашской автономии. Мероприятия, организованные по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, в том числе объявить 1997 год Годом национального согласия и памяти жертв политических репрессий, а 1998 год – Годом национального единства и национальной истории.

Следует отметить, что недавние исследования на эту тему позволили по-новому взглянуть на историю Алаша и Алаш-Орды. Новые грани этой проблемы открывают работы, опубликованные при участии институтов истории и этнологии.54 Среди книг стоит отметить «Грозный 1916 год» в двух томах, избранные произведения Х. Досмухамедова, «Очерки по казахскому языкознанию» А. Байтурсынова, сборник произведений Ж. Аймаутова в 5-ти томах.

В документальном сборнике «Грозный 1916» обнаружены до сих пор неизвестные источники, позволяющие подробно и всесторонне рассмотреть события, связанные с восстанием 1916 года в Казахстане. Особый интерес представляют документы, отражающие деятельность либерально-демократической интеллигенции в этом движении. Публикуемый материал показывает отношение интеллигенции к выполнению царского указа, а также ее понимание причин и хода восстания. Особое место в документах занимает конкретное участие интеллигенции в деятельности организованного А. Букейхановым иностранного отдела в рамках Земгорсоюза.

В конце 1990-х годов большинство исследований движения Алаш было сосредоточено на жизни и деятельности его видных членов, особенно с политической точки зрения. Среди таких работ следует выделить произведения Г. Ахмедова, в том числе его книгу «Алаш» Алаш «Болганда» (Алматы, 1996). Также стоит упомянуть Ж. Монографии М. Кул-Мухаммеда, посвященные Акпаеву, в которых анализируются его политические взгляды и вклад в развитие движения: «Ж. Акпаев. Патриот. Политик. Адвокат. Политико-правовые взгляды Ж. Акпаев» (Алматы, 1995 г.) и «Алаш кайраткерлері саяси-кукыктык, эволюции» (Алматы, 1998 г.). Кроме того, была издана монография о жизни и политической карьере Х. Досмухамедулы и его связи с движением Алаш в соавторстве с К. Нурпеисовым, М. Кулпеновым, Б. Хабижановым и А. Мектеповым: «Х. (Алматы, 1996) и другие подобные работы.

Заключение
В начале XX века в зависимых от Российской империи странах наблюдался рост демократического и национально-освободительного движения, что было актуально в Индии, Китае, Иране и Турции. Это озачало наличие центробежных тенденций, ведущих к новаторским идеям в национал-либеральной интеллигенции. Они подняли вопросы об этнической, социокультурной, религиозной идентичности и национальном единстве, отдали предпочтение федеративным и унитарным моделям. На фоне радикального националистического движения в России, все еще охватившего всю страну, движение Алаш считалось прогрессивным и находившимся в русле нарастающего антиколониального движения.

Создание политической партии Алаш явилось результатом деятельности казахской национальной интеллигенции, настроенной на демократические принципы в начале ХХ века. Появление в политической сфере национально-демократической оппозиции, представленной алашской интеллигенцией, было естественным и обусловлено ходом развития казахского общества в условиях колониальной зависимости.

Освоение степного края носило колониальный характер, сопровождавшееся экономическим и политическим гнетом населения, захватом земель и бесчинствами царских чиновников и местных администраторов. Это неизбежно вело к росту недовольства масс, которое нашло выражение в общественно-политической деятельности наиболее активных и готовых к действию слоев общества.

Личный фактор сыграл важную роль в возникновении движения и его общественно-политической направленности. Ядром движения Алаш, как и в других политических партиях и движениях, стала малочисленная казахская интеллигенция, взявшая на себя миссию духовного лидерства.

Характер деятельности алашевцев в общественно-политической и культурно-просветительской сферах свидетельствует о том, что они придерживались национально-демократических ценностей. По словам Джавахарлала Неру, национализм продолжает оставаться мощным двигателем, двигающим людей вперед. Оно связано с чувствами и традициями людей, осознанием общих условий существования и жизненных целей.

Разработка и обнародование требований по защите социально-политических и экономических интересов казахского народа привели к сплочению большинства населения вокруг Алаша и получили его массовую поддержку. Национальная интеллигенция владела средствами массовой информации, делая их рупором для всех слоев общества. В период с 1905 по 1917 годы алашцы приобрели значительный опыт участия во всероссийских политических и государственных организациях, в том числе в Государственной Думе России. Это способствовало смене направления движения к новому этапу – созданию общенациональной политической партии.

Однако процесс создания национальной партии и автономии казахского народа совпал с крупными переменами в России, которые привели к бурным событиям 1917-1918 гг. Это оказало существенное влияние на процесс, побудив национальную интеллигенцию выработать тактическую линию, направленную на укрепление национальной консолидации казахского общества. Хотя процесс создания партии еще не был завершен, после распада Российской империи в конце 1917 года алашцы начали искать пути для установления национальной автономии. В автономии они видели возможность для национального развития казахского народа и защиты его коренных интересов.

В период гражданской войны в Казахстане, когда противоречия между политическими силами привели к конфликту интересов между различными классами, достижение поставленных целей стало невозможным. Национальные движения использовались противоборствующими сторонами в своих интересах, но быстро исчезали.

Алаш-Орда встала на сторону Советской власти и в начале 1920-х годов достигла компромисса между большевизмом и национализмом. Это помогло новой государственной системе стабилизировать социально-экономическую жизнь в регионе. Однако глубокие идеологические разногласия между алашевцами и советами, особенно проявившиеся в ходе этой войны, свидетельствовали о краткосрочном характере компромисса.

В конце 1920-х 1930-х годах элита, составлявшая культурную основу нации, была уничтожена. Этому процессу предшествовали «идейные разоблачения» алашской интеллигенции и репортажи об истории движения Алаш и деятельности Алаш Орды.

Движение Алаш-Орда играет важную роль в зарубежной историографии, поскольку оно сыграло важную роль в возрождении казахской национальной идентичности в первой четверти ХХ века. Несмотря на ограниченность времени, это движение оставило значительное наследие. Буржуазные националисты, действовавшие в 1900-1920 гг., помогли осознать важность сохранения языка, истории и культурных традиций, присущих только казахам. М.Б. Олкотт подчеркивает, что это движение заложило основу казахского национального самосознания, дошедшего до наших дней.

Завершая рассмотрение данной темы, хотелось бы привести слова Н.А. Назарбаева в его книге «На заре XXI века». В своей книге он сказал, что в ХХ веке казахский народ переживал неимоверные лишения, в то время как другие народы жили более благополучно. Тем не менее, желание жить и желание побеждать всегда возникали, когда люди стояли на коленях. В своем слове Президент подчеркнул, что гордиться можно только теми людьми, которые, сохраняя благородство и толерантность, не потеряли уважения к другим народам.
1   2   3   4


написать администратору сайта