ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ» Институт экономики, менеджмента
и информационных технологий Кафедра менеджмента и государственного,
и муниципального управление
Задание творческого уровня №1
по дисциплине: «Социология»
на тему «Общество как целостная социокультурная система »
Выполнила студентка 1 курса ВэЭМИб-Г02-22-
Гаркунова Наталия Евгеньевна Руководитель: Мордовец А.И. Санкт – Петербург
2022 г.
Ф.И.О., краткие
сведения об ученом
| Основные понятия
| Вклад в науку
| Энтони Гидденс (р. 1936) британский социолог. Созданная им теория структурации позволяет проанализировать сущность взаимосвязей современного общества.
| Теория структурации. Гидденс, сочетая критику функционализма и структурализма с вдохновением, почерпнутым из различных отраслей «понимающей социологии», делает акцент на постоянно меняющейся природе социальной реальности:
| “Конституция общества” (1984), «Социология», «Судьба, риск и безопасность», «Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь», «Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах», «Политика, управление и государство», «Стратификация и классовая структура», «Девять тезисов о будущем социологии» и др.
| Лавров Петр Лаврович (1823–1900) – русский социолог, публицист, идеолог народничества 1860-х; в начале своей карьеры – профессор математики.
| сущность общественного развития состоит в переработке культуры (традиционных общественных форм в цивилизацию); цивилизация понималась как сознательное историческое движение, осуществляемое критической мыслью личностей; обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии, поскольку социальную деятельность личности - основной единицы общества определяют ее субъективные помыслы и цели (принцип «сопереживания» при изучении личности); субъективная концепция истины, понимаемая как удовлетворение познавательной способности человека
| полноценное развитие личности возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости; • к социализму Россия должна прийти, минуя капитализм на основе крестьянской общины с ее коллективистскими традициями. Методология субъективной социологии: Исторические письма” (1870), “Формула прогресса Михайловского” (1870), “Социологи—позитивисты” (1872)
область научного познания-Впервые сформулировал основополагающие идеи субъективной социологии
| Давыдов Юрий Николаевич (р. 1929)
российский социолог, специалист в области истории социологии и общей социологической теории, социологии культуры и искусства.
| Разработал новую версию теории социологии искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, которые до того считались прерогативой эстетики и философии искусства.
Ю.Н. Давыдов рассмотривал с марксистских позиций феномена конткультуры, взятого в социологическом аспекте.
| Основной вопрос – вопрос о роли и функциях данного явления в контексте общекультурного развития современного западного общества - обсуждается авторами как с точки зрения теории – критического анализа достоинств и недостатков основных западных социологических концепций контркультуры, так и практики – в подробном рассмотрении молодежных протестных движений 60-х гг. XX-го века. Именно сквозь призму анализа последних контркультура рассматривается ученым, с одной стороны, - как выражение кризиса социализации молодежи, стремящейся растянуть инфантильно-потребительский период своего существования; а с другой – как феномен, связанный в историческом контексте своего возникновения с формированием определенного типа личности, который авторы также называют контркультурным.
| Гарольд Гарфинкель
(р. 1917) - американский социолог, представитель феноменологической социологии
| Гарфинкелинг" - особый тип социально-психологического экспериментирования осуществляющий сознательное нарушение экспериментатором нормального хода взаимодействия и исследующий реакцию на это.
| Предметом исследования Гарфинкеля и других этнометодологов стало практическое функционирование обыденных типов, т.е. неосознаваемых ожиданий того, как должно идти нормальное взаимодействие (или стабильных культурных моделей взаимодействия)
Этот эксперимент показывал каким могло бы быть взаимодействие в норме. Было выявлено, что разрушение стабильных культурных модулей вызывает среди людей панику, смятение и т.д.
| Юрген Хабермас (р. 1929)
немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму ( Модернизм)
| Теория коммуникативного действия. Хабермас считает традиционную производственную парадигму марксизма устаревшей и обращается к анализу проблемы коммуникации.
| "Структурные изменения общественности" (1962); "Теория и практика" (1963); "Техника и наука как идеология" (1968); "Познание и интерес" (1968); "Труд, познание, прогресс". Статьи 1954-1979гг. (1973); "Культура и критика" (1973); "К вопросу о логике социальных наук" (1977); "Политика, искусство, религия" (1978);
"Теория коммуникативного действия" 2 тома (1981); "Моральное сознание и коммуникативное действие" (1983); "Новая необозримость. Небольшие политические сочинения, т.5 (1985); "Постметафизическое мышление" (1988); "Запоздавшая революция" (1990); "Прошлое в качестве будущего" (1990); "Разъяснения к этике дискурса" (1991); "Фактичность и значимость" (1992); "Включение Другого. Очерки политической теории" (1997) и др.
| Мишель Фуко (1926-1984)
| Постструктурализм. «К главному всегда идешь пятясь; в последнюю очередь появляются наиболее общие вещи». Он внес важный вклад в изучение феноменов власти и знания, их взаимосвязи. Ему удалось убедительно показать вездесущность власти: это не некий институт или структура, она исходит отовсюду, под ней следует понимать множественность отношений силы, которые имманентны области, где они осуществляются. Фуко по-новому взглянул на проблему дисциплинарных практик, связанных с воспитанием и образование, подавлением сексуальности, отвержением сумасшествия и др., раскрыв антигуманную сущность всепоглощающего контроля за человеческой индивидуальностью. Это позволило углубить социологические представления о «микрофизике» власти, т.е. об отношениях, разворачивающихся в сфере межличностных взаимодействий.
| «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Рождение клиники: Археология врачебного взгляда» (1963), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975), «История сексуальности» (1976—1984), «Воля к знанию», том I (1976), «Использование удовольствий», том II (1984), «Забота о себе», том III (1984) и др.
| Никлас Луман (1924-1998)
социолог, создатель оригинальной теории общества, классик социологии XX века. На протяжении всей научной карьеры Луман работал над созданием общей социологической теории
| Неофункционализм. Считал, что предметом социологии являются социальные системы, и пытался создать универсальную теорию систем. С его точки зрения, общество представляет собой пример самовоспроизводящейся и самореферентной (способной описывать себя, воспроизводя в этом описании самое себя) системы. Базовым элементом общества выступает коммуникация, которая порождается обществом.
| «Социологическое просвещение» (1970—1995),
«Социальные системы» (1984),
«Социология права» (1972),
«Правовая система и правовая догматика» (1974),
«Функция религии» (1977),
«Общественная структура и семантика» (1980—1995),
«Любовь как страсть» (1982),
«Общество общества» (1997).
| Джордж Каспар Блау (р. 1910)
| Социальное взаимодействие, социальная структура и социальный порядок, в теории обмена; теория малых групп. Исходной единицей анализа он считает "элементарное социальное поведение", т. е. непосредственные контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование социальных систем различного уровня.
| "Человеческая группа" 1950, "Социальное поведение. Его элементарные формы" (1961), "Перенесение человека в прошлое" (1964), “Природа социальной науки” (1967) и др.
| Питирим Сорокин (1889-1968)
Русский и американский социолог и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
| Инегральная социология. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты – семья, школа, церковь, армия, профессиональные организации и др. С его точки зрения, есть три главных вида социальной стратификации: экономическая (богат – беден), политическая (руководитель – исполнитель), профессиональная (мастер-виртуоз – подмастерье).
| «Социальная и культурная динамика» (в 4 т., 1937–1941), «Кризис нашего времени» (1941), «Социокультурная причинность, пространство, время» (1943), «Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии» (1947), «Социальная философия в эпоху кризиса» (1950) и др.
| Огюст Конт (1798 - 1857) французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии
| Объяснял феномен общества как единство всего человечества или части человечества, объединенных «всеобщим согласием» «Курс позитивной философии»; «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества»
| Является автором теории 3х стадий интеллектуальной эволюции человечества. Внес вклад в выделение социологии в самостоятельную науку.
| Николай Константинович Михайловский
(1842 -1904)
Русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик. Теоретик народничества.
| Субъективная школа. Социолог дает свою "формулу прогресса, которая, если исходить из внутренней логики позитивистского конструирования социологической теории в те годы, должны была бы венчать доктрину. Вот почему в ходе дальнейшей реализации и завершения своей концепции он уточнял, переписывал, давал разные толкования этой формуле.
| "Что такое прогресс?" (1869 г.), «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность», «Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе» и др.
| Сергей Николаевич Южаков (1849 -1911)
Русский социолог и публицист.
| Примыкал к субъективной школе социологии, которую он считает специфически «русской социологической школой». Южаков указывает, что в социальном процессе, наряду с биологическими факторами, действуют и факторы этические, которые, с успехом цивилизации, берут перевес над первыми и подчиняют их себе. «Социальный прогресс, — говорит Южаков, — представляется процессом уравновешения внутренних и внешних отношений жизни и среды»: в этом прогрессе жизнь, приспособляясь к среде, в свою очередь приспособляет среду к своим потребностям, создавая особую среду — «социальную культуру».
| «Социологические этюды» (т. I, 1891; т. II, 1896);
«Доброволец Петербург» (1894);
«Англо-русская распря» (1885);
«Афганистан» (1885);
«М. М. Сперанский» (1891);
«Ж.-Ж. Руссо» (1893);
«Любовь и счастье в произведениях Пушкина» (Одесса, 1895);
«Статистическое описание крестьянского хозяйства Ямбургского уезда» (1886).
| Максим Максимович Ковалевский (1851-1916)
русский юрист, главный специалист по социологии в Российской империи. Он был вице-президентом (1895) и президентом (1905) Международного института социологии. Он также занимал кафедру социологии в психоневрологическом институте.
| Генетическая социология. Исторической закономерностью является необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит "противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.
Предмет социологии - "социальный порядок и прогресс", оба понятия соотносительны и в реальности не существует в отрыве друг от друга. "Социальный порядок", по Ковалевскому, есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования. Законы эволюции (их поиск и составлял предмет почитаемой им генетической социологии) демонстрирует типологическое единство институтов и явлений разных культур и народов на основе их происхождения. Он применил этот прием при изучении возникновения и последующего генезиса разных социальных общностей, институтов и религии.
| «История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I» (1877, магистерская диссертация)
«Общественный строй Англии в конце средних веков» (1880, докторская диссертация)
«Закон и обычай на Кавказе» (1887)
«Происхождение современной демократии» (т. 1—4, 1895—97)
«Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (т. 1—3, 1898—1903)
«Современные социологи» (1905)
«От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (т. 1—3, 1906)
«Социология» (т. 1—2, 1910)
| Константин Михайлович Тахтарев (1871-1925)
Российский социолог, политический деятель, один из первых преподавателей социологии в России.
| Генетическая социология. Общественная жизнь (этот термин Тахтареву казался предпочтительнее, чем обычный термин "общество") заключается в удовлетворении людьми своих собственных потребностей путем коллективного общения и сотрудничества как материального, так и духовного порядка. Вслед за Аристотелем он полагал, что самая существенная характеристика общественной жизни - "самодостаточность", которую сводил к двум моментам: осознанию людьми своего общественного единства (всевозможные формы группового, коллективного, общественного сознания) и экономические, политические, бытовые, культурные и т.п. варианты функционирования общающихся людей "с целью всестороннего обеспечения потребностей" и достижения на этом основании более совершенной жизни.
В истории общественной жизни Тахтарев выделял несколько все усложняющихся форм "самодостаточности": относительно простейшие социальные структуры - племенные, кастовые, родовые, социальные устройства; и более сложные - общинно-территориальные, феодально-сословные и классовые. Ключом к социальным структурам, к тому или иному виду социальной дифференциации он считал то обстоятельство, что моменты "самодостаточности" реализуются в разных условиях неодинаково.
| "Первобытное общество (Опыт исследования развития ранних форм общественности на основании изучения быта австралийских племён)"1903,
"Очерк петербургского рабочего движения 90-х годов. По личным воспоминаниям" 1906, «Чем должна быть социология» 1911, «Современное государство» 1914, "Социология как наука о закономерности общественной жизни (Введение в общий курс социологии, чит. слушательницам и слушателям Психо-неврологического университета и Высших курсов П. Ф. Лесгафта)" 1916. и др.
| Богдан (Федор) Александрович Кистяковский (1868-1920)
Российский и украинский правовед, философ и социолог неокантианской ориентации.
| Социология на неокантианской платформе. Специфику общества Кистяковский видел в психологическом взаимодействии индивидов, а объектом социологии считал прежде всего те явления, которые возникают лишь в результате этого взаимодействия: общность чувств, желаний и другие проявления феномена коллективного сознания. Все эти явления - не простая комбинация, агрегат индивидуальных сознаний. Тут происходят качественные дополнения, этот-то "плюс" и составляет характерный признак общества как сложной системы. "Коллективный дух" - это фундамент, на котором основывается общественная жизнь с ее разделением на отдельных личностей, их сочетанием в сословия, классы,
| «Категория необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений» 1900, «Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем» 1902, «Право как социальное явление» 1911 и др.
| Вениамин Михайлович Хвостов (1868-1920)
Русский философ и социолог. Доктор римского права, ординарный профессор римского права Московского университета.
| Социология на неокантианской платформе. Общество и личность, утверждал Хвостов, взятые отдельно и противопоставленные друг другу, являются теоретическими абстракциями, взятые же в жизненном единстве, они есть реальность особого психо-материального ряда онтологических явлений, причем духовное в этом единстве играет решающую роль. Между материальным, стихийным и духовным, ценностным идет постоянная борьба, которая временно преодолевается созданием относительно устойчивой, стабильной социальной структуры и культуры того или иного общества. По линии материальной обусловленности социальная структура выступает как совокупность естественных общностей и групп - демографических, этнических, правовых, половых, расовых, территориальных и т.п., с появлением группового сознания возникают в ней новые, более значимые элементы - социальные организации и институты. В культуре, которую Хвостов считал особым "коллективным социальным феноменом", он выделял и специально анализировал идеи, изобретения, традиции, общественное мнение и интегральный принцип - "дух времени". Личность, по Хвостову, есть социокультурное образование, печать общества и культуры накладывается даже на такую физиологическую характеристику человека, как пол. В серии книг он обосновывал законность женской эмансипации, выступал против морали "двойного стандарта".
| "Теория исторического процесса" 1914, "Социология. Исторический очерк учений об обществе" 1917, "Классификация наук и место социологии в системе научного знания (1917), "Социальная связь" (1918), "Основы социологии" (1920) и др.
| Левада
Юрий Александрович
(1930-2006)
Советский и российский социолог и политолог. Доктор философских наук, профессор. Основатель и директор «Левада-Центра»
| Хотя социологическая концепция и катализируется определенным философским мировоззрением, она должна иметь собственный категориальный аппарат. Социология должна рассматривать общество в более специфических категориях и понятиях, нежели социальная философия, в понятиях соотносимых с эмпирически проверяемыми фактами, что обеспечивается развертыванием общесоциологической теории в частносоциологические.
Основные понятия общесоциологической теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип, как член конкретного общества и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их глубинной сущностной основе, но социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, не схватываемые эмпирически, поскольку представляют собой философские абстракции. Социальные отношения соотносятся не с эмпирическими данными, а имеют своей фактической основой конкретно-научные обобщения, развиваемые в частных науках, включая и социологию.
«Социология - это эмпирическая социальная дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии».
| "Лекции по социологии" (ч. 1-2, 1969), "Есть мнение!" (1990), "Советский простой человек" (1993, обе - совместно с коллективом авторов), "Статьи по социологии" (1993), «Ищем человека: социологические очерки» 2000—2005, «Проблема «элиты» в сегодняшней России», «Социальная природа религии» 1965 и др.
| Коган Лев Наумович (1923-1997)
Советский и российский учёный-социолог, исследователь культуры, один из основателей Уральской социологической школы. Доктор философских наук, профессор
| Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации. Культура пронизывает решительно все социальные отношения и является важнейшим компонентом любой человеческой деятельности. Социология культуры, как она сложилась после паузы, вслед за разгромом пролеткультовцев — вульгарных марксистов в культуре-ведении, возродилась в годы «хрущевской оттепели» преимущественно как изучение социальных институтов культуры в парадигме культурной коммуникации (кто производит культурный «продукт», по каким каналам он распространяется, как он воспринимается населением).
«Потребитель» культуры — субъект, не просто «реципиент» культурной коммуникации.
Культура — это «мир человека», созданный его социальной деятельностью. Это — специфический способ деятельности человека, его сверхприродного бытия. Культура — интегрированный социальный опыт, «социальная наследственность» человечества.
| "Русские революционеры-демократы о роли народных масс и личности в истории" (1949), «Труд и красота» 1962; «Художественный вкус»1963; «Человек, цивилизация, культура»1971; Очерки теории социалистической культуры 1972; Сов. социалистическая культура: итоги и перспективы 1979; Всестороннее развитие личности и культуры (Духовно-нравственные аспекты формирования нового человека) 1983; Цель и смысл жизни человека 1984; Духовное воспроизводство 1988; Человек и его судьба 1988; Зло 1992; Социология культуры 1992; Вечность 1994; Философия: серьезное и веселое 1996 и др.
| Яков Ильич Гилинский (р. 1934)
Советский и российский криминолог и социолог. Доктор юридических наук, профессор.
| Социология девиантного поведения и социального контроля. Ставился вопрос о необходимости рассмотрения различных нежелательных для общества нормонарушающих проявлений с позиции более общей социологической теории, поскольку отклоняющееся поведение есть именно социальный феномен, различные его виды имеют общий генезис и причины, находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и социальных условий. Отмечалось значение понимания и выбора критерия (точки отсчета) «отклонения», оценки и измерения его «величины», а также направленности.
Отклоняющееся поведение может быть как со знаком «минус» (негативное, отрицательное), так и со знаком «плюс» (позитивное — социальное, научное, техническое, художественное творчество).
Социология девиантности и социального контроля (девиантология) рассматривает различные виды девиантности (преступность, наркотизм, терроризм, коррупция, суицид, творчество и др.) как закономерные («нормальные») проявления функционирования общества. Нефункциональные виды человеческой деятельности элиминируются в процессе человеческой истории.
| «Отклоняющееся поведение - объект правового воздействия» 1973, «Преступность как социальное явление» 1978, Теоретические проблемы социологического исследования преступности и иных антиобщественных проявлений 1983, Военная девиантология 1994, Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса Российского общества 1995, Девиантное поведение молодежи, преступность и социальная практика 1996 и др.
| 20 Герберт
Спенсер(Spencer) -один из величайших английских мыслителей.
Спенсер родился в 1820 г. (27 апреля) в Дерби
| Институт. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Именно Герберт Спенсер ввел впервые в социологию понятие социального института.
Социальный институт — это механизм самоорганизации совместной жизни людей.
| Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.
У Спенсера выделено три вида эволюции: неорганическая,
Органическая и надорганическая.
У Спенсера важнейшее условие стабильности общества – социальное равновесие.
Спенсер является основоположником органической школы в социологии.
| Таким образом, в истории мировой социологии можно выделить несколько основных периодов:
1) «универсализм (1830-е – 1870-е гг.) – начальная фаза становления социологии как объективного знания об обществе и законах его развития, своеобразное подражание естественным наукам (физике, биологии т др.);
2) оформление национальных социологических школ (1880-е – 1920-е гг.);
3) «интернационализм» (1920-е – 1980-е гг.) - в условиях раскола международного сообщества на противоборствующие лагеря развернулись бескомпромиссные дискуссии между сторонниками разных теоретических парадигм (марксистов, неомарксистов, структуралистов и др.);
4) «глобализация» (1980-е гг. – настоящее время) – попытка объединить усилия социологов в исследовании вопросы, волнующих современное человечество, учитывая при этом имеющиеся расхождения во взглядах и подходах. |