Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа по дисциплине: Социологияна тему: «Общество как целостная социальная система.

  • Введение 3

  • По генетическому признаку они делятся на: Материальные системы

  • Идеальные системы связаны с осознанием человеком и познанием окружающего мира. Их также можно разделить на

  • По форме социальные системы делятся на

  • По характеру взаимодействия социальные системы делятся на

  • Социальные системы по природе своих законов

  • По территориальному признаку

  • По степени однородности социальные системы могут быть

  • Социальное взаимодействие

  • Итак, выделим некоторые из наиболее значимых системных характеристик общества для социологического анализа

  • По уровню обобщения материала социологическое исследование общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта

  • реферат по социологии. Реферат Алиса Социология. Общество как целостная социальная система


    Скачать 39.99 Kb.
    НазваниеОбщество как целостная социальная система
    Анкорреферат по социологии
    Дата23.04.2023
    Размер39.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Алиса Социология.docx
    ТипКонтрольная работа
    #1084506

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Калининградский государственный технический университет»

    (ФГБОУ ВО КГТУ)

    Контрольная работа по дисциплине:

    Социология

    на тему:

    «Общество как целостная социальная система.»

    Выполнила студентка

    учебной группы 22-ОЗСТ (ПГС)

    Шифр:163

    Антошкина Алиса Константиновна

    Контрольную работу проверила:

    преподаватель Назарова Л.А.

    _____________________________

    Калининград

    2023 г.

    Содержание


    Введение 3

    1.Понятие «социальная система» в истории социологии 4

    Типы социальных систем  6

    2.Общество как особый вид системы 9

    Заключение 18

    Список литературы 19

    Введение


    Сегодня в социологии все большее понимание находит идея рассматривать как общество в целом, так и социальные организации как открытые социальные системы. Для правильного понимания и интерпретации различных социологических явлений, процессов, происходящих в мире, очень важно знать значение основных понятий, формирующих это явление, процесс. 

    Среди таких концепций и моделей, определяющих сущность современной социологии и, следовательно, достигнутый уровень знаний о социальной обусловленности явлений, в первую очередь, является понятие «общество». На протяжении всей ее истории он остается определяющим для социологии как науки.     

    Вопрос о том, что такое общество, всегда был в центре внимания социологии, понятие «общество» постоянно обсуждается и уточняется социологами. Актуальность темы обусловлена ​​наличием противоречия между необходимостью теоретического изучения общества как системы и отсутствием научных и практических разработок в этой области. 


    1. Понятие «социальная система» в истории социологии


    Социальные системы - это особый класс систем, которые существенно отличаются не только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от органических систем, таких как биологические или экологические. Их главная особенность состоит в том, что элементный состав этих систем формируется социальными объектами (в том числе людьми), а самые разнообразные социальные отношения и взаимодействия (не всегда «материального» характера) этих людей выступают в качестве связей. 

    Понятие социальная система являющееся обобщающим названием для целого класса систем, не совсем однозначно и ясно. Спектр социальных систем достаточно широк: от социальных организаций как наиболее развитого типа социальных систем до небольших групп. 

    Теория социальных систем - относительно новый раздел общей социологии. Возникает в начале 50-х годов. XX века и обязана своим рождением усилиям двух социологов - Талкотта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Хотя в работах этих двух авторов есть существенные различия, их обоих можно рассматривать вместе как основателей школы, называемой структурным функционализмом. При таком подходе к обществу последнее рассматривается как развивающаяся система, каждая часть которой так или иначе функционирует в связи со всеми остальными. Тогда любые данные об обществе можно будет рассматривать с позиции функциональности или дисфункции, с точки зрения поддержания социальной системы.      

    Тщательный и глубокий поиск устойчивых элементов социальной жизни приводит к выводу, что эта жизнь представляет собой бесконечное множество взаимосвязанных взаимодействий людей, и, следовательно, именно на этих взаимодействиях следует сосредоточить внимание исследователей. В соответствии с этим подходом можно утверждать, что социальные системы не просто состоят из людей. Структуры - это должности (статусы, роли) людей в системе. Система не изменит своей структуры, если какие-то отдельные индивиды перестанут в ней участвовать, выпадут из своих «ячеек а их место займут другие индивиды.    

    По-видимому, первым, кто использовал термин «социальная структура был Алексис Токвиль, французский мыслитель, политический и государственный деятель, один из основоположников либеральной политической теории. Позже Карл Маркс, Герберт Спенсер, Макс Вебер, Фердинанд Тённис и Эмиль Дюркгейм внесли большой вклад в создание структурной концепции в социологии. 

    Один из первых и наиболее всеобъемлющих анализов социальной структуры был проведен К. Марксом, который показал зависимость политических, культурных и религиозных аспектов жизни от способа производства (базовой структуры общества). Маркс утверждал, что экономический базис в значительной степени определяет культурную и политическую надстройку общества. 

    Последующие теоретики марксизма, такие как Л. Альтюссер, предложили более сложные отношения, считая, что культурные и политические институты относительно автономны и зависят от экономических факторов только в конечном счете («в крайнем случае»).

    Марксистский взгляд на социальную структуру общества не был уникальным. Эмиль Дюркгейм представил идею о том, что различные социальные институты и практики играют важную роль в обеспечении функциональной интеграции общества в социальную структуру, объединяющую различные части в единое целое. В этом контексте Дюркгейм выделил две формы структурных отношений: механическую и органическую солидарность.  

    Немецкий социолог Фердинанд Тённис одним из первых опубликовал в 1905 году исследование современных проблем социальной структуры американского общества. Его соотечественник Макс Вебер исследовал и анализировал организационные механизмы в современном обществе: рынок, бюрократия (частное предпринимательство и государственное управление) и политика (например, демократия). 

    Параллельно с этим эту концепцию развивали в своих работах социологи, такие как Герберт Спенсер и Георг Зиммель, Талкотт Парсонс, Питер Блау и Энтони Гидденс, Маргарет Арчер и Иммануэль Валлерстайн, Пьер Бурдье и Жак Деррида.

    Типы социальных систем 


    Социальные системы - это следующий набор взаимосвязанных и упорядоченных элементов:

    • люди и различные социальные группы;

    • материальные объекты (средства труда, предметы труда, здания, сооружения, средства связи и др.);

    • процессы (экономические, политические, социальные, духовные);

    • ценности (идеи, знания, культурные и моральные ценности, обычаи, традиции, верования и т. д.).

    Все социальные системы можно классифицировать по тем же признакам, что и другие типы систем.

    По генетическому признаку они делятся на:

    Материальные системы:

    • небольшие социальные группы (семья, профессиональные группы, партийные ячейки и др.);

    • средний (сельская община, муниципалитет и др.);

    • крупные (государство, конфедерация профсоюзов, партий и др.);

    • сложные системы (союзы государств, военно-политические блоки, экономические союзы и др.).

    Идеальные системы связаны с осознанием человеком и познанием окружающего мира. Их также можно разделить на: 

    • малый (индивидуальное сознание, духовный мир личности);

    • средний (система взглядов определенной группы лиц, традиций и обычаев этноса и др.);

    • большие (экономическая теория, социологические науки и др.);

    • универсальные (мировоззрение, мифология, религия и др.).

    По форме социальные системы делятся на: 

    • Маленькие социальные системы. К ним относятся отдельные социальные объекты, внутренняя структура и функционирование которых относительно просты, а взаимодействие составляющих их элементов носит координационный характер (индивидуум, семья, малая группа и т. д.). 

    • Средние социальные системы. Они имеют в своей структуре две четко выделенные группы элементов, связи между которыми имеют подчиненный характер (например, структура местного самоуправления, экономическая структура района и т. д.). 

    • Большие социальные системы. Они включают сложную структуру взаимодействий между их составными элементами (например, государством, партиями, экономической системой страны). 

    • Сложные социальные системы. К ним относятся те, которые имеют многоуровневую систему существования с внутренним регулированием подсистем (Содружество Независимых Государств, Международный валютный фонд, Европейский Союз, цивилизации). 

    По характеру взаимодействия социальные системы делятся на:

    • Открытые (мягкие) системы подвержены влиянию внешних условий и сами по себе оказывают на них обратное влияние (например, международные спортивные, культурные и др. ассоциации).

    • Закрытые. Полностью закрытых (жестких) систем не существует, но есть ограниченное взаимодействие с другими специфическими системами. Например, система исправительных (пенитенциарных) учреждений в государстве.  

    Социальные системы по природе своих законов:

    • Вероятностный. В них их компоненты могут взаимодействовать неопределенным числом способов (например, общество в состоянии войны). 

    • Детерминированный. У них есть четко определенный результат взаимодействия (например, юридический, законодательный). 

    По степени общности:

    • Социально-экономические формации - это совокупность производительных сил и производственных отношений;

    • Социальные сообщества, объединенные по какому-либо критерию (нации, сословия, этносы, поселения);

    • Организации, работающие в реальном секторе экономики (производство.);

    • Первичный уровень социальных систем. Здесь у каждого есть прямой контакт со всеми (командами, отделами). 

    По территориальному признаку: 

    • Федерация;

    • Субъект федерации;

    • Муниципальные объединения (город, поселок и др.).

    По сферам общественной жизни: 

    • Экономические (промышленность, связь, сельское хозяйство, транспорт, строительство);

    • Политический;

    • Социальное;

    • Духовный;

    • Семья - домашнее хозяйство.

    По степени однородности социальные системы могут быть: 

    • Однородные - однородные социальные системы, элементы которых обладают одинаковыми или схожими свойствами. Такие системы не имеют глубоких различий в своей структуре. Примером однородной социальной системы может быть студенчество как социальная группа.  

    • Гетерогенные - гетерогенные социальные системы, состоящие из элементов с разными свойствами и структурами. Любое конкретное общество (российское, американское) может служить примером однородной социальной системы. 

    Социальные системы могут различаться по степени сложности. Степень сложности зависит не от масштаба системы, не от ее «размера а от структуры, организации, характера соединения элементов и других факторов. Например, личность - более сложная социальная система, чем другие, гораздо более крупные социальные системы.  

    Таким образом, социальная система как социологический феномен представляет собой многомерное и многомерное образование со сложным составом, типологией и функциями.
    1. Общество как особый вид системы


    Рассмотрим понятие «общество». С самого общего взгляда видно, что это собрание, объединение людей. Это означает, во-первых, что как человек со своим сознанием и соответствующим поведением принципиально отличается от животного (в том числе от высокоорганизованных человекообразных обезьян) и своим поведением, так и стадо последних не может с научной, в том числе социологической, точка зрения отождествляется с обществом, несмотря на некоторое внешнее сходство.  

    Общество — это человеческое сообщество, созданное людьми и в котором они живут. Биологические отношения животных — это, по сути, их отношение к природе, тогда как специфика человеческого общества — это отношения людей друг к другу. 

    Люди не могут жить изолированно друг от друга. Даже Шефтсбери настаивал на том, что человек по своей природе социальное существо, а общество неизбежно и естественно для него. Как отмечает П. А. Сорокин, «для существования общества необходимо как минимум два человека, и чтобы эти люди были связаны друг с другом звеном взаимодействия. Такой случай будет простейшим типом общества или социального явления». «Что такое общество, в какой бы форме оно ни было?» - спросил К. Маркс. И он ответил: «Продукт человеческого взаимодействия».     

    Общество — это не какая-то механическая совокупность людей, а такое их сочетание, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

    В социологии понятие общества трактуется неоднозначно. В широком смысле общество рассматривается как исторический результат естественно развивающихся взаимоотношений между людьми, а в узком - как социальная организация нации, национальности, населения страны. П. Сорокин считал, что общество — это совокупность людей в процессе общения. Общество — это объединение людей через соединение взаимодействия.   

    Согласно Шилсу, общество — это продукт взаимодействия людей, объединенных общей системой ценностей, традиций, законов и правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество как над индивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных идеях. 

    Согласно М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, то есть других ориентированных на людей действий. 

    Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.

    Из этих определений следует, что общество — это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения стабильны и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество — это совокупность, объединение людей, но не механическое, а стабильное, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействию людей. Составные элементы общества — это люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и сообщества, социальные нормы и ценности. Каждый из них тесно связан с другими и играет особую роль в обществе.    

    Таким образом, общество как социальная система в социологии понимается как совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.

    Основными элементами общества являются: люди, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные сообщества, институты, нормы, ценности. Основополагающий принцип общества - социальное действие, вызванное потребностями людей. Человеческое действие, как показал М. Вебер, приобретает черты социального действия только тогда, когда оно сознательно (рационально), и взаимосвязано с действиями других людей, влияет на их поведение и в то же время находится под влиянием поведения других людей. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда развиваются их отношения и социальное взаимодействие, которые лежат в основе всех процессов жизни общества.   

    Социальная связь— это совокупность фактов, определяющих совместную деятельность людей в определенных сообществах для достижения определенных целей. Социальная связь может быть выражена в форме социального контекста или в форме социального взаимодействия - как система взаимозависимых социальных действий. 

    Социальное взаимодействие— это процесс, в котором люди действуют и испытывают влияние друг на друга. Взаимодействие приводит к формированию новых социальных отношений. 

    Социальные отношения— это относительно стабильные социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами.
    Общество характеризуется множеством связей, взаимодействий и отношений (межклассовых, межэтнических, групповых), межпоколенческих.

    Человеческое действие приобретает характер социального, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или косвенное взаимодействие с другими людьми. Ориентация на других возникает как средство удовлетворения потребностей самого актера. Субъекты взаимодействуют, потому что зависят друг от друга. Социальная связь — это зависимость, реализуемая через социальное действие. 

    Итак, общество состоит из множества людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество — это не просто сумма людей и их связей. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество - системное, где отношения над индивидуальны. Следовательно, общество — это самостоятельная субстанция, система, первичная по отношению к индивидам, обладающая целостными качествами. 

    Хотя в повседневной жизни понятие «общество» используется достаточно широко и неоднозначно - от небольшой группы людей до всего человечества и от общества любителей пива до общероссийского общества, тем не менее в социологии под обществом понимается объединение людей, для которых характерны:

    1. общность территории их проживания, которая обычно совпадает с государственными границами и служит пространством, в котором формируются и развиваются отношения и взаимодействия членов этого общества;

    2. целостность и стабильность, то, что П.А. Сорокин называл «коллективным единством или коллективом что отличает сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого; 

    3. самовоспроизводство, самодостаточность (самодостаточность), саморегулирование понимаются, конечно, не в абсолютном, а в относительном смысле и поэтому не исключают, например, прирост населения за счет иммиграция или удовлетворение потребностей за счет импорта и т.д.;

    4. такой уровень культурного развития, который находит свое выражение в развитии системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

    Имея это в виду, мы можем дать следующее общее социологическое определение общества: общество - это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия для удовлетворения своих потребностей и характеризующихся стабильностью и целостностью, самовоспроизводством и самовоспроизводством. -достаточность, саморегуляция и саморазвитие, достижение такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимоотношений и взаимодействия людей.

    В более узком смысле слова, когда, например, мы говорим о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается определенный тип общества со всеми его историческими, социокультурными и другими характеристиками. Имея в виду такое понимание общества, известный современный американский социолог Н. Смелсер определяет общество как «союз» людей, имеющий определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность. 

    При всей теснейшей взаимосвязи таких важных и широко используемых понятий, как «общество «страна» и «государство их необходимо строго разграничивать.

    «Страна» - это понятие, которое в основном отражает географические характеристики частей нашей планеты, определяемых границами независимого государства. «Государство» - это понятие, которое отражает главное в политической системе страны и потому выступает как важнейшая категория, прежде всего, политической науки. «Общество» - это понятие, которое напрямую характеризует социальную организацию страны и поэтому занимает центральное место в системе категорий социологии.   

    В целом, признавая, что общество является продуктом человеческого взаимодействия, социологи как в прошлом, так и сегодня часто отвечали на вопрос, что именно служит первичной основой для объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел его в надиндивидуальном сообществе коллективных идей, чувств, убеждений, в солидарности как «коллективное сознание противостоящее естественному эгоизму; М. Вебер - в других (т.е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон - в общности тех основополагающих норм и ценностей, которыми люди руководствуются в своей жизни; Э Шилс - в сообществе центральной власти, территориальной целостности и гармонии между центром и периферией.    

    Общество неоднородно и имеет свою внутреннюю структуру и состав, включающее большое количество разнообразных и разнообразных социальных явлений и процессов.

    Составные элементы общества - это люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, сообщества, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее близких отношениях с другими, занимает определенное место и играет особую роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит, прежде всего, в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию его важнейших элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.  

    Именно своей структурой общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру и, следовательно, иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет стабильность и устойчивость всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, поскольку такой союз порождает новое, целостное, системное качество, которое нельзя свести к качественная характеристика индивидов или их сумма. Общество как социальная система - это социальный организм, который функционирует и развивается по своим законам.   

    Итак, выделим некоторые из наиболее значимых системных характеристик общества для социологического анализа:

    1. целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

    2. стабильность (относительно постоянное воспроизведение ритма и режима социальных взаимодействий);

    3. динамизм (смена поколений, смена социального субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

    4. открытость (социальная система сохраняет себя за счет обмена веществами с природой, возможна только в том случае, если она находится в равновесии с окружающей средой и получает из внешней среды достаточное количество материи и энергии);

    5. саморазвитие (его источник - внутри общества, это производство, распределение, потребление, основанное на интересах и стимулах социальных сообществ);

    6. пространственно-временные формы и методы общественной жизни (массы людей пространственно связаны совместными действиями, целями, потребностями, нормами жизни, но течение времени неумолимо, поколения сменяются, и каждое новое улавливает уже устоявшиеся формы жизнь, воспроизводит и изменяет их).

    Таким образом, общество как социальная система в социологии понимается как большой упорядоченный набор социальных явлений и процессов, более или менее тесно связанных между собой и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

    В самой социологии структура общества рассматривается с разных сторон. Итак, в случае выявления детерминированной (причинно-следственной связи) социальных явлений и процессов, их подчиненности, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальный, политический и духовный (идеологический). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает в качестве своей подсистемы, хотя в ином отношении она сама может рассматриваться как особая система. Более того, каждая предыдущая из этих систем оказывает решающее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на предыдущие.   

    В ином контексте, когда на первый план выдвигаются природа, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные сообщества (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждый из них здесь представляет собой довольно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы. 

    По уровню обобщения материала социологическое исследование общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:

    1. изучение «общества в целом т. е. выделения универсальных универсальных свойств, связей и состояний общества (в тесной связи с социальной философией и с ее ведущей ролью); 

    2. изучение конкретно-исторических типов обществ, этапов развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.  

    В целом рассмотрение общества с точки зрения определенной социальной системы во многом определяется задачами, которые ставятся перед соответствующими социологическими исследованиями.


    Заключение


    Социальные системы - это особый класс систем, которые существенно отличаются от неорганических систем органических систем. Их главная особенность состоит в том, что элементный состав этих систем формируется социальными образованиями (в том числе людьми), а самые разнообразные социальные отношения и взаимодействия этих людей друг с другом выступают в качестве связей.  

    Социальная система - это целостность, которая функционирует в форме социальных сообществ и организаций; его основные элементы: люди, их нормы и взаимодействия; его особенности: размытые и изменяющиеся параметры управляемости, локализованные во времени и пространстве границы меры познания и контроля над функционированием системы; наличие значительного количества самих систем и многоэлементность каждой из них.   

    Общество, в свою очередь, представляет собой социальный организм, метасистему, которая включает все типы социальных сообществ и их взаимоотношений и характеризуется целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным существованием.

    Честность - это основа общества. Это в общественном производстве: создание жизненно важных товаров, идей, производство самого человека. 


    Список литературы


    1. Видяпина В.И. Бакалавр экономики (доцент). - Владивосток, Под ред. ВГУЭС, 2001.   

    2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Лекционный курс. М.: Альфа-М, 2002.   

    3. Парсонс Т. Концепция общества: составляющие и их взаимодействие. 2000.

    4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общая ред., Сост. и предисловие. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М. · Политиздат, 2004.       

    5. Волков Ю.Г. Социология. - М.: Интерпракс, 2003.  

    6. Давыдов Ю.Н., Филиппов А.Ф. Общество // Современная западная социология: Словарь. - М., 2011.  

    7. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник для гуманитарных вузов. М.: Интерпракс, 2006.  

    8. Кравченко, А. И. Социология: Учебник для вузов. М.: Мир, 2005.  

    9. Луман, Н. Концепция общества // Проблемы теоретической социологии. СПб.: Петрополис, 1995. 

    10. Маркович, Д.Ж. Общая социология: Учебник. - М., 2004.  



    написать администратору сайта