Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 2. История движения Алаш в современной историографии 2.1. Исследование истории Алаш в конце 80-х - начале 90-х годов

  • работа. 341791_готовая работа. Общественнополитическое движение Алаш орда в историографии


    Скачать 85.35 Kb.
    НазваниеОбщественнополитическое движение Алаш орда в историографии
    Анкорработа
    Дата12.04.2023
    Размер85.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла341791_готовая работа.docx
    ТипДиссертация
    #1057189
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    1.2. Историография Алаш и Алаш Орды

    в литературе 1940-второй половины 1980-х годов
    В середине XX столетия при исторической оценке национальной интеллигенции, занимавшейся руководством алашского движения, снова стали появляться мнения, противоречащие позиции советской власти.

    Общеизвестно, что в военное время произошли серьёзные изменения, касающиеся духовности советских граждан. Изменения затронули процесс переосмысления национального самоопределения и вопросы, касающиеся единения народностей. В целом, обращение партийных руководителей к героическим традициями народа содействовало восстановлению настоящей истории освободительных движений, действовавших в период революции. Однако, такой вектор не совсем устраивал советскую власть, поскольку настоящими героями народ стал считать не солдат Красной Армии, сражавшихся против царизма, а национальных героев, пытавшихся сбросить гнет власти и вырваться на свободу.33 Как бы то ни было, но эта тенденции была только окончания Второй мировой войны. Впоследствии ситуация развернулась совершенно иначе.

    «Дело Бекмаханова» – это обвинение казахстанского ученого Е. Бекмакова, который дал не совсем точную аналитическую оценку происходившим национальным движениям в Казахстане.34

    Начиная с 1950 г, происходят новые открытия в казахской культуре политики. Это выступает новым этапом в развитии историографии Казахстана. На исследование многих проблем повлияло постановление XX съезда КПСС, где Н. С. Хрущев проводимую политику И. В. Сталина подверг жесткой критике.

    Казахская историография, несмотря на увеличение источников, проблему алашского движения освещает планомерно и систематически.

    В течение пяти лет подготавливались и издавались специальные сборники, раскрывающие тайны на организацию национально-освободительного движения в Казахстане: «Образование Казахской АССР (1957 г.)», «Советское строительство на аулах Семиречья» (1956 г.)».

    Большая часть трудов посвящена анализу динамики революционного настроения. Освободительное движение большинством историков освещалось в рамках советского революционизма. По этой причине поиск сюжетов историографии и их последующий конструктивный анализ находился в прямой зависимости от общей концепции политики.

    А. Агаев, являющийся партийным руководителем и участником установления большевистской власти в сибирских регионах, неоднократно отмечал, что «февральская революция дала нам казачьих генералов и духовных министров из людей, изгнанных народными массами еще при царизме».

    Б. Каратаев утверждал, что он разошелся с буржуазными националистами в апреле 1917 г. когда «представители» из числа двух Досмухамедовых и Алибекова выступили за продолжение империалистической войны.

    Б. М. Токсанов назвал работу политических организаторов алашского движения как «карательную, направленную против свободы народа».35

    Национальная книга истории, содержащая воспоминания казахских граждан в период революции и гражданской войны, установлению советской власти отводит специальное место, поскольку именно большевики смогли защитить казахский народ от белогвардейцев и интервенции, националистов.

    Они показаны настоящими врагами не только большевиков, но и врагами в глазах большевиков.36 Обнаружив алаш-ордынцев как виновников войны и начавшегося военного конфликта, авторы акцентируют внимание читателя на описании тех событий, которые были отраженными «безобразиями и насилиями», створяемыми их соотечественниками.

    В дальнейшем в разработку проблемы национально-освободительной борьбы были включены работы Т. Е. Елеуова, Сулейменова и Турсунова; а также А. П. Ковалева. Привлечение новых исторических источников на национальном языке позволило впоследствии глубоко раскрыть тайны революционного настроения среди казахского народа. Истории алашского движения были известны стабильностью и приверженностью традиций.

    Монографическое издание под редакцией Т. Е. Елеуова показывает, что значение и роль политических организаторов алашского движения в историографии казахского народа играет двоякую роль: с одной стороны, оно выступало проводником политики царя. А с другой – являлось источником для усиления национально-освободительного движения.37

    Т. Е. Елеуов являлся сторонником принципов классовости. В процессе освещения социально-политических событий революционного времени, автор особенно подчеркивал значение рабочих в формировании классовой борьбы. Причем формирования в сельской местности. Интеллигенция казахского народа в алашском движении видела «пессимизм реакционного характера наравне с мистицизмом, которые в совокупности идеализировали историческое прошлое ханов».

    Непосредственным предметом полемики с точки зрения истории, выступала работа национальной интеллигенции алашского движения во время революционного движения и последующей интервенции. Своевременное освещение данных исторических явлений решало одну важную задачу: оно смогло показать контрреволюционный характер алашского движения, которое выступило против Красной Армии. Книга «Народный Казахстан» подчеркивает, что алашское движение «преследовало одну четкую задачу – сопротивление советской власти. Организация борьбы позволит реализовать казахскую национальную государственность».

    Во второй половине XX в. были изъяты из архива источники, раскрывающие многие тайны белогвардейской интервенции на территорию Казахстана.38 В документах, по мнению составителей издания, антисоветские силы представляли собой основу для сопротивления установления советской власти в Казахстане. Анализ итогов революционно-национального движения в Казахстане позволил установить, что «алашское движение являлось наиболее ее активным участником».

    Одним из источников доказательства являются циркуляры и иные распоряжения казачьих войск, подчинявшихся руководству алашского движения.

    К. Б. Бейсембиев, принимая во внимание теоретические материалы книги «Казах», раскрывающей историю нации, предпринял попытки раскрыть истинные причины появления общественно-политического движения «Алаш орды». Учитывая принципы исследования предшествующих работ, К. Б. Бейсембиев отметил особенности эволюции капитализма, развившихся к 1917 году на территории Казахстана.

    Конструктивный анализ источников позволил установить принадлежность казахской интеллигенции, относящейся к буржуазии, которая стремилась модернизировать хозяйственную промышленность. В частности, он заключил следующее: переход от старых общественных отношений к новым способствовал развитию алашского движения. По этой причине алашская партия вошла в партию черносотенцев.

    В 1970 – первой половине 1980-х годов в политической историографии казахской культуры было много изменений. Характерно, что заметное консервативие Алаша проявилось на фоне появления значительного количества литературы по истории пролетарских партий в России. При этом такая ситуация характерна для всех этнических окраин, поскольку в описываемый период не было специальных исследований по партийной структуре.39

    В казахстанской историографии продолжаются исследования истории Компартии Казахстана: появляются новые источники по событиям Февральского, Октябрьского переворотов в Республике.

    Обязательным атрибутов казахских коммунистов до установления советской власти, начиная со конца XIX в., являлось разоблачение политических лидеров алашского движения. Проводимый на Урале в 1905 году съезд рассмотрел алашское движение как начало оформления партии кадетов.

    В частности, в неприглядном значении Алаш-Орды в период регресса революции, а также в повышении порядка общественно-политического взаимодействия можно обнаружить «возрастающую идейную культивацию тружеников села. Сделано это было в «буржуазно-националистическом стиле нынешней группировки, а также большевистской партии», вместе с одной стороны, и, кроме того, пропаганда «реакционного пантюркистского мышления».

    Помощь феодальной байской верхушки, а также ее идеологов – буржуазно-шовинистической компании в издании «Казах» вызвала недовольство многих казахов.40 В 1917 году печатное издание «Казах» обратилось к жителям Казахстана с просьбой выполнить царский указ от 25 июня 1916 года – таково было решение государевой декларации народу.

    Так выразилась антинародная сущность буржуазного национализма как в победоносный период буржуазно-демократической революции февраля 1917 года, так и в период Октябрьского возмущения.

    В Казахстане они основали самостоятельное казахское буржуазное образование – Алаш-Орду. Это ведь включает в себя обучение и работу в реакционном правительстве в качестве руководителя вместе с А. Букейхановым. В полной мере же этот монтаж стал характеризовать и в содержании одиночной заметки массового выпуска «Вопросы мероприятия Революционной партии Казахстана».

    В сборнике освещены многие проблемные вопросы в событиях Коммунистической партии Казахстана. Наличие постановки срока в той или иной задаче на торжественную дату, связанную с назначением В. А также. Ленина, а также к очередной годовщине Октябрьской социалистической революции (общепартийная конференция). В исследовании раскрывается ситуация образования частичного общества на территории, а также его значение, наличие проведения социально-экономических преобразований в соответствии с задачами народнохозяйственного становления.41

    Упорное идеологическое соперничество спровоцировало вместе с Алаш-ординским фальсификацию событий Октябрьской революции, а также государственно-политического деятеля партии. Основная организация, Истпарт в 1920-1930 годах, была обусловлена ​​активизацией общественно-политической работы республиканского партизанского управления в 1929-1932 гг.

    Исходя из рассмотрения нахождения в издательской системе «националистов», можно с уверенностью охарактеризовать их деятельность как злословие, искажающее важную действительность.

    На страницах «Ак жол» они изображали коммунистов, борющихся за власть Советов и переводчиками-колонизаторам. Развернувшаяся в то время дискуссия об объективно-революционной роли алашского движения была не чем иным, как попыткой «обелить преступления Алас Орды верного пособника белогвардейцев».

    События государственной разведки согласуются с исследованиями философов, экономистов и филологических функционеров. Они существовали как жители революционно-демократического лагеря. По событиям движения «Алаш», как и в предыдущие годы, появились лишь отдельные данные, которые «мелькнули» (особенно по новаторским действиям). Ученые анализируют деятельность алашских фаворитов как реакционную, целенаправленную вопреки российскому правительству в Казахстане.42

    К. Кабдиев дал исследование формирования финансовой мысли в Казахстане на основе рассмотрения деятельности последнего. К. Кавдиева «Развитие финансовых идей». Объясняя возникновение двух направлений в формировании финансовых идей в Казахстане на рубеже XIX-XX веков, экспериментатор установил их как революционно-демократическое, так и буржуазно-националистическое. В частности, рассматривается фактор явлений распада классического скотоводческого хозяйства, приведших к формированию и усилению классовой борьбы среди казахов. Проанализировав два направления решения финансовых проблем в Казахстане, писатель пришел к выводу о реакционности первого и неудобстве второго. Писатель, как и его предшественники, применял старые методы в установлении прогрессивного интеллекта Алаша. Установив их на одной доске вместе с феодалами, экспериментатор рассматривал их как жителей Баев - агентов династии Князей-Баев, стремившихся во мраке подчинить себе демократическое движение.

    К. Кабдиев подчеркнул значение печатного издания «Казах» в формировании экономики района. Выступая за второстепенные подходы к увеличению материального существования казахов, они стремились сохранить классическую структуру бродячего хозяйства, а также определили его в вялотекущее положение.43

    К. Кабдиев, несмотря на классическое сочетание с заметками движения Алаш в полном объеме, предполагает определенный общенаучный интерес для публикации материалов, использованных в печатных изданиях «Казах».

    Информация диссертационных работ в связи с событиями Алаша 1950-х – начала 1980-х гг. также повлияло на состоянии их диссертаций.44 В целом они в равной степени характеризуются как становление инновационного движения в Казахстане, гражданской борьбы. В основном эта деятельность основана на событиях гражданской войны, а также военных интервенциях. Основную часть издают книги, посвященные реакционной деятельности партии Алаш в Казахстане. Что касается значения этого движения в исследованиях, изучающих трудности строительства национального государства, а также в работах историко-культурного характера, «разоблачающих мракобесие буржуазного события, то число «наиболее» в проблеме строительство социализма».

    В большинстве работ использовались уже известные и ранее использованные источники, которые служили для подтверждения старых оценок алашской интеллигенции.

    Источники 1970-х – начала 1980-х годов часто говорят о застое в освещении события смещения Алаша. Ведь создатели многочисленных анализов по обстановке революции, гражданской войны, иностранной интервенции использовали лишь ряд указаний с небольшими дополнениями.

    Алашское движение в данных и прочих явлениях истории неоднократно принимали участие. Цель участия – создание стереотипного мышления о своей организации. Заблуждение советской власти содействовало утверждению некоторых мифологем, которые позволяли усилить значение алашского движения на территории Казахстана.

    Таким образом, в течение многих лет советские и казахские историки не уделяли должного внимания решению комплексных проблем, скопившихся вокруг общественно-политического движения «Алаш орды». Конструктивный анализ, проведенный нами, показывает стагнацию мысли, повтор имеющихся фактов, отсутствие аналитической оценки субъективных причин.

    Резюмируем основные моменты первой главы.

    В начале XX века в странах, находившихся под властью Российской империи, началось освободительное движение. Это движение было вызвано подъемом национально-освободительного и демократического движения в Индии, Китае, Иране и Турции. Интеллигенция национально-либерального направления создала новые доктрины, которые основывались на понятиях этнического, социально-культурного и религиозного тождества. Варианты таких доктрин - федеративный и унитарный - были предложены. На фоне радикальных националистических течений, охвативших всю Россию, алашское движение относилось к прогрессивной части сил, боровшихся против колониализма.

    Создание Алаш партии было результатом политической деятельности национально настроенной казахской интеллигенции в начале ХХ века. В условиях колониального подавления казахского народа, экономических и политических притеснений, изъятия земель и бесчинств царских чиновников и местных управленцев, росло неудовлетворение общества и постепенно созревала политическая оппозиция. Именно национально-демократическая оппозиция в лице алашской интеллигенции стала движущей силой, выражающей недовольство народа и стремившейся к изменению политических реалий. Важное значение имел личностный фактор в формировании сущностных черт движения Алаш и его социально-политической ориентации. На первых порах, ядро Алаш партии составила казахская интеллигенция, как и в других политических партиях и движениях, которая взяла на себя роль духовного лидерства.

    Характер деятельности алашевцев в социально-политической и культурно-просветительской сферах свидетельствует о их стремлении к национально-демократическим ценностям. Положительный национализм, как отмечал Джавахарлал Неру, является важным движущим фактором для народа, связанным с его традициями и общественными ценностями. Выработка требований по защите социальных, экономических и политических интересов казахского народа укрепляла солидарность масс вокруг идеи «Алаш». Интеллигенция имела значительное влияние на построение общественного мнения благодаря владению средствами массовой информации. Благодаря опыту участия в Государственной Думе России и других государственных органах, алашевцы обрели возможность перерасти в национальную политическую партию и продолжить свой путь развития.

    Несмотря на то, что процесс формирования национальной партии у казахской интеллигенции был запущен, он оказался сильно затрудненным в связи с резкими изменениями, произошедшими в России в 1917-1918 годах. Руководители интеллигенции вынуждены были определить тактическую линию, направленную на усиление общенационального единства и консолидации казахского общества. Несмотря на неоконченный процесс формирования национальной партии, в конце 1917 года представители алашевского движения начали работу по созданию национальной автономии, которая должна была стать основой для дальнейшего национального развития казахского народа и защиты его интересов. В гражданскую войну, которая разразилась в России, втирая классовую и политическую междоуровневую разницу и споры, реализация национальной программы казахской интеллигенции была невозможна. Противостоящие политические силы использовали национальные движения в своих целях, но не исходя из интересов казахского народа.

    Переход Алаш-Орды на сторону Советской власти в начале 1920-х годов сильно повлиял на прочность нового государственного порядка и социально-экономическую стабильность края. Однако, глубокие идеологические различия с советской властью привели к уничтожению тонкого слоя элиты, который служил культурной основой национального развития. В конце 1920-х -1930-х годов «идеологические разоблачения» алашской интеллигенции привели к этому процессу. Основной вклад движения Алаш-Орды в историю Казахстана в первой четверти ХХ века заключается в его роли в возрождении казахской национальной идентичности. Буржуазные националисты, действовавшие в 1900-1920 годах, стали движущей силой этого процесса, поскольку они понимали важность сохранения языка, истории и культурных традиций Казахстана. М.Б. Олкотт отмечает, что, несмотря на ограничения, наследие этого периода оказало важное влияние на развитие казахской национальной самобытности.

    Глава 2. История движения Алаш в современной историографии
    2.1. Исследование истории Алаш в конце 80-х - начале 90-х годов

     

    С конца 1980-х годов проблемные исследования получили качественно новый импульс, когда с общества были сняты идеологические запреты. Это произошло одновременно с провозглашенным руководством КПСС курсом на перестройку и гласность, направленным на реформирование всех сторон жизни общества. В начале 1990-х годов появилось несколько монографий, в которых были определены основные концепции и подходы к рассматриваемой проблеме.

    Историография Казахстана второй половины 1980-х гг. не могла достичь того же уровня развития, что историография всего Союза. В основном это было связано с жесткой политикой властей, которая сильно усилилась после событий декабря 1986 года. В период с 1986 по 1988 годы идеология КПСС по национальному вопросу в республике носила явно репрессивный характер. В результате позже, чем по всей стране, началась акция по реабилитации жертв тоталитарного режима.45

    С этого времени началась активная работа по изучению и публикации материалов, связанных с алашской проблематикой. Изначально выпуск развивался за счет регулярных публикаций, направленных на раскрытие жизни и творчества забытых исторических деятелей Алаша.

    Большую роль в переосмыслении сыграли научные конференции и круглые столы, на которых обсуждались новые подходы и обобщались результаты исследований.46 Таким образом, появились новые контуры подходов к решению алашской проблемы, ориентированные на научные методы и исследовательскую деятельность.

    В июле 1989 года в Казахском НИИ марксизма-ленинизма состоялась дискуссия на тему «Алаш-Орда: история становления, деятельности и распада».47 В мероприятии приняли участие видные обществоведы, в том числе М. Козыбаев, А. Сармурзин, М. Койгельдинов, М. Бурабаев, В. Григорьев и другие. Характер и ход обсуждения проблемы выявил как традиционные, так и новые подходы к теме обсуждения.

    Однако, несмотря на кажущееся противоречие между предметом и методами его исследования, большинство участников все же придерживались старых схем, в рамках которых предлагалось рассматривать алашскую проблему. Для более полного понимания этой проблемы потребовалась разработка новых теоретико-методологических подходов. Однако до середины 1990-х годов изменения в их знаниях были незначительными. Большинство работ, написанных на ранней стадии исследований, указывают на продолжение этой тенденции.

    Таким образом, казахскоязычная литература стала отходить от старых догм и пыталась найти новые подходы к изучению данной проблемы, в то время как в публикациях, написанных на русском языке, по-прежнему доминировали старые оценки и подходы.

    В работе В.К. Григорьева «Противостояние (большевики и непролетарские партии в Казахстане 1917-1920 гг.)» Алаш считается партией буржуазно-националистической направленности, выражающей интересы феодальной верхушки. Автор отмечает, что классовая ограниченность и неоднородность Алаша стали причиной его политического краха.

    В своей работе В. Григорьев вдумчиво исследовал социально-экономические отношения в Казахстане в начале ХХ века. Он указывал на процесс капитализации, который оказал значительное влияние на социально-классовую структуру казахского общества и способствовал формированию национальной интеллигенции.

    Автор обратил внимание на многослойную интеллигенцию и разделил ее на две неравные части: меньшинство численностью около ста человек, составлявшее, по мнению автора, элиту, и тех, кто не входил в это меньшинство. В элиту входили люди с высшим или незаконченным высшим образованием, выходцы из феодальных кругов, такие как А. Букейханов, М. Тынышпаев, Д. Досмухамедов и М. Чокаев.

    Кроме того, автор дает оценку лидерству А. Букейханова в национальной партии «Алаш». Касаясь истории образования этой партии, В.К. Григорьев признает ведущую роль в этом процессе А. Букейханова. Он справедливо указывает, что именно он определил политический характер и социально-экономические проблемы казачества. В результате газета стала общенациональной, вокруг которой сплотились активисты и сторонники будущей партии.

    Анализируя политическую платформу А. Букейханова и В. Григорьева, автор пришел к выводу, что они безоговорочно поддерживали самодержавие и придерживались регрессивных форм развития казахского общества с точки зрения эволюционизма. В целях сохранения преемственности в отношении политических взглядов А. Букейханова после Февральской революции Б. Элькеев подчеркивал его отказ от признания Советской власти и организации борьбы против нее, налаживание связей с контрреволюционными силами атамана Дутова и правительство Колчака.48

    Для достижения своих целей А. Букейханов безуспешно использовал государственный флаг и национальную символику, которые были захвачены многими представителями интеллектуальных слоев казахского общества. Автор отмечает, что целями А. Букейханова было установление гражданского порядка на территории казахской автономии.

    Исследователь Б.С. Познанский считал антисоветскую деятельность вождей в годы Гражданской войны контрреволюционной, что является общепринятой оценкой. Он считал, что такая деятельность только несовместима с работой руководителей советских партийных органов в 1920-е годы.

    Однако на начальном этапе изучения вопроса существовала тенденция считать участие отдельных лидеров национальной интеллигенции в движении Алаш ложным и временным. Во многом это связано с официальной оценкой ЦК Компартии Казахстана, который продолжал определять политическую деятельность Алаша как «буржуазно-националистическую» с защитой «интересов феодальной верхушки казахского общества».49

    При всем признании вышеперечисленных недостатков, связанных с отсутствием новых методов научного познания, переоценкой понятия дозированной истины в годы перестройки, написанные в то время работы значительно расширили пределы объективного изучения Алашской проблема.

     
    1   2   3   4


    написать администратору сайта